COMTRANS – крупнейшая в России выставка коммерческих автомобилей.
Ведущие компании-производители продемонстрируют новинки грузовиков
и грузовых LCV, автобусов большого и малого классов, специальной автотехники,
прицепов и полуприцепов, запчастей и комплектующих.
Реклама. ООО «АйТиИМФ Экспо», ИНН 7708326524
Erid: F7NfYUJCUneLuWRzkAQs
На красноярских интернет-форумах полно охов-вздохов водителей, суть которых сводится к традиционному: «Дороги никто не убирает, ездить невозможно». Мы, признаться, и сами автовладельцы, поэтому о состоянии дорог знаем не понаслышке. И по утрам видим, что снег с проезжих частей убран. Да и днем, зачастую, встречаем комплекты снегоуборочной техники, занятых делом.
Но видим мы лишь верхушку айсберга. А вот как именно очищают наши дороги и какая техника задействована в этом процессе? За ответами на эти вопросы мы отправились в организацию, отвечающую за чистоту улиц.
В неприметное с виду здание на ул. 60 лет Октября попасть с улицы сложно. Машине преграждает путь шлагбаум. За ним — раздвижные железные ворота. Пешим путем тоже придется миновать КПП — совсем как на режимном объекте. Благо о нашем визите предупреждены и после кратких формальностей мы оказываемся внутри.
В диспетчерской МП «САТП» два оператора. Справа на стене висят два телевизора, на которые с компьютеров дублируются изображения со 120 камер городских интернет-провайдеров и данные о передвижении спецтехники. Все машины оснащены системой ГЛОНАСС, и данные о перемещении и использовании уборочного оборудования поступает к диспетчерам. Отлынивать от работы не получится. Да, собственно, никто и не старается.
Вакансии на предприятии открываются редко. Уходить отсюда по собственному желанию никто не желает: работа, конечно, не самая простая, зато платят хорошо и стабильно. Всё-таки предприятие государственное.
«У нас есть водители, которые работают с самого образования предприятия (с 1979 года, ― прим. редакции). Они и передают свои знания более молодым сотрудникам. О карьерном росте мы заботимся. К примеру, приходят к нам трактористы, работают. Мы смотрим, лучших отбираем и отправляем на дополнительное обучение, чтобы они уже водителями автогрейдеров работали», ― с гордостью говорит заместитель директора по эксплуатации МП «Специализированное автотранспортное предприятие (САТП)» Евгений Потылицин.
В Красноярске официально 837 км дорог с асфальтобетонным покрытием. И большую часть из них обслуживают сотрудники МП «САТП».
Технология уборки дорог уже давно стала классической. Обслуживанием дорог специалисты заняты в основном в ночное время. Точнее с 21:00 на дороги выезжают десятки КДМ, обрабатывающих проезжие части песчано-солевой смесью. Затем эти же машины отвалами формируют снежные валы, которые потом с помощью лаповых снегопогрузчиков загружают в самосвалы и отправляют на специально отведенные полигоны. Работа кипит до 8 утра. В первую очередь убирают улицы с наиболее интенсивным движением, где в часы «пик» и днем уборочной технике оказываются не рады.
«Выехал посыпать дороги, горожане будут поддавливать ― всем вперёд надо. И тут же будут жаловаться на гололёд. У КДМ разброс песчано-солевой смеси до 10 метров в каждую сторону. Дайте вы проехать технике спокойно, подсыпать перед вами дорогу. Потеряете 5 минут, зато по хорошей дороге будете двигаться. Но нет же, все прорываются мимо. А у водителя какой выход? Машины же не будешь бить струёй песка ― побегут в суд, что испортили краску на дверях», ― вздыхает Евгений Викторович.
Про технологии, используемые в других странах в МП «САТП» знают. Но, говорят, не приживутся у нас мобильные снегоплавильни как в Канаде.
«Та же снегоплавильня ― это затратная вещь. Тут ещё надо и ливневые канализации иметь, и грязеуловители. Да и на такой большой город одну единицу же не поставишь. К тому же, эффективность её несоизмерима с затраченным временем. Пока под ней снег растает, наши 8-10 самосвалов уже вывезут гораздо большее количество снега», ― аргументирует Евгений Потылицин.
Можно было бы попробовать перенять практику скандинавских стран, где снег посыпают гранитной крошкой и укатывают. Или же разбрасывают ровным слоем гравий и поливают водой.
«Гравий весной нужно будет убирать. Представьте, какие усилия нужны для его уборки, обработки и складирования (если будет повторное использование). А мобильные снегоплавильни также опасны, как жидкие противогололедные реагенты, которые в Сибири не прижились из-за высокой аварийности на дорогах», ― уверяет руководитель отдела маркетинга ООО «Торговая Компания «КОММАШ – ГРАЗ» (производителя спецтехники) Елена Хаханина.
Поэтому в Красноярске снег продолжают убирать по старинке. Это и быстрее, и дешевле. Правда, более совершенные технологии периодически тестируют.
«Применение технологии очистки дорог сетчатыми ножами позволяет соблюсти требования ГИБДД, а также значительно снизить расходы, связанные с растратой фрикционных материалов на обработки дорог. Мало того, экономичный эффект наблюдается за счёт существенного снижения расхода топлива на машине, оборудованной сетчатыми ножами», ― рассказывает исполнительный директор ООО «Автогрейдер-СТЗ» Федор Сысоев.
«Мы ставили на грейдеры перфорированные ножи. Они неплохо справляются со своей задачей. Однако закупать новые мы не стали. Те ножи, что стоят на грейдерах с завода, хорошо снег убирают», ― вспоминает Евгений Потылицин.
Для уборки тротуаров в основном используют мини-погрузчики Bobcat с различным навесным оборудованием. На территории предприятия оно повсюду. Здесь и шнекороторные машины, ковши, ледоскалыватели, КУН, щётки для подметания. Используют и ручной труд. Бригады с лопатами, метлами и ломами погружают в микроавтобус и привозят на место уборки, где невозможно использовать технику.
«Людей в штате хватает, но когда начинается снегопад, идут звонки шквалом, охота было бы больше рук иметь. Но на данный момент у нас оптимальное количество людей», ― делится заместитель начальника по эксплуатации.
Мы выходим на улицу, где фронтальный погрузчик поднимает огромные мешки. Издалека его работа чем-то напоминает игру в «Тетрис».
«Это соль техническая. А чуть дальше у нас и песок есть. Мы их смешиваем», ― объясняет Евгений Потылицин.
И действительно, на большой пескобазе трудится бульдозер, разрыхляя песок для дальнейшего использования.
По пути замечаем три колонки АЗС, произведённые еще при СССР. Евгений Викторович говорит, что их давно не используют: «Нерентабельно это. Надо свой бензовоз иметь, разрешения оформлять периодически, обслуживанием заниматься. Поэтому на КНП техника заправляется».
На большой площадке стоят несколько комбинированных дорожных машин, автогрейдеров, снегоуборочных машин и самосвалов.
«Это техника для летней уборки, которая на консервации находится. Подметальные машины, илососы и т. д. Машины для уборки в зимнее время сейчас работают на улицах. Для этих целей у нас в автопарке находится 139 единиц техники, плюс имеются договоры на привлечённую технику, на случай обильных снегопадов», ― говорит наш экскурсовод.
В ангарах днём тоже стоит техника. В основном, на базе стареньких КамАЗов, но встречаются и ЗиЛы образца 1990-х. Обновляют автопарк снегоуборочных машин нечасто. Бюджет города не может позволить закупки многомиллионной техники. Последнее пополнение было в 2012 году. Тогда на предприятии появились 8 новых КДМ на базе КамАЗ-53605 с оборудованием итальянской Giletta. В «САТП» на них нарадоваться не могут. Бункер для песчано-соленой смеси сверху закрыт от осадков, водитель может не выходя из кабины на электронном планшете настроить плотность распределения пескосоли от 5 гр до 350 гр на квадратный метр. Да и хватает ёмкости одного бункера на подсыпку до 240 км дорог. По сравнению с работоспособностью старых КДМ — небо и земля.
Гордятся на предприятии и относительно новыми лаповыми снегоуборочниками производства «Дормаш» и «Амкодор». На тех моделях, что использовались несколько лет назад, транспортер был коротким. Самосвалы могли подъехать для погрузки только задним ходом. У тех же СнП-17, широко эксплуатируемых сейчас, база транспортера длиннее и загрузка происходит над кабиной. Таким образом, комплекту уборочной техники не нужно ехать по полосам «против шерсти». По словам Евгения Викторовича, у этих снегопогрузчиков и скорость подачи хорошая и в обслуживании они просты.
А вот отечественные подметально-уборочные коммунальные машины ЗиК МК-1500 специалистов разочаровали.
«Хотели скопировать с немецких CityCat, но неудачно вышло. Допустим, загружаешь ей полный бункер, и машина очень тяжёлой становится. Если CityCat тормозит двигателем, то у наших вся нагрузка на колодки. А они почти как на «Жигулях», и их часто обрывает. Такую массу остановить невозможно. К тому же наши машины цельные и длинные. Германские сочлененные, задняя часть с бункером поворачивает отдельно от кабины. Меньше радиус поворота и нагрузка не такая, а наши… Не очень они, ― сетует Евгений Потылицин. – Потребность в обновлении есть. На предприятии износ автопарка 81%. Но технику мы бережём, стараемся за ней ухаживать. К этой зиме мы 7 комбинированных дорожных машин полностью отреставрировали своими силами. Выглядят как новые теперь».
Тем не менее, у любой машины есть свой ресурс. Не говоря уж о навесном оборудовании. И полностью отказаться от использования старой техники не получится.
«Машины уже за 2-3 сезона существенно изнашиваются, теряют внешний вид. Многие предприятия в России сегодня используют технику по 8-10 лет. Полное оснащение автопарка предприятия по уборке ― дело затратное. Всё зависит от комплектации машины. В среднем, одна машина стоит от 3,5 до 4 млн рублей. Соответственно, обновление автопарка из 300 единиц перевалит за 1 млрд рублей», ― подсчитывает Елена Хаханина.
«В рамках подготовки к прохождению осенне-зимнего периода парк техники должен обновляться раз в год, что собственно и происходит в регионе благодаря программам субсидирования, кредитования и другим финансовым инструментам. Хотя должен заметить, что объёмы закупок ещё далеки от реальных потребностей организаций по обслуживанию дорог и прилегающих территорий. Если исходить из стоимости техники МТЗ-Гарант, то парк в 300 машин обойдётся в среднем от 400-500 млн рублей. При этом стоит учесть, что данная техника производится в Российской Федерации, в отличии от громоздких снегоплавильных заводов иностранного производства», ― говорит продукт-менеджер направления по продаже спецтехники ЗАО «Белагро Бел» Владислав Рыбалко.
Тем не менее, в МП «САТП» говорят, что даже и со старой техникой в этом сезоне справятся со своими обязанностями. Что-то подремонтируют, что-то подлатают.
«Главное, чистота уборки улиц, чтобы проезжая часть была доступна для движения автотранспорта. Каждый сотрудник знает, что ему делать. Работа интересная, еще бы с пониманием все относились», ― улыбается Евгений Потылицин.
Федор Сысоев, исполнительный директор ООО «Автогрейдер-СТЗ»
«Российские дорожники в последнее время стали всё более активно перенимать опыт своих скандинавский коллег, которые содержат трассы с интенсивностью движения менее 1 000 машин в сутки под снежным накатом. Уход за таким покрытием осуществлять проще и дешевле, и дорога под снежной коркой остается сухой. Снежный покров на дороге позволяет увеличить срок службы асфальтобетонного покрытия за счёт обеспечения теплоизоляции и сокращения количества переходов через ноль (именно такие температурные колебания особенно разрушительны и опасны для дорог). Ещё один плюс — отсутствие влияния реагентов, что позволяет дорожному полотну служить намного дольше и не разъедает шины автомобилистов. Содержание дорог «в накате» позволит во многом снизить затраты на восстановление асфальтобетонного покрытия, а также продлит срок его службы. Только зимнее содержание 1 км магистрали под УСП на 43,9% дешевле, чем содержание 1 км дороги по традиционной технологии с очищенным асфальтобетонным покрытием.
Анализ опыта скандинавских стран показывает, что грунтовые и асфальтовые дороги, содержащиеся под снежным накатом, оптимально очищать и профилировать специальными сетчатыми ножами, которые после прохода оставляют «бороздки», заполняемые в дальнейшем средствами для обработки дорог — песком, гранитной крошкой и т. д. Нож с перфорацией (сетчатый нож) легко «взрезает» любую уплотненную, ледяную поверхность за счёт прерывистой режущей кромки. Оставляемые на дорожном полотне бороздки после прохода таким ножом эффективно удерживают автотранспортные средства и без обработки противоскользящими материалами.
Дополнительная обработка гранитной крошкой требуется только на опасных участках дороги (через мосты, дороги, оснащенные опасными поворотами, и т. д.). Гранитная крошка, которой обрабатывается дорога, практически не уносится из рабочей зоны за счет «бороздок», оставляемых сетчатыми ножами».
Владислав Рыбалко, продукт-менеджер направления по продаже спецтехники ЗАО «Белагро Бел»:
«В этом году мы предложили новую снегоуборочную технику на базе тракторов «Беларус». Предлагаемое нами шнекороторное оборудование идеально вписывается в современные реалии рынка уборочной техники. Основная особенность этого оборудования в том, что оно не требует установки ГХУ (гидроходоуменьшителя). Ещё одна особенность — это быстрый монтаж и демонтаж оборудования, всего 5 минут и оборудование готово к работе. Высота убираемого покрова снега от 1 до 2 метров, при этом дальность отброса снега достигает 25 метров.
Данная техника не требует каких-то особых условий работы и сервисного обслуживания. К тому же, отсутствуют проблемы с запчастями и гарантийным ремонтом, если таковой понадобится, хотя, как показывает практика — техника работает без сбоев весь период эксплуатации».
Елена Хаханина, руководитель отдела маркетинга ООО «Торговая Компания «КОММАШ-ГРАЗ»:
«Коммерческие организации рассматривают и новые виды уборочной техники, в том числе импортную. Однако надежды на усиленную эксплуатацию не всегда бывают оправданны, так как некоторые модели не предназначены к работе при значительных низких температурах. Именно поэтому выбор техники отечественного или зарубежного производителя происходит после долгого скрупулезного сравнения характеристик машин.
А муниципальные предприятия предпочитают классические модели оборудования. Они высоко заменяемы по запчастям, не требуют больших усилий по обучению механиков, водителей. Кроме того, в парках, зачастую, есть своя ремонтная база, которая позволяет в короткий срок привести машину в рабочее состояние.
Мы сейчас предлагаем КДМ с автоматическим управлением ширины и плотности посыпки ПГМ, а также с возможностью управления навесным оборудованием из кабины водителя. Все заданные настройки не зависят от скорости движения автомобиля. Также ультра-городские КДМ на шасси «ГАЗон Next». Благодаря своим компактным размерам, позволяют производить уборку дорог и барьерных ограждений на узких улицах, парках и скверах, придворовых территориях».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: