«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Российские дороги давно стали героями анекдотов. Логичен вопрос: где источник первой российской беды? Есть мнение, что во всем виноват климат. Но сравнение с финскими или канадскими дорогами говорит о том, что дело все-таки в том, как эти дороги строят, а точнее, в том, что застройщики делаю не так. Какие нарушения допускают красноярские дорожники? Каковы могут быть последствия? Почему застройщики продолжают отступать от существующих нормативов? За ответами на эти и другие вопросы мы обратились к начальнику отдела надзора за строительством дорог и промышленных объектов Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Игорю Гетману.
— С какими нарушениями, допускаемыми при строительстве и реконструкции дорог, инспекторам отдела ДПО Службы приходится сталкиваться чаще всего?
— Есть некоторые «типовые виды нарушений», то есть нарушения, которые мы выявляем практически каждый год при осуществлении государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией автомобильных дорог и транспортных развязок на объектах города и края. К таковым относятся, например, нарушения, допускаемые в процессе установки бортового камня. Нередко мы сталкиваемся с тем, что вместо создания бетонной обоймы застройщик просто набросал бетонную смесь. Когда на такую конструкцию наедет транспорт, бортовой камень не выдержит нагрузки и просто отойдет от покрытия. Еще одно распространенное нарушение ― укладка асфальтового покрытия при отрицательной температуре и на неподготовленное основание. В результате влага, попавшая в поры и трещины нового покрытия, превращается в лед, объем замерзшей воды увеличивается, и покрытие разрушается изнутри. Естественно, что установленный эксплуатационный срок службы такое асфальтовое покрытие не прослужит.
Кроме того, перед укладкой асфальтового покрытия земляное полотно необходимо утрамбовывать, а переувлажненный грунт ― осушать. Подробные требования прописаны в соответствующих строительных нормах и правилах. Если земляное полотно под дорожной одеждой утрамбовано недостаточно, это приведет к образованию трещин в готовом покрытии, если же уложить асфальтобетонную смесь на переувлажненное основание, возможны дальнейшие просадки дорожной одежды. Такие нарушения также встречается достаточно часто. Помимо этого инспекторы Службы сталкиваются с нарушениями технологических процессов при устройстве конструктивных слоев асфальтовых дорожных покрытий, таких как неполная обработка вяжущими материалами нижележащих слоев дорожных покрытий при устройстве вышележащих слоев, либо полное отсутствие такой обработки.
Статистика отдела ДПО показывает, что 60% нарушений, допускаемых при строительстве или реконструкции дорог, ― это отклонения от утвержденной и прошедшей экспертизу проектной документации, 20% ― нарушения по качеству строительных работ и столько же ― несвоевременное ведение исполнительно-технической документации по объекту или полное отсутствие таковой.
— Как вы считаете, почему застройщики допускают нарушения? Тем более, что многие из них повторяются из года в год?
— Очень часто организации, осуществляющие строительство (либо реконструкцию) автомобильных дорог, допускают нарушения, пытаясь экономить и зарабатывать на этом. В настоящее время застройщиков бюджетных объектов законодательство жестко связало контрактами и системой «тендеров» (аукционов). В контрактах четко прописаны сроки выполнения тех или иных работ, срыв сроков грозит неустойкой в адрес застройщика или заказчика. В тендерах нередко выигрывают те организации, которые установили минимальный порог суммы, выставленной за выполнение работ по указанному в лоте объекту. И в итоге мы получаем подрядчика, который пытается уложиться в рамках суммы, установленной проведенным «тендером», хочет выполнить работы в рамках сроков контракта, да еще и заработать тем или иным способом.
Также, желая сэкономить, некоторые подрядные организации нанимают неквалифицированную рабочую силу. Иногда такие «специалисты» не имеют даже разрешений на нахождение на территории Российской Федерации, не говоря уже о строительном опыте. Таких историй в нашем регионе, да и во всей стране, немало.
Но бывает и так, что опытный, хорошо зарекомендовавший себя застройщик допускает нарушение из списка тех, о которых я рассказывал выше. К примеру, организация МКУ г. Красноярска «УКС», которая является заказчиком на всех поднадзорных отделу ДПО Службы красноярских объектах строительства (реконструкции) автомобильных дорог, иногда не успевает уследить за подрядной организацией, выполняющей работы на том или ином объекте, и в итоге допускается нарушение, которое не раз озвучивалось и выдавалось отделом в предписаниях, но по другим объектам.
— Изменяется ли со временем количество выявленных нарушений?
— По сравнению с прошлым годом количество нарушений заметно сократилось ― во всяком случае, на подконтрольной отделу территории. В настоящее время отдел осуществляет государственный строительный надзор по 13-ти объектам строительства (реконструкции) автомобильных дорог и транспортных развязок. 8 из них находятся в г. Красноярске, 5 ― в Центральной группе районов края.
С начала 2015 года отделом ДПО составлено всего 3 административных протокола на должностных лиц, все по ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ (нарушения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов). В 2014-м по той же статье административные протоколы составлялись 7 раз. Также в 2014 году было выявлено 2 случая ведения строительно-монтажных работ по реконструкции автомобильных дорог без разрешения на строительство ― оба в Центральной группе районов. Тогда как в 2015 году, таких фактов отделом ДПО Службы не установлено.
— В какие сроки застройщики обязаны устранить выявленные нарушения?
— Это зависит от характера нарушений. Если оно не влияет на характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, то сроки могут варьироваться от 2 недель до 2 месяцев ― это согласуется с застройщиком. Если же эти характеристики затрагиваются, то необходимо повторное прохождение экспертизы проектной документации. Здесь сроки регламентированы ст. 49 Градостроительного кодекса РФ и составляют не менее 60 дней. К слову, с января 2015 и по настоящее время отдел выявил всего два факта таких нарушений, напрямую влияющих на характеристики надежности и безопасности автомобильных дорог и сооружений, тогда как в 2014-м их было выявлено порядка шести.
Если же в указанный срок нарушение не устраняется, то Кодексом об административных правонарушениях предусматривается наказание в виде штрафных санкций. Должностные лица могут потерять от 5 000 до 10 000 рублей, а юридические ― от 50 000 до 100 000 (ч.6 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа строительного надзора). В нашей практике такие случаи были: в прошлом году инспекторы отдела несколько раз составляли административные производства по данной части.
— Можно ли говорить о сезонности допускаемых нарушений?
— Да, такая закономерность существует. Количество выявленных отделом ДПО нарушений по поднадзорным объектам автомобильной инфраструктуры снижается в осенне-зимний период ― примерно с октября по апрель. В соответствии со строительными нормами, укладку асфальтобетонной смеси следует выполнять осенью при температуре не ниже +10 °C, весной при температуре не ниже +5 °C. При отрицательной температуре наружного воздуха осуществлять укладку асфальтобетонной смеси нельзя, возможно лишь выполнять работы по устройству нижележащих рабочих слоев, а также подготовительные работы.
Тем не менее, в настоящее время практикуется применение добавок в асфальтобетонные смеси. Это минеральные порошки, способные изменить условия укладки смеси. Решение об их использовании принимает застройщик, но для этого ему придется получить согласование от испытательной лаборатории, осуществляющей подтверждение качества асфальтобетонной смеси на конкретном объекте и проектной организации, осуществляющей разработку проектной документации данного объекта (или авторский надзор по объекту).
Таким образом, примерно с октября по апрель интенсивность строительных работ по возведению автомобильных дорог и транспортных развязок снижается и как следствие снижается количество выявленных отделом нарушений, а в весенне-летний период подрядные организации нагоняют темпы, что порой отрицательно сказывается на качестве выполняемых работ.
— Какие инструменты используют инспекторы Отдела надзора за строительством дорог и промышленных объектов Службы во время проверок? Или же нарушения при дорожном строительстве видны невооруженным взглядом?
— Набор измерительного инструмента инспектора довольно прост. Это рейка дорожная универсальная КП, с помощью которой можно измерить ровность дорожного покрытия, термометр ― для измерения и подтверждения температуры асфальтобетонной смеси в момент укладки, дорожное колесо КД-190 помогает измерить и подтвердить расстояние. Большинство же нарушений (либо отклонений от проектной документации), допускаемых при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и транспортных развязок, удается выявить просто визуально по внешнему виду.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: