2022 год неумолимо подходит к концу, а значит, можно подводить промежуточные итоги. Как держит удары судьбы российский авторынок? В каком сегменте в этом году продажи просели больше всего? Поджимают ли китайские производители техники? Эксперты отрасли и профессиональные продавцы ответили на все эти вопросы на конференции «Высшая передача», организованной «Авито Авто».
«После 24 февраля произошли события, которые повлияли и влияют на любые рынки, в том числе рынки коммерческой и специальной техники. Есть такое ощущение, что большая часть этих трендов останется с нами и в 2023 году, по крайней мере, в первой его половине», — начала своё выступление директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи.
О каких же «трендах» эксперт вела речь? Г-жа Арабаджи назвала ключевые проблемы, с которыми отрасли пришлось столкнуться в этом году. Как отметила спикер, это довольно известная информация, поэтому она больше предназначалась для тех, кто по каким-то причинам «забыл, что у нас происходит». Кратко повторимся и мы.
Главное изменение рынка — остановка большинства производств иностранной техники, которые находились в России. Директор НАПИ с сожалением отметила закрытие «хороших проектов»: Volvo, Mercedes-Benz, Mitsubishi Fuso, MAN, Scania.
Вместе с поставками транспорта из-за рубежа прекратились и поставки многих комплектующих, что неизбежно привело к сокращению выпуска отечественного транспорта из-за нехватки компонентов. Технологическое партнёрство кануло в Лету, теперь взаимодействовать приходится только с Беларусью и Китаем.
Но даже Китай не всегда выручает. Отдельно г-жа Арабаджи отметила Weichai, производителя двигателей из Поднебесной, который приостановил сотрудничество с «КамАЗом» по газомоторной технике.
Ещё одно вытекающее последствие для российских машиностроителей — сборка более простых, неэкологичных моделей техники, например с двигателями экологического стандарта «Евро 2».
«В связи с дефицитом техники, падением курса рубля в первой половине года у нас резко росли цена на новую и подержанную технику», — обозначила ещё одну тенденцию г-жа Арабаджи.
Другое важное заявление: параллельный импорт не оказался панацеей для российского рынка коммерческой техники, как, возможно, того ожидали.
«Все рассчитывают на параллельный импорт. В легковом сегменте последние месяц-полтора он пошёл, дилеры активно заявляют о том, что продают технику, но в сегменте грузовой, специальной техники всё сложнее. Многим нужны индивидуальные грузовики по конкретным требованиям, которые не так просто найти на рынке и привезти. Пока мы не видим особых успехов в параллельном ввозе новой техники», — поделилась директор НАПИ.
Нестабильное положение рынка, рост цен, нехватка комплектующих — ничего удивительного, что автовладельцы не спешат расставаться со старой техникой, предпочитая придержать её до лучших времён. Но и новую технику на продажу, получается, особенно брать неоткуда.
По данным НАПИ, на 1 июля 2022 года российский парк грузовиков распределился по возрастам следующим образом: 53,1% — техника старше 20 лет, 10,2% — от 16 до 20 лет, 13,8% — от 11 до 15 лет, 8,8% — от 8 до 10 лет, 7,2% — от 4 до 7 лет и всего 6,9% — от 0 до 3 лет. Видим, что «старичков» в парке больше половины, тогда как на максимум 3-летний «молодняк» пришлось даже меньше 7%.
Директор НАПИ поделилась и данными по количеству техники в зависимости от типа кузова. Больше всего на начало июля в стране насчитывалось самосвалов (910,7 тыс.), седельных тягачей (719,3 тыс.), бортовых или тентованных грузовиков (616,7 тыс.). Замыкают топ-12 грузовики для перевозки труб/леса (17,7 тыс.) и грузовики для работы с природными ресурсами (10,6 тыс.).
Лидерство среди брендов грузовиков в российском автопарке на 1 июля удерживал «КамАЗ». Его доля составляла 27,5% с 1 042,7 тыс. единиц техники. «Серебро» занимает «ГАЗ» — 822,8 тыс. грузовиков (21,7%). На третьем месте среди брендов — «ЗИЛ», чьи машины прекратили собирать ещё в 2016 году. Однако по стране ещё насчитывается целых 442,1 тыс. грузовых машин этой марки.
На 4 и 5 местах расположены «МАЗ» и «Урал»: 305,6 тыс. и 182,9 тыс. штук соответственно. Среди «иностранцев» лидирует Volvo, но его доля чуть больше 3% — 120,2 тыс. машин. Другие зарубежные бренды в парке — MAN, Scania, Mercedes-Benz, Isuzu, Hyundai, DAF, Iveco и Hino, замыкающий топ-15 (41,1 тыс. грузовиков). Всего отечественный парк грузовой техники насчитывает почти 3 млн 800 тыс. грузовых авто.
За 9 месяцев 2022 года в России было продано 152, 1 тыс. подержанных грузовиков, почти в 2,6 раза больше, чем новых, которых продали 58,9 тыс. штук. Цены на новые грузовики выросли на 20,6%, а на подержанные ещё значительнее — на 51%.
Г-жа Арабаджи отметила, что цены на б/у грузовые авто в III квартале 2022 года стали падать по сравнению со II кварталом. Однако это происходит «не из-за реального снижения цен, а потому что вымываются предложения свежей и хорошей подержанной техники».
С января по сентябрь 2022 года в РФ чаще всего покупали «КамАЗы». Хотя доля производителя на рынке увеличилась до 38,8%, продажи по сравнению с прошлым годом сократились на 6,5% (всего 22 858 штук). Вроде бы этот показатель должен успокаивать, ведь треть рынка занята отечественным производителем, однако Китай идёт вслед семимильными шагами.
Фантастический прирост в 277,2% показал китайский Shacman. За 9 месяцев в стране купили 6 126 грузовиков против 1 624 машин в 2021 году. И вот бренд уже занимает десятую часть рынка. Хотя дальше в рейтинге продаж идут «ГАЗ» (4 137 единиц, -43,7%), «Урал» (4 117 единиц, +23,6%) и «МАЗ» (3 083 единицы, -23,3%), их результаты впечатляют не так, как показатели следующих трёх производителей.
Друг за другом с 6 по 8 строчку рейтинга идут машиностроители из Поднебесной. Показатели их продаж следующие: Howo — 2 444 штуки (+132,5%), FAW — 2 292 штуки (+90,5%), JAC – 1 727 штук (+172,4%).
Среди других иностранных брендов можно отметить снижение продаж Scania на 78,1% (1 151 грузовик) и Mercedes-Benz на 68,1% (1 037 грузовиков). Такое перераспределение рынка понятно: новая европейской техника в РФ не поступает, поэтому продавцы распродают остатки былой роскоши.
«Если посмотреть на результаты 9 месяцев, вроде бы тут не такие большие подвижки у Китая — доля выросла с 7,5 до почти 25%. То есть четверть всех грузовиков, проданных за 9 месяцев, — китайские. Но если сравнить январь и сентябрь, то это ещё интереснее. Мы видим, что в сентябре по сравнению с январём доля российских грузовиков снизилась на 10%, а доля Китая выросла на 32%. Китай начал теснить российские бренды. Самосвалы — это был традиционно сегмент «КамАЗа». Сейчас первое место в сегменте занимает Китай — 54,3%. Показательно, что даже в сегменте тягачей Китай вышел в этом году на 3 место с долей 13%. Китай никогда практически в Россию тягачи не поставлял. Мы ожидаем, что в дальнейшем доля будет расти», — рассказала г-жа Арабаджи.
«КАМАЗу» в будущем придётся потесниться. Но пока по результатам продаж 9 месяцев производитель удерживает лидерство среди популярных моделей. Чаще всего в стране покупали КамАЗ 43118 (6 070 штук) и 65115 (5 601 штука). На третьем месте модель «ГАЗон Next», чьи продажи упали на 46,7% (4 894 штуки).
Быстро набирающий темпы Shacman занял 4 и 5 строчки рейтинга с моделями SX3258 (2 570 штук) и SX3318 (2 506 штук).
За счёт такого активного продвижения производителей из Поднебесной на российский рынок даже изменилась статистика по дилерским и сервисным центрам за IV квартал 2022 года. Их число не сократилось, а наоборот выросло: + 54 дилерских центра и + 161 сервисный центр.
Сегмент прицепной техники обошёлся без таких резких скачков цен и продаж, вероятно, потому, что китайские производители пока не имеют к нему отношения. Так что по сравнению с рынком грузовой техники здесь относительное затишье.
Цены за 9 месяцев выросли не так сильно, как на грузовики. Новые прицепы подорожали на 15,6%, подержанные — на 20%. Продажи новых прицепов падали только в апреле и мае. Сентябрь 2022 года даже отметился ростом в 5,5%. Продажи подержанных грузовиков в этом месяце и вовсе увеличились на 15,6%. Да и производство прицепов за 9 месяцев незначительно, но выросло на 1%, в то время как выпуск грузовой техники сократился на 16,8%.
Что роднит российский парк грузовиков и прицепов, так это солидный возраст техники. На 1 июля 2022 года в стране числилось 45,3% прицепов старше 20 лет. Всего парк составляет 1 136,9 тыс. единиц техники. Среди них больше прицепов с бортовым (370,7 тыс.), самосвальным (174,7 тыс.) и тентованным (135,8 тыс.) типами кузова.
В этом году рынок подержанной прицепной техники почти в 2 раза превысил рынок новой техники. Всего за 9 месяцев в РФ продали 49,2 тыс. штук б/у прицепов и 25,2 тыс. штук новых.
Рейтинг самых продаваемых брендов подержанных прицепов распределился следующим образом: Schmitz (8 776 штук), Krone (5 535 штук), «СЗАП» (2 911 штук), «Тонар» (2 487 штук), «Нефаз» (2 403 штуки), Koegel (2 330 штук). И замыкает топ-15 «ТСП» — 365 штук.
По продажам новых прицепов картина несколько иная. Лидерство уверенно держит «Тонар», чьих прицепов купили 3 902 единицы. На 2 месте находится Schmitz (1 863 прицепа), на 3-м — «Нефаз» (1 310 прицепов), на 4-м — Grunwald (917 прицепов), на 5-м — Krone (892 прицепа). На последней, 15-й, строчке рейтинга расположился «Новтрак», реализовавший на рынке 408 прицепов.
Как отметила г-жа Арабаджи, агентствам доступны только лизинговые данные по сельскохозяйственной технике. Ключевые бренды сельхозтехники, названные экспертом, — «Беларус», RSM, «Кировец», John Deere и Massey Ferguson.
Их лизинг в 2022 году значительно сократился. Количество тракторов в договорах финансового лизинга, заключённых за 9 месяцев 2022 года, составило 6 тыс. штук. Это на 8,8% меньше, чем в 2021 году. Комбайны в лизинг брали ещё реже: 2,5 тыс. единиц против 3 тыс. единиц в прошлом году (-17,5%). Лизинг других видов сельхозтехники снизился на 9%.
В заключение своего выступления директор НАПИ подчеркнула, что компании продолжат работать не в лучших условиях. Дефицит новой коммерческой техники весьма вероятен, а продавать будут преимущественно отечественные и китайские машины.
Однако прогнозу г-жи Арабаджи противоречит выступление другого спикера. Менеджер по работе с клиентами «Авито Авто» Роман Александров рассказал, что к октябрю 2022 года количество объявлений в разделе «Грузовики и спецтехника» увеличилось на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эксперт также заявил, что потребители, возможно, ещё рано попрощались с зарубежной техникой.
«Мы в целом в динамике видим, и я обратную связь от рынка получаю, что логистические пути, параллельный импорт, серый импорт сейчас у нас активно развиваются. Учитывая общую динамику по постепенному росту количества контента, есть надежда на то, что часть брендов вернётся», — отметил г-н Александров.
Кто прав, конечно, станет известно со временем. Но пока в борьбу российских и китайских производителей в отсутствие других иностранных брендов, удалившихся с арены, верится больше.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: