Перспективы развития российского рынка коммерческого транспорта на газомоторном топливе

Перспективы развития российского рынка коммерческого транспорта на газомоторном топливе

Сегодня рынок газомоторного транспорта находится на взлёте после полуторагодовой паузы, которая была связана со структурными изменениями российской экономики. После 2022 года перестройка на другие рельсы поменяла расстановку сил между игроками, открыв новые логистические маршруты для газовых грузовых автомобилей. С уходом европейских производителей более активную позицию заняли производители транспорта из КНР. Рынок постепенно растёт, но остаётся довольно небольшим: счёт идёт на сотни, а не на тысячи машин.

Компания «Сторк» с маркой Dayun работает в сфере газомоторного транспорта с 2011 года, в 2013-м она одной из первых подписала договор с ООО «Газпром газомоторное топливо». Более 13 лет специалисты наблюдают, как шаг за шагом рынок газомоторной техники в России расширяется.

Тренды — 2024

Одной из проблем пока остаётся неравномерное распределение заправочной инфраструктуры. В европейской части страны сети АГНКС развиты, но стоит пересечь Урал, как ситуация кардинально меняется. Заправки встречаются редко, а покрытие сетью фрагментарно, что ограничивает географию использования газового транспорта.

Артура Солдаткин, исполнительный директор компании «Сторк»
Артура Солдаткин, исполнительный директор компании «Сторк»

Если КПГ-инфраструктура медленно, но верно развивалась и прежде, то с СПГ-заправками дело до сих пор обстояло неважно. Именно этот вызов и стал точкой роста для рынка в 2024 году: СПГ-инфраструктура формируется ускоренными темпами, открываются новые криоАЗС, строятся заводы по сжижению метана — потенциал использования автомобилей на таком топливе растёт.

Второе направление развития касается дистрибьюторов коммерческого транспорта в России, которые занимаются поставками, обслуживанием и ремонтом грузовых автомобилей из КНР. В конце 2023 года они задумались о расширении своих линеек и включении в них машин на газе. Ранее в основном спросом в России пользовались дизельные тягачи и самосвалы.

В-третьих, государство стало принимать меры, чтобы сделать эксплуатацию транспорта на газе более привлекательной для бизнеса. В последние годы действовало несколько государственных программ, которые значительно продвинули развитие этого сегмента. В 2024-м правительство решило увеличить поддержку компаний, которые переводят свой транспорт с бензина или дизеля на природный газ. Государство будет компенсировать больше затрат на такой переход: раньше субсидии покрывали 48% этих расходов, а теперь — 78%.

Это решение должно стимулировать ремоторизацию и сделать её более доступной для бизнеса и частных лиц.  Позаботились и о развитии газозаправочной инфраструктуры: в 2023 году финансирование на оборудование новых газовых заправок в регионах было увеличено более чем на 300 млн рублей.

Экологично и экономично

Метан в качестве экотоплива имеет несколько преимуществ. Во-первых, в выхлопных газах отсутствуют сера и тяжёлые металлы — основные загрязняющие вещества в выхлопах дизельных двигателей, особенно низких экологических классов. Кроме того, это хорошо для самого мотора — меньше нагар в системе, чище масло и масляные каналы, лучше сохраняется масляная плёнка на стенках цилиндров.

Что касается экономических факторов, переход на газ в грузовом автотранспорте — тема, щедро сдобренная как привлекательными обещаниями, так и суровой реальностью. Экономия на топливе — весомый аргумент: газомоторные машины могут быть на 60% дешевле в эксплуатации. Но при этом они дороже в приобретении, к тому же пробег на одной заправке меньше, чем на дизеле, а сети СПГ-заправок недостаточно развиты.

На самом деле газовый тягач Dayun становится выгоднее дизельного на пробеге от 100 тыс. км в год. Казалось бы, это не так уж много, но в реальных условиях не каждый владелец может обеспечить такой пробег. Перевозчики с нерегулярными маршрутами или с малым объёмом работ вряд ли смогут почувствовать экономическую выгоду от использования такой машины.

Несмотря на это, я убежден: мы на пороге больших изменений на рынке газовых грузовиков. Рынок тяжёлых дизельных автомобилей насыщен, к тому же около 2000 газовых КАМАЗов, выпущенных с государственной поддержкой, уже прошли около 500-600 тыс. км и требуют замены. Газовые Dayun уже зарекомендовали себя с положительной стороны и могут стать хорошей альтернативой выходящим из строя отечественным автомобилям. Dayun — классический тягач с колёсной формулой 4х2, механической коробкой передач и кабиной средней высоты, на российских дорогах ведёт себя предсказуемо.

Перспективы развития российского рынка коммерческого транспорта на газомоторном топливе

Говорят цифры

С одной стороны, Dayun дороже дизельного аналога на миллион рублей и тяжелее на 1-1,5 тонны. Сервис тоже «кусается»: межсервисный интервал меньше (30-60 тысяч км в зависимости от нагрузки), требуются дополнительные расходные материалы (свечи зажигания, коннекторы катушек зажигания, топливные фильтры). Но, с другой стороны, экономия на топливе может постепенно окупить дополнительные расходы.

Это зависит от условий эксплуатации и вида метана — стоимость километра пробега может варьироваться от 4,2 руб. при наличии собственной АГНКС до 14,7 руб. Эксперты в «Сторк» считают, что Dayun CGC 4250 в сравнении с дизельным аналогом позволяет существенно сэкономить на топливе даже с учётом стоимости обслуживания.

Наши клиенты из Тюмени привели такие данные: при перевозке 65 тонн груза по грейдированным дорогам расход газа составляет около 70 куб. м на 100 км, что в денежном эквиваленте равно 1582 руб. (с учётом цены на метан на заправочных станциях в среднем 22,60 руб./куб. на июль 2024 года). В то же время заправка дизельного тягача с таким же расходом в аналогичных условиях обошлась бы почти в три раза дороже — 4720 руб. на 100 км.

Другая компания-партнёр поставила рекорд по окупаемости машин, у них в парке несколько грузовиков Dayun, каждый из которых намотал миллион (!) км без серьёзных ремонтов. Особенностью их эксплуатации является то, что имеется постоянное плечо перевозок: каждый грузовик преодолевает 1300 км в сутки и заправляется газом себестоимостью 12 руб. за куб. м на собственной АГНКС.

Эксперты из уральской компании представили конкретные цифры: экономия на топливе при эксплуатации Dayun 6х4 по сравнению с дизельным аналогом при пробеге 1 млн км в особых условиях эксплуатации составит около 26,8 млн руб.

Что нас ждёт?

Уверен, что рынок газомоторной техники в России ждёт большое будущее.

В 2025 году планируется запустить транспортный коридор по маршруту Китай — Казахстан — Россия — Белоруссия, который будет покрыт сетью метановых заправок, также планируется покрыть СПГ-заправками трассу М4 и дорогу от Санкт-Петербурга до Владивостока, что значительно расширит географию присутствия газового транспорта.

Ведущую роль в грузовых перевозках, по моему мнению, будут играть газовые тягачи со значительным годовым пробегом — от 200 тыс. км, именно в этой нише они показывают огромную экономическую эффективность.

Такие автомобили применяются для доставки промышленных товаров, перевозки строительных материалов и оборудования, транспортировки сельскохозяйственной продукции и оборудования, они востребованы в столичных центрах, Москве и Санкт-Петербурге, а также в основных промышленных регионах, на Урале, в Западной Сибири, где осуществляется много строительных и сырьевых работ. Нужны газовые грузовики и в Ростовской области и Краснодарском крае, где развиты сельское хозяйство и логистика.

В сфере городских пассажирских перевозок лидерские позиции сохранятся за газовыми автобусами. Города тяготеют к переходу на газ уже с 2011 года. Думаю, и эта тенденция будет укрепляться.

В целом перспективы развития газового транспорта в России достаточно широки. Важно продолжать развивать инфраструктуру, увеличивать выбор газовой техники и методично снимать барьеры, которые мешают нам перейти на чистое и экономичное топливо.

Мнение Артура Солдаткина, исполнительного директора компании «Сторк»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

газовое топливо | газомоторная техника | грузовая техника | тягач
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Телеграм-канал iGrader Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: