МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ» - iGrader.ru
СуперМАЗ Фото: commons.wikimedia.org by Alexey8601 по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0

МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»

К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо было чем-то хвастаться и перед высоким начальством из ЦК КПСС. Так пришло время для третьего поколения.

Особенно болезненно работу на старых машинах воспринимали дальнобойщики. Седельный тягач МАЗ-515 уже не удовлетворял водителей по мощности. А про комфорт и говорить нечего. Те счастливчики, которым довелось поработать на поставляемых из братской Чехословакии Skoda 706 серии или LIAZ (Liberecke Automobilove Zavody) 110, уже не могли спокойно воспринимать поездки в кабине минского тягача.

МАЗ-500
МАЗ-500 был предшественником модели 6422. Фото: freepic.com

Главный конструктор предприятия Михаил Высоцкий и руководитель отдела перспективных разработок Иван Демидович решили создать принципиально новый автопоезд. Правда, во время проектирования новых моделей за основу брали всё тот же МАЗ-500. Экспериментировали с модернизацией много, особенно над кабиной. В 1973 году появилась угловатая, в отличие от закруглённой у 500-й серии, и со спальным местом. Параллельно создавали и дневную кабину для двухосных шасси. К сожалению, аэродинамические свойства, а точнее, их отсутствие, свели на нет все старания, поэтому работы продолжили.

К 1974 году разработали новую кабину с большим спальником на две персоны, ширина каждого составляла 70 см. Однако к 1977 году её пришлось приводить в соответствие европейским требованиям по размещению оптики на бампере. Тогда же появилось усовершенствованное трёхосное шасси с колёсной формулой 6х4. Кстати, именно за два ведущих задних моста со штампованными балками водители прозвали МАЗ-6422 «СуперМАЗом».

Опытный образец МАЗ-6422
Опытный образец МАЗ-6422. Фото: пресс-служба МАЗ

В 1978 году под кабиной появился 320-сильный турбованный ЯМЗ-238, работающий в паре с 8-ступенчатой МКПП с демультипликатором собственного производства МАЗ. Из других прорывных для того времени особенностей МАЗ-6422 получил стабилизаторы поперечной устойчивости, улучшенные мосты, трёхлистовые рессоры, сферические зеркала заднего вида, панорамное лобовое стекло с тремя «дворниками», новое рулевое колесо с регулируемой колонкой, тормозную систему с энергоаккумуляторами и датчиками давления для каждого контура, а также датчик спидометра.

Кстати, кабину можно было откинуть на 60 градусов, что на 10 больше, чем у предшественника. Для комфорта водителям предлагали в базовой комплектации крючки для одежды и сиденья с пружинной подвеской, подголовниками и подлокотниками. Даже кнопку активации клаксона перенесли на руль.

Всё это собирали не на главном конвейере, а в опытно-экспериментальном цехе. Собственно, до серийного производства дошло только в апреле 1984 года.

Для нового тягача разработали и трёхосный полуприцеп с индексом 9398. И тут выяснилось, что расход топлива гружёного автопоезда полной массой свыше 40 т был не слишком экономичным. Решение нашли довольно быстро, установив обтекатели.

В международной транспортной компании «СовТрансАвто» новый тягач пришёлся ко двору. Впоследствии МАЗ-6422 усовершенствовали, а в 1987 году в серийное производство запустили модель 64221 с 360-сильным мотором, увеличенной откидывающейся решёткой радиатора, сиденьем на пневмоподвеске, ведущими мостами гипоидного типа. В кабине появились холодильник и кондиционер. В 1989 году вышла модификация с ЯМЗ мощностью 425 л. с.

МАЗ-64221
МАЗ-64221 — более совершенный вариант. Фото: пресс-служба МАЗ

Конструкторы не уставали вносить изменения в востребованную модель. На свет появлялись машины с немецкими моторами и коробками передач, с рестайлингом и т. д. Их выпуск Минский автозавод завершил в 2010 году, заменив модель семейством 6430. Но до сих пор на территории постсоветского пространства ещё колесят белорусские 6422.

Да и купить эту модель труда не составляет. На начало апреля 2022 года предложения начинаются от 250 000 (правда, немного требуется приложить руки) до 2 000 000 рублей в отличном состоянии с полным «фаршем» для старта грузоперевозок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: