МАЗ-2000 «Перестройка»: амбициозный грузовик из будущего умирающей страны

Мы сегодня вам расскажем о разработке МАЗа из 1980-х годов. Там создали грузовик, который нынче можно сравнить с концептами Луиджи Колани.

В 1985 группа белорусских умельцев под началом главного конструктора Минского автозавода Михаила Высоцкого села за чертежи нового большегруза под названием МАЗ-2000 «Перестройка». Назван он, что логично, в честь происходящей в СССР вакханалии реформ и не только. В большей степени, такое название грузовику дали в честь его главной изюминки-модульности. Хотя будем откровенны, сама идея отделить кабину от шасси пришла к белорусским инженерам от концепт-кара Renault Virages VE-10.

МАЗ-2000 “Перестройка”: амбициозный грузовик из будущего умирающей страны

Грузовик состоял из трёх частей — кабины, грузового и тягового модулей. Секции можно было по разному комбинировать и дополнять. Допустим, для мощности вставить вместо оси дополнительный тяговый модуль, или прицепить еще одну грузовую платформу. И это в 1980-х.

Также модульность позволяла компоновать грузовик с любым количеством осей. «Перестройка» могла быть собрана так, что обладала полной массой до 88 тонн. Хотя базовый автопоезд весил 12 тонн при снаряжённой массе в 33 тонны. Модульный грузовой транспорт в те годы не был ещё распространен даже за рубежом, не то, что в СССР с его плановой экономикой. Очевидно МАЗ отдавал себе отчёт в том, что перспективный концепт грузовика можно будет позже экспортировать.

МАЗ-2000 “Перестройка”: амбициозный грузовик из будущего умирающей страны

Тем не менее, под капотом «Перестройки» трудился немецкий мотор MAN D2866 на 290 лошадиных сил, его планировали использовать и в серийном производстве. А коробка была уже «родная» от Минского автозавода на 12 ступеней. Машина развивала скорость до 120 километров в час. Уже тогда в «Перестройке» скорости переключали с помощью электрического джойстика. Грузовик имел колёсную формулу 6×2 либо 8×2, она зависит от модификации, коих было две. Габариты «Перестройки» составляли 14,9×2,5×4 м. При этом грузовая платформа обладала ёмкостью 83 кубометра, это несколько больше, чем у автопоездов таких габаритов.

Новый грузовой автомобиль МАЗ представили на парижском автосалоне 1988 года, там его удостоили золотой медали за выдающиеся технические решения. Внешне «Перестройка» напоминала настоящий грузовик из будущего. Машина обладала отличной аэродинамикой, и поэтому потребляла не так уж много топлива. Внутреннее убранство не уступало внешнему. 

МАЗ-2000 “Перестройка”: амбициозный грузовик из будущего умирающей страны

По отзывам катавшихся, находиться в кабине было очень комфортно. Панорамное стекло обеспечивало отличный обзор, крыша была высокой и не создавала эффект «хрущёвки», от жары спасал кондиционер, в минуты досуга можно было посмотреть телевизор, послушать музыку на магнитоле. Внутри можно было даже готовить, в кабине была электроплита и холодильник. Ну и технологический топ – у «Перестройки» была камера заднего вида. Да, в 1980-х был такой вот грузовик.

Однако не всё коту масленица, разумеется у машины были и свои недостатки. Первый был следствием конструкции – «Перестройка» была довольно громоздкой для узких пространств и движения по городу. Второй также следует из «новизны», что новое — то не дешёвое. Ну и конструкцию было сложно изготавливать. Но это, опять же, касается прототипов. Кто знает, чего можно было бы добиться с помощью оптимизации в дальней перспективе. 

МАЗ-2000 “Перестройка”: амбициозный грузовик из будущего умирающей страны

Однако так далеко загадывать не пришлось, после распада СССР финансирование МАЗа сократилось, да еще как. Разработку забросили, хотя Михаил Высоцкий планировал начало серийного производства на 1995 год. Сейчас единственный сохранившийся прототип грузовика МАЗ-2000 «Перестройка» находится на территории Минского автозавода на гранитном стенде среди цветов.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.