Как выбрать подъёмник для грузового автосервиса?

11.08.2020
Подъёмник для грузового автосервиса

Осмотровые канавы являются наиболее распространённым видом оборудования на станциях технического обслуживания и ремонта грузовых автомобилей, но в последнее время подъёмники, являющиеся более удобным и производительным видом оборудования, получают всё большее применение.

При кажущейся дешевизне строительства осмотровой канавы, по сравнению с приобретением подъёмника, построить правильную канаву, удобную и безопасную для работы, в соответствии со всеми СНиП, — дело довольно сложное и дорогостоящее. Строительство столь нагруженного сооружения требует тщательного проектирования и постоянного контроля на всех этапах строительства: земляных, арматурных, бетонных работах, установке опалубки, устройстве гидроизоляции и теплоизоляции.

 Подъёмник  для грузового автосервиса

На яму?..

Хотя стоимость строительства канавы немного ниже стоимости подъёмника, но для оснащения канавы требуется более дорогостоящее оборудование: для замены масла и удаления его из канавы, освещения, вентиляции, подачи сжатого воздуха и специальных канавных подъёмников. В результате канавы становятся сопоставимы по цене с подъёмниками. При ремонте подвески и тормозных систем требуется вывешивание колёс автомобиля, для этого канавы должны быть оборудованы специальными канавными подъёмниками П114Е-10, П114Е-10-1, П114Е-16, П114Е -16-1, передвигающимися по направляющим, закреплённым на стенке канавы или П114Е-10-2, П114Е-16-2, передвигающимися по полу канавы. Эти подъёмники имеют большой ход 750 мм, что позволяет менять рессоры, пневмоподушки, тормозные колодки, колёса, мосты, коробки, редукторы, двигатели на автобусах и так далее. Таким образом, только оборудованная канавными подъёмниками осмотровая канава становится полноценным рабочим местом для ремонта и обслуживания грузовых автомобилей.

Канава в автосервисе

Канава в ещё большей степени, чем стационарный подъёмник, требует тщательного планирования пространства цеха. Её строительство в значительной степени усложнит маневрирование грузового транспорта в цеху. Желательно размещать канаву у одной из стен, чтобы она не мешала проходу сотрудников автосервиса.

Расположение же канавы в центре помещения заставит сотрудников сервиса постоянно перешагивать через неё, что даже при использовании специальных трапов, предусмотренных нормативами, приведёт к повышению уровня травматизма.

Подъемник в автосервисе

Есть и ещё один нюанс, о котором не стоит забывать: осмотровая канава — это достаточно дорогое капитальное сооружение, и вкладываться в его постройку и оснащение стоит лишь в том случае, если сервис уверен, что будет работать в данном конкретном помещении ещё долгие годы. Иначе строить канаву невыгодно: её ведь невозьмёшь с собой при переезде, как подъёмник.

При работе в канавах основное рабочее место слесаря-ремонтника расположено ниже уровня пола, что значительно ухудшает его условия труда. При открывании ворот СТО тяжёлый, холодный воздух устремляется в канаву, на стенках канавы конденсируется влага, растаявший снег зимой тоже будет в канаве, плюс масло и другие технические жидкости, в общем, при любом раскладе, в канаве будет сыро, темно и холодно. Надо учитывать, что живые люди находятся в таких условиях всю рабочую смену, годами. К тому же, содержание канавы в чистоте сопряжено с дополнительными трудозатратами персонала и материальными расходами для предприятия.

…или на подъёмник?

Есть очень распространённое мнение о том, что обслуживание легковых автомобилей целесообразнее проводить на подъёмниках (масса поднимаемых транспортных средств невелика, и время, затрачиваемое на операции подъёма и спуска, незначительно), а обслуживание и ремонт грузовой и специальной техники, имеющей большой вес, лучше производить на канаве (тут уже легче, быстрее самому спуститься вниз, чем поднимать транспортное средство). Хотя со временем приходит понимание, что для того, чтобы поднять и легковой, и грузовой автомобиль, нужно нажать на кнопку или ручку гидрораспределителя с одинаковым усилием и держать её примерно одно и то же время, ну, может быть, на 30-40 секунд подольше.

Подъемник грузовой техники

Мощные, надёжные подъёмники сделают своё дело, а человеку спускаться в канаву одинаково трудно под легковой или грузовой автомобиль. Стоимость канавы и подъёмника примерно одинакова.

Большую часть времени электродвигатель подъёмника не работает, поэтому затраты на электроэнергию, при его работе всего 15-20 минут в смену, несопоставимы с доходами от повышения производительности труда, получаемыми при работе на подъёмнике.
Производительность труда при работе на подъёмнике будет как минимум в 2-3 раза выше, чем в канаве, потому что мастер, выполняющий ремонт в канаве, вынужден много раз подниматься на поверхность для того, чтобы взять инструмент, запчасти, ветошь, масло и так далее — все предусмотреть невозможно. Другое дело, если ремонт производится на подъёмнике — рабочее место слесаря-ремонтника с инструментальной тележкой находится на одном уровне с моторным, агрегатным цехами мастерской, складом запчастей, инструментальной кладовой, складом масел и смазок.

Есть ещё одно бесспорное преимущество подъёмников. Глубина канавы не регулируется, поэтому глубокая канава будет неудобна для низкорослых, а мелкая канава для высоких людей. На практике встречаются канавы от 1,2 до 1,6 метра. На подъёмнике можно менять высоту подъёма, создавая тем самым дополнительные удобства для работы.

Подъемник грузовой техники

Передвижные колонны не требуют монтажа, что является их бесспорным преимуществом. Но подъём автомобиля на передвижных колоннах производится под колёса, в то время как очень много работ при ремонте и ТО грузового автомобиля требует снятия колёс или разгрузки подвески, например, при ремонте колёсных тормозных механизмов или замене рессор и пневмоподушек. Чтобы вывесить колёса, нужно подставить под мосты автомобиля специальные стойки. Но на стойках будет невозможно изменять высоту подъёма автомобиля. Иногда это требуется. Если автомобиль вывешен на стойках слишком высоко или слишком низко, то будет неудобно производить те или иные работы. Для того, чтобы изменить высоту, нужно снова устанавливать колонны, поднять или опустить автомобиль, установить нужную высоту стоек, вновь опустить автомобиль на стойки. На передвижных колоннах можно менять масло, производить осмотр автомобиля снизу, ну может быть, поменять коробку или кардан. Снимать тяжёлые узлы и агрегаты на передвижных колоннах не рекомендуется, потому что при снятии узла или агрегата может произойти смещение центра тяжести автомобиля и потеря устойчивости.

Есть разница

Платформенные подъёмники лишены основных недостатков передвижных колонн, но они требуют монтажа. Подъём автомобиля начинается сразу, как только автомобиль окажется на подъёмнике, не нужно подгонять передвижные колонны под колёса или подземные колонны под оси автомобиля, это даёт существенную экономию времени. Получается, что платформенный подъёмник вы монтируете долго, но один раз, а колонны быстро, но каждый раз для подъёма каждого автомобиля. Для снятия колёс и ремонта колёсных тормозов на платформенном подъёмнике, также как передвижных колоннах, можно вывесить автомобиль на стойках или при помощи напольного подъёмника на специальных поддерживающих системах прямо на платформах подъёмника, но времени для этого потребуется значительно меньше. При этом в процессе ремонта можно будет менять высоту подъёма автомобиля относительно пола.

Подъемник грузовой техники

На платформенном подъёмнике можно снимать и ставить тяжёлые узлы и агрегаты, не опасаясь смешения центра тяжести и потери устойчивости автомобиля. Можно менять масло и другие технические жидкости. При этом снятые узлы и агрегаты, масло, слитое в маслоприёмник, будет на уровне пола, а не в канаве, из которой все это ещё нужно доставать. Системы маслоудаления для осмотровых канав довольно дороги.

Электромеханические платформенные подъёмники самые дешёвые, но винты и гайки на грузовых подъёмниках сильно нагружены и быстро изнашиваются, поэтому для ремонта грузовых автомобилей и автобусов, имеющих довольно большой вес, целесообразнее выбирать гидравлические подъёмники.

Гидравлические подъёмники, в свою очередь, могут быть ножничными или параллелограммными.

Подъемник грузовой техники

Ножничные подъёмники поднимаются вертикально, но ножничные механизмы, расположенные под платформами, затрудняют проход персонала сбоку, ограничивают пространство рабочей зоны.

Инструментальная тележка, трансмиссионная стойка, напольный подъёмник, ёмкость для сбора или раздачи масла — всё это располагается в основном проходе. При работе на ножничном подъёмнике слесарь-ремонтник вынужден входить в рабочую зону только с торцов подъёмника, в результате, теряется время, падает производительность.

Параллелограммные гидравлические подъёмники лишены этого недостатка, их конструкция позволяет обеспечить максимально удобный доступ к автомобилю с необычайной свободой перемещения персонала и оборудования, можно сбоку провести инструментальную тележку, трансмиссионную стойку, напольный подъёмник, ёмкость для сбора или раздачи масла.

С функциональной точки зрения параллелограммный платформенный гидравлический подъёмник — самое оптимальное решение. На нём можно проводить все виды ремонтных работ и технического обслуживания, выполняемые на канавах, передвижных или подземных колоннах, на электромеханических платформенных подъёмниках.

Параллелограммные подъёмники не имеют скользящих ползунов в своей конструкции, как на ножничных подъёмниках, что делает их более надёжными и долговечными. В настоящее время работают подъёмники данной конструкции со сроком эксплуатации более 40 лет. Перемещение вверх-вниз параллелограммных подъёмников происходит за счёт поворота стальных пальцев в полиамидных втулках.

Во время подъёма платформы подъёмника движутся вверх, описывая окружность и смещаются в сторону заездов и останавливаются над ними, благодаря чему общая длина подъёмника в поднятом состоянии становится меньше, в результате параллелограммный подъёмник занимает меньше места, чем ножничный.

Особенности

Благодаря гидравлической синхронизации на новой модели подъёмников Челябинского завода автосервисного оборудования удалось убрать поперечные балки между правой и левой платформами, мешающие перемещению персонала и вспомогательного оборудования. Это обеспечивает превосходный доступ, например, с напольным подъёмником, трансмиссионной стойкой или ёмкостью для замены масла. Техник может перемещаться под платформами, поскольку нет препятствий из ножниц, как на ножничных подъёмниках.

Гидравлическая синхронизация правой и левой платформ производится независимо от распределения нагрузки на них.

Управляемые гидравлические замки постояннозакрытого типа гарантируют максимальную безопасность. При закрытых гидрозамках на каждом рабочем цилиндре создаётся отдельный независимый блокирующий контур. Одновременный отказ всех цилиндров сразу практически невозможен. Подъёмник никогда не опустится, если будет закрыт хотя бы один контур.

Разблокировка гидрозамков производится при одновременном выполнении трёх условий: во-первых, включена и работает гидростанция, во-вторых, рукоятка управления на гидростанции переведена и удерживается в положение «вниз», в-третьих, управляющее давление в гидрозамках достаточно для их разблокировки.

Самопроизвольная разблокировка замков невозможна, даже если порвутся все шланги и лопнут все трубки, потому что в гидравлической схеме применены управляемые гидравлические замки постояннозакрытого типа, которые работают значительно надёжнее «парашютных» клапанов, обычно применяемых на подъёмниках импортного производства.

По требованию заказчика параллелограммные подъёмники 12Г272М1, 24Г272М1, 36Г272М1, 48Г272М1, 60Г272М1 Челябинского завода автосервисного оборудования могут быть грузоподъёмностью 12, 24, 36, 48 и 60 тонн и длинной от 5 до 24 метров.

Верхние поверхности платформ выполнены из рифлёного листа.
Монтаж подъёмника может быть произведён одним из двух вариантов.

  1. Если не готов пол, то установку лучше произвести с помощью закладной установочной рамы, поставляемой с подъёмником с завода. Рама вывешивается по уровню на регулировочных болтах и вспомогательных швеллерах, заливается бетоном.
  2. Если готов пол, армированный, толщиной не менее 150 мм, то установка подъёмника производится при помощи анкерных болтов. Вначале подъёмник выставляется по уровню при помощи регулировочных болтов, установленных на заводе на всех опорах. Затем опоры предварительно фиксируются анкерными болтами. После чего зазоры между полом и опорами подъёмника заполняется эпоксидным клеем. После затвердевания клея подъёмник окончательно надёжно крепится к полу анкерными болтами.

Текст: Виктор Козлов, генеральный директор ООО «Челябинский завод автосервисного оборудования»

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.