Дефицит микросхем и российский автопром

Поставщики электроники для автотранспорта, в том числе и грузовиков, конечно, страдают от глобального дефицита микросхем и чипов. Речь идёт об ЭРА-ГЛОНАСС, дефицит порой достигает 40%. На рынок России без таких элементов технику не поставишь. Пока дефицит получается компенсировать со складов российских производителей. А вот за рубежом производство уже неплохо так пострадало. Цикл выпуска затягивается, дефицит может продолжаться не менее полугода. Напомним, схемы применяют ещё и в тахографах, панелях управления приборами или блоках управления двигателем, в кузовной электронике, системах мультимедиа и т. д.

Собственно, откуда вообще взялся кризис? Ответ привычен для последствий 2020 г. В период пандемии COVID-19 автоконцерны существенно сократили заказы. Объёмы надо резко восстанавливать, а отрасль к этому не готова. Дело в том, что чипы изготавливать долго из-за того, что они производятся в два этапа. Сперва кремниевые кристаллы растят, а потом часть из них отправляют на склад, а другую включают в корпуса будущих микросхем. Их делают сразу и очень много, чтобы потом снова начать выращивание через большой промежуток времени. Коронавирус же смешал всем карты.

IHS Markit сообщает, что из-за дефицита за первые три месяца 2021 г будет отложено производства примерно одного млн автомобилей по всей планете. Это почти 5% от всего выпуска. По данным Financial Times, вряд ли удастся перекрыть спрос на чипы до второй половины 2021 г.

“Сантэл Навигация” также бьёт тревогу. Эта компания занимается поставками приборов ЭРА-ГЛОНАСС для совместного предприятия КамАЗа и Daimler и не только. В список также входят Ford Otosan, Isuzu, Chery, а также “Белджи”. “Сантэл Навигация” закупает у поставщиков готовые платы со впаянным основными элементами, их примерно 250 штук в среднем. Сейчас их заказ выполнен только на 30-40%. Сроки поставки увеличились с 3-4 до 6-9 месяцев. Ведутся тяжёлые переговоры о частичном переносе заказов на 2022 г. А без ЭРА-ГЛОНАСС в России технику продать не получится.

Тем не менее у Минпромторга другая версия: в департаменте утверждают, что отечественные производители не испытывают нехватки в микросхемах. В Daimler говорят, что они следят за положением дел и готовы будут пересмотреть производственные программы при необходимости.

“Соллерс” уверяет, что риски из за общемировой тенденции, конечно, сохраняются, но компании пока не испытали проблем. Владимир Беспалов из организации “ВТБ Капитал” выразил мнение, что запасов микросхем у автопроизводителей хватит ещё на пару месяцев. Поменять поставщика просто и безболезненно также не получится. Сертификация занимает около 4-5 месяцев. Только после этого ТС получит ОТТС и сможет быть выпущено на рынок.

Помимо этого, эксперты уверены, что такая ситуация может быть опасной в дальней перспективе. Компания, доля рынка которой составляет 55%, в 2020 г. обеспечивала 70% мирового рынка автомикроконтроллеров. Это TSMC, и эти 70% были всего лишь 2% от их собственного товарооборота. В свою очередь, 48% из него — это микросхемы для телефонов. Понятно, что для этого предприятия будет более приоритетным направление производства мобильных устройств.

Ситуация осложняется тем, что производители микросхем из России не имеют сертификатов для автопрома. У них нет достаточного количества мощностей. Также производство чипов для этой отрасли не особенно маржинально. Объём выпуска также не достаточен для России. А это значит, что если выпускать меньше продукции, то стоить она будет гораздо больше.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.