Углубимся в историю и вспомним кое-что действительно давнее и раритетное. Это не просто ретро-трактор, но первый советский трактор — «Коломенец — 1». С чего же все началось, в своё время на восьмом съезде партии будущая главная мумия всея Руси озвучила мысль, дескать надо 100 тысяч тракторов. Апрель 1919 г. при ВСНХ ознаменовался созданием комиссию по тракторостроению. В неё вошли все причастные производители, машиностроители и т.д. Представители Коломенского завода также оказались в числе комиссии.
За основу взяли английский автоплуг «Фаулер» на 8 л.с. и американский трактор «Могул» на 25 л.с. Однако работы над этим вскоре прекратились, как и в целом деятельность тракторостроительная в республике. Тем не менее, интерес к тракторам, как и нужда в них сохранялись. В 1922 г. собрали новую комиссию при Госплане.
Вот эти ребята как раз и не тратили времени зря. Они за полгода исследовали заводы, на которых можно было бы строить будущие тракторы. Определили потребность в тракторах на декаду вперёд. В итоге представления плана действий и определённых расприй было решено делать трактор на нефтяном двигателе.
5 октября 1923 г. свет увидел первый образец трактора «Коломеец-1».
Первый советский трактор оснастили двухцилиндровым двигателем на 25 л.с. Такие научились делать ещё в 1921 г. для судов и разного толка стационарных установок.
Рама машины была сделана их швеллеров, рессоры ставить не стали в угоду снижения массы. Вместо двухскоростной цепной передачи от «Могула» сделали шестерни больших размеров, и делать их было проще и точности они требуют меньше.
Радиатор тут был исполнен достаточно интересно. Вместо него была градирня. Охлаждающая вода поступала наверх градирни и разбрызгивалась навстречу воздуху и после этого собиралась в специальную ёмкость объёмом около 13 вёдер. Максимальная скорость трактора составлял чуть больше 5,5 км/ч.
Технически «Коломенец-1» хоть и выигрывал «Могула» по массе. Он весил 2600 кг против 4000 кг. Тем не менее, других «косяков» у него было ощутимо больше. Шестеренки делали не особо точно, большая часть силы двигателя пропадала в коробке из-за этого. Когда машина стояла на месте с запущенным двигателем, масло приходилось подливать вручную. Так как раму облегчили, она стала терять в жёсткости. Бывали перекосы и заклинивания шестерёнок.
В последствие его модернизировали, однако делу это особо не помогало. Модификации получили радиатор и большее число передач, однако большинство компонентов оставались взаимозаменяемыми между модификациями. Так или иначе, свою работу трактор не без труда но делал. Его применяли для работы в поле и он мог вращать генератор, который мог осветить около 500 домов. Конечно, добротного трактора, увы, не вышло. Крестьяне его хоть и любили, но скорее от того, что им было не с чем сравнивать.
Производить машины прекратили в 1926 г.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: