Как выбрать шины для техники? Советы экспертов

Первый снег не за горами, поэтому наступает пора провести ревизию зимней резины в автопарке. Очень даже вероятно, что настал момент срочно подобрать шины поновее. На что обращать внимание и как вообще подбирать «обувь» для техники и коммерческого транспорта — подскажут эксперты.

Семь раз проверь…

К подбору резины эксперты рекомендуют подходить со всей ответственностью. Особенно к шинам для спецтехники. По словам руководителя направления «грузовые автошины, спецшины, грузовые диски» ООО «Глобэкс» Алексея Николы, на чаше весов не только финансовая сторона вопроса и срок эксплуатации грузовой шины, но прежде всего безопасность участников дорожного движения.

«При выборе грузовой шины для использования в зимний период необходимо обратить внимание на следующие факторы: погодные условия на местности, в которой будет использоваться шина; эксплуатационные условия (вид и частота использования); наличие маркировки на шинах, рекомендованных к использованию в зимний период; ось установки; тип конструкции шин и производитель», — рекомендует специалист.

Самым правильным шагом будет обращение к рекомендациям по применению шин, которые закреплены в Технических условиях и Одобрении типа на автомобиль с указанием конкретных размерностей, производителей и моделей шин, говорит главный конструктор по автомобильным агрегатам ПАО «КАМАЗ» Александр Лычагов. На автозаводах специально определяют размер шин, индексы нагрузки, категории скорости, тип конструкции.

«Если вы будете преимущественно находиться на заснеженных дорогах, лучше использовать шипованные шины. Фрикционные шины подойдут вам, если вы будете ездить по городу в условиях мокрого снега и льда, а также по плотно утрамбованному снегу.

Если брать специализированный транспорт, например, самосвал, который работает только на стройке или на карьере, — лучше использовать усиленную резину для максимального срока службы с высоким коэффициентом насыщенности рисунка протектора для лучшего сцепления на грязных и заснеженных дорогах», — советуют в пресс-службе «МАН Трак энд Бас РУС».

Производители грузовой резины давно предлагают специализированные продукты для холодных температур. Тем более, отвечая требованиям автозаводов «европейской семёрки». Но у России, как всегда, cвой путь.

Как выбрать шины для техники? Советы экспертов
Фото: tasimacilar.com

«В продуктовом портфеле премиальных брендов существуют специальные зимние шины. Но популярностью они не пользуются ввиду того, что логистические и ритейловые перевозчики делают свой выбор в пользу более бюджетного и универсального решения, устанавливая шины с прицелом на круглогодичное использование», — приводит данные инженер АО «Кордиант» Алексей Абрамейцев.

Собственно, в транспортных компаниях и не скрывают этого факта. Правда, объясняют это тем, что фуры перемещаются далеко за пределы одного региона.

«Учитывая обширную географию наших автомобильных перевозок, которая простирается по России, Европе, Китаю, Монголии и странам СНГ, мы часто сталкиваемся с тем, что в пункте отправки груза одни климатические условия, а в пункте доставки совершенно другие. Выходом из этой ситуации является использование шин M+S, так называемой всесезонной резины»,  — поясняет руководитель службы эксплуатации ООО «ТРАСКО» (международная транспортно-логистическая компания) Олег Бушин.

Отечественные автопроизводители также понимают желание клиентов сэкономить, поэтому допуски к устанавливаемым шинам у них лояльные.

«Для грузовых автомобилей, эксплуатирующихся в России, следует в обязательном порядке устанавливать шины, маркированные знаками «М+S» (то есть, Mud+Snow — «грязь и снег»). Шины с такой маркировкой имеют расширенный температурный диапазон и рисунок протектора, обеспечивающий движение автомобиля в дорожных условиях средней сложности.

Также в зимний период рекомендуется установка шин с маркировкой 3PMSF (Three Peak Mountain Snow Flake) «горы и снежинка». Такие шины обеспечивают работу в сложных условиях зимней эксплуатации на дорогах, покрытых льдом. Необходимо учитывать, что абсолютная гарантия сцепления с дорогой в условиях обледенения невозможна.

При серьёзном гололёде необходимо пользоваться вспомогательными устройствами. При эксплуатации автотехники в условиях Крайнего Севера используют шины с морозостойким составом резины, обеспечивающие эксплуатацию при температурах ниже -45 °С», — напоминает Александр Лычагов.

К слову, в некоторых странах применение всесезонных шин «М+S» запрещено в зимний период без цепей противоскольжения. По словам Олега Бушина, при поездках туда водители берут с собой цепи, соответствующие требованиям стандарта ÖNORM V5119 от мая 2008 г. Да и в поездках по России они тоже могут пригодиться.

Но используя цепи, следует помнить о том, что они способны достаточно сильно повредить дорожное покрытие, поэтому следует должным образом оценить целесообразность использования данного средства борьбы с проскальзыванием колёс, предостерегает менеджер по работе с клиентами ООО «ИТС Центр» (представитель бренда EKKA) Александр Кабриц.

Кстати, для спецтехники как такового деления на зимние и летние шины нет. Эксперты рекомендуют при подборе смотреть на резину с тяговым типом протектора и тоже озаботиться наличием цепей.

«Шины с рисунками протекторов «клюшка» и «ёлка» способствуют отводу снега из пятна контакта, более эффективно самоочищаются, что положительно сказывается на проходимости техники в тяжёлых зимних условиях», — рассказывает г-н Кабриц.

…И ещё много-много раз проверь

Да-да, мы не случайно вновь делаем акцент на внимательности при выборе «обуви» для рабочей лошадки. Безопасность — превыше всего. К тому же, затраты можно понести серьёзные.

«В целях экономии на спецтехнику приобрели китайские шины дешёвого сегмента. Отъездив на них одну зиму в условиях температурных режимов Иркутской области, сделав выводы о том, что шины ведут себя «нормально», клиент принял решение отправить технику на эксплуатацию в Якутию для поставки топлива на Северные месторождения.

Попав в условия экстремальных температур -50-60 ⁰С, после ночной стоянки на улице, автомобили смогли проехать не более 10 метров, после чего произошло полное разрушение китайских шин, если по-простому, они «рассыпались». В результате, под угрозой оказалась деятельность всего месторождения. Клиенту пришлось потратить колоссальные средства на срочную покупку и поставку качественных зимних шин к месту стоянки автомобилей», — вспоминает Алексей Никола.

Но и в обычных условиях неверно подобранная, например, по нагрузке, резина доставит водителю массу неприятных впечатлений в виде снижения управляемости машины и проблем с торможением.

«Неправильный подбор шин по рисунку протектора приводит к повышенному нагреву шин (например, использование шин городского типа для магистральных тягачей), что снижает прочность. Также неудачный рисунок протектора приведёт к значительным повреждениям (например, шины магистрального типа на строительных площадках).

Неправильная установка шин по осям (например, с рисунком для ведущих мостов на управляемую ось) снижает информативность рулевого управления, увеличивает тормозной путь, снижает долговечность шин и приводит к неблагоприятным последствиям для безопасности транспортного средства.

В случае установки рулевых шин на ведущий мост снижается эффективность при передаче крутящего момента и долговечность шин», — перечисляет Александр Лычагов.

Все опрошенные эксперты указывают также на необходимость периодической проверки давления в колёсах. В противном случае вновь придётся покупать новую резину. Представитель Michelin Юрий Антипов напоминает, что ответственность за отслеживанием этого параметра в спецтехнике лежит на начальнике АТЦ или операторе техники.

«Даже существенно низкое давление в шинах водитель не ощущает, зачастую критичное падение давления заканчивается разрушением колеса. Другое дело, если водитель по какой-то причине остановился и заметил «пустое» колесо. В связи с этим мы рекомендуем независимо от времени года проводить корректировку давления не реже 1 раза в 2 недели, либо при изменении температуры на 10 ⁰С», — предостерегает Алексей Абрамейцев.

В пресс-службе «МАН Трак энд Бас РУС» уточняют, что в зимний период допускается снижение давления в шинах до 15% от нормы, указанной производителем (она у всех разная). При этом, следует учитывать, что резкое снижение температуры наружного воздуха провоцирует снижение давления в шинах.

Вторичный рынок шин

Соблазн сэкономить на покупке колёс велик. А если есть спрос, то найдётся и предложение. Действительно, рынок б/у шин велик. Подержанную резину продают как на шиномонтажках и на рынках запчастей, так и в интернете. Да и на вид вполне себе сносная, даже протектор жирный.

«Определить по визуальному осмотру состояние каркаса шины невозможно. В первую очередь, попробуйте ответить на вопрос: «Почему от них кто-то уже отказался?». Предполагаем, что был ряд причин, чтобы принять подобное решение. И самая вероятная: снижение эксплуатационной надёжности», — уверяет Алексей Никола.

«Покупка б/у шин, особенно для человека, мало разбирающегося в шинах и возможных дефектах, является покупкой «кота в мешке». Наличие достаточной глубины протектора не гарантирует того, что шина проедет весь оставшийся ресурс. Возможно, её каркас уже получил достаточно повреждений и запас его прочности на исходе», — добавляет представитель АО «Кордиант».

В пресс-службе «МАН Трак энд Бас РУС» напоминают, что все шины подвержены химическому старению вне зависимости от условий хранения. Если дата изготовления превышает 5-летний срок, то от эксплуатации лучше сразу отказаться.

При этом, в компании предупреждают, что старение может быть ускорено несколькими факторами: неправильным хранением, резкими перепадами температур, постоянным сильным нагревом или длительным воздействием экстремального холода, попаданием агрессивных химических веществ (например, моторного масла) и т. п.

Конечно, может случиться и такое, что в дороге израсходовали все «запаски» и тут лопнула ещё одна шина. Денег в обрез или до ближайшей точки продажи нового комплекта ещё ехать и ехать. Всё бывает. Тут, естественно, можно рискнуть с установкой подержанной резины. Но только не ставить колесо с ней на рулевую ось и двигаться с особой осторожностью и на малой скорости.

«А вообще, лучшей альтернативой шине б/у будет восстановленная. Сегодня существует ряд заводов, имеющих в своём арсенале передовую технику по восстановлению шин. И не секрет, что помимо того, что шину восстановят, её ещё и проверят профессионалы на эксплуатационную пригодность. В свою очередь, клиент, помимо экономии денежных средств, получит гарантии на автошину», — советует представитель ООО «Глобэкс».

Эксперты рекомендуют
Олег Бушин, руководитель службы
эксплуатации ООО «ТРАСКО»
Олег Бушин, руководитель службы
эксплуатации ООО «ТРАСКО»

«Движение с неправильно подобранными шинами приводит к сокращению срока их службы и увеличению расхода топлива. Каждый завод-изготовитель выпускает рекомендации по эксплуатации шин, которым мы следуем. В зимний период замеряем показатели давления в шинах на этапе послерейсового контроля, на разогретой резине.

Если накачивать резину «на холодную», то после разогрева шины возникает избыточное давление, что приводит к уменьшению «пятна контакта» с дорожным покрытием. Из-за износа по центру протектора уменьшается проходимость автомобиля, ресурс шины,
а также увеличивается тормозной путь, что может быть небезопасно в условиях дорожного движения.

Осуществляя послерейсовый контроль «на горячую», мы отслеживаем уровень давления и при необходимости приводим его в соответствие с рекомендациями производителей. Но, как правило, требуется только периодический контроль шин. Мы регулярно оцениваем резину по высоте протектора, а также проводим осмотр на предмет возможных механических повреждений».


Юрий Антипов,
менеджер по развитию бизнеса отдела B2B ООО «МИШЛЕН Русская Компания по производству шин» (бренд Michelin)
Юрий Антипов, менеджер по развитию бизнеса отдела B2B ООО «МИШЛЕН Русская Компания по производству шин» (бренд Michelin)

«На одну ось нужно ставить шины одного типа (диагональные или радиальные) и одинакового уровня износа, так как в противном случае получается перекос оси, что плохо для технического состояния машины. Кроме того, давление в шинах на оси должно быть равным.

Для примера, если у самосвала в двускатной ошиновке внутренняя шина изношена, то большая часть нагрузки приходится на наиболее новую шину, и она быстрее изнашивается, чем должна. Так же на неё выше нагрузка.

В таких машинах, как автогрейдеры, прямой привод на все колёса, и если одна из шин больше изношена и её внешний радиус меньше, то при одинаковой угловой скорости новая шина будет стачиваться быстрее. Изношенные шины обычно используют как временную до замены на новую. Менять лучше все шины на оси. Следствием неправильно подобранных шин может стать снижение производительности машины.

Например, на автогрейдер важно устанавливать шины одного типа (радиальные или диагональные), одного размера и степени износа. Так как привод на все колёса осуществляется с одинаковым передаточным отношением, у шин (колёс) всегда одинаковая угловая скорость, но шины с меньшим диаметром будут проезжать меньшее расстояние, а с большим — большее, и машина будет быстрее изнашивать шины с большим диаметром из-за пробуксовок.

Именно по этой причине давление в шинах должно также подбираться правильно, чтобы минимизировать количество пробуксовок и повысить эффективность работы техники в целом. Если шина перекачена, то ещё больше вибраций и ударов из-за неровностей дорог передаётся ходовой части машины, что также приводит к её износу, больше средств и времени тратится на её ремонт, техника больше простаивает.

Если шина не докачена, то она служит значительно меньше, и затраты на шины растут. Для автоматического контроля давления в шине, возможно применение систем автоматического контроля давления в шинах (англ: TPMS).

В ближайшее время Michelin начинает поставку собственной системы TIRE CARE TPMS, которая в режиме реального времени передаёт оператору и диспетчеру информацию о давлении воздуха в шинах и предупреждает в случае критических изменений давления в шинах, что призвано значительно увеличить срок эксплуатации шин для спецтехники и снизить затраты на шины на предприятиях».


Александр Лычагов, главный конструктор по автомобильным агрегатам ПАО «КАМАЗ»
Александр Лычагов, главный конструктор по автомобильным агрегатам ПАО «КАМАЗ»

«Давление в шинах является важнейшим параметром, оказывающим большое влияние на эффективность и долговечность шин, а также безопасность транспортного средства. Независимо от времени года необходимо систематически контролировать давление в шинах, хотя бы раз в несколько дней.

При пересечении климатических поясов, в случае резких перепадов температуры в обязательном порядке надо проконтролировать правильность накачки шин и уровень давления в них.

Уже многие годы существуют системы автоматического контроля температуры и давления в шинах с помощью датчиков, устанавливаемых как внутрь шин, так и на вентили накачки. Сигналы датчиков по Bluetooth передаются на монитор бортового компьютера или на отдельный монитор в кабине, что позволяет непрерывно отслеживать изменения и оперативно реагировать на отклонения параметров давления в шинах.

А вот целесообразность использования шин вторичного рынка — это, скорее, вопрос экономический, чем технический. Безусловно, что на вторичном рынке множество шин по тем или иным причинам, отбракованных при поставке на первичную комплектацию (конвейер) по причинам внешневидовых дефектов, а также снижающих долговечность отклонений.

При этом обычно производитель шин отпускает их на рынок по сниженной цене, что для потребителя может оказаться решающим фактором при приобретении шин. Касательно восстановленных шин, с наплавленным протектором, то их долговечность заведомо в 1,5 -2 раза ниже новых, и здесь также играет роль цена покрышек».

Подготовил Артем Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №5 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.