Про, казалось бы, очевидный расходник — воздушный фильтр — зачастую попросту забывают. В лучшем случае до проведения ТО, в худшем — пока не возрастает расход топлива или двигатель не начинает работать с перебоями. Каковы особенности обслуживания техники в плане фильтрации воздушного потока, узнаем вместе с экспертами.
Положа руку на сердце, скажем, что 98% пользователей техники даже не смотрели в инструкцию производителя, где прописан регламент проверки и замены воздушного фильтра. В среднем, по словам управляющего автопарком ООО «Передовые Платёжные Решения» Дмитрия Кошкина, он составляет каждые 10–30 тыс. км пробега. Правда, специалист уточняет: необходимо понимать, что учитываются не идеальные, а, условно говоря, смешанные условия эксплуатации. Если технику гоняют, что называется, и в хвост, и в гриву, замена нужна каждые 5000-7500 км пробега.
«При работе техники в тяжёлых условиях регламент замены воздушного фильтра желательно сократить вдвое. Также немаловажный факт ― погодные условия. Если, например, погода переменчива, пыль, содержащаяся в фильтре при попадании влажного воздуха, превращается в цемент и забивает воздушные поры. В результате происходит кислородное голодание, которое приводит к преждевременному износу двигателя», ― напоминает директор по продажам коммерческого транспорта «АВТОДОМ Вешки» в АО «Автодом» Али Дадуев.
Завод-изготовитель техники должен учесть снижение ресурса воздушного фильтра при работе в сложных условиях на основании испытаний опытно-промышленной партии, говорит заместитель генерального директора по новой продукции ООО «СИЛАНТ» Евгений Белов, добавляя, что на технике может стоять датчик засорённости воздушного фильтра с выводом индикации в кабину.
Главный специалист по технической поддержке ОАО «РИАТ» Фанис Фатихов уточняет, что указатели бывают механические и электронные, но присутствуют они на современных транспортных средствах.
«Если же такие датчики не предусмотрены комплектацией, то, видимо, надо следовать своему опыту взаимодействия с техникой в конкретных условиях: где-то диагностировать и менять каждый день, где-то раз в месяц, где-то по регламенту ― каждые 60-100 тысяч км», ― настаивает технический специалист отдела разработок EXOVO в ООО «МРСВ» Александр Ражев.
Если показатели расхода топлива значительно отличаются от нормальных, это может быть первым сигналом о том, что воздушный фильтр засорился, поясняет руководитель отдела закупок запчастей ООО «Сотранс» (SOTRANS) Андрей Исаченков. По его опыту, когда фильтрационная система забита, мотор не получает необходимого объёма чистого воздуха, что приводит к формированию топливной смеси с недостаточным количеством кислорода. В свою очередь, это вызывает нерациональный расход топлива, который может достигать до +20% от стандартного.
Вторым симптомом г-н Исаченков называет потерю мощности двигателя. Недостаток воздуха в топливной смеси затрудняет её сжигание в цилиндрах двигателя, что сказывается на КПД. Также при «нехватке» воздуха существует риск значительного снижения ресурса ДВС в связи с предельно высокими температурами в камере сгорания.
Ну и самый тяжёлый случай, по словам эксперта, ― это трудный запуск и нестабильные холостые обороты. На практике встречаются случаи, когда водители доводят ситуацию до того, что невозможно запустить ДВС.
«Можно оценить состояние фильтра и визуально: на нём появляются загрязнения (пыль, песок) и пятна масла. В таком случае нужно заменить „воздухан”, так как снижается его пропускная способность, и определённое количество загрязнений может попасть в двигатель.
Важно понимать, что езда с загрязнённым устройством негативно сказывается на ресурсе мотора. Значительно сокращается срок эксплуатации форсунок, насосного оборудования, свечей, иных узлов автомобиля», ― объясняет Дмитрий Кошкин.
Отдельная история с эксплуатацией техники в сильно запылённой местности, на стройплощадках, лесных делянах и т. д. Там вместе с воздухом фильтр должен противостоять ещё и абразивным частицам, которые могут пробить конструкцию расходника.
«Практически все современные фильтры рассчитаны на противостояние абразивным частицам. В т. ч. при их испытаниях используется кварцевая пыль. Но для увеличения продолжительности работы основного воздушного фильтра до замены могут применяться как предфильтры (моноциклоны, центрифуги, сухоочистители и др.), так и фильтры условно „грубой очистки” (инерционно-масляные, поролоновые, из волокнистых материалов и др.) со степенью очистки от 50 до 90%», ― рассуждает Евгений Белов.
Производители техники применяют различные системы фильтрации, особенно если модель делают для конкретных условий эксплуатации, считает Фанис Фатихов. По его словам, распространёнными решениями являются комбинированные фильтры. Это «воздуханы» сухого типа с двухступенчатым патроном (цилиндрические или панельные), а также с влагоотделителем или с масляной ванной перед основным элементом из целлюлозы или синтетики.
«Обычно на технике, работающей в тяжёлых условиях, сначала устанавливается сетка для того, чтобы крупные частицы не забили фильтр. Затем ― так называемый циклонный фильтр, который улавливает крупные частицы, и далее уже основной воздушный фильтр», ― рассказывает Али Дадуев.
Существуют автовладельцы, которые пренебрегают заменой вторичного фильтра или просто его выкидывают, признаёт Андрей Исаченков и крайне не рекомендует это делать.
«В целом воздушные фильтры рассчитаны на противостояние абразивным частицам определённого размера. Установка же дополнительного фильтра может повлиять на работу ДВС ― увеличится расход топлива. Уменьшая пропускную способность фильтра путём установки дополнительного, мы создаём неблагоприятные условия для работы двигателя», ― выражает своё мнение заместитель генерального директора ООО «ТРАСКО» по транспорту Михаил Пальков.
Существуют дополнительные способы защиты, например специальные чехлы для фильтров, делится опытом Дмитрий Кошкин. Некоторые умельцы даже дополнительно обтягивают элемент медицинскими масками перед долгой дорогой. При этом эксперт не рекомендует применять эти методы защиты, так как они снижают рассчитанную пропускную способность воздуха, что также негативно сказывается на итоговой работе двигателя.
Допустим, перечисленные в начале симптомы сподвигли водителя осмотреть воздушный фильтр. И даже попробовать выбить из него пыль. А кто-то вспомнит старый дедовский метод и попытается продуть засорённый элемент.
«Знаем, что такая практика существует. Специалисты EXOVO рекомендуют заменять использованные фильтры согласно предусмотренным регламентам. Вероятно, в рамках диагностики и оценки метод осмотра и продувки может иметь место», ― говорит Александр Ражев.
На самом деле, недостаточно просто визуально осмотреть воздушный фильтр и вернуть его обратно на место, считает Али Дадуев и предлагает прежде посчитать, что дешевле: замена фильтра или преждевременный износ двигателя и его ремонт. С ним согласен и Михаил Пальков, допуская продувку на ранних этапах загрязнения, но с обязательной заменой расходника по регламенту.
«Продувание элемента убирает исключительно крупные частицы загрязнения (пыль, песок, насекомых). Данный способ продления срока службы фильтра имеет место только в одном случае: перед долгой поездкой, притом что совершенно нет времени заехать на СТО или сменить элемент самостоятельно.
Все современные воздушные фильтры пропитаны специальными составами, которые удерживают мелкие частицы. Со временем, в процессе эксплуатации, данная пропитка подвержена естественному износу и дополнительному засору», ― напоминает Дмитрий Кошкин.
По мнению Андрея Исаченкова, в целом продувка фильтра для удаления загрязнения из фильтрующих элементов крайне нежелательна и неэффективна. Она не даёт положительного эффекта, поскольку выдуваются только крупные частицы, в то время как мелкие проникают в фильтр ещё глубже, поясняет эксперт. Фильтровальный материал имеет свою пылеёмкость, и после достижения определённого порога он уже не будет обладать требуемой пропускной способностью. В связи с этим будет нарастать отрицательный эффект в виде потери мощности двигателя и увеличенного расхода топлива.
«Особенность продувки воздушного фильтра заключается в том, что тот становится чистым только визуально, но его рабочие характеристики остаются очень далёкими от характеристик нового. При продувании существует опасность образования микротрещин и деформации фильтровальной бумаги. Также удаляются только самые крупные частицы загрязнения с поверхности, а все мелкие частицы остаются внутри фильтрующего материала.
При выбивании его можно деформировать, в результате чего он не будет прилегать к посадочному месту в корпусе. Все воздушные фильтры работают по принципу глубинной фильтрации, основная очистка происходит внутри материала. Поэтому замена ― это наилучшее решение из всех возможных вариантов, так как даёт стопроцентную гарантию, что в двигатель будет поступать чистый воздух с минимальным сопротивлением», ― категоричен Фанис Фатихов.
С учётом всё возрастающих затрат на обслуживание техники, особенно после истечения гарантийного срока, владельцы машин стараются экономить на расходниках. Тем более рынок предлагает альтернативу оригинальным деталям.
«Что такое аналоги оригинальных комплектующих? Аналоги — это запчасти, которые зачастую производятся теми же подрядчиками, обслуживающими автоконцерны (либо сторонними компаниями), но в данном случае их реализуют под собственным брендом и не подвергают сертификации на заводе-изготовителе техники. Реализуют через свою дистрибьюторскую сеть», ― объясняет Дмитрий Кошкин.
Правда, при выборе аналога важно, чтобы характеристики неоригинального фильтра соответствовали требованиям завода-изготовителя и обеспечивали необходимые степень фильтрации и пылеёмкость, уточняет Евгений Белов.
«Поскольку оригинальные запчасти сегодня не всегда доступны ни по наличию, ни по цене, к альтернативным компонентам вполне стоит присматриваться. Такие запчасти бывают разного качества. Например, воздушные фильтры EXOVO, допустим, производят на заводе, где и оригинальную продукцию, то есть по качеству они не уступают фильтрам OEM», ― уверяет Александр Ражев.
Ни один производитель техники не производит фильтры сам, подтверждает Андрей Исаченков. В основном для сборочных линий фильтровальные системы разрабатывают изготовители премиум-сегмента фильтров, таких как Mahle, Mann-Filter, Hengst, Donaldson и другие.
«Изначально завод-изготовитель объявляет тендер на закупку фильтров для выпускаемой техники, и выигрывает, соответственно, тот, кто дал ниже цену. Он получает статус „оригинал”. В результате производители оригинальных фильтров устанавливают высокие цены», ― развивает мысль Али Дадуев.
При этом он подчёркивает, что речь идёт о технике, которая уже вышла за пределы гарантийного периода. В этом случае можно найти несколько надёжных производителей, специализирующихся на производстве фильтров. Но на рынке запчастей они имеют уже историю и признание ввиду того, что на протяжении многих лет занимают нишу на рынке в сфере фильтрующих элементов для коммерческого транспорта.
Дмитрий Кошкин также акцентирует внимание, что если возникают сложности с приобретением и подбором аналоговых расходников или же просто недостаточно технического навыка, то лучше приобретать оригинальный фильтрующий элемент.
Впрочем, и здесь можно нарваться на неприятность, ведь визуально непрофессионалу крайне сложно отличить контрафакт от оригинала, уверен эксперт.
«Чаще всего контрафактную продукцию продают под маркой OEM или известных дорогих брендов для оправдания такого бизнеса в экономическом плане, но, купив такую запчасть, можно сильно разочароваться в качестве, а потребовать гарантийное возмещение не получится. В случаях, когда есть сомнение в оригинальности запчасти, мы рекомендуем выбирать проверенных поставщиков aftermarket в среднем ценовом сегменте, чью продукцию невыгодно подделывать», ― говорит Александр Ражев.
По мнению Евгения Белова, если речь о большой партии фильтров, то можно взять образец на испытания и проверить характеристики на соответствие заявленным в специализированной лаборатории.
«К сожалению, не всегда легко определить качественный фильтр по внешнему виду. Желательно придерживаться тех брендов, которые профессионально занимаются производством, и, конечно же, иметь надёжных поставщиков. Даже при наличии одинаковых фильтров у двух компаний и отличающихся ценах нужно понимать, что есть разные партии закупок. Выбор всегда нужно делать не там, где дешевле, а там, где надёжно», ― взывает к голосу разума Али Дадуев.
Фанис Фатихов, главный специалист по технической поддержке ОАО «РИАТ»
«Необходимо разобраться, что из себя представляют так называемые аналоги. Обычно их подразделяют на 4 типа.
Для ТО необходимо использовать только оригинальные детали. Покупка аналога связана с риском, а выход из строя сложных механизмов всегда влечёт за собой дорогостоящий ремонт.
Существуют несколько способов отличия подлинников от контрафакта. Обычно на корпусе оригинальных воздушных фильтров есть маркировка, включающая серийный номер товара и информацию о его характеристиках. Если она отсутствует или нанесена некачественно, скорее всего, перед вами подделка.
Также необходимо обратить внимание на качество стыковки металла и фильтровальной бумаги. Не должно быть излишков клея, заусенцев на металле и сильной ворсистости материала.
Упаковка должна быть из твёрдого картона, с фирменными логотипами, безупречно отпечатанными символами. Коробки, в которых продаются оригинальные изделия, как правило, оснащаются различными защитными элементами.
В их число могут входить фирменная пломба в виде наклейки с голограммой, скретч-поле или QR-код, по которому можно перейти на сайт изготовителя. Если ни одного из вышеуказанных защитных элементов на упаковке воздушного фильтра нет, скорее всего, предлагаемая продукция является контрафактной.
Ещё одним признаком, отличающим оригинальные фильтры от подделок, является наличие внутри коробки пенопластовых вкладышей или завоздушенной упаковочной плёнки, уберегающих изделие от появления вмятин в случае падения тары».
Максим Абрашин, руководитель проектов ООО «СЕРВИС-ЧЕТРА»
«При длительной работе в повышенной запылённости и при резких изменениях условий окружающей среды сроки обслуживания определяют, исходя из опыта работы и состояния первой ступени. Фильтрующие элементы следует обслуживать по показанию индикатора засорённости.
Продувка допустима при наличии на картоне элементов пыли без сажи или когда элемент должен немедленно использоваться вновь.
В этом случае необходимо обдуть его сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли. Во избежание прорыва фильтрующего картона элемента давление сжатого воздуха должно быть не более 0,2-0,3 Мпа (2-3 кгс/см2). Струю воздуха следует направить под углом к поверхности и регулировать силу изменением расстояния шланга от элемента.
В настоящее время ремонт мотора ― дорогостоящее занятие. И надо понимать, что экономия на обслуживании и применение фильтров (расходников) недолжного качества напрямую скажется на сроке службы двигателя».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: