В эпоху высоких скоростей трансформируется и управление цепями поставок. Погоня за оптимизацией операций в складировании, внедрение цифровых технологий и реализация стратегий управления товарными запасами становятся необходимыми условиями выживания в ситуации неопределённости.
Однако на пути к повышению эффективности логистической составляющей компании, словно о кочки, спотыкаются о проблемы, которые в изобилии подкидывает рынок. Вызовы, которые нельзя игнорировать, и решения, которые работают, обсудили эксперты отрасли на прошедшей летом конференции в Казани.
Складирование главным образом — боль производителей, отметил руководитель направления методологии и практики УЦП НКО «Совет Профессионалов по цепям поставок» Александр Вороненко. В доказательство он привёл результаты исследований 60 компаний, входящих в сообщество.
«Респондентами стали руководители отделов логистики, цепей поставок крупных компаний, ретейла, производства и дистрибуции. Мы решили выяснить, кто сталкивается с наибольшими трудностями при организации и управлении складскими процессами. Опрос показал, что 69,4% проблем приходится на долю компаний-производителей. Определённые сложности имеют ретейлеры, на них приходится 11,3%.
Дистрибьюторы — ещё один важный сегмент, чьи проблемы составили 16,1% от общего числа респондентов. Это, конечно, больше, чем у ретейлеров, но склад, собственно, является их основным видом деятельности. Ну и, конечно, есть ещё поставщики, хотя они и не участвуют в цепях поставок напрямую, поэтому их доля в нашем исследовании составила около 3,2%. Вывод напрашивается сам собой: все трудности ложатся на плечи производителей», — пояснил он.
Как отметили сами эксперты, инфраструктурные проблемы, в частности переполненность и нехватка складских мощностей, — тема не новая, и, хотя она обсуждается довольно часто, остроты своей не теряет по сей день. Жалобы на ограниченный доступ к современным складам классов «A» и «B» поступают из Центрального федерального округа, Сибири, с Дальнего Востока.
«Действительно, многое зависит от региона. Сегодня мы наблюдаем высокую волатильность на рынке и понимаем, что, если нам требуются какие-то ресурсы в разных точках страны, например в Москве, мы можем найти вакантные площади по более низким ставкам. А в том же самом Красноярске это вообще не развито, и найти соответствующий масштабам склад там практически невозможно.
Кроме того, инфраструктурные затруднения напрямую связаны с автоматизацией. К сожалению, преодоление этих проблем не может произойти быстро и дёшево, зачастую это долго и дорого», — выразила мнение директор по цепям поставок ООО «Кнауф Инсулейшн» Анастасия Топорина.
«Можно перечислить целый список болезненных мест для всех, кто так или иначе связан с цепочками поставок. Они практически одинаковые у всех и начались одновременно, ещё с „цунами” 2022 года. Мы все помним проблемы с логистикой, с платежами, которые привели к необходимости увеличивать страховой запас. В то время произошло перераспределение рынка из-за смены игроков, и отчасти это спровоцировало необходимость большего количества складских помещений, почему и возник их дефицит, — вспомнил генеральный директор ООО «Рэкфорк»
Павел Антонов и отметил, что эта проблема и его компанию не обошла стороной. — Спрос был плавающий, угадать его сложно, приходилось определяться с альтернативными поставщиками техники. Потребность в площадях была высокая, и после длительных поисков мы нашли партнёра, который построил новый склад в Санкт-Петербурге, на это ушёл ровно один год».
Отдельной, не менее важной болью является вопрос хранения товара, требовательного к температуре, опираясь на обратную связь от участников сообщества, добавил г-н Вороненко.
«Холодильные мощности зачастую не справляются с объёмами. Ретейлеры и производители отмечают, что им сложно разгружать и загружать товар по холодовой цепочке, потому что не хватает доков. Один из наших респондентов, производитель напитков, столкнулся с тем, что ему пришлось удвоить объём выпуска, поскольку на его продукцию повысился спрос, на рынок вышло много новинок, к тому же наступил пик сезона.
Однако площади склада остались прежними. Чтобы выйти из положения, руководство приняло решение изменить топологию склада, установить новое оборудование и арендовать сторонние площади. Однако это добавило новых задач. Усложнилась логистика, возрос риск ошибок, потребовалась интеграция систем и процессов. Это я к тому, что расширение инфраструктуры зачастую всех проблем не решает», — отметил эксперт.
Второй блок актуальных трудностей как раз связан с технологиями автоматизации. Многие компании сталкиваются с отсутствием полнофункциональной системы управления складом WMS и с зависимостью от сторонних провайдеров логистических услуг 3PL.

При этом большинство не имеет достаточно контроля над процессами, которые переданы на аутсорсинг. Эксперты также отмечают низкий уровень автоматизации документооборота, а о замене и модернизации складской техники в текущих условиях многим приходится только мечтать.
«С позиции поставщика мы замечаем, что та техника, которую сегодня поставляют клиентам, изменилась: 99% погрузчиков, штабелёров и прочих машин ввозят в Россию из Китая. Наша логистика главным образом строилась на европейской технике, я сейчас говорю про большие склады с высотной обработкой. Совершенно очевидно, что китайская техника по своим техническим характеристикам не достигает уровня предшественников из Европы. В связи с этим мы видим большие проблемы с производительностью», — высказал мысль Павел Антонов.
О росте цен на складские услуги говорить ещё печальнее. По оценкам экспертов, в некоторых сегментах они поднялись на 5-10%, хотя где-то наблюдалось еле заметное падение. Это повлекло за собой рост уровня страховых запасов, поскольку спрос становится всё более непредсказуемым, что дополнительно нагружает операционную модель компании.
«Проще говоря, хранить стало дорого, а сами запасы в какой-то степени перешли в разряд пассивов для баланса компании. Несмотря на то, что с точки зрения бухгалтерии они относятся к активу, это замороженные деньги для руководителя логистики и цепей поставок. Так, дистрибьютор электротехнической продукции поделился с нами некоторыми цифрами и посетовал, что содержание большого склада требует огромных средств, которые порой не работают на бизнес», — привёл пример Александр Вороненко.
Балласт в виде накопленных неликвидов теперь дорого обходится многим. Одна телекоммуникационная компания хранит ненужные запчасти, которые попросту занимают место, периодически безуспешно пытаясь реализовать эти почти золотые комплектующие через специализированные площадки. Эта проблема касается абсолютно всех, отмечает эксперт: производителей, дистрибьютеров, ретейлеров, поставщиков.
Директор филиала Госснаб АО «Татспиртпром» Ришат Шаймарданов отметил ещё один немаловажный фактор — зависимость от иностранного софта. Компания полностью полагалась на ПО американского партнёра и работает на нём до сих пор, однако уже лишилась части опций и обновления. Поэтому последние месяцы этого года и следующий год пройдут под знаком перехода на российское программное решение.
Необходимость маркировки «Честный знак» стала ещё одной головной болью для многих, дополнил список Александр Вороненко.
«Обязательную маркировку „Честный знак” я рассматриваю как задачу автоматизации. Один из производителей популярных шоколадных батончиков и различных конфет столкнулся с тем, что система WMS должна сама считывать информацию с маркированных коробок. Сейчас им приходится сканировать каждую тару вручную, из-за этого производительность падает на 30%, — делится опытом эксперт.
Пока компания находится в поиске решения, специалист рассказывает об ещё одном интересном случае, наглядно иллюстрирующем сложности новых требований. — Одному из наших респондентов, производителю электроники (печатных плат), необходимо маркировать продукцию. Но технически это невозможно сделать без ущерба для работоспособности изделий. Компания была вынуждена обратиться в Министерство промышленности и торговли, однако ответ ведомства их в высшей степени разочаровал.
Сейчас производитель привлекает всевозможные профессиональные сообщества для разрешения этой дилеммы и пытается адаптироваться к новым требованиям. Больше им ничего не остаётся, поскольку это вопрос сохранения непрерывности бизнеса», ― сказал г-н Вороненко.
Регуляторный вызов нельзя игнорировать, отметил эксперт. Это данность для всех компаний, которые работают на рынке. Требования не только по маркировке, но и хранению специфичного товара, например лекарств, опасных грузов, а также соблюдение товарного соседства — всё это ещё одна боль для руководителя логистики и цепей поставок, которую он вынужден решать ежедневно, постоянно подстраиваясь под новые правила и регламенты.
Неэффективное планирование бизнес-процессов ― ещё одна кочка на ухабистом пути к эффективности.
«Многие проблемы, которые мы видим в складировании, будь то сезонные колебания, сложности с хранением и неликвидные запасы, — это следствие других процессов управления цепями поставок. Эта среда неопределённая, в ней слишком много противоречивых данных, которые усложняют прогнозирование. Отсюда и сверхнормативные запасы, дефициты, низкая оборачиваемость, неликвиды.
Один крупный агрохолдинг обратился к нам с просьбой направить совместное письмо в „Хедхантер”, потому что долгое время не может найти специалистов по планированию цепей поставок. Дело в том, что на платформе такой категории просто нет. И действительно, такой персонал найти очень сложно, так же как и людям заявить о себе», — продолжил перечислять вызовы Александр Вороненко.
Кадровая проблема затронула все отрасли, и с 2022 года не прошло ещё такого форума, где бы не обсуждали эту тему. Нехватка персонала, ротация — актуальные, хоть и несколько заезженные вопросы, отметила Анастасия Топорина, однако пока волшебной таблетки здесь никто не изобрёл. Есть отдельные эксперты, которые утверждают, что ситуация стабилизировалась и проблема преодолена, но появились новые сложности: текучесть кадров, нехватка квалифицированных специалистов и низкий уровень мотивации.
«Приведу цитату производителя электротехники: „Профессионалов не хватает, люди работают как умеют и как могут. Да, бизнес сохраняет непрерывность, но при этом теряет в эффективности”. А один из производителей материалов для этикетки, который и открыл новый склад, и подготовил к его полноценному функционированию, сетует, что нет людей, готовых его обслуживать. HR — это уже не просто проблема, это вызов для непрерывности всей логистической цепи», — сделал вывод г-н Вороненко.
В условиях роста цен на складские помещения не все компании могут позволить себе достраивать дополнительные площади или арендовать новые. Режим ограниченного бюджета и экономии вынуждает максимально эффективно использовать те метры, которые есть в наличии. Самые очевидные меры — цифровизация и автоматизация. Спрос, как известно, порождает предложение, и сегодня рынок ими буквально пестрит: шаттлы, роботы, беспилотные решения.
«Дефицит складских мощностей особенно остро стоит в сезон. Но важно помнить, что новые площади — это не панацея, с уходом на них продажи упадут. Оставаясь на своих площадях, можно изменить топологию склада и перейти на узкопроходную технику. Это даст 30% к текущим мощностям. Узкопроходная тема облегчает ротацию внутристеллажного хранения согласно сезонности.
При необходимости можно добавлять стеллажи или убирать их, мы применяем такое решение, оно стоит небольших денег. Это как раз то самое доступное получение дополнительных площадей внутри тех же самых квадратов. Роботизация узкопроходников ― достаточно актуальная тема последних пяти лет. Многие загораются этой идеей, но, узнав стоимость, быстро остывают.
К слову, производительность автономной техники ниже, чем при работе оператора. Но это, как ни крути, — наше будущее из-за дефицита кадров. Поэтому в 2026 году мы нацеливаемся на эту историю и в зоне хранения планируем применять роботов, которые из межрядья будут автоматически снимать и доставлять необходимую номенклатуру», — рассказал о планах Ришат Шаймарданов.
Эксперт упомянул ещё один любопытный кейс, который компания внедрила в 2020 году, — систему голосового штучного отбора, которая помогла не только минимизировать количество персонала, но и повысить производительность на 23%.
За последние годы руководителям цепочек поставок пришлось пересмотреть узкие места, в которых падают показатели, и всерьёз заняться процессной оптимизацией: изменить топологию склада, внедрить адресное хранение, практики бережливого производства и управления запасами. Компании начали сокращать продуктовые портфолио, избавляться от излишних ассортиментов, уменьшать количество SKU (складских единиц хранения) и искать площадки для реализации неликвидов.
«Два года назад наша компания приняла серьёзный вызов: возникла потребность оптимизации затрат, которая повлекла за собой переезд с внешнего склада и поиск площадей внутри группы. На имеющемся складе в 12 тыс. м² уже хранились сырьё и частично готовая продукция, потому что у нас есть контрактное производство, и мы закупаем, помимо минеральной ваты, ещё дополнительные товары.
Кроме того, сама топология склада была предназначена только для определённого блока сырья. Так, это было напольное хранение, в меньшей степени оно годилось под стеллажи, не было пандусов, а загрузка происходила при помощи рампы. Нас это всегда устраивало. Однако появился новый клиент — производитель потолочных систем, которым такая инфраструктура могла стоить продукции.
Дело в том, что подобный товар необходимо загружать под определённым углом. Если это условие нарушено, то уголок потолка крошится, ломается и, естественно, не может быть доставлен клиенту. Кроме того, что у нас своих 300 SKU, у нового клиента есть свои единицы: шпунтики, винтики, различные системы и прочие мелкие детали, ― с которыми „Кнауф Инсулейшн” вообще никогда не работал», — рассказала Анастасия Топорина.
Перед обеими компаниями встала задача со звёздочкой ― «впихнуть невпихуемое» не в ущерб продукции, а также не раздувать штат и не потерять в производительности. В первую очередь в компании принялись менять топологию склада, заново расчертили схему и проанализировали, как можно автоматизировать некоторые процессы. Так, появились пандус и рольганги, чтобы облегчить проведение погрузочно-разгрузочных работ.
«За счёт пандуса у нас сразу снизились трудозатраты на загрузку и появились возможности погрузки различной номенклатуры. Потому что компания расширяет линейку продукции, и теперь не страшно грузить её хоть с рампы, хоть с пандуса. Это отрыло доступ и приёмке различных типов транспорта, теперь, помимо фур, можно использовать малотоннажки. Мы смогли сделать ворота, чтобы сохранять тепло, потому что в непогоду, например зимой, потолки нельзя загружать.
Я считаю, что не стоит бояться нового, мы долго спорили по поводу пандуса и рольгангов. Это хороший продукт, его нужно тестировать для ваших условий. Если погрузка не требует постоянно персонального присутствия человека, это решение может стать оптимальным. Далее на складе появились стеллажи, несмотря на то, что изначально казалось, что территория вообще не предполагает стеллажное хранение, но у нас получилось не только разместить свою продукцию, но и вместить еще около 6,5 тыс. квадратов клиента, — продолжила делиться опытом г-жа Топорина.
— Плюсом к этим переменам стал порядок на складе, мы пересмотрели систему хранения запасов. Думаю, что у многих компаний найдётся запчасть какого-нибудь 2010 года. Ну если покопаться, то точно где-то лежит, любименькая. Мы качественно изменили подход к неликвидам, с которыми можно распрощаться, причём за деньги. То есть компания может даже и заработать».
Параллельно этим процессам в компании начали внедрять автоматическую систему управления складом WMS. Вполне логично, что с расширением SKU и необходимостью ежедневно обновлять файлы примитивный Excel уже не справлялся.
«Я бы сказала, что в WMS есть два этапа. Первый ― это чистка текущих процессов, потому что ещё до внедрения необходимо полностью описать существующий алгоритм работы. И, когда мы начали анализировать происходящие у нас операции, нашли очень много непонятных моментов. К примеру, когда планёр выпускает документ, он почему-то ногами идёт и несёт его оператору склада, тот что-то с этой бумагой делает и несёт дальше.
Мы спокойно жили в этой реальности, с историями, которые не создают ценности, наоборот, увеличивают время. Планёры и операторы — все были при работе. В рамках WMS мы выявили много подобных дублирующих, фоновых процессов и сразу исключили первые, которые бросались в глаза. А дальше стали внедрять простое решение, например партионный учёт», — описала опыт компании представитель «Кнауф Инсулейшн».
Многоярусное хранение не всегда эффективно работает в условиях сезонных колебаний, предупреждают эксперты. Практика кроссдока помогает экономить бюджет на развитие инфраструктуры. Этот способ организации логистики, при котором товар не хранится на складе, а сразу направляется от поставщика к получателю, можно смело добавить в копилку инструментов, отметил Ришат Шаймарданов.
Эксперты не скрывают, что любые перемены требуют инвестиций, и здесь каждому нужно определить свой альтернативный вариант. И если в части технологических решений их много, то в области управления персоналом всё становится сложнее. Руководитель отдела маркетинга и отдела технической поддержки ООО «Рэкфорк» Степан Криушев одним из действенных инструментов мотивации сотрудников назвал соревнования водителей погрузчиков, которые очень популярны уже много лет.
«Мы проводим уже одиннадцатый сезон StaplerCup, многие участники наших соревнований, а их уже, наверное, где-то больше полутора тысяч, — это сотрудники разных компаний, наши и не наши клиенты, представители отрасли. Когда-то они были водителями, сегодня многие достигли руководящих должностей: бригадиры, начальники смен или те, кто управляет логистическими платформами.
Поверьте, для них такие мероприятия ― порой не просто отдушина, но и возможность побороться за престиж компании. Те работодатели, которые понимают эту ценность, направляют своих кандидатов на турниры и поддерживают их, получают замотивированных сотрудников. Есть и второй момент: во время участия можно оценить способности и перспективы того или иного работника.
Успехи, которых они достигают, становятся индикатором, и это помогает работодателю понять, кто в его большой команде среди 200 водителей погрузчиков обладает потенциалом, кто может потом стать начальником смены, бригадиром, руководителем платформы», — пояснил эксперт.
Будни складских работников значительно отличаются от офисных, а значит, требуют иного подхода, подчеркнула Анастасия Топорина и также поделилась кейсом.
«Некая форма игры с вовлечением в процесс или „А давай, может быть, ты сможешь что-то придумать, а мы тебе за это дадим подарок” реально работает. Я приведу короткий пример: на заводах, например, в нашей группе активно работает CI (Continuous Integration), или система непрерывных улучшений.
Звучит она пафосно, но на практике мы её упростили — „Придумай идеи, реализуй их и расскажи об этом”. Если это можно масштабировать, то работник получит определённый бонус. Если это масштабировать нельзя, но идея работает, бонус также полагается. Таким образом заводы соревнуются между собой. Причём видят это наглядно: показатели выводят ежемесячно на табло.
То есть между Ступино и Тюменью, условно, идёт конкурс в хорошем смысле слова. Кстати, зачастую предложенные идеи мы масштабируем. И, что самое интересное, бывают решения, не затратные для компании. Бывает, что делают из подручных материалов очень функциональные вещи, которые экономят бюджет предприятия. Таким вариантом, например, стало приспособление для фур, которое защищает уголки минеральной ваты от затирания», — привела она пример.
Применение беспилотных технологий складирования, внедрение инноваций в область учёта, инвентаризация при помощи дронов и прочие решения для эффективной агрегации кодов маркировки некоторым кажутся панацеей. Сегодня многие активно пересаживаются с дизеля на электрические погрузчики. Слова «автоматизация», «оптимизация» и «роботизация» летят из каждого утюга, но стоит ли слепо бежать за трендами?
«Внедрение WMS для некрупных складов с небольшим ассортиментом не так уж и необходимо. Как раз сейчас работаем над развитием нашего интернет-магазина, увеличением номенклатуры, а также над проектом нового склада, где планируем реализовать все новинки, связанные с узкопроходными технологиями, чтобы более эффективно использовать площади.
Там у нас будет и полочное хранение, необходимое для запасных частей, а в работе будут задействованы некоторые роботизированные решения с применением AMR. И здесь, конечно, без системы WMS уже не обойтись, — рассказал Павел Антонов. — С учётом сегодняшних реалий однозначно есть что оптимизировать, и здесь большое пространство для манёвра.
Мы видим, что наступает эра новых технологий, развиваются и появляются машины, которые управляются программами. Например, техника сама может идентифицировать объект, получать задание в WMS, выполнять его. На последних выставках вы можете видеть примеры таких машин, и мы как компания с бэкграундом техники сейчас встаём на этот путь, однако не бежим впереди паровоза».
Эксперт подчеркнул, что нырять в омут с головой не стоит, и посоветовал внедрять роботизированные решения постепенно уже на существующей инфраструктуре, стараясь не останавливать работу склада.
«Индустрия в начале пути. На профильных выставках много говорят о роботизации, показывают стенды, но не всё это реализуется в жизни. Поэтому я предлагаю начинать с простого, внедрять роботы, которые будут работать вместе с людьми, и готовить инфраструктуру компании к следующему шагу», — порекомендовал он.
Анастасия Топорина отметила, что, каким бы прекрасным ни казалось роботизированное будущее, человека со счетов списывать нельзя.
«Люди — это наш ресурс. Мы можем очень много смотреть в сторону роботов, мечтать, что всё у нас будет автоматизировано. Но, поверьте, никто не заменит голову, знания и умение анализировать. Даже хвалёный и умный искусственный интеллект будет всегда чуть-чуть бежать за человеком.
Именно люди создают технологии, совершенствуют логику складирования и упорядочивают все системы. И напоследок один совет: какие бы решения вы ни применяли: WMS, Excel и прочие, ― вы всегда должны знать, где что у вас лежит на складе и в каком количестве. Это уже залог эффективности, а остальное — лишь вспомогательные инструменты», — резюмировала эксперт.
Степан Криушев согласился с коллегой и, несмотря на то, что «РэкФорк» поставляет технику, в том числе беспилотную, отметил, что склад держится на людях. Ведь за работу отвечает человек, а не машина. Все технологии: автоматизированные или роботизированные ― разрабатывают, внедряют и оптимизируют люди, они же ими и пользуются. Поэтому человеческий ресурс всегда будет оставаться в центре любого процесса, всех планов и стратегий.
«К тому же на данном этапе внедрение роботов не принесёт даже в среднесрочной перспективе какого-то финансового выхлопа. Но для складского дела это определённо шаг в будущее, открытие новых возможностей, которых мы ещё пока не осознаём. Я бы сказал, сейчас это в каком-то смысле решение, подсказанное сердцем, а не умом.
Нужно смотреть в будущее, и через 10 лет мы сможем оценить все эти „плюшки”, хотя сегодня мы их не понимаем. Давайте отмотаем историю с WMS. 20-30 лет назад все работали без неё, вели учёт на бумажке, а сегодня крупные, огромные логистические платформы просто не могут функционировать без таких систем», — высказал мнение специалист.
Нехватка площадей, сложности с внедрением технологий, текучесть кадров и регуляторные ограничения — далеко не полный список проблем производителей, дистрибьюторов, ретейлеров и других участников сферы. Сегодня складирование — это не просто задача по хранению товаров, а целый комплекс вызовов для всей цепи поставок.
Его роль сводится к поддержке скорости операций, потому что это позволяет обходиться меньшими ресурсами, активами, в том числе денежными средствами для достижения результатов для бизнеса, подвёл итог генеральный директор Ассоциации содействия развитию логистики и цепей поставок Ырысбек Ташбаев.
Именно за эту скорость и бьются сегодня крупные игроки, внедряя разные технологии, перераспределяя ресурсы и применяя инновации. Судя по представленным спикерами решениям, которые работают уже не в теории, а на практике, некоторые из них можно назвать вполне жизнеспособными и даже успешными.
Текст: Марина Каталакиди
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: