В красноярском ретро-клубе восстанавливают Икарусы, ЛиАЗы и другие автобусы с грузовиками
красноярский ретро-клуб

В Красноярске появился центр сохранения ретротранспорта и дорожной техники

На территории автобазы на улице Парашютной сейчас стоит десяток автобусов и грузовых машин, на некоторых моделях ездили еще в середине XX века. Часть из них выглядит, будто только сошла с конвейера, другим требуется серьезный ремонт. Коллекция периодически пополняется новыми экспонатами, которые ищет по территории чуть ли не всего бывшего СССР бизнесмен Александр Кнапнугель.

Красноярский коллекционер уже долгое время связан с транспортом. При Советской власти он работал на грузовых машинах, сейчас возглавляет предприятия пассажирских перевозок. Сначала собирал модели 1:43, затем решил переключиться на 1:1. На поиск самих раритетов, запчастей для них и приведение в работоспособное состояние денег уходит много. Но оно того стоит.

«Всю жизнь я работаю с автомобильной техникой и вижу, как машины пропадают, уходят в металлолом. Следующее поколение сможет взглянуть на них только на картинке в компьютере. Поэтому я и занялся созданием этого музея, чтобы у всех была возможность завести, понюхать, прокатиться на машинах прошлых лет.
Года два тому назад я восстановил ГАЗ-67 и так заинтересовался этим, что до сих пор не могу остановиться. По роду деятельности больше всего меня, конечно, интересует общественный транспорт. В идеале я хочу собрать все автобусы, которые когда-либо ходили в Красноярске. Некоторых моделей, конечно, не сохранилось в природе, но на них вполне можно сделать хорошие реплики», — рассказывает владелец красноярского центра сохранения ретротранспорта и дорожной техники «Авто-Ретро».

Процесс реставрации идет почти без остановки. В боксе ставят на ход «карету скорой помощи» РАФ-22031-01. Ее сородич — микроавтобус РАФ-22038 «Латвия» уже готов тронуться в путь и взять пассажиров на борт. Благо, запчастей для двигателя и ходовой от «Волги» ГАЗ-24 в природе еще много.

А вот за комплектующими для «Колхиды», официально выпускавшейся как КАЗ-4540, пришлось побегать. Оригинальных новых запасных частей к прозванному в народе «Шайтан-Арбой» грузовику уже и не найдешь. Даже двигатель, сделанный на базе распространенного силового агрегата КамАЗ-740, просто так не купишь. Камазовский был 8-цилиндровым, а в Грузии на Кутаисском заводе ставили 4-тактный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-642. Коллекционер купил сразу две «Колхиды» почти без пробега, но они были разукомплектованы. И на обеих не было ТНВД. И только ради этого насоса Александр Кнапнугель приобрел третий грузовик-донор, который нашелся тут же в Красноярске. Из трех машин собрали одну полностью укомплектованную родными деталями и в прекрасном состоянии.

Зато особых проблем с восстановлением не было с популярными под конец эпохи перестройки ЛиАЗ-677М и Икарус-260.50. ПАЗ-3201 тоже прошел процесс мелкого ремонта. Косметического вмешательства и небольшой сборки в салоне требуют ЛАЗ-699Р «Турист» и ЛАЗ-695Н, а также Икарус-250.49. Хотя сами машины на ходу. А вот настоящий раритет ПАЗ-654 с деревянным кузовом требует серьезной операции по восстановлению. Это последний сохранившийся из шести выпущенных в 1959 году экземпляров, который коллекционер привез из Челябинска.

Своей очереди к рукам механиков и мотористов ждут также ГАЗ-53 и 66, микроавтобус Ныса-522, автобус «Кубань-Г1А1-01» и грузопассажирский ЕрАЗ-762.

А вот один из уцелевших редких экземпляров ЛиАЗ-158 в прошлом году красноярцы уже видели в так сказать не лучшей форме. Сейчас его также необходимо ремонтировать. Тем более, что неизвестные вандалы разбили в раритетном автобусе переднее стекло.

Реконструкцию экспонатов обещают закончить к июню этого года. Учредитель ретро-клуба хочет представить их на Дне рождения Красноярска для всех желающих. Отмытые и покрашенные грузовики и автобусы должны будут своим ходом добраться до площади перед Центральным парком, где с ними вживую смогут познакомиться все желающие.

«Планы относительно музея у нас очень серьезные. Большая цель — создание музейно-спортивного комплекса на острове Молокова. Место неслучайно выбрано: раньше там существовала полярная авиация, на Абаканской протоке около острова стояли гидросамолеты. Поэтому сегодня там планируют создать музей авиации — землю уже выделили. Рядом будет военно-патриотический клуб и моторно-спортивная секция. Хотим там же сделать наш музей автотранспорта и дорожной техники, чтобы получился полноценный комплекс. К тому же, место очень хорошо подходит для организаций такого рода: жилых домов рядом нет, так что гуди моторами хоть сутки, никому не помешаешь.
Мы хотим создать музейно-исторический центр техники, где будет несколько зон. В музейной разместим экспонаты авто-, мото- и другой техники. В технической — производственные и учебные мастерские. Еще хотим сделать спортивную зону для различных видов технического спорта и досуговую — парковки, парки, служебные помещения. В первую очередь, центр будет ориентирован на молодежь, для которой будут организованы экскурсии и мастерские. Для того чтобы привлечь и заинтересовать как можно больше народа, будем организовывать автомобильные пробеги по городу и краю.
Это пока только планы, но дело движется. Непросто договориться с администрацией и получить от них помощь. Хотя нам уже выдели бокс и сделали в нем ремонт за счет министерства транспорта края. Что же касается концепции музейного комплекса, то тут у нас была долгая переписка с чиновниками — на данный момент мы ждем ответа от краевых властей — губернатор Виктор Толоконский уже ознакомился с нашими документами. Но сделать еще предстоит очень много», — с оптимизмом смотрит в будущее Александр Кнапнугель.

ГАЗ-66 Колхида кабина КАЗ-4540 в кабине Колхиды ГАЗ-53 кабина ГАЗ-53 ПАЗ-654 ЛиАЗ-158 приборная панель ЛиАЗ-158 салон ЛиАЗ-158 ЛиАЗ-158 вид сзади ПАЗ-3201 ПАЗ-3201 кабина салон ПАЗ-3201 РАФ-22038 кабина РАФ-22038 ЕрАЗ-762 Александр Кнапнугель показывает свои экспонаты ЛАЗ-699Р в кабине ЛАЗ-699Р салон ЛАЗ-699Р Икарус-250 Икарус-250 кабина ЛиАЗ-677М ЛиАЗ-677М справа ЛиАЗ-677М салон ЛиАЗ-677М кабина Икарус-256 салон Икарус-256 кабина Икарус-256 Александр Кнапнунель

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: