Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605) в деле

Мы много пишем о коммерческом транспорте и спецтехнике. Сегмент пассажирских перевозок тоже не обделяем. Но на сей раз мы нашли довольно интересный, хоть и очень специфический экземпляр. Спецтехника СССР, к слову. В России их всего на ходу осталось 25, а в реальности, возможно, эксплуатируют меньшее количество. Ещё два числятся в Беларуси и один — в Украине.

Рельсотранспортёр 
ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Речь пойдёт о грузовом трамвае, известном среди специалистов под названием ТК-28А.

Честно говоря, грузовые трамваи в современных России и в Европе — абсолютно разные вещи. В «загнивающей» реально ездят грузовые вагоны на сцепке и выполняют роль фур. Экологично, тихо (там нет привычного нам стука колёс о стыки рельс), быстро и дёшево.

До революции 1917 года в тогда ещё Петрограде к пассажирским вагонам прицепляли грузовые платформы и перевозили почтовые отправления. Во времена Великой Отечественной войны в столицах трамваи стали чуть ли не главными доставщиками грузов в круглосуточному режиме.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

В Красноярске трамвайное движение открыли в 1958 году, но исключительно для пассажирских перевозок. Как таковых грузовых городских вагонов в городе не было (напомним, мы не о поездах говорим). С тех пор этот экологичный вид транспорта стали активно развивать: строили новые ветки, возводили подстанции. Трамваи перевозили людей с одного берега на другой. Планов было много, собирались даже устроить кольцевое движение по трём мостам через Енисей.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

В конце перестройки несколько вагонов модели КТМ-5М3 отправили в Новосибирск, где из них сделали спецтранспорт. Один из них — рельсотранспортёр, который как раз и должен перевозить рельсы и шпалы к месту ремонта или прокладки новых путей.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Но в середине 1990-х лоббисты из развивающейся тогда сферы частных автобусных перевозок фактически разрушили налаженную систему (впрочем, как и в начале 2000-х сожгли целое АТП, обслуживающее Ленинский район). Трамвайные пути демонтировали с мостов и из недостроенного несколько сотен метров второго кольца в промышленной восточной зоне города. Муниципальный транспорт целенаправленно убивали, закрывали маршруты.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

К миллениуму по правобережью курсировали изношенные более чем на 90% вагоны, интервал доходил до часа. На обновление парков муниципального транспорта и ремонт путей денег бюджет не выделял. В депо поступили разве что два ЛВС-97 и пять КТМ-8, которые за несколько лет пришли в негодность, и их списали.

А на оживлённой улице Матросова в 1997 году дело чуть не дошло до закрытия трамвайного движения — настолько были деформированы рельсы. Тогда сотрудники трамвайно-троллейбусного управления своими силами в условиях полугодичных задержек зарплаты латали пути.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

В 2007 году администрация выделила деньги на покупку трёх новых вагонов. Правда, как признаются в депо, КТМ-19КТ — не самая удачная модель. Эти трамваи чаще приходится ремонтировать, чем задействовать в перевозке горожан. Зато внедрили капитально-восстановительные ремонты уже совсем отживших своё КТМ-5М3. Начали заменять и трамвайные пути. Тогда много работ на свою раму взвалил и герой наших сегодняшних испытаний.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

В 2011 году власти заговорили о проекте скоростного трамвая. Первую линию планировали запустить ещё в 2013 году, но предвыборные обещания так ими и остаются. Иногда «стюардессу откапывают», чтобы заглушить вопросы о строительстве метро, которое начали аж в 1995-м.

А ведь и тут бы пригодился рельсотранспортёр для организации движения скоростных трамваев.

Первые впечатления

Старый конь борозды не испортит. А то, что техника не новая, видно невооружённым взглядом — базовую модель-то, известную также по единой системе классификации как 71-605, перестали выпускать
в 1992 году. Но в Красноярске, да и во многих других регионах, она всё ещё в ходу.

Виктор Маркачёв, начальник цеха трамвайного депо МП Красноярска «Городской транспорт»
Виктор Маркачёв, начальник цеха трамвайного депо МП Красноярска «Городской транспорт»

Как мы упоминали, этот вагон сделали из полноценного пассажирского. Раму усилили, металлическую обшивку салона
и окна сняли, а под крышей повесили кран — тельфер. Кстати, он тут 1980 года производства болгарского тельферостроительного комбината «Балканкарподем».

«Сначала поставили на полторы тонны, но вагон переваливался при подъёме рельс. Поэтому мы уже сами тут заменили кран на однотонник», — вспоминает начальник цеха трамвайного депо МП Красноярска «Городской транспорт» Виктор Маркачёв.

Платформа выдерживает перевозку груза до 12 тонн. Пол настелили из досок. Виктор Александрович поясняет, что если бы поставили металлический, то в случае пробивания изоляции электрооборудование под полом током шарахнет так, что мало не покажется. Напряжение-то в трамвайной сети 550-600 вольт.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)
Фото: департамент транспорта г. Красноярска

На крыше за пантографом установлен сглаживающий радиореактор, через который проходит питание к 4 тяговым электродвигателям ДК-259, расположенным под вагоном. Они подключены в две группы. От заводского КТМ-5М3 их отличает последовательное соединение.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

То есть на базовой модели по нижней части размещены контакторы, замыкающиеся каждый на своё сопротивление при торможении.
Колёсная тележка здесь осталась неизменной от КТМ-5М3. Оттуда же и система тормозов: электродинамический, рельсовый и барабанно-колодочный. Раньше были и пневматические тормоза, но их отключили, так как в тяжёлые 1990-е было трудно найти комплектующие для ремонта пневматики.

«Под кабиной стоит калорифер для отопления, зимой тут тепло», — улыбается наш Испытатель.

Для обогрева окон под каждым стоят металлические воздухотводы — это наследие базовой модели. Вообще, интерьер кабин в числившихся на территории бывшего СССР 43 вагонов ТК-28 был весьма разнообразным. Делали их, что называется, кто во что горазд.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Панели приборов везде выглядят по-разному, их брали то от «Татр», то от МТВ, то от РВЗ, то от КТВ. Причём ставили не в первозданном виде, а переделывали. Входные двери тоже врезали как получится. Поэтому найти одинаковые рельсотранспортёры просто невозможно — у каждого своя изюминка.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Хотя и экстерьер у многих будет отличаться. Схожи только основные черты. Даже аккумуляторы у всех расположены в разных местах, например, у нашего героя с правой стороны за передней колёсной тележкой. А у базовой модели он слева почти за задней тележкой.

Вердикт

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Рельсотранспортёр стабильно выезжает на работу 2-3 раза в месяц. А во время капитального ремонта путей — каждую ночь. В кабине РТ ТК-28А, в отличие от родительского КТМ-5М3, перед вагоновожатым небольшая приборная панель с 3 контрольно-измерительными приборами.

Первые два показывают ампераж с групп двигателей, третий — электронапряжение в аккумуляторной батарее. Должен быть и спидометр, но время его не пощадило. Для управления движением трамвая под левой рукой находится ручка контроллера вагона.

Под левым окном кабины размещена группа электрооборудования: управление подзарядкой аккумулятора и отоплением кабины.

Под ними — группа предохранителей. В задней части слева электрощит с предохранителями и рубильниками подачи питания на стрелу тельфера. Рядом — небольшое окошко с видом на кран и платформу.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Под ногами у вагоновожатого две педали: одна для подсыпки путей песком, а на второй нога во время движения должна быть постоянно. Если отпустить, то ток перестаёт поступать на соленоиды, и тормозные колодки моментально прижимает к барабанам. Вагон останавливается независимо от положения контроллера.

«Под вагоном находятся реостаты или сопротивление и групповой реостатный контроллер для плавного пуска и торможения. Трамвай начинает движение, замыкаются кулачковые элементы, секция выбрасывается.

То же самое при торможении. Там находится вал с сегментными шайбами, чтобы на определённой позиции нужный кулачок замыкался», — показывает на электрообрудование между колёсными тележками Виктор Александрович.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

У гружёного рельсотранспортёра скорость не особо большая — до 25 км/ч. Зато вхолостую он может уверенно нестись на 60 км/ч. Правда, страшно становится, вагон болтает.

«Я попал в депо по распределению в 1982 году. Так и остался. Пока на Октябрьском мосту были пути, (они же отделены от дороги), когда трамваи новые получал, там испытывал. Молодой был, до 65 км/ч разгонял», — вспоминает Виктор Маркачёв.

Сейчас грузовой трамвай до такой скорости довести боязно. Да и не для гонок он всё-таки. Перевозить крестовины и рельсы на большой скорости запрещено по соображениям безопасности. К тому же резкая остановка на скорости — это не про трамвай. Тормозной путь тяжёлой махины может достигать с десяток метров.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Для управления тельфером сделали два пульта. Правда, один в кабине — с его помощью кран поворачивают на 90 градусов, чтобы балка встала перпендикулярно относительно трамвая. А вот для подъёма и опускания нужно из кабины перебраться на грузовую платформу и уже оттуда орудовать вторым пультом.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Кстати, этот трамвай служит не только для нужд депо. На праздниках его задействуют в театральных представлениях. На новый год по правобережью в нём катаются дед Мороз со Снегурочкой, поздравляя красноярцев и гостей города.

А на 9 мая к 75-летию победы в Великой Отечественной войне рельсотранспортёр «переодели» в военную форму, установили на платформу армейскую палатку, военный ГАЗ-67, пулемёт, облачили вагоновожатую в гимнастёрку и в таком виде «по улицам трамвай водили».

Причём, на период развлекательной эксплуатации тельфер демонтируют. К слову, в некоторых городах летом на таких ТК-28А ездят духовые оркестры и развлекают окружающих.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Этот с виду неказистый грузовой трамвай ещё послужит городу не один десяток лет. В ремонте прост, компьютерных систем нет, так что если что и выходит из строя, то починить относительно просто. Правда, родных комплектующих уже нет, поэтому где-то сами изготавливают на станках, где-то ищут всем миром, где-то снимают со списанных вагонов.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

В депо это не единственный спецтранспорт. Тут же КТМ-5М3 переделали в сетеизмеритель и снегоочиститель, отремонтировали хоппер-дозатор ВТК-09А. (О них мы рассказали в этой статье). Были тут и передвижное кафе, и ещё один снегоочиститель, и пылеуборочный ВТК-79М… На самом деле много уже списали вагонов.

«В хорошие годы у нас было 148 единиц, сейчас на линии — 57», — вздыхает Виктор Александрович.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Но не унывает, всё же капитально-восстановительные ремонты понемногу, но идут. И обходятся они дешевле покупки новых трамваев. К тому же поговаривают, что всё же будет пополнение парка. А значит и у рельсотранспортёра работа найдётся.

Рельсотранспортёр ТК-28 на базе КТМ-5М3 (71-605)

Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

история | сеть | трамвай
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: