ODIN Group – это единые стандарты обслуживания и ценовая политика на всей территории России.
Компания предлагает комплексный продукт: приобрести грузовую технику SANY, пройти ТО и гарантийный ремонт, заключить сервисный или лизинговый контракт вы можете в любом сервисном центре сети по единым стандартам и ценам.
Реклама. ООО «КГ Событие», ИНН 7717582845
Erid: F7NfYUJCUneLtWtZJbhQ
Первые три месяца 2024 года для производителей и дилеров самосвальной техники оказались не столь бурными, нежели в аналогичном периоде прошлого года. По данным «АСМ-
Холдинг», с января по март в России на учёт поставили 2643 единицы техники с поднимающимся за счёт гидравлики кузовом. А годом ранее этот показатель был на уровне 5565 штук.
По итогам же 2023 года самосвалы занимали второе место по востребованности на рынке грузовых автомобилей, уступая лишь седельным тягачам. За 12 прошлогодних месяцев потребители обзавелись 21 012 машинами.
«К концу 2023 года 65% рынка уже занимали самосвалы китайских брендов. Российские машины коммерсантам пока не доступны: производители полностью обеспечены госзаказами. Скорее всего, доля техники из Китая будет оставаться высокой, но, как я отмечал выше, рынок перенасыщен этой продукцией. Поэтому основная конкурентная борьба развернётся как раз между брендами в части стоимости владения, сервиса и сервисных программ, совершенствования цепочек поставок», — считает директор по транспорту ООО «Земтек» (Zemtek mining) Рамис Каберов.
А меж тем этот сегмент грузового рынка — действительно лакомый кусок для вендоров. Развитие нацпроектов и активная стройка инфраструктурных объектов стимулируют обновление автопарков строительных организаций.
«Особенности российского рынка таковы, что спрос на самосвалы всегда был, есть и будет. Этим машинам приходится работать в непростых, зачастую даже жёстких и агрессивных условиях: в карьерах, на стройплощадках с плохими дорогами и подъездными путями… Нередки перегрузы.
Отсюда и интенсивный износ техники. Темпы продаж могут замедляться, но автопарк требует регулярного обновления. Поэтому и спрос на самосвалы даже в периоды экономических спадов сохраняется», — рассуждает директор по продажам грузового автотранспорта ООО «Технодом» (официальный дилер LiuGong и FAW Trucks в ЦФО, ЮФО, СКФО и ПФО) Александр Зоря.
К слову, начиная с марта этого года Китай стал сокращать прямые отгрузки в Россию, включая машины, из-за риска попадания под санкции со стороны США. По данным РБК со ссылкой на главное таможенное управление КНР, объём экспорта колёсной техники и комплектующих снизился на 20% за первый месяц весны, а месяцем ранее — на 6% (год к году).
При этом российские представители брендов из Поднебесной настроены очень позитивно.
«Самосвалы Sinotruk, FAW, Shacman, SANY, JAC, Dongfeng, Hongyan — это новая „азиатская семёрка”, которая с каждым годом будет наращивать своё присутствие в РФ. За 2022–2023 гг. на учёт встало 8 166 единиц техники Sinotruk. Мои прогнозы: рост составит на 5–6%, так как увеличивается ассортимент поставляемой техники, которая позволяет решать больше задач по перевозке сыпучих грузов.
Также увеличивается качество поставляемой продукции, производители адаптируют самосвалы к условиям эксплуатации на российском рынке, получая обратную связь от владельцев техники», — комментирует руководитель отдела продаж ООО «ААА Траксервис» (официальный дилер MAN, Sitrak, HOWO, Isuzu, «Амбертрак») Дмитрий Кондраков.
Итоги I квартала подтверждают оптимистичные прогнозы и сохранение динамики рынка на уровне 2023 года, уверен руководитель департамента развития продукта ООО «БВГ» (BWG) Артём Эйдман.
«Рынок самосвалов цикличен. После роста в 2023 года почти в 1,5 раза в текущем году ожидается определённая коррекция рынка самосвалов в меньшую сторону. При этом объём рынка будет больше среднего значения, который наблюдался за последние 5–10 лет», — прогнозирует начальник бюро маркетингового анализа рынка ПАО «КАМАЗ» Ильдар Капкаев.
По мнению исполнительного директора ООО «СИНОВЭЙ Групп» (Sinoway Group — официальный дилер Shacman) Максима Спицина, доля самосвалов в 2024 году уменьшится до 32–37%. Причиной этому эксперт называет не снижение спроса на такие машины, а увеличение до 50% доли магистральных тягачей.
Александр Зоря склоняется к тому, что после резкого роста в результате отложенного спроса в этом году из-за насыщения рынка уровень продаж будет несколько ниже. Но уточняет, что самосвалы обычно начинают покупать к марту-апрелю, поэтому, возможно, появится некий рост по второму кварталу.
«Среди факторов, сдерживающих развитие рынка самосвалов, назову ещё отсутствие квалифицированных водителей. По факту в стране некого сажать за руль грузовиков. С учётом кадрового голода сложно делать прогнозы и формировать виды на продажи.
Наряду с насыщением рынка и кадровым вопросом на спрос влияет, конечно же, рост цены на технику. На импортные машины цены формируются, исходя из курса рубля к юаню, затем — из стоимости металла и стоимости денег. Объективная ситуация такова, что цена самосвалов продолжит расти, и на снижение цен в перспективе ближайшего времени рассчитывать не стоит: предпосылок для этого нет», — размышляет представитель компании «Технодом».
В линейке самосвалов от Sinotruk для российских потребителей на рынке представлены модели от 19 до 25 м3 с колёсной формулой 6х4 и от 25 до 39 м3 с колёсной формулой 8х4, с «П-образной» или «U–образной» формой кузова, говорит Дмитрий Кондраков. Также он обращает внимание на модели со скошенным кузовом (для работы с асфальтоукладчиком) и прямым кузовом (более универсальным для транспортировки любых сыпучих материалов).
Китайские инженеры предлагают модели как с задней, так и с боковой разгрузкой. Есть вариации с возможностью подъёма кузова на три стороны. По заявленным характеристикам грузоподъёмность варьируется от 25 до 30 тонн. Но самый востребованный вариант, по словам представителя «ААА Траксервис», — модель с колёсной формулой 8х4 и объёмом кузова от 27 до 35 м3.
По данным представителя ПАО «КАМАЗ», наибольшим спросом пользуются самосвалы с кузовами объёмом 19 и 25 м3 (с надставными бортами до 34 м3) и грузоподъёмностью до 25–30 тонн.
«В 2023 году наибольшие продажи самосвалов КАМАЗ приходились на самосвалы КАМАЗ-65115, 6520 и 65222. Данные модели классического семейства КАМАЗ поколения К3 универсальны, адаптированы к российским условиям и климату, а также доступны по цене. Самосвал КАМАЗ-65115 имеет широкую сферу применения: от дорожного и жилищного строительства до сельского хозяйства и ЖКХ.
Сфера применения более грузоподъёмной модели КАМАЗ-6520 также различная, в том числе данный самосвал востребован в строительстве и сельском хозяйстве. Полноприводный самосвал КАМАЗ-65222 востребован, прежде всего, в условиях бездорожья и сочетает в себе как высокую проходимость, так и грузоподъёмность», — перечисляет Ильдар Капкаев.
«Машину подбирают в зависимости от стоящих перед ней задач. Например, для дорожных работ лучше подходят самосвалы Shacman 8х4, в карьере хорошо себя показывают самосвалы Shacman 6х4. Если же речь идёт о труднопроходимых местах работы, то лучше выбирать полноприводные самосвалы Shacman 6х6, характеризующиеся повышенной проходимостью.
По нашему опыту, самыми востребованными являются грузовики, имеющие вместимость кузова 25–35 куб. м. Shacman 8х4 — крепкий самосвал-„дорожник” — традиционно находится на первом месте по объёму реализации. Высокий спрос на самосвалы для ремонта дорог формируется за счёт большого количества инфраструктурных проектов по развитию дорожной сети в РФ.
Второе и третье места занимают самосвалы Shacman 6х4 и Shacman 6х6. Спрос на них остаётся стабильным круглый год, так как машины востребованы в карьерных работах и труднопроходимых местах», — делится опытом Максим Спицин.
Артём Эйдман называет ходовыми машинами модели с колёсными формулами 6х4 и 8х4. При этом, в отличие от российских и европейских самосвалов, у техники из Поднебесной объём кузова гораздо больше, например для автомобилей 6х4 это 21 м3 вместо 16–18, а для шасси 8х4 — 26–35 м3 вместо 20.
«Грузоподъёмность определяется собственным весом автомобиля, разрешёнными показателями и массой груза. Инертные материалы, транспортируемые в кузове, обладают разной плотностью, поэтому и объём перевозимого груза будет различным. Если говорить о технической грузоподъёмности, то, по ожиданиям клиентов, для самосвала с колёсной формулой 6х4 она составляет 25 тонн, для машин 8х4 — 30–32 тонны.
Особый спрос наблюдается на самосвал с колёсной формулой 6х6, который является довольно нишевым, но всё же востребованным продуктом», — перечисляет представитель BWG, акцентируя внимание на интересе клиентов к самосвалам с кузовами ковшового типа, предназначенным для работы в карьерах.
«Преимущество китайских самосвалов в том, что при шоссейной формуле 8х4 средняя кубатура кузова 38 м3, что позволяет использовать их для и для перевозок любых сыпучих грузов, и для широкого спектра строительных задач, поэтому они пользуются устойчивым спросом у российских компаний.
У европейских производителей (Scania, Volvo, Renault) максимальный объём кузова 32 куба. К тому же, с Китаем налажена логистическая цепочка, технику и запчасти можно получить в течение 30 дней», — рассказывает с точки зрения пользователя Рамис Каберов.
Но почему же европейские и российские кузовы были меньше по кубатуре? Ведь заложенный производителями шасси запас прочности позволял ставить объёмные конструкции. На выставке СТТ Expo в прошлом году во время презентации грузовиков Beiben Trucks президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин открыто обвинил дистрибьютора в намеренном допуске загрузки 60 тонн груза в четырёхосные самосвалы, что нарушает законодательство России.
Мол, дороги разбивают. Представитель китайского бренда тогда парировал, что грузовики сертифицированы в числе прочего и для работы в карьерах, где их можно грузить, как угодно. А на дороги общего пользования самосвалы 6х4 с 20-кубовым кузовом не должны выезжать, загруженные песком более 15 м3. А уж перегрузы дистрибьюторы оставляют на совести конечного пользователя.
«На самосвалах колёсной формулой 6х4 не желательно, чтобы объём кузова превышал 20 м3. Оптимальная цифра — 15–18 м3. Это связано с грузоподъёмностью, исходя из плотности щебня 1,4. Масса перевозимого груза составляет 27 тонн. На самосвалах колёсной формулой 8х4 объём кузова, исходя из плотности щебня 1,4, не должна превышать 29 м3. Масса груза составляет 40 тонн, но оптимально 20–23 м3.
В обоих случаях это очень много. Но многие владельцы сознательно идут на это ввиду низких ставок на перевозку нерудных материалов. Большие объёмы кузовов предназначены для перевозки лёгких пород, в частности угля.
Но, исходя из того, что задачи меняются ежедневно, потребители предпочитают покупать „универсальные” самосвалы с объёмами кузовов 6х4 от 18–25 м3, 8х4 от 25–35 м3», — раскрывает карты директор по продажам коммерческого транспорта ООО «ДЦ Алтуфьево» (ГК «Автодом») Али Дадуев.
Он также говорит, что распространена практика приобретения самосвалов 8х4 вместо тягача и полуприцепа. Он обходится дешевле в обслуживании, да и водителю в удостоверении достаточно категории «C», а не «Е». К тому же к самосвалу можно дополнительно присоединить прицеп объёмом до 20 м3, что несёт ощутимый экономический эффект при перевозках.
Помимо выносливости, то есть того самого запаса прочности шасси, потребитель, как всегда, хочет, чтобы самосвал ещё и не ломался. И речь не только о давальческом шасси, высокие требования к гидравлике.
«На поставляемых нами самосвалах Sitrak и Howo применяется гидравлическое оборудование китайского производства. При этом на автомобили Howo установлены гидравлические системы китайского производства, а в более продвинутых моделях Sitrak применяется оборудование хорошо известной нидерландской фирмы Hyva, которое производится на заводах в Поднебесной.
Соответственно, для ремонта гидравлических систем Hyva на европейских самосвалах применяются комплектующие из Китая. Другие европейские производители гидравлических систем, как нам известно, также продолжают присутствовать на российском рынке», — рассказывает Артём Эйдман.
Никаких проблем с ремонтом гидравлики нет, все необходимые запчасти для самых популярных брендов Binotto или HYVA, насосы, фильтры, баки гидравлики, шланги ТНВД, распределители доступны в РФ, подтверждает Дмитрий Кондраков.
Другое дело — существующие автопарки самосвалов ушедших из России брендов. Для них приходится или искать аналоги или закладывать на ремонт круглые суммы.
«Как правило, запасные части для техники европейских или американских брендов ввозят через параллельный импорт. Но это дорого и очень долго. И значит, что предприятие должно фактически „заморозить” определённую часть оборотных средств, что при существующих высоких кредитных ставках абсолютно невыгодно. С гидравликой китайского производства проблем нет. Наши объекты находятся не очень далеко от границы, и мы можем в течение 30 дней получить нужную запчасть», — объясняет Рамис Каберов.
Кроме того, есть отечественные производители гидравлических шлангов, которые вполне заменяют импортные аналоги, напоминает Али Дадуев.
Но до полной замены вполне ещё живых немецких, голландских, шведских и прочих самосвалов на машины из Поднебесной пройдёт несколько лет. Всё-таки привыкли в России к европейцам. Это, кстати, подтверждает и статистика перерегистраций подержанных самосвалов. Scania, Volvo и MAN держатся в топ-10 перепродаваемой техники.
«В силу устоявшихся за годы доброго партнёрства с европейскими поставщиками требований переход на китайскую технику даётся отечественному владельцу грузового автопарка болезненно. Возникают вопросы по конструктиву кузовов, их геометрии, регистрируются претензии к используемому металлу и способам его обработки, качеству покраски. Оно и понятно: условия эксплуатации в России отличаются от китайских.
В первую очередь у нас иное качество дорог. Во-вторых, температурные режимы совершенно другие. Поставляемые из КНР кузова не всегда готовы к работе в наших условиях. Везут те модели, которые востребованы в Китае, то есть находящие хороший сбыт у китайского клиента. А в отсутствие альтернатив на российском рынке берут всё, что он может предложить», — говорит Александр Зоря.
В той же Zemtek всё ещё активно используют в работе самосвалы Volvo, Renault, Iveco. Правда, из-за сложившейся на рынке ситуации начали переходить на китайские Sitrak и Shacman.
«У Sitrak множество моделей, у каждой из которых свой кузов и сплав. Мы закупили модель, у которой кузов изготовлен из стали к450. У неё высокая износостойкость, что обеспечивает эффективную работу на разных участках работ.
Для нас это самый оптимальный и надёжный вариант. На этих самосвалах мы возим и щебень, и песок, и землю, и уголь», — делится впечатлениями Рамис Каберов, добавляя, что в компании рассматривают к приобретению модели LiuGong и DongFeng.
Дистрибьюторы ведут планомерную работу с китайскими заводами по адаптации моделей и по застройке шасси отечественными кузовостроителями. Для самосвальных установок, производимых в России, сейчас начинают применять отечественные марки высокопрочных сталей, говорит Артём Эйдман.
А по словам Дмитрия Кондракова, если клиенты хотят приобрести кузов из аналога стали HARDOX 450, особенно те, кто уже его эксплуатировал, то им предлагают надстройку из высокопрочной стали JUNTON c электрофоретическим покрытием и с усиленными креплениями заднего борта.
Эксперт обращает внимание и на то, что кабины китайских самосвалов не уступают по комфорту седельным тягачам.
«Каждый самосвал Sitrak с кабинами С7h или С7h MAX имеет спальное место, автономный отопитель, подогрев и кондиционирование кресла, некоторые модели укомплектованы даже холодильником. Во многих европейских самосвалах этого не было», — приводит пример представитель «ААА Траксервис».
Отечественные производители, несмотря на завалы заказов от государства на определённые нужды, тоже сдавать рынок не намерены.
«„КАМАЗ” продолжает работу по выводу грузовых автомобилей нового поколения К5, в том числе самосвалов. Компания активно работает над замещением импортных комплектующих, использующихся в производстве автомобилей.
При переходе нового модельного ряда грузовых автомобилей КАМАЗ на новые компоненты значительно выросли их потребительские свойства. „КАМАЗ” планирует наращивать производство и продажи самосвалов поколения К5, поэтому их доля в структуре продаж будет расти», — обещает Ильдар Капкаев.
Подготовил Артём Щетников. Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: