Рынок дорожных катков в последние годы отличался предсказуемостью. Однако в этом году отечественные производители воспряли духом. Тем более что правительство озаботилось насыщением парков подрядных организаций российской ДСТ, включая катки. Таковой для получения госконтракта у компании должно быть не менее 30%. А к 2030 году — вовсе 60%.
Собственно, к этим изменениям в 44-ФЗ уже начали готовиться. По данным ассоциации «Росспецмаш», только за 9 месяцев объёмы поставок начали расти. Дилеры отгрузили на 22% больше продукции, тем не менее говорить о победе российских заводов на этом рынке рано. Львиную долю всё ещё составляют импортные машины.
Среди причин этого явления директор по развитию продаж ООО «Рывок» (B2B-маркетплейс ryvok.ru) Сергей Зуйков называет как стоимость отечественных катков, сопоставимую с импортными, так и проблемы с их наличием.
По его словам, российские заводы поставляют продукцию под заказ со сроком 100-200 дней после крупного авансового платежа. А дилеры не заказывают машины под реализацию из-за низких скидок в 2–3%.
«Ранее, до введения санкций, дорожные компании в основном приобретали зарубежную технику, т. к. она выигрывала у отечественной по соотношению цены и качества. Например, для федеральных трасс, где достаточно высокие требования к ровности и качеству укладки асфальта, до сих пор использовалась в основном техника европейских производителей.
Главный фактор выбора катка — это надёжность. И, в сравнении с отечественными, импортные машины пока надёжнее в 3-4 раза. Не меньшее значение имеет и уровень комфорта: асфальт, как правило, укладывают летом, и отсутствие климатических систем в отечественных катках сильно влияет на спрос. Эргономика рабочего места машиниста также занимает не последнее место, ведь в комфортных условиях работы производительность труда оператора ощутимо увеличивается.
Кроме того, есть такой фактор, как технологическое отставание.В импортных катках много разнообразных автоматических систем контроля: автоматическая система контроля уплотнения, динамические датчики, отслеживающие амплитуду вибрации или температуру асфальта, и т. д. Автоматизация — это ощутимая помощь машинисту, и это тоже влияет на выбор», — объясняет руководитель управления механизации и транспорта ООО ГК «Альянс» Марат Гайнутдинов.
Отметим, что наши машиностроители всё же учли потребности рынка. Например, на «СТТ Expo» рыбинский Завод дорожных машин презентовал обновлённую модель ZDM-13, оснащённую и кондиционером, и поворотным комфортным креслом на пневмоподушке, и двумя рулевыми колонками, и удобной системой управления, и кучей других полезных и упрощающих жизнь оператору вещей.
Генеральный директор группы компаний «Бизнестрансстрой» Иван Романенков считает мнение об отставании в качестве и инновационности отечественных катков стереотипом. Да, говорит он, на первоначальном этапе могут возникнуть проблемы, связанные с наличием российской техники, аналогичной по своим характеристикам импортной.
Тем более что фактически в стране выпуском катков занимаются всего два предприятия. И насытить рынок одномоментно они попросту не в состоянии. Но процесс уже сдвинулся с места, в ряде регионов этим летом утрамбовывали грунт и равняли дорожное полотно именно новые машины «ДорМаша».
«За последние пару лет некоторые производители научились производить качественные узлы и агрегаты по причине ухода многих европейских брендов из-за санкций. Однако необходимо, чтобы главные комплектующие для машин к 2030 году производило большинство заводов в РФ. Иначе это спровоцирует недостаток отечественной техники и повлияет на скорость и качество строительства государственных и муниципальных учреждений, культурных кластеров. Вдобавок это может коснуться дорожного строительства, а именно реновации существующих дорог и создания новых», — считает генеральный директор ООО «Центр технического оборудования Иван Марьянов.
Он добавляет, что в долгосрочной перспективе привязка исполнения госконтрактов к наличию российской техники может послужить дополнительным толчком к развитию полноценного импортозамещения в отрасли. За этим последует как снижение стоимости машин на российском рынке, так и создание дополнительных рабочих мест.
В числе последствий от развития импортозамещения г-н Марьянов также называет возможность для заводов выйти на экспорт, а также рост спроса на услуги компаний, которые специализируются на ремонтных работах и обслуживании. У бизнеса появится возможность закупать надёжное оборудование для повышения уровня и качества предоставляемых услуг.
Основные требования — надёжность в техническом плане, производительность, технологическая оснащённость, говорит Марат Гайнутдинов. Кроме того, он называет важным аспектом наличие на рынке запчастей и комплектующих, необходимых для ремонта: «Сегодня мы ждём по 3-4 месяца заказанные запчасти, и это притом, что из всей ДСТ, катки, пожалуй, наиболее надёжная техника».
Помимо традиционных гладковальцовых моделей, у дорожников есть потребность в новых пневмоколёсных и комбинированных машинах. И если их отечественные машиностроители ещё выпускают, то кулачковые и решётчатые для уплотнения грунта в основном везли из других стран.
«Кулачковые грунтовые катки используют чаще зимой, когда грунт заморожен. Комбинированные сейчас используются всё реже, возможно, это связано с изменением технологий укладки», — комментирует Марат Гайнутдинов.
Решётчатые вальцы применяют в числе прочего для дробления больших камней, комков грунта и глыб. Они способны проникать глубоко в почву и создавать прочное и устойчивое основание за счёт эффективного распределения нагрузки и обеспечения равномерной уплотнённости грунта, добавляет Иван Марьянов.
По его мнению, российские производители проигрывают импортным, так как те много лет инвестируют значительные ресурсы в исследования и разработку, чтобы создавать новые модели, обладающие лучшими характеристиками и функциональностью. Именитые бренды постоянно улучшают свои продукты и предлагают новые решения для удовлетворения потребностей рынка. Именно поэтому избалованные этим дорожники для соответствия дороги нормативным документам выбирают зарубежные модели. Ведь за свой счёт переделывать работу не хочется.
«Потребители, как правило, требуют от дорожных катков долговечности, эффективности и адаптации к различным условиям местности и строительным требованиям. Они часто ищут машины, способные обеспечить плавное и равномерное уплотнение, не требующие особого обслуживания и оснащённые современными технологическими устройствами, повышающими эффективность и производительность», — объясняет Иван Романенков.
Примечательно, что из импортных машин у покупателей котируются HAMM, Ammann, Bomag, Dynapac. Понятно, что события 2022 года внесли свои коррективы, и закупать начали XCMG, Sany, LiuGong и Shantui из Поднебесной. Но по большей части это модели для работы с грунтом, которые в России или не делают, или делают в небольших количествах. А для пополнения парков машинами с гладкими вальцами крупные предприятия пользуются параллельным импортом или закупают наши «Раскаты» и ZDM.
«Если говорить о стоимости, то в настоящее время наша техника по цене приблизилась к импортным аналогам. Китайские катки уже продают по ценам на уровне европейских. «Китайцев» вообще сейчас много на рынке, но к ним тоже пока много вопросов», — поясняет Марат Гайнутдинов.
Помимо возможных проблем с насыщением рынка самой уплотнительной техники и теми, кто будет разрабатывать инновационные машины, всё острее встаёт вопрос квалифицированных кадров, которые будут непосредственно управлять катками. Ведь, по словам Ивана Марьянова, они должны ещё и обладать определёнными профессиональными навыками для выполнения работы с высокой эффективностью и качеством.
«В России сегодня есть квалифицированные операторы катков, но распределение их на отечественном рынке неравномерное, всё зависит от региона. Кроме того, нужно учитывать, что новые технологии требуют постоянного повышения квалификации и применения новых знаний на опыте. Чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо к хорошей теоретической базе, знаниям технологии добавить солидный практический опыт — отработать как минимум 2-3 сезона на большом проекте», — говорит Марат Гайнутдинов.
Нехватку операторов подмечает и Иван Романенков. Он уверен, что для обеспечения постоянного притока квалифицированных кадров в долгосрочной перспективе могут потребоваться инвестиции в инфраструктуру обучения и образовательные программы. А подготовка специалиста к эффективной работе с дорожной спецтехникой требует всестороннего понимания функций машин, правил техники безопасности и принципов строительства.
«Обучение человека для экономичной, но при этом быстрой и качественной работы оператором дорожного катка является длительным. Специалист должен освоить базовые навыки управления катком и его техобслуживания, а также понять специфику работы на различных типах дорог, учитывая особенности поверхности, грунта и климатических условий.
В целом к обучению таких специалистов необходимо применять комплексный подход, который включает в себя как теоретическую часть, так и практическую — на инновационных тренажёрах или реальных объектах, обеспечивающих необходимый опыт. Создание системы сертификации и лицензирования операторов может способствовать повышению качества работы и улучшению ситуации на рынке труда в данной сфере», — считает Иван Марьянов.
Иван Марьянов, генеральный директор ООО «Центр технического оборудования» (эксклюзивный партнёр Zauberg в России)
«При выборе дорожных катков потребители обычно предъявляют ряд требований, чтобы обеспечить эффективность и качество выполняемых работ.
• Эффективность. Потребители хотят, чтобы дорожные катки работали быстро и эффективно с минимальными общими затратами на выполнение работ. Для этого катки должны иметь соответствующую мощность и производительность, чтобы справиться с различными типами грунта и дорожного покрытия.
• Надёжность. Пользователи нуждаются в том, чтобы техника была долговечной и как можно реже требовала ремонта. Дорожные катки должны быть изготовлены из качественных материалов и иметь прочную конструкцию, способную выдерживать интенсивную эксплуатацию.
• Удобство использования. Дорожные катки должны быть комфортными и простыми в управлении, чтобы операторы могли легко овладеть ими и выполнять работы без проблем. Например, они могут иметь кабину на амортизирующих опорах, систему климат-контроля, чувствительные и информативные органы управления и др.
• Безопасность. Потребители ожидают, что дорожные катки будут безопасны в использовании как для операторов, так и для окружающих. Машины должны обладать соответствующими системами безопасности.
• Оптимальное соотношение «цена-качество». Клиенты ожидают, что катки будут доступны по разумной цене с удержанием хорошего качества и высокой производительности. Поставщики должны предлагать конкурентоспособные цены без снижения показателей качества.
Беря во внимание все эти требования, производители дорожных катков должны стремиться разрабатывать и предлагать продукцию, которая бы максимально удовлетворяла потребности и ожидания потребителей. Только так они смогут выделиться на рынке и завоевать доверие клиентов».
Подготовил: Артём Щетников. Фото: Евгений Ошкин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: