Международная промышленная выставка «Иннопром-2025», прошедшая в Екатеринбурге, вновь подтвердила свой статус главной витрины передовых технологий России. В этом году особый акцент был сделан на коммерческий транспорт, пассажирскую технику и машины для дорожно-строительной отрасли. Рассказываем о ключевых моделях, которые привлекли внимание специалистов.
Газовая модификация магистрального тягача КАМАЗ 54901 стала одной из главных новинок «Иннопрома». Машина работает на сжиженном природном газе (СПГ), оснащена двигателем мощностью 460 л. с., автоматизированной коробкой передач и двумя криобаками общей ёмкостью 1060 литров. Запас хода достигает 1600 км, что делает её оптимальным решением для междугородных перевозок.

Тягач сертифицирован под перевозку опасных грузов (ДОПОГ), а эксплуатационные затраты на топливо на 30–40% ниже дизельных аналогов. Дополнительно разработчики улучшили аэродинамику кабины, а внутренняя отделка была переработана под запросы водителей дальних рейсов.
В рамках выставки представители КАМАЗа подчеркнули, что в условиях растущего спроса на экологичный транспорт спрос на СПГ-версию будет только увеличиваться. Планируется расширение географии поставок за счёт строительства новых СПГ-заправок вдоль ключевых трасс.
Минский автомобильный завод продемонстрировал новый магистральный тягач МАЗ 54402N, использующий газомоторное топливо. Завод постепенно расширяет ассортимент грузовиков такого класса: ранее были выпущены тягачи на компримированном и сжиженном природном газе, а также мусоровоз и самосвал на КПГ.
Автомобиль оснащён газобаллонной техникой партнёров из России. Грузовик способен проехать на одной заправке 590 км. 419-сильная силовая установка и трансмиссия собраны в Беларуси. Компания налаживает тесное взаимодействие с местными производителями, среди которых значится «Смолмаш», занимающийся производством коммунальной техники. Совместная работа ведётся в рамках увеличения локального содержания комплектующих в выпускаемых машинах. Сегодня у завода насчитывается свыше тридцати партнёров в России.
МАЗ-65012J-8535-000 — это трёхосный самосвал с боковой разгрузкой, оснащённый двигателем Weichai мощностью 400 л. с., 12-ступенчатой КПП и большим кузовом объёмом 20 м³. Конструкция предусматривает удобные боковые борта, возможность монтажа дополнительного оборудования и наличие большой комфортабельной кабины.

Самосвал предназначен для транспортировки сыпучих грузов и имеет ряд специфических характеристик, делающих его пригодным для разных типов задач, связанных с перевозкой стройматериалов, грунта, угля и других насыпных продуктов.
На «Иннопроме» завод «Смолмаш» представил комбинированную дорожную машину КДМ 7881220 на базе самосвала МАЗ 65012J, предназначенную для выполнения различных задач по уборке и обслуживанию дорожного покрытия.
Уральский автомобильный завод продемонстрировал новую разработку — вахтовый автобус на базе шасси Урал-80 с колёсной формулой 4х4. Машина оснащена новым двигателем ЯМЗ-535 мощностью 240 л. с., увеличенной грузоподъёмностью и комфортным внутренним пространством на 20 пассажирских мест. Новое шасси получило усовершенствованную конструкцию с меньшими габаритными размерами и уменьшенным передним свесом на 210 мм для лучшей обзорности.

Фургон изготовлен из 5-слойных сэндвич-панелей по бескаркасной технологии. Внутри установлено необходимое электро- и климатическое оборудование для комфортного пребывания пассажиров во время транспортировки. Автомобиль предназначен для перевозки людей по дорогам 1-4 категории и более сложным участкам местности.
Машиностроительный холдинг «Синара – транспортные машины» привёз на «Иннопром» рельсовый транспорт повышенной вместимости. Разработка уральских машиностроителей способна перевозить до 308 пассажиров, в том числе предусмотрено 70 мест для сидения. Трамвай низкопольный, что облегчает вход и выход людей.

Генеральный директор Сергей Шунин, презентуя новинку, подчеркнул, что большая часть деталей нового трамвая импортозамещена. Так, тележки произведены в Калужской области, а управляющие и автономные системы сконструированы IT-компанией «Алгоритм С».
Для вагонов доступны две модификации: с шириной колеи 1524 и 1435 мм. Кстати, разработчики утверждают, что новый трамвай базируется на шасси, обеспечивающем плавное движение и низкое воздействие на рельсы.
На площадку «Иннопрома» доставили первый в стране пятисекционный вагон, разработанный и изготовленный Усть-Катавским вагоностроительным заводом (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»). Модель представляет собой полностью низкопольный пятисекционный вагон с двухкабинной компоновкой, рассчитанный на работу в челночном режиме без разворотных колец.
За счёт многосекционного исполнения обеспечивается высокая пассажировместимость: номинальная — 280 человек, максимальная — до 406 человек. Конструктивно предусмотрено 72 сидячих места, включая два специализированных — для пассажиров с ограниченной мобильностью.
Широкие межсекционные проходы и оптимизированная планировка салона способствуют равномерному распределению пассажиропотока, что критически важно для эксплуатации на высоконагруженных маршрутах мегаполиса.
Вагон оборудован современной системой климатического контроля, которая обеспечивает поддержание температурных параметров в диапазоне, соответствующем нормативным требованиям для пассажирского транспорта. Для информирования пассажиров предусмотрен встроенный мультимедийный комплекс с функцией отображения навигационной и сервисной информации.
В конструкции применены современные технические решения: энергоэффективные тяговые приводы, системы рекуперации тормозной энергии, а также цифровая платформа для мониторинга технического состояния узлов и систем трамвая в реальном времени.
Ещё одна пятисекционная модель — 71-952, разработанная компанией «ПК Транспортные системы». Машина предназначена для интенсивных маршрутов. Разработка отличается вместимостью до 400 пассажиров благодаря наличию двух кабин управления и четырнадцати дверей.

Длина трамвая достигает 37 метров, что требует особых условий инфраструктуры. Именно поэтому первые тестовые рейсы пройдут без пассажиров по маршрутам, специально оборудованным длинными посадочными площадками.
Модель оснащена системами, позволяющими эффективно функционировать в плотном городском трафике: максимальная скорость составляет 72 километра в час, трамвай способен преодолевать повороты с минимальным радиусом в 16 метров.
Минский автозавод представил два новых троллейбуса. Сочленённый МАЗ 216 и городской МАЗ 303 полностью низкопольные, оснащены кондиционерами, маршрутными табло и адаптированы под российские реалии. Разработка велась с участием Уфимского троллейбусного завода.
Модели могут эксплуатироваться как в классическом режиме, так и в режиме автономного хода на коротких участках маршрута. Акцент сделан на эргономике — антибактериальные поручни, сиденья из антивандальных материалов и отдельная климат-зона для водителя.
Ратрак разработан силами компании UMG. Выпускать машину будут на заводе «Челябинские строительно-дорожные машины» (ЧСДМ). Спецтехника сконструирована для подготовки лыжных трасс, зимников, аэродромов и других объектов, а также для перевозки и транспортировки грузов в условиях Арктики.

Ратрак весит 6,3 тонны, он оснащён 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-536 мощностью 313 лошадиных сил — самым мощным в своём классе. Объём топливного бака достигает 250 литров для длительной автономной работы. Максимальная скорость транспортировки — 24 км/ч, скорость фрезерования снега — 16 км/ч.
Ратрак способен работать на уклонах с углом наклона до 35°, что расширяет область применения в горной местности. Машина готова принять на борт грузы массой до 1,5 тонны и одного пассажира. При необходимости на платформу можно установить дополнительную пассажирскую кабину вместимостью до восьми человек.
В 2025 году планируется выпуск опытно-промышленной партии из шести машин, а с 2026-го начнётся мелкосерийное производство. По словам представителей UMG, ратрак РТ-6 по своим техническим и эксплуатационным характеристикам не уступает зарубежным аналогам, а в ряде параметров даже превосходит их.
Грузоподъёмный агрегат UMG рассчитан на работу с массой груза до 32 тонн и установлен на китайское шасси производства LiuGong. Максимальная нагрузка механизма достигает 120 тонно-метров, при этом стрела крана способна выдвигаться на длину до 33 метров.

Особое внимание разработчики уделили конструкции шасси, выбрав полноприводную машину с колёсной формулой 6×6.1 — совместную разработку российских инженеров и восточного партнёра. Благодаря этому решению удалось значительно снизить центр тяжести агрегата, улучшив устойчивость при транспортировке грузов и передвижении по дорогам.
Стандартная комплектация предусматривает двухнасосную гидросистему с переменным рабочим объёмом насосов и электропропорциональную систему управления рабочими процессами крана. К достоинствам новой модели относится возможность передвижения по дорогам общего пользования. Нагрузка на оси автомобиля распределяется в соотношении 9,0+15,0 тонн.
Гусеничный экскаватор UMG среднего класса. Машина обладает современной гидравликой, цифровой панелью и поддержкой навесного оборудования. Разработка ориентирована на импортозамещение.

Под капотом установлен двигатель Cummins, управление — джойстиковое, с множеством сценариев работы в зависимости от навесного оборудования. На выставке показали систему быстрой смены навесного инструмента и опцию автоматического выравнивания ковша.
Ещё одна модель нового поколения от UMG с увеличенным ковшом, улучшенной манёвренностью и поддержкой телематики. Используется в ЖКХ, строительстве и дорожных работах.

Модель оснащена сиденьем оператора с поворотным механизмом, камерами заднего вида и автоматической коробкой передач. На стенде была возможность протестировать симулятор управления экскаватором с реальными контроллерами.
Особенность очередной новинки UMG заключается в применении современного дизельного двигателя ЯМЗ-536 мощностью 220 лошадиных сил, обладающего высоким крутящим моментом — 1065 ньютон-метров. Вместе с гидравлической трансмиссией двигатель обеспечивает высокую манёвренность и способность поворачиваться практически на одном месте.

Вес бульдозера достигает 20 тонн, позволяя эффективно справляться с тяжёлыми грунтами и перемещать значительные массы земли. Конструкция оснащена защитными элементами моторного отделения и прочным днищем. Для удобства управления машина снабжена цифровой панелью приборов с функцией оповещения голосом оператора о возможных сбоях и сохранением истории неисправностей в специальном бортовом регистраторе («чёрный ящик»).
Модель с полным приводом от «Брянского Арсенала» и UMG. Предназначен для тяжёлых условий. Отличается высокой точностью и проходимостью.

Грейдер получил новое шасси, двухзонный климат-контроль, а также возможность установки лазерных и GPS-систем нивелировки. В числе дополнений — отопитель двигателя Webasto и функция плавного пуска на уклоне.
Машина тяжёлого класса массой более 70 тонн – уникальная разработка, открывающая новое направление в производственной линейке предприятия «БЕЛАЗ».

Грейдер предназначен для содержания технологических дорог в карьерах, планировки площадок, откосов, очистки трасс от снега и грунта. Мощный 600-сильный двигатель, гидромеханическая трансмиссия, регулируемый отвал шириной 7,3 метра и современная электрогидравлическая система управления призваны сделать БЕЛАЗ 79770 универсальным и высокоэффективным решением для горнодобывающей отрасли.
Форвардер — специальная техника для лесозаготовительных работ. Уникальность сургутской разработки в невероятной проходимости. Машина весом в 19 тонн, способная вывезти 15 тонн леса, пройдёт и по болоту, и по пенькам, и по любому грунту. Такая техника может доставлять груз с делянки на край просеки, откуда её уже забирают обычные лесовозы.

Автомобиль на 90% собран из компонентов российского производства. Несмотря на огромный размер, машина не продавливает почву, способна преодолевать препятствия высотой 1 метр и может круглогодично использоваться в болотистой тайге.
Разработка предназначена для транспортировки древесины в условиях сложного рельефа и бездорожья. Основное преимущество заключается в колёсах низкого давления, которые обеспечивают высокую проходимость и минимальное повреждение почвы, позволяя машине двигаться по болотистым и заснеженным территориям.
Длина машины составляет почти 11 метров, ширина — четыре метра, высота — три метра. Техника оснащена крановой установкой, что повышает её универсальность. Более 95% компонентов изготовлены в России, оставшиеся комплектующие поставляются из Китая. После завершения испытаний и оптимизации двигатель и гидравлика будут доработаны для подготовки машины к серийному производству.
Спецтехника «Кургандормаш» оснащена электродвигателем мощностью 48 кВт. Низкий уровень шума позволяет использовать её в ночное время в спальных районах. Машина выполняет подметание, увлажнение и вакуумное всасывание мусора, а её полная зарядка занимает всего 1,5 часа от обычной розетки 220В. Автономность работы достигает 8 часов в смешанном цикле.

Ключевые преимущества модели по сравнению с другими машинами этого производителя — повышенная проходимость (полный привод 4х4), малый радиус поворота (2,7 м) и способность преодолевать уклон до 13 градусов. Грузоподъёмность машины — 1000 кг, а объём бункера — до 1,5 куб. м.
Ежегодная Международная промышленная выставка «Иннопром» проводится в Екатеринбурге с 7 по 10 июля. Центральная тема экспозиции — «Технологическое лидерство: промышленный рывок». Выставка показала, что российская индустрия спецтехники и транспорта уверенно переходит к новой технологической фазе. Импортозамещение, цифровизация и устойчивость стали главными векторами развития.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: