Логистика в режиме COVID-19 глазами транспортных компаний

Обрушившись, как снег на голову, вирус COVID-19 парализовал многие отрасли экономики по всему миру. Разбираемся, затронул ли эпидемиологический карантин сектор грузоперевозок, в каких реалиях работают перевозчики и какие инструменты помогают транспортным компаниям оставаться жизнеспособными в данной ситуации.

Один на один с COVID-19

Повсеместное закрытие пограничных территорий на всех континентах наложило свой отпечаток на мировой трафик перемещения грузов. На фоне глобального коллапса транспортные артерии пропускных таможенных пунктов превратились в круглосуточные стоянки для сотен грузовиков и биваки для водителей. Перевозчики, как и многие представители бизнеса, оказались в тисках пандемии короновируса…

— Как объявление карантина и закрытия границ отразилось на работе компании?

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

— Безусловно, логистическая отрасль, в том числе и наша компания, одной из первых столкнулась с последствиями карантина и закрытия границ — увеличились сроки доставки грузов, снизилось количество доступных машин для загрузки, добавились риски для здоровья водителей. В марте тарифы на доставку грузов по некоторым маршрутам выросли в 2 раза.

Ситуация на рынке менялась каждый день — одна за другой страны закрывались на карантин, а машины оказывались заблокированными на границах. Не было понимания, сколько продлится такая ситуация, смогут ли страны договориться о транспортных коридорах, чтобы продолжить доставлять грузы.

Организация перевозок в таких условиях стала настоящим испытанием для операционных подразделений компании. Машины стояли на границах несколько дней, а очереди из грузовиков достигали десятков километров.

Самое важное в нашей сфере — высокое качество услуг и своевременное прибытие транспортных средств на загрузки и выгрузки — осложнялось различными факторами.

Было необходимо оперативно реагировать на изменения и выполнять обязательства по доставке грузов перед клиентами. Для этого мы организовали сбор ежедневных оперативных сводок по каждому рейсу, это позволило быстро ориентироваться в ситуации и принимать своевременные решения.

Мы оперативно меняли маршруты таким образом, чтобы пограничные переходы в транзитных зонах были открыты, а сроки доставки сохранялись в разумных пределах.

Несмотря на все сложности, нам удавалось удерживать объемы перевозок. Затем началось частичное закрытие заводов и остановка производств, что привело к снижению грузопотоков.

Если рост количества всех автомобильных перевозок компании в I квартале 2020 года составлял 120% относительно I квартала 2019-го, то в апреле мы остались на уровне 2019-го, что, стоит отметить, в текущей ситуации является отличным результатом.


Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic

Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic

— Мы не сталкиваемся с какими-либо сложностями в связи с текущей мировой ситуацией. В марте 2020-го произошел всплеск объемов внутрироссийских перевозок, а также перевод большей части сотрудников на удаленную работу, но это не вызвало больших затруднений.


Елена Шутюк, коммерческий директор федеральной логистической компании IML

Елена Шутюк, коммерческий директор федеральной логистической компании IML

— В связи со сложившейся ситуацией некоторым нашим клиентам приходится нелегко. Мы это понимаем, поэтому стараемся быть гибкими и не перекладываем на них дополнительные расходы, несмотря на увеличение себестоимости наших услуг.

Для клиентов цены остались неизменными. Мы не чувствуем угрозы для бизнеса, так как введение карантина не отразилось на нашем рабочем процессе: мы осуществляем доставку товаров, в которых сейчас остро нуждается население: лекарства, средства личной гигиены, бытовую химию и т.д.

Ограничения, которые могли бы повлиять на эффективность работы и прибыльность бизнеса, нас не коснулись. Большинство наших сотрудников мы перевели на удаленный режим работы ещё до введения карантина, обеспечив им доступ к CRM-системам.


Артем Марчук, генеральный директор логистической компании «Точка-Точка»

Артем Марчук, генеральный директор логистической компании «Точка-Точка»

 — Наш бизнес полностью ориентирован на внутрироссийские перевозки. Да, конечно, внешнеэкономическая деятельность оказывает влияние на общий уровень, но говорить о нарушении прямой связи с партнерами из Китая не приходится.

Честно признаться, мы никак не реагировали. Наблюдали, как и все со стороны, так как это не первая эпидемиологическая угроза, которая идет из Юго-Восточной Азии.

Когда рухнула нефть и степень опасности стала расти, мы начали задумываться, но смотрели на ситуацию оптимистично, считая это временным явлением. Однако нехотя признавали, что возможен «черный лебедь» и шанс пикирования.

Углубляться в рассуждения не пытались, слишком большая была неопределенность. Нас грела мысль, что логистика напрямую связана с экономикой государства, и глобальный коллапс невозможен.


Кирилл Александров, коммерческий директор ГК «АРИВИСТ»

Кирилл Александров, коммерческий директор ГК «АРИВИСТ»

— ГК «Аривист» не могла начать реагировать на информацию о коронавирусе при появлении первых тревожных сообщений из Китая в конце 2019 года, потому что не было понимания, во что это выльется со временем. Реакция началась с конца февраля-начала марта не на вирус, а на мероприятия, направленные на борьбу с эпидемией.

Грузы из Китая приходили в течение января и февраля в порт Санкт-Петербурга без перебоев, но с учетом значительного увеличения транзитного времени доставки.

Сейчас импорт китайских товаров оживает. В Китае практически все фабрики восстановили свой объем производства, все порты работают в обычном режиме.

Транспортная логистика
Фото: static.tildacdn.com

Реальная картина на рынке транспортной логистики. Грузопоток, тарифы, сроки

Сектор грузоперевозок оказался на передовой в разгар пандемии. Всем игрокам рынка без исключения пришлось подстраиваться под новые условия работы и балансировать на острие атаки.

— Как отразилась ситуация на формировании трафика, построении маршрута и стоимости услуг?

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

— Рынок транспортных услуг незамедлительно реагирует на такие ситуации. Нарушается баланс спроса и предложения, возрастают риски и расходы.

Например, стандартный срок автомобильной доставки из Милана в Москву составляет 7-8 рабочих дней, но в условиях пандемии он значительно увеличивается за счет простоя машины на границах в очереди или из-за двухнедельного карантина водителя. Каждый день простоя снижает оборачиваемость транспорта и увеличивает расходную часть перевозки.

Аналогичная ситуация и с маршрутом перевозки. Например, многие российские машины выезжают из Италии через Словению, используя для транзита дорожные разрешения стран маршрута.

Если граница Италия — Словения закрылась, то авто не может выехать из Италии через другую границу, австрийскую в данном случае, так как дорожного австрийского разрешения на борту машины нет. Возникает риск простоя в ожидании открытия словенской границы.

Также некоторые страны, Турция, например, ограничивали въезд иностранных водителей для снижения рисков распространение вируса. Из-за этого мы были вынуждены менять маршрут, делать перецепки на национальные тягачи и пользоваться услугами местных водителей.

В некоторых случаях мы заменяли автомобильную доставку морской или железнодорожной, чтобы избежать блокировок машин на границах.


Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic

Маргарита Бэнэвиз, директор по транспортным операциям компании FM Logistic.

— В марте 2020 года зафиксировано увеличение средней партии отгрузки — количества паллет для сборных доставок, выросло число запросов на FTL-перевозки.

Одновременно с этим увеличились сроки выгрузки и приемки товаров на распределительных центрах, что значительно повлияло на оборачиваемость транспорта.

Все это привело к сокращению количества доступных машин. Несмотря на ажиотаж, мы не поднимали цены текущим клиентам, работали в рамках подписанных договорных соглашений.

Оборот услуг в марте превзошел показатели самых пиковых периодов — предновогодних месяцев. Для наших клиентов ничего не изменилось. Если говорить про сборные отправки, все заказы были отгружены без переносов сроков доставки.

Что касается FTL-перевозок, помимо заявок от наших регулярных клиентов, нам удалось помочь и впервые обратившимся.

В апреле мы работаем над расширением клиентской базы — есть возможность предлагать дополнительные транспортные средства — мы общаемся с большим количеством продуктовых производителей.


Елена Шутюк, коммерческий директор федеральной логистической компании IML

Елена Шутюк, коммерческий директор федеральной логистической компании IML

— В новых условиях вырос спрос на курьерскую доставку. В нынешнем году число заказов в марте относительно февраля выросло на 20% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Ужесточение режима самоизоляции не повлияло на объёмы внутрироссийских перевозок за исключением нескольких регионов. Основная сложность, с которой нам пришлось столкнуться, это перенос 15% пунктов выдачи в связи с массовым закрытием торговых центров.

Но ПВЗ сейчас стали менее востребованы, так как в период карантина люди чаще делают заказы на дом. Вырос спрос на услугу бесконтактной доставки, когда можно заранее написать расписку о получении заказа и исключить личный контакт с курьером.

Мы также разработали несколько мер для стабилизации ситуации на рынке, чтобы помочь компаниям выйти в онлайн. Это сниженные тарифы и скидки на дополнительные сервисы, такие как интернет-эквайринг.

Услуги доставки в данный момент очень актуальны, поэтому транспортный бизнес будет работать даже в случае продления «нерабочих дней».


Артем Марчук, генеральный директор логистической компании «Точка-Точка»

Артем Марчук, генеральный директор логистической компании «Точка-Точка»

— Самое сложное сейчас – не потерять темп. Скажем так, мы стали быстрее двигаться, чтобы достичь наших целей. То есть, если раньше мы уверенно шли, то сейчас ускорили шаг, а иногда переходим на бег.

В целом – все в рабочем режиме. Мы относительно молодая компания и пока отзывчивы на любые проблемы.

Могу лишь отметить, что все стали легко принимать сканированные документы и, по сути, верить на слово. Мне кажется, кризис в чем-то стимулировал бизнес к честности и доверию. Все понимают сложности и готовы идти навстречу. Формализма и равнодушия стало меньше.

Мы работаем условно в двух сегментах: малый бизнес (основной для нас) и крупный. Доля малого резко сократилась. Поэтому сейчас мы делаем upgrade нашего предложения под нужды крупного, чтобы лучше соответствовать условиям, в том числе в период выхода из «нерабочих» будней по всей стране.

Думаю, что стоит ожидать непрогнозируемый спад. Повторюсь, мы связаны с экономикой в целом. Если такое случится, мы потратим это время на подготовку, то есть больше усилий будем направлять на «домашнюю» работу, чтобы к моменту окончания самоизоляции мы были в форме.

Компания росла последнее время, наверное, необходимо будет пересмотреть планы на расширение сбыта и в чем-то переориентировать персонал на внутреннее развитие: оптимизацию бизнес-процессов, контроль и проверку качества. То есть делать то, на что в обычном графике не хватает времени. В любом случае будем искать плюсы.


Кирилл Александров, коммерческий директор ГК «АРИВИСТ»

Кирилл Александров, коммерческий директор ГК «АРИВИСТ»

— Деятельность ГК «Аривист» попадает под непрерывное действующие организации, поэтому объемы работы у нас не уменьшились, а в каких-то отделах даже выросли.

Развитие внутрикорпоративных информационных технологий, в которые мы инвестировали ранее, дало возможность ГК «Аривист» перевести часть офиса на дистанционный режим работы без ущерба эффективности. Сейчас «на удаленке» работает более 85% сотрудников. На данный момент ежедневный мониторинг говорит, что эффективности компании не изменилась после перехода на удаленную работу.

Переход сотрудников на работу из дома для нас не стал фатальным, так как теоретически мы были к этому готовы благодаря заслугам IT-отдела и процессного управления. У нас уже есть был опыт перевода нескольких сотрудников на удаленную работу из других городов без изменений функционала и обязанностей. Так что сейчас мы смогли протестировать возможность удаленной работы в массовом объеме. 

Мы до сих пор продолжаем работать с китайскими и другими иностранными партнерами. Потребности экономики во внешней торговле сохраняются, и логистические компании будут в первую очередь обрабатывать товары первой необходимости.

С 1 апреля мы запустили бесплатное таможенное оформление товаров первой необходимости, которые попали в список постановления правительства № 223. Этим мы выражаем свою поддержку всем компаниям, которые в это сложное время борются с инфекцией коронавируса на территории РФ.

Конечно, мы также ждем поддержки от государства. Понятно, что помогать сначала будут самым бедствующим бизнесам, поэтому мы скорее ожидаем не прямые дотации, а налоговые льготы. И не только на период карантина, а, как минимум, до конца 2020 года.

Сырьевая экономика сейчас пошатнулась, и вряд ли стоит надеяться на скорое восстановление цен на сырье в мире. Российское государство может теперь рассчитывать только на налоги, которые оно собирает благодаря активностям малого и среднего бизнеса.

Поэтому сейчас крайне важны послабления, беспроцентное кредитование малого и среднего бизнеса как на зарплатные цели, так и для других неотложных нужд. Также сейчас важно ослабить контроль государственных органов там, где он является чрезмерным.

А именно, в рамках регуляторной гильотины действительно снижать нагрузку на предпринимателей, исходя из существующих в данный момент экономических реалий — ослабить гайки, не срывать резьбу.

Грузоперевозка
Фото: pbs.twimg.com 

Первое время у перевозчиков не было понимания полной картины происходящего. Но как только пандемия безжалостно и крепко зажала в тиски страны одну за другой, транспортные компании стали адаптировать потоки грузоперевозок и пересматривать маршруты.

— Каким стал рабочий режим и грузопоток внутри страны (России) и за её пределами?

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

Наталья Шемякина, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA

— Объем внутрироссийских перевозок нашей компании, несмотря на пандемию, вырос в марте-апреле на 140%. Думаю, это связано с ростом локальных перевозок, который образовался на фоне общего спада международных отправок. К тому же увеличилось количество перевозок товаров первой необходимости, а также пищевой, химической и медицинской отраслей.

С международными перевозками все сложнее. Чтобы выполнить отправку по маршруту «Россия — ЕС — Россия» в условиях глобального карантина необходимо сочетание многих факторов: работающие фабрики, которые могут осуществить экспортные и импортные отгрузки; водитель, готовый поехать в страны с COVID-19; приемлемые ставки фрахта, при которых транспортная составляющая в стоимости товара остается разумной.

Таким образом, в марте наблюдался повышенный спрос на автомобильные перевозки. А в апреле, на фоне закрытия фабрик в Европе, количество предложений транспорта превысило спрос и международных перевозок на рынке стало меньше.

При этом мы продолжаем сохранять объём международных перевозок на высоком уровне при помощи долгосрочных контрактов, наличия большого числа маршрутов и универсальности в доставке различными видами транспорта.

Отдельно нужно отметить грузоперевозки из Китая. Долгое время автомобильные пограничные переходы были полностью закрыты в связи с распространением коронавируса в Китае, и наземные грузоперевозки были возможны только железной дрогой.

После открытия границ грузопоток начался постепенно восстанавливаться, но возникли сложности: многодневные очереди на границах, проверки температуры водителей, загруженность транзитных складов. Сейчас количество автомобильных перевозок из Китая не значительное, так как спрос на товары, которые чаще всего импортируются из Китая (одежда, бытовая техника и другие) снизился.


Елена Шутюк, коммерческий директор федеральной логистической компании IML

Елена Шутюк, коммерческий директор федеральной логистической компании IML

— Персонал склада, водители и курьеры вынуждены работать в прежнем режиме. Введенные ограничения на посещение общественных мест частично затронули работу пунктов выдачи заказов, расположенных в торговых центрах. Их пришлось перенести в более доступные места.

Также существуют некоторые проблемы с авиасообщением из-за снижения спроса на рейсы в удалённые регионы. Часть полётов отменена, поэтому приходится пользоваться альтернативными способами перевозок.

Например, мы еще полгода назад перевели доставки в Сибирь и на Дальний Восток на автомобильные магистральные маршруты и убедились, что лишь незначительная часть клиентов готова платить за сокращение сроков доставки.


Артем Марчук, генеральный директор логистической компании «Точка-Точка»

Артем Марчук, генеральный директор логистической компании «Точка-Точка»

— Наша модель работы в офисе изначально предполагала свободу. Поэтому переход сотрудников на удаленный режим был органичным. Я бы отметил собранность и самоорганизацию под влиянием внешних угроз в свете решений государственных органов со стороны персонала.

Сотрудники, участвующие в обработке грузов, оперативно организовали бесконтактное обслуживание клиентов с выполнением всех предписаний Роспотребнадзора. Не было обычных обсуждений или сомнений, все решения внедрялись на лету.

Причем зачастую действия персонала выходили за рамки своих обычных обязанностей. К примеру, мы встречали транспорт подрядчиков в регионах с необходимыми документами, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд, компенсируя нервозность, которую проявляли первое время местные органы власти.


Кирилл Александров, коммерческий директор ГК «АРИВИСТ»

Кирилл Александров, коммерческий директор ГК «АРИВИСТ»

— Грузопотоки уменьшились в среднем на 20-30%. Со второй половины марта распространение коронавируса наиболее отразилось на автомобильных перевозках из Европы, особенно из Италии. У нас достаточно большой объем поставок с севера Италии, так как там сосредоточены промышленные предприятия, закрывшиеся полностью практически на две недели.

На случай полного карантина — планы в разработке, так как грузоперевозки относятся к предприятиям жизнеобеспечения, добавляется много рутинной работы по согласованию всех участвующих в процессе лиц.

Каждое звено, будь то морская линия, терминал в порту, таможенный представитель — разрабатывают планы по документообороту для сохранения рабочего процесса. 

Глобально, перевозки не остановятся. Логистика нужна всегда и везде. Но имеет место перераспределение потоков, новые маршруты и новые поставщики.  Пока мы идем по пути оптимизации процессов и повышения эффективности коммерческой деятельности.

Это повод пересмотреть систему мотивации для сотрудников, если она перестает развивать бизнес, отстает от здравого смысла или просто непосильна для компании в настоящий момент.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.