«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

Что-то давно у нас не было суровой мужской техники на тесте. Чтобы вот посмотрел на машину, и она поразила своей брутальностью. Ну не в воинскую же часть за танком или БТР ехать? Благо, отечественные производители, работающие со времён СССР, в те годы выпускали продукцию двойного назначения.

Один из таких — автомобильный завод «Урал», где в 1977 году разработали вездеходное шасси с индексом 4320. И на его базе выпустили свыше 60 модификаций. С одной из них мы сегодня и знакомимся.

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

Итак, перед нами «Урал», полный индекс которого звучит так: 432030-02. Первые цифры до дефиса — индекс удлинённого на 360 мм по сравнению с базовым шасси, а 02 обозначает 220-сильный двигатель. В муниципальном «Красноярском пассажирском автотранспортном предприятии №7» этот тягач находится с 1992 года и вот уже 28 лет исправно выполняет функцию техпомощи. Несмотря на солидный возраст, машина в отличном техническом состоянии. Здесь за ней ухаживают.

Испытатель: 
Владимир Ичинский,
водитель «Урала»
Испытатель: Владимир Ичинский, водитель «Урала»

«Это же военная техника, её отремонтировать можно в чистом поле. Не надо ни ямы, ни подъёмников. Все запчасти в продаже есть», — улыбается водитель Владимир Ичинский, отвечая на наш вопрос о секрете долголетия рабочей лошадки.

17-тонный силач серьёзно поражает своим видом. Внедорожная резина 20 диаметра, клиренс в 400 мм и общая высота в 2,7 метра. Рядом с грузовиком невольно вспоминаешь строчку «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой» из песенки Вилли Токарева.

На уровне головы — огромная решётка радиатора. Суровый капот, похожий на аллигатора, возвышается где-то сверху. Чтобы открыть его крышку (а она поднимается на 90°), нужны свободные руки — иначе наверх не залезешь. Прямо как в ЗИЛ-131.

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

Первое, что открывается взору в моторном отсеке — «сердце» машины. К слову, перед нами один из последних экземпляров, выпущенных до пожара на заводе двигателей «КамАЗ» в 1993 году. Поэтому тут громко урчит знакомый многим механикам V-образный 740-й мотор. Для справки: после прекращения поставок ДВС из Набережных Челнов конструкторам Уральского автозавода пришлось экстренно перестраивать кабину под ЯМЗ-236, поэтому по сей день модель выпускают с более длинным капотом.

Тем не менее, камазовский двигатель здесь уже меняли, на заводской табличке указана дата выпуска: сентябрь 2004 года. Как запороли родной первый 740-й, история умалчивает, Владимир Ичинский за рулём этого «Урала» всего 4 года. Здесь особо ломаться-то нечему. Ни тебе турбины, ни тебе электронного впрыска. Обычный механический ТНВД. Лей масло, меняй фильтры, но что-то когда-то пошло не так.

Первые впечатления

Ну да ладно, продолжаем осмотр. В левой части подкапотного пространства установлен горн звукового сигнала. Если такой сзади раздастся, поневоле перестроишься в другой ряд. Даже если и некуда. Ещё одна внушительная по размеру деталь — вентилятор охлаждения. Его металлические широкие лопасти приклёпаны к более узким несущим. Так что дует, будь здоров. Проектировали же для армии, а там насиловать мотор могут в самых неожиданных условиях.

Мощные мосты и многолистовые рессоры всем видом говорят: «не трусь, прорвёмся». К слову, этот грузовик может легко преодолевать брод до 1,5 м.

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

За кабиной в правой части разместили держатель запасного колеса,
а слева — небольшой сейф, где хранятся инструменты. Всё же техпомощь, как никак, а не просто тягач. Хотя в кузове лежит запас массивных «штанг» для жёсткой сцепки.

Справа под ступенькой, ведущей в кабину, ещё один отсек. Там спрятали аккумуляторы. Ни воры не доберутся, ни грязью клеммы не забрызгает.

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

Направляемся с водителем в кабину. Тут всё аскетично — солдату негоже расслабляться. Привыкли к креслу
на пневмоподушке? Забудьте. Для пассажиров предусмотрен двухместный диван, он же — инструментальный ящик, если снять «сидушку».

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

Панель приборов чем-то напоминает камазовскую, от модели 4310 образца середины 1980-х. Тогда Минобороны выставило требование об унификации военных автомобилей многоцелевого назначения «КАМАЗ» и «Урал». Конструкторам пришлось выполнять. Кстати, руль тут тоже от «КАМАЗа».

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

Перед глазами водителя информация со спидометра, тахометра, амперметра, с датчиков уровня давления воздуха в тормозной системе, о количестве топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, давлении масла. А ещё на панели находится манометр. Да-да, автомобиль оборудован системой регулировки давления в шинах. Не выходя из кабины, можно спустить давление в шинах или поднять в зависимости от местности.

Рядом с длинным шестом для переключения передач расположен ещё один рычаг — поменьше. Он служит для включения повышенной/пониженной передачи.

Перед ними на приборной панели кнопки световой сигнализации аварийной остановки, включения освещения, отопителя и настройка воздухообдува. Рядом — закрытые предохранители и перчаточный ящик.

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

В кабине шумоизоляции практически нет. Даже при работе двигателя
на холостом ходу разговор водителя и пассажира тихим не назовёшь. А уж если жать на педаль акселератора, то лучше молчать. А то горло заболеть может. Шутим, конечно, но урчание мотора весьма и весьма громкое.

Об эксплуатации

«Еду к автобусу. Если возможно устранить поломку на месте, ремонтируем, если нет — то цепляю на сцепку и везу сюда», — рассказывает Владимир Ичинский.

В паре с пятиступенчатой механической коробкой и блокировкой дифференциала вездеход может тащить на себе даже два автобуса хоть по гололёду, хоть по грязи. Правда, за это приходится платить большим расходом топлива — в среднем на сто километров «Урал 43203» съедает 35-40 литров.

Тут, конечно, играет роль и усилие нажатия на педаль газа. Но Владимир говорит, что страшно на нём по городу разгоняться. Во-первых, камеры везде, во-вторых, остановить эту махину не так-то просто. Даже если двигателем тормозить.

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

«Тащишь на себе автобус, а перед тобой легковые норовят влезть.
Не понимают, что это почти половина железнодорожного состава — резко не остановишь», — вздыхает Владимир Ичинский.

Так что, если вдруг вы увидели перед собой техпомощь, которая тащит на сцепке автобус, отнеситесь с пониманием и не совершайте опасных манёвров. Лишняя секунда погоды не сыграет, а нервов и здоровья сбережёт много.

Комфорт в движении… Честно, даже не знаем, как описать. По асфальту что водитель, что пассажиры особо не напрягаются. А вот если съехать с дороги, то тут уже надо искать, за что держаться, и изо всех сил прижимать пятую точку к сиденью. Правда, в роли техпомощи наш герой ещё не забирался в непролазные дали, поэтому особого акцентировать внимание на этом моменте не будем. К тому же, ещё раз напомним, машину разрабатывали для армии, где солдат к комфорту не приучают. Ну и для нефтяников, которым по-другому никак до места не добраться.

Собственно, пора трогаться. Выжать педаль сцепления и включить скорость может даже девушка. А вот чтобы тронуться, сцепление нужно ловить почти что при самом отжатии педали. И с переключением на вторую нужно быть аккуратнее, с непривычки ненароком можно и заднюю включить.

Зеркала заднего вида тут немного выпуклые, что увеличивает обзор. Но о габаритах машины забывать не стоит. Поэтому при подготовке
к транспортировке того же автобуса помощь при движении задним ходом во время подъезда для сцепки лишней не будет.

Однако современные автобусы не просто так зацепить и потянуть. Если пневмобаллоны не заполнены, то катиться нельзя. Поэтому позади «Урала» вывели шланг, который подключают к транспортируемому автобусу для подачи сжатого воздуха.

На кабине установлен мощный прожектор. Мало ли в какое время автобусу предприятия потребуется помощь. А если потребуется «прикурить» нуждающуюся технику, то для этого специалисты предприятия вывели отдельные провода, чтобы не открывать отсек с аккумуляторами.

Вердикт

«Урал 43203» — армеец на «гражданке»

За всё время работы за рулём этого «Урала» Владимир Ичинский
не сталкивался с особыми трудностями. Всего раз машина его немного напугала, когда вода попала в тормоза и пришлось активно использовать «ручник» и торможение двигателем.

В остальном же «Урал-432030-02» — машина неприхотливая. Топливо переваривает практически любое.

За счёт минимума электроники в конструкции внезапных отказов вряд ли стоит ожидать. Главное, следить за состоянием узлов.

Технические характеристики «Урал-432030-02»:

  • Двигатель — 8-цилиндровый КамАЗ-740.10 мощностью 220 л. с.;
  • Коробка передач — механическая 5-ступенчатая КамАЗ-141;
  • Колёсная формула — 6х6;
  • Раздаточная коробка — двухступенчатая с межосевым блокируемым дифференциалом;
  • Тормозная система — двухконтурная с пневмогидравлическим приводом;
  • Грузоподъёмность — 5,8 тонн;
  • Габариты — 7366х2500х2680 мм;
  • Шины — 14,00-20″;
  • Подвеска — зависимая рессорная;
  • Клиренс – 400 мм.

Текст: Артём Щетников
Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253 завод регион 45
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253
Речь пойдёт об автогудронаторе на шасси КамАЗ АСМ-43253. Такую машину делают на заводе дорожной техники “Регион 45”. Одна из их моделей попала к нам...
16 марта 2021
Показать ещё ↓
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Дорожная техника на территории КрайДЭО
Строительство и обслуживание дорог
«Дорожник должен ходить с гордо поднятой головой, а не стесняться профессии» У каждой дорожной организации — свои особенности организации работы. В этом мы убедились, побывав в гостях в Емельяновском филиале АО «КрайДЭО». Несмотря на то, что эта обслуживающая компания, по...
11 августа 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: