«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
КУНГ — это тип закрытого кузова для армейских грузовиков. Сегодня существует много мнений относительно того, что это такое, и до сих пор идут многочисленные споры по поводу расшифровки этого слова.
Со временем оно настолько распространилось в народе, что КУНГами стали называть любые деревянные или металлические будки на машинах или прицепах. В наше время, к примеру, так неформально стали обозначать даже металлическую или стеклопластиковую крышу на кузове пикапа. Одно можно сказать: не всё то КУНГ, что установлено на военных вездеходах или гражданских автомобилях. Попробуем разобраться.
Строго говоря, КУНГ — это тип закрытого каркасно-деревянного кузова-фургона с округлой крышей, который устанавливался на военные грузовики, начиная с 1950-х годов. Важно отметить, что такой кузов стандартизирован по своим габаритам.
Изначально КУНГ разработали советские конструкторы для удовлетворения потребностей Советской Армии, чтобы можно было перевозить военные автомобили как по железным дорогам СССР, так и по стальным магистралям стран Варшавского договора.
Аббревиатура «КУНГ» расшифровывается так: «Кузов унифицированный нулевого габарита». Такое определение значится в проектных и технических документах на кузовы этого типа. Существует много разночтений по поводу этой аббревиатуры, но изначально во всей документации указывали именно эту формулировку.
КУНГи устанавливали на военные автомобили и прицепы, а также монтировали в них различное оборудование для армейских нужд: дизель-генераторы, радиолокационные станции, всевозможную радиоэлектронную аппаратуру и средства связи, приборы управления ракетными комплексами и многое другое. Кроме того, их использовали для транспортировки личного состава, в них размещали лаборатории, полевые кухни, медпункты, передвижные ремонтные мастерские, контрольно-пропускные пункты и прочее.
С первой половины 1950-х по конец 1960-х годов в конструкторском бюро (ЦПКБ) Главмебельпрома создали довольно большую группу кузовов типа КУНГ для разных видов армейских вездеходов и прицепов к ним, выпускавшихся в то время. Вот лишь некоторые модели:
В 1970-е годы появились другие разработки кузовов типа КУНГ:
Уже в 1980-х и 90-х годах разработали такие модели как:
Это лишь неполный перечень. За всё время разработали и внедрили гораздо большее количество моделей. В массовом масштабе со второй половины 1950-х годов КУНГи производили на Шумерлинском мебельном комбинате. Затем, словно по эстафете, выпускали на десятках предприятий и деревообрабатывающих комбинатах СССР.
Несмотря на то, что КУНГ — это строго стандартизированный тип кузова, имеющий вполне конкретные параметры, постепенно в армии и на «гражданке» так стали называть и другие типы кузовов-фургонов и даже вахтовки для буровиков и геологов, словом, разнообразные будки на колесах. Поэтому часто возникала неразбериха относительно того, что же такое КУНГ, которая и сейчас множится на просторах интернета.
Чем же отличается классический КУНГ от других кузовов-фургонов, например, цельнометаллических или бескаркасных, которые также массово выпускались для потребностей армии?
Проще говоря, первые модели кузовов типа КУНГ (такие как КУНГ-1, КУНГ-1М и другие) — это обыкновенные будки с прямоугольными стенами и скругленной крышей, с одностворчатой или двустворчатой дверью, в которой было небольшое окно. В зависимости от требований заказчика, в разных частях стен фургона также делали окна и специальные люки.
Деревянный каркас снаружи обшивали листовой сталью, а внутри листовой фанерой. Пространство между обшивками заполняли различными теплоизоляционными материалами, в зависимости от модели. Сначала набивали войлоком или паклей, позднее — опилками, вкладывали также поролон, стекловату, пенопласт.
Для того чтобы кузов был водонепроницаемым, все швы в обшивке обрабатывали герметиком, а в люки, окна и двери ставили резиновые уплотнения. Кроме этого, общая черта всех КУНГов — наличие фильтро-вентиляционной установки (ФВУ). Такая система принудительной вентиляции устанавливалась в кузове, чтобы обеспечить избыточное давление и создать приемлемую среду обитания в замкнутом пространстве. Это защищало не только от атмосферных явлений, но и от радиоактивной пыли или других последствий воздействия оружия массового поражения.
В обязательном порядке фургоны этого типа оснащали системами электроосвещения и обогрева. На ранних моделях ставили «буржуйки», позднее — электропечки. Фургон обогревали и специальными выхлопными трубами, которые проходили под полом кузова или в его передней стене.
Несмотря на кажущуюся простоту по сравнению с другими, более сложными и современными типами кузовов-фургонов, КУНГи широко распространились в армии и за её пределами, а производили их более 50 лет. В чём же кроется секрет их популярности?
Многие, кому довелось жить и работать в армейских или списанных на «гражданку» КУНГах, отзываются о них с теплотой и отмечают, что они практичные, надёжные, крепкие, герметичные, хорошо держат тепло, практически «неубиваемы» и вполне пригодны для выполнения различного рода задач в полевых условиях.
С другой стороны, возникает вопрос, зачем вообще нужен такой «милитаристический» тип фургона гражданскому человеку? Ответ напрашивается сам собой: ещё с советских времен наши люди научились приспосабливать любое военное оборудование под свои нужды. Это произошло и с КУНГами. До сих пор на садовых участках можно встретить такой древний фургончик, в свое время снятый с шасси вездехода и обустроенный под сарайчик или бытовку. По сей день умельцы своими руками переоснащают КУНГи в передвижные жилые модули, мастерские, фургоны для транспортировки людей и оборудования. Из них делают домики на колёсах, чтобы ездить на охоту, рыбалку или просто путешествовать. Есть даже те, кто умудрился сделать из фургона баню на колесах. Одним словом, применение «бэушным» КУНГам-долгожителям находят самое разнообразное.
Оговоримся, что сейчас собственно КУНГов осталось не так уж и много, хотя их до сих пор продают в интернете и через другие каналы. В наши дни и поныне популярны КУНГи для таких вездеходов, как ЗИЛ-131, ГАЗ-66, КамАЗ-4310. Из прицепных КУНГов покупатели часто интересуются моделью 2-ПН-2М на шасси СМЗ-8326. Конечно, есть и другие предложения.
Однако, зачастую в том же интернете продают не классические КУНГи, а кузова-фургоны типа КМ и К. Просто по привычке или по незнанию их тоже называют КУНГами. Их тоже сконструировали по заказу Минобороны. Внешне они мало чем отличались от классического варианта, более того, обе конструкции были взаимозаменяемы. Дело в том, что кузовы типа КМ имели металлический каркас, а кузовы типа «К» были бескаркасными. Что это значит? Все просто: их собирали из армированных пенопластовых панелей, что придавало им необходимую жёсткость и прочность. При выборе КУНГа эти факты стоит учитывать.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: