Мифы и реалии про подогреватели и отопители

Мифы и реалии про подогреватели и отопители

Приближается время холодов, а значит, не исключены проблемы с запуском двигателей по утрам и дрожание операторов от влияния низких температур. Собственно, предупредить эти проблемы просто, нужно, правда, немного раскошелиться. Но оно того стоит. Или нет? Разберёмся с экспертами.

Не числом надо брать

Итак, рассмотрим один из советов, который часто можно встретить на просторах интернета. Мол, ставить подогрев надо для максимального количества всего, что можно сделать тёплым. Рекомендации по монтажу отопителей перед запуском двигателя звучат для повышения температуры антифриза, топливных фильтра и бака, топливной магистрали, аккумулятора и т. д. Нет, конечно, бережёного Бог бережёт, но ведь и разориться не сложно с такими советами.

«В зависимости от места эксплуатации транспортного средства отличается и набор оборудования, который необходим для поддержания работоспособности техники. Если техника используется в теплом регионе, где температура воздуха не опускается ниже -5 °С, необходимости подогревать все «жизненно важные узлы» нет. Здесь стоит больше вопрос в комфорте водителя, который ночует в кабине, и для этого требуется подогрев салона.

Но у всех видов жидкости, используемых в технике при низких температурах, изменяются параметры текучести, что, в свою очередь, приводит к повышению нагрузки на агрегаты, в которых они используются. При эксплуатации в условиях низких температур необходимо «подготовить» транспортное средство к экстремальным условиям работы.

Поэтому используют различные виды подогревателей (подогрев топлива, охлаждающей жидкости, масла в гидравлических механизмах)», — разъясняет технический директор АО «Эберспехер климатические системы РУС» Алексей Карташов.

По его словам, без подогревателей техника в суровых зимних условиях просто не сможет функционировать, зато с ними без проблем можно запустить двигатель и продлить ресурс транспортного средства в целом.

«Если эксплуатация автомобиля проходит преимущественно в южных районах России, где средняя температура зимой не опускается ниже -7 °С, теоретически можно обойтись без подогрева охлаждающей жидкости. Для сравнения, дизельные двигатели, применяемые на технике производства «КАМАЗ», уверенно заводятся без средств облегчения пуска до -15 °С, а со штатным подогревом воздуха во впускном коллекторе до -22…-25 °С.

Что касается подогрева дизельного топлива, то в случае применения летней марки топлива с температурой фильтрации до -7 °С или зимних сортов топлива подогрев в данных условиях эксплуатации не обязателен.

Кардинально меняется ситуация, когда эксплуатация автомобиля происходит по всей территории России (дальнобойщики) или в районах с высоким колебанием средних зимних температур. В этом случае применение предпускового подогревателя двигателя и подогрева системы топливоподачи (ФГОТ, топливозаборник) обязательно.

Применение предпускового подогревателя обеспечит разогрев охлаждающей жидкости и надёжный запуск двигателя при температуре окружающей среды до -45… -60 °С в зависимости от модели автомобиля КАМАЗ, а подогрев топливной системы обеспечит надёжную топливоподачу подачу и фильтруемость топлива для стабильной работы двигателя.

При этом не стоит забывать, что все подогревы эффективны при условии применения качественной охлаждающей жидкости и ГСМ, характеристики которых соответствуют климатической зоне эксплуатации транспортного средства», — уточняет начальник КИО моторных систем автомобилей НТЦ ПАО «КАМАЗ» Максим Григорьев.

По словам директора департамента сервиса «Хит Машинери» (официальный дистрибьютор Hitachi CM в России) Сергея Ткаченко, как таковых рекомендаций по монтажу подогревателей нет, всё зависит от желания эксплуатанта продлить ресурс узлов и агрегатов. Он напоминает, что существует заявленный производителем диапазон рабочих температур, при котором обеспечивается гарантированный запуск техники.

«Как правило, прогрев топливного фильтра и топливопровода применяется в компаниях, где существуют сложности со своевременным переходом на горючее, предназначенное для использования при низких температурах. Это топливо дороже, и иногда владельцы машин пытаются сэкономить, подогревая летнее горючее таким образом», — объясняет г-н Ткаченко.

Мифы и реалии про подогреватели и отопители

Дизельный или электрический?

Споры вокруг того, какой из видов автономных подогревателей лучше, не утихают даже среди тех, кто пробовал и то, и другое. И этому есть логичное объяснение: у каждого есть свои достоинства и недостатки. Существенный минус электрокотлов, по уверению Алексея Карташова, — это невозможность эксплуатации «в полях». Где найти розетку?

Хотя электрические подогреватели дешевле сами по себе, плюс они экономичнее в эксплуатации. Но есть и ещё один минус: электрический подогреватель (ТЭН) зачастую осуществляет прогрев за счёт нагревательного элемента в том месте, где он установлен, а жидкостный (работающий на жидком топливе) прогревает охлаждающую жидкость более равномерно по всей поверхности ДВС благодаря циркуляционному насосу, объясняет Сергей Ткаченко.

Представитель ПАО «КАМАЗ» рекомендует обратить внимание на совокупность нескольких параметров и того, в каких условиях будет работать техника. Эффективность двух типов нагревателей эксперт сравнивает по автономности, длительности поддержания теплового состояния двигателя, скорости прогрева ДВС и готовности его к принятию нагрузки, а также стоимости и простоте обслуживания.

Что касается времени работы и независимости от внешнего источника питания, то выигрывает дизельный подогреватель. А вот по длительности поддержания теплового состояния Максим Григорьев отмечает преимущество электрического нагревателя, так как тот подключён к стационарной электрической сети и время его работы практически не ограничено.

Дизельный же подогреватель зависит от наличия топлива и степени заряженности АКБ на автомобиле. Зато он обгоняет электрического конкурента по скорости прогрева. По словам начальника КИО моторных систем автомобилей НТЦ ПАО «КАМАЗ», на их грузовиках дизельные подогреватели имеют тепловую мощность от 15 до 30 кВт.

Г-н Григорьев приводит в пример двигатель КАМАЗ V8: для тепловой подготовки с дизельным подогревателем теплопроизводительностью 15 кВт при температуре окружающей среды -45 °С потребуется не более 30 минут. У электрического нагревателя тепловая мощность 3,5 кВт, и время нагрева при одинаковых условиях увеличится до 4-х часов.

«По стоимости и простоте обслуживания лидирует электрический нагреватель. Фактически он состоит из корпуса, ТЭНа, датчика контроля температуры, термозащиты и системы питания с УЗО (устройство защитного отключения, управляемое дифференциальным остаточным током). Благодаря простоте конструкции, его обслуживание практически не требуется и сводится к осмотру его внешнего состояния.

Дизельный подогреватель — это сложное изделие, состоящее из котла, блока управления, топливного и жидкостного насосов, пульта управления. Таким образом, выходит, что стоимость электрического нагревателя в несколько раз ниже, чем дизельного подогревателя.

Подведём итог: если транспортное средство хранится вне постоянной стоянки, либо требуется обеспечить возможность быстрого прогрева двигателя, то однозначно эффективен дизельный предпусковой подогреватель, несмотря на его стоимость и необходимость в обслуживании.

Если же транспортное средство во время простоя базируется на стоянке, оборудованной электрифицированными парковочными местами, тогда эффективнее использовать электрический нагреватель, так как можно за несколько часов до выезда включить его для разогрева дизельного двигателя или запустить его сразу по приезде на стоянку транспортного средства для обеспечения поддержания температуры в системе охлаждения двигателя», — рассуждает Максим Григорьев.

Мифы и реалии про подогреватели и отопители

Мощнее не значит лучше

Предложений на рынке подогревателей — масса, на любой бюджет и разнообразие техники. И отличаются устройства не только по типу, но и по другим характеристикам. Одной из важных является мощность. При выборе модели потребители периодически сталкиваются с проблемой, особенно актуальной при обслуживании не у официальных дилеров, когда им советуют не дешевить, а брать и ставить самый мощный подогреватель.

«Расчёт потребляемой энергии за киловатт-час — важный вопрос, связанный, прежде всего, с необходимостью подбора подогревателя в правильной пропорции и его сбалансированной работой. Конечно же, чем больше кВт/ч, тем быстрее прогревается двигатель, однако при этом не будет экономии энергопотребления», — напоминает Сергей Ткаченко.

«Утверждение «чем больше киловатт, тем лучше» может сыграть злую шутку, и это однозначно маркетинговая уловка. При неправильном подборе подогревателя можно получить либо перегрев, либо недогрев системы.

Здесь важно понимать исходные данные системы, где будет установлен подогреватель, такие как: объём нагреваемой жидкости, проходные сечения жидкостных рукавов и штуцеров, подключаемых к двигателю, климатические условия эксплуатации транспортного средства, требуемое время для предпускового подогрева двигателя и разогрева рабочего места водителя до минимально допустимой температуры и ёмкость АКБ.

Для учёта всех этих факторов требуемую тепловую мощность рассчитывают с помощью уравнения теплового баланса подогреваемого двигателя», — объясняет Максим Григорьев.

Он советует тем, кто ищет бывший в употреблении дизельный подогреватель, следовать рекомендациям его производителя, где чётко прописано, какая модель подогревателя подходит для того или иного двигателя.

«Очень быстрый нагрев не всегда необходим (в особенности в северных регионах), к тому же будет неоправданно высокая нагрузка на аккумулятор. Поэтому более мощные отопители устанавливают на транспортные средства с большом объёмом двигателя и объёмом нагреваемой охлаждающей жидкости.

Если говорить про автономные воздушные отопители, то здесь стоит ориентироваться на объём, площадь остекления и теплоизоляцию нагреваемого отсека. 2 кВт достаточно для прогрева салона грузового авто, 4 кВт ставят для прогрева салона и спального места», — делится опытом Алексей Карташов.

При этом все эксперты настаивают на том, что не стоит смотреть ролики в интернете, где люди сами пытаются устанавливать подогреватели, и повторять их действия. Так как это вмешательство в системы охлаждения ДВС и обогрева кабины, а также энергоснабжения техники, что влечёт за собой аннулирование гарантии на двигатель и элементы отопителя, подчёркивает директор департамента сервиса официального дистрибьютора Hitachi CM в России.

Мифы и реалии про подогреватели и отопители

С тем, что производитель техники не будет нести ответственность за ущерб из-за некорректной установки, согласен и технический директор российского представительства вендора климатической техники для транспорта.

«При самостоятельной установке человек может не учесть всех нюансов установки каждого вида оборудования, а такие нюансы есть. Таким образом, мы настоятельно рекомендуем устанавливать оборудование только в авторизованных сервисных центрах.

Установщики наших партнёров постоянно проходят техническое обучение, консультируются с техническими специалистами представительства «Эберспехер» в Российской Федерации, имеют доступ к технической информации по последним моделям оборудования и особенностям его установки.

При установке сертифицированный центр указывает своё название, фиксирует дату установки, с которой начинается гарантийное обслуживание оборудования, заверит всё это печатью. Частное лицо факт установки подтвердить не может, т. е. лишает себя гарантийного обслуживания», — поясняет г-н Карташов.

К слову, подбор и установка квалифицированными специалистами минимизирует риск того, что в одно прекрасное морозное утро двигатель откажется заводиться. Хотя и здесь есть свои нюансы. Как говорит Сергей Ткаченко, подогреватель может не справиться с задачей в случае, если источник питания не соответствует температурному режиму эксплуатации или отсутствует.

Алексей Карташов добавляет, что нужно не забывать соблюдать все условия: правильно подбирать подогреватель; устанавливать его в соответствии со всеми правилами и условиями эксплуатации; использовать топливо соответствующего стандарта и сезона; выполнять все рекомендации по правилам эксплуатации.

«Вообще, наличие работоспособного подогревателя двигателя не является залогом успешного пуска двигателя. На пуск двигателя влияют следующие факторы.

1. Моторное масло и дизельное топливо по характеристикам должны соответствовать климатической зоне эксплуатации транспортного средства. Для дизельного топлива важно учитывать предельную температуру фильтруемости, например, для летнего топлива она соответствует -7 °С. Для моторного масла необходимо учитывать кинематическую вязкость при отрицательных температурах.

Если температура окружающей среды опустится ниже предельных температур, то моторное масло и топливо загустеют, как следствие, не будет достигнута минимальная частота вращения коленчатого вала, необходимая для запуска двигателя.

2. Электростартерная система должна быть исправна, контакты силовых проводов должны быть без окислов, стартер должен работать без толчков и заеданий, а аккумуляторные батареи должны иметь достаточную электрическую ёмкость для обеспечения работы стартера после продолжительной работы подогревателя. Генератор должен обеспечивать необходимое напряжение на клеммах АКБ для восполнения потраченного заряда после ночной стоянки с работающим ПЖД.

Нарушение одного из вышеупомянутых условий не позволит завести двигатель после морозной ночи», — уточняет Максим Григорьев.

Максим Григорьев, начальник КИО моторных систем автомобилей НТЦ ПАО «КАМАЗ»
Максим Григорьев, начальник КИО моторных систем автомобилей НТЦ ПАО «КАМАЗ»

Максим Григорьев, начальник КИО моторных систем автомобилей НТЦ ПАО «КАМАЗ»

«Для дополнительного отопления кабины лучше использовать воздушный отопитель. Воздушный отопитель, по сравнению с жидкостным дизельным подогревателем, потребляет меньше топлива и электроэнергии от АКБ. При его установке можно обеспечить равномерную циркуляцию нагреваемого воздуха в кабине для создания комфортного температурного фона.

Установку необходимо проводить в профильном сервисном центре, так как она должна совершаться с учётом технических требований к монтажу и безопасности, указанных в руководстве по эксплуатации воздушного отопителя. В сервисном центре обязательно следует поинтересоваться наличием гарантии не только на проведённую установку, но и на само изделие.

Как правило, для питания воздушного отопителя используют отдельный автономный топливный бачок, но по желанию потребителя возможно подсоединиться непосредственно к топливозаборнику основного бака автомобиля. По электрической части воздушный отопитель подключается с помощью своего жгута непосредственно к АКБ автомобиля. В жгуте предусмотрен свой предохранитель, а пульт управления отопителем устанавливают в любое удобное место по желанию водителя.

Несанкционированное вмешательство в конструкцию автомобиля может привести в лучшем случае к поломке систем автомобиля либо к нарушению их штатного функционирования, в худшем случае — к пожару или отравлению угарным газом человека, находящегося в кабине.

Для установки подогревателя своими силами необходимо профильное техническое образование. Установщик должен знать основы работы систем двигателя и автомобиля, обладать навыками чтения электрических схем, знать правила монтажа подогревателя на транспортном средстве. Правила монтажа обычно прописаны в руководстве по эксплуатации подогревателя, приложенном к установочному комплекту.

Также нужен инструмент для проведения слесарных и электротехнических работ. Исходя из этого, можно сделать вывод, что установку подогревателя лучше всего доверить специализированному техническому центру, так как правильная установка — это не только залог штатной работы подогревателя и систем автомобиля, но и безопасность водителя в целом.

Не стоит забывать о юридической стороне вопроса. Установка дополнительного оборудования является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, а значит, подлежит обязательной регистрации в органах ГИБДД, кроме тех случаев, когда установка подогревателя предусмотрена заводом-изготовителем транспортного средства (т. е. проведена подготовка под установку устройства) и подразумевает установку подогревателя в специализированном центре с документальным оформлением».


Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Eberspächer | Hitachi | КАМАЗ | предпусковой подогреватель
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: