Где и как ремонтировать технику. То ли в сервис, то ли нет

24.03.2016

Режим жёсткой экономии в современных условиях становится для многих предприятий неизбежностью. Руководители ищут любые пути сокращения издержек (но, конечно же, с себя лично не начинают). В качестве одного из способов снижения затрат рассматривают и вариант с обслуживанием техники. Где-то увеличивают интервалы банальной замены масла и охлаждающих жидкостей, где-то предпочитают поставить сломавшуюся машину на прикол до лучших времён, где-то механика озадачивают поиском дешёвого аналога к вышедшей из строя детали, а где-то и вовсе заставляют своими силами выполнить чуть ли не капитальный ремонт.

Сами с усами

На самом деле, в этом нет ничего удивительного. Львиная доля дальнобойщиков, частных владельцев буровых установок, автокранов и прочей спецтехники ремонтируют своё имущество самостоятельно. Естественно, речь идёт о машинах, у которых прошёл гарантийный срок. Изучив мануалы и интернет-форумы, экспериментируя с деталями и узлами, через год они знают свою «кормилицу» не хуже заводских инженеров-конструкторов. И что да как заменить, и даже «откапиталить» мотор – вообще не проблема. То есть, вопрос с оплатой услуг сервиса для таких умельцев снимается автоматически.

«Конечно, затраты официальных сервисных центров на ведение хозяйственной деятельности больше, чем затраты «гаражных дел» мастеров. И эти затраты необходимо учитывать в стоимости работ. Однако давайте более детально рассмотрим преимущества обслуживания у «официалов». Во-первых, это квалифицированный персонал. Ведь ни один сервисный центр не получит и не подтвердит официальный статус, если его специалисты не пройдут обучение по специализированным программам производителя техники.
Во-вторых, добавьте сюда наличие технологий ремонта и специального оборудования. Ведь некоторые программные продукты необходимо обновлять ежегодно. Также к официальным центрам предъявляются требования об обязательной периодической проверке оборудования и инструмента, что, согласитесь, играет немаловажную роль.
В-третьих, это гарантия на выполненные работы, комплектующие и материалы. Оформление платёжных документов. Ведь в случае каких-либо проблем, связанных с обслуживанием, легче разговаривать, имея на руках заверенные документы. Каждый вправе сам выбирать, но стоит помнить: скупой платит дважды. И, наверное, самое главное. Может быть лучше то время, которое вы потратите, пытаясь самостоятельно выполнить ремонт, провести с семьёй. Дети, когда вырастут, вспомнят, как с папой играли в футбол, а не как папа поздно вечером целовал их спящими», — считает директор филиала ОАО «МАЗ» «Сервисный центр МАЗ» Андрей Завгородний.

Далеко не всё однозначно с современными моделями. Одно дело — сменить расходник, другое — исправить работу сложного узла, для настройки работы которого может потребоваться специальный стенд.

«Обслуживание современной техники требует от специалистов большого опыта и хорошего знания технологии проведения работ. Кроме этого, для качественного выполнения необходим большой объём технической документации и широкая номенклатура инструмента. Поэтому при ремонте техники своими силами обеспечить высокое качество очень сложно. Не стоит забывать также о гарантии, которую на все работы и запасные части предоставляют специализированные технические центры», — напоминает технический директор «Хино Моторс Сэйлс» Итикава Мотохиро.

Не всё аналогично

Отдельной строкой идёт покупка запасных частей. Производители, конечно же, рекомендуют приобретать только оригинальные, новые комплектующие. Что порой очень даже накладно. Поэтому владельцы техники зачастую предпочитают прибегать к так называемым аналогам. Или же вообще просят знакомых мастеров выточить нужную деталь.

«Любой уважающий себя производитель техники — как автомобильной, так и специальной имеет в своём арсенале перечень запасных частей и расходных материалов, удовлетворяющих требованиям его стандартов. Эти запчасти/материалы поставляются с конкретных заводов, изготавливаются и испытываются с соблюдением технологических процессов производства. Кустарно выполненные либо контрафактные запасные части могут выигрывать в цене, но никак не превышают по качеству новые оригинальные, поскольку «кустари» не тратятся на состав стали, на лабораторные испытания. Любой автовладелец вправе сам решать, готов ли он сегодня заплатить 100 рублей за запчасть, завтра купить ещё одну такую же ещё за 100, через неделю ещё раз, но уже в комплекте со связанной с ней в один узел, либо он все-таки поставит изготовленную по стандарту деталь и на год-два-десять забудет про её неисправность. Дилерские сервисные центры в принципе не могут использовать контрафактные запасные части, поскольку по установке каждой детали отчитываются перед заводом. То же самое касается и процесса установки детали — на дилерских сервисных станциях установку деталей выполняет специально обученный персонал с соблюдением требований завода — будь то применение специализированных герметиков или регулировка момента затяжки. А много ли владельцев спецтехники выполняют установку головки блока с регулировкой момента затяжки поверенным динамометрическим ключом?», — вопрошает главный инженер ФАУ «ЦМТО ФПС по Иркутской области» Павел Безденежных.

Распространён и другой вариант – покупка деталей на вторичном рынке. Как правило, они обходится намного дешевле. Но при выборе ранее использовавшихся комплектующих надо отдавать себе отчёт, что подвести она может в любой момент.

«Покупая деталь, бывшую в употреблении невозможно знать её реальную «историю», сколько она работала, степень износа, имеются ли усталостные изменения, долго ли ещё прослужит. Да и гарантийные обязательства производителя на новую оригинальную деталь о многом говорят.
Конечно, потребитель сам выбирает, какие детали использовались при ремонте своей техники. И сервисные центры соглашаются использовать детали, предоставленные потребителем, после окончания гарантийного срока на автотехнику. Могут и отказать, если будут сомневаться в безопасности использования предоставленных запасных частей. Следует учесть, что в случае ремонта с использованием запасных частей, предоставленных владельцем автотехники, гарантия будет распространяться только на выполненные работы, без гарантии на запасную часть», — предостерегает Андрей Завгородний.

«Производитель может быть уверен только в качестве оригинальной запасной части, поскольку их производство и поставка клиентам происходит под жёстким контролем. Именно эта уверенность позволяет предоставлять длительную гарантию на новые детали. Владелец техники имеет полное право самостоятельно выбирать детали для ремонта и обслуживания своей техники, в том числе и «аналоги» оригинальных деталей. Но нельзя быть уверенным в качестве подобных аналогов – их использование может привести к отказам техники и связанными с этим простоями и потерями. Использование же деталей, уже бывших в употреблении, видится рискованным, особенно в системах автомобиля, влияющих на безопасность», — уверяет Итикава Мотохиро.

В авторизированных сервисных центрах обычно не хотят связываться с бывшими в употреблении запчастями. Однако иногда идут навстречу клиенту.

«Когда владелец спецтехники готов на себя принять ответственность за состояние приобретенной и предоставленной им самим детали, в том числе б/у, подтвердив это письменным согласием — вопросов нет. Обязанность сервисного центра — предупредить о возможных последствиях и предложить новую качественную деталь. Право выбора в любом случае остается за хозяином», — говорит Павел Безденежных.

А некоторые производители даже поощряют применение более дешёвых деталей. Правда, при условии, что они взяты не абы где.

«Один из вариантов уменьшения стоимости — это использование программы Reman от John Deere, которая даёт возможность применять восстановленные на заводах John Deere запасные части. На эти компоненты распространяет заводская гарантия 1 год, что даёт клиенту дополнительные преимущества», — объясняет руководитель группы техподдержки дилеров John Deere Антон Веремчук.

Когда всё сложно…

Вышеперечисленные доводы наших экспертов действительны для свежих и не совсем устаревших моделей. Понятно, что проблем с оригинальными запчастями для них мало. На крайний случай, можно обратиться к дилеру или в авторизированный сервис. Но в Сибири и на Дальнем Востоке всё ещё эксплуатируется много наработавшей по несколько тысяч моточасов, к примеру, корейской техники, которая уже и не выпускается. Тут детали найти куда сложнее. Да и своими силами не любой ремонт получится сделать. Например, при выходе из строя узлов, которые всегда продавались только в сборе или гидравлики.

«В любой гидравлической системе есть три наиболее уязвимых места — гидравлические шланги, гидронасос и гидроцилиндры. Гидравлические шланги более являются расходным материалом и при износе достаточно просто изготавливаются/ремонтируются. При нарушении зеркала поверхности либо искривлении оси гидроцилиндра таковые подлежат однозначной замене, поскольку ремонт выйдет более затратным и менее эффективным. Ремонт гидронасосов также не является особо сложным, и уже на выбор владельца можно либо отремонтировать, либо установить новый. Важно помнить, что ключом к долговременной эксплуатации гидравлических систем является грамотность эксплуатирующего персонала и правильно подобранные рабочие жидкости. Если техника работает в особо суровых погодных и эксплуатационных условиях, а вы заливаете наиболее дешевую жидкость, ещё и не соответствующую паспортным данным гидросистемы — сложно ожидать от такой системы исправной работы. Вы же не будете кормить скаковую лошадь чипсами или попкорном и ожидать, что от этого она будет более резвой», — разъясняет Павел Безденежных.

…и далеко

Поломка может застать оператора, что называется, в чистом поле. Опытные водители, которые знают слабые места своих машин, предусмотрительно берут с собой нужные расходники. Но случается и непредвиденная беда. До ближайшего магазина запчастей несколько сотен километров. Да и не факт, что получится заменить её в одиночку без оборудования. На буксире тот же экскаватор не утащишь.

«Конечно, сервисные центры оказывают услуги «выездного сервиса». Но это будет несколько дороже из-за затрат на выезд специалистов. Не все работы можно выполнить в полевых условиях как из-за причин технологического характера, так и по причине необходимости соблюдать технику безопасности при выполнении ремонтных работ. Также водитель сам не всегда может точно определить неисправность, и объяснить это специалисту сервисного центра на расстоянии. Таким образом, есть риск пустого выезда на ремонт (не тот специнструмент, не те запасные части). В любом случае из любой ситуации всегда есть выход», — рассуждает Андрей Завгородний.

«Все дилеры John Deere оказывают выездные услуги. Например, специалисты выезжают для проведения ТО и ремонта лесозаготовительной техники прямо на делянки, поскольку это гораздо выгоднее для клиента, чем вывозить машину из леса. Да, дилер взимает плату за время в пути или расстояние пробега, но если сравнить со стоимостью аренды трала для вывоза машины из леса, то траты гораздо ниже», — заявляет Антон Веремчук.

«Сервисные центры Hino заинтересованы в том, чтобы сделать обслуживание и ремонт техники удобным для клиентов. Связавшись с ближайшим дилером Hino, Вы можете обсудить возможность и условия предоставления услуг по выездному обслуживанию техники или её эвакуации», — рассказывает Итикава Мотохиро.

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Антон Веремчук

Антон Веремчук, руководитель группы
технической поддержки дилеров John Deere

Антон Веремчук, руководитель группы технической поддержки дилеров John Deere:
«В цену сервисного обслуживания включаются два компонента: стоимость самой запчасти и стоимость услуг по её установке и диагностике причин отказа. Если говорить про цену запасных частей, мы внимательно следим за ценами соотносимых по качеству компонентов, предлагаемых сторонними компаниями на рынке, и стараемся держать цены на том же уровне. Что касается расходов на установку, то, естественно, клиенту будет дешевле самостоятельно установить деталь, но в этом случае дилеры и производитель не берут на себя ответственность за её работу. Клиент может не обладать необходимым опытом, чтобы правильно установить деталь, и нужно будет делать, например, повторную регулировку или переустановку, а это дополнительные простои техники. Наша рекомендация —привлекать специалистов к таким работам».

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Павел Безденежных,

Павел Безденежных,
главный инженер ФАУ «ЦМТО ФПС по Иркутской области»

Павел Безденежных, главный инженер ФАУ «ЦМТО ФПС по Иркутской области»:
«Выездные ремонты — это нормальное явление. Да, владельцу спецтехники предстоит оплатить проезд мастеров к месту дислокации неисправного агрегата, чаще всего он незначительно увеличивает стоимость ремонта. Но выполнение ремонта в условиях сервисного центра в любом случае предпочтительнее, поскольку однозначно исключает необходимость неоднократного выезда специалистов — сначала на диагностику, потом на монтаж/демонтаж, потом на устранение каких-либо форс-мажорных обстоятельств, не выявленных в процессе диагностики либо на доставку дополнительных запасных частей и материалов».

ЭКСПЕРТ РЕКОМЕНДУЕТ

Андрей Завгородний, директор филиала ОАО «МАЗ» «Сервисный центр МАЗ»:
«Потребитель имеет право сам выбрать, где обслуживаться и какие запасные части применять. Только не стоит забывать, что оригинальные запасные части и оригинальные сервисные центры — это не только безопасность водителя, но и безопасность всех участников дорожного движения. И, как говорится в английской пословице, «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи».
Счастливого Вам пути».

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.