Шипы «Теком»: импортозамещение с 20-летним стажем – от науки к производству

Шипы «Теком»: импортозамещение с 20-летним стажем – от науки к производству

Компания «Теком» не просто присутствует на российском рынке уже несколько десятков лет, но и все эти годы практикует настоящий научный подход. В основу производства шипов противоскольжения для автомобилей и спецтехники ложатся результаты серьёзных теоретических изысканий и не менее серьёзных практических опытов.

На сегодняшний день «Теком» — единственное в России и СНГ предприятие, серийно производящее шипы противоскольжения. Под отдельным брендом компания также занимается ошиповкой шин для различных видов техники (Автошиповка). Также есть структурные подразделения, специализирующиеся на производстве буровых коронок для геологоразведки и добычи и на изготовлении спеченных топливных фильтров для предпусковых систем грузовиков и спецтехники и другие.

Сейчас, когда экономические и геополитические условия требуют от страны встать на автономные рельсы во всех отраслях промышленности и во всех направлениях деятельности, собственные разработки становятся как никогда актуальны.

Об этих разработках, а также о преимуществах ошиповки от «Теком» и самых интересных кейсах в работе компании мы сегодня беседуем с заместителем коммерческого директора и ведущим специалистом направления ошиповки шин в ООО «Теком» Владимиром Бородиным.

 — Вопрос, без которого сегодня нельзя обойтись: зависят ли шипы «Теком» от ситуации в мире, и если да, то насколько?

— Ситуация, в которой сейчас находится наша страна, без сомнения, коснётся практически всех и всего, в том числе — себестоимости нашей продукции. Здесь важно одно: сбавлять темпы мы не собираемся, причём ни в плане производства, ни в плане дальнейшего развития.

Собственных наработок и накопленного опыта с 1995 года у нас накопилось достаточно для того, чтобы твёрдо стоять на ногах, рассчитывать на себя и в меньшей степени зависеть от внешних обстоятельств.

Шипы «Теком»: импортозамещение с 20-летним стажем – от науки к производству

— Получается, компания «Теком» занимается ошиповкой шин уже больше 30 лет…

— Именно так. Осваивать эту сферу мы начали ещё в 90-х, тогда же и зарегистрировали первые патенты. Разрабатывались способы подготовки отверстий под шипы и методы установки шипов – так зарождались шипованные шины в России. Правда, старт самому производству дали чуть позже и нашей первой ласточкой стали шипы вовсе не для грузовиков или спецтехники, а для рыбацкой обуви! Шипы, не испытывающие значительных нагрузок, мы производили практически без какой-либо значимой автоматизации.

«Проба пера» оказалась успешной, развитие оборудования и накопление опыта серийного производства дало свои плоды. И ужев 2005 году «Теком» начал поставлять шипы на российские шинные заводы.

— Почему решили отойти от привычной практики перепродажи импорта и сосредоточиться на собственном производстве?

— Всё просто. Даже если оставить за кадром глобальные вещи вроде потребности страны в собственном производстве, рабочих местах и так далее, остаётся один простой, но принципиально важный момент.

Абсолютно все клиенты, и настоящие, и потенциальные, хотят знать, что им предлагают качественную продукцию, то есть в нашем случае — шипы, на каждом этапе выпуска которых соблюдались все требования контроля.

При работе с заграничными поставками фактическое качество можно проверить только по получении. Даже реализуя европейскую продукцию, мы самостоятельно отвечали за качество поставки перед шинными заводами и проверяли всё здесь, в Санкт-Петербурге. И пока ты проверяешь первую фуру шипов – несколько партий уже в пути.

Всё же принцип «хочешь сделать хорошо — сделай сам» в нашем случае работает. И не только потому, что так у тебя будет больше контроля, но и потому, что условия на территории России во всей их сложности и во всём их многообразии знаем только мы сами. В том числе за счёт того, что регулярно проводим многочисленные эксплуатационные испытания.

И вот в 2020 году мы получили статус стратегического поставщика, чья непрерывная производственная деятельность важна для системообразующих предприятий.

шипы для шин

Ого! Поздравляем! Кстати, о сложности и многообразии условий. Какие сложности по силам продукции от «Теком»?

—Хочется ответить: «Любые», — но лучше привести конкретный пример. И мы возьмём тематику вашего журнала, про обслуживание дорог и трасс – но с изюминкой.

У нас в работе был интересный опыт — ошиповка шин трактора МТЗ «Беларус», работавшего на очистке крайне непростой дороги: это была раллийная трасса, предназначенная для проведения зимних соревнований, изобилующая как поворотами, так и перепадами высоты.

Другими словами, кроме сложного рельефа, который трактор должен преодолевать без проблем, важным фактором в этом проекте стала и необходимость готовить трассу для будущего использования: мощная техника, высокие скорости, «боевые» шипы. Это поэтапный процесс: сначала трактору нужно было пройти участок лопатой, затем — везя за собой в качестве волокуши несколько покрышек от экскаватора, которые формируют дорожное полотно шириной 4,5 метра (подобным способом укатываются и дороги зимников).

Потом ещё раз пройтись по участку отвалом, потом — пройти его снова, но уже везя за собой 10-тонную бочку с водой, которая заливает трассу. А после — повторить ещё несколько раз, но уже по льду. И, разумеется, ни на одном из этапов не потерять ни сцепления с дорогой, ни устойчивости, ни возможности маневрировать. Напомню — трактор с прицепом на льду, а трасса с горками и виражами!

Владелец трассы остался очень доволен, так как к решению его непростой задачи мы подошли индивидуально: рассчитали отдельную схему ошиповки и установили более крупные шипы, чем обычно…

— А какими они обычно бывают?

Мы выпускаем разные шипы противоскольжения: и для легковых автомобилей, и для грузовых, и для спецтехники, а также спортивные, велосипедные и — не забываем про рыбаков — обувные.  Есть даже статистика: в легковом сегменте автошин России примерно каждая пятая зимняя шипованная шина укомплектована нашими шипами.

Ближе познакомиться с каждой разновидностью производимой продукции можно в официальном каталоге компании «Теком».

Если говорить в целом, большинство шипов от «Теком» имеет общие конструктивные элементы: это корпус с одним или несколькими фланцами и вставка из износостойкого твердосплавного материала, закреплённая в осевом отверстии корпуса. Корпус отвечает за то, чтобы удерживать шип от выпадения и предохранять вставку от излома, а сама вставка берёт на себя основную нагрузку, взаимодействуя с обледенелым покрытием. Сам сердечник традиционно изготавливается из твёрдого сплава типа ВК-8 по собственной технологии.

— Какие нагрузки выдерживают шипы от «Теком»?

О, можем похвастаться: на сегодняшний день по одному из проектов зафиксирована рекордная нагрузка на ошипованную шину — около 20 тонн на каждое колесо. И это не лабораторные условия, а реальная жизнь: шипы там, начиная с 2018 года, трудятся каждую зиму!

Есть и скоростные рекорды. Совсем недавно, уже в этом году, 10-тонный спортивный грузовик МАЗ установил на льду Байкала официальный рекорд скорости — на шипах «Теком»! Это 197 км/ч по природному льду, а пиковая скорость и вовсе дошла до 203 км/ч.

Шипы «Теком»: импортозамещение с 20-летним стажем – от науки к производству

— Но скорость ведь не главная цель?

Разумеется. Главное предназначение шипов всё же не скорость, а защита машин от скольжения. И здесь надо отметить: ошипованная техника способна проходить те же самые участки маршрута на 20–30% быстрее, при том что максимальная скорость не увеличивается. А вот тормозной путь на льду сокращается на 30-40%.

Об этом говорят исследования, которые мы проводили вместе с НИИ шинной промышленности (НИИШП) и кафедрой средств противоскольжения Вологодского института. Это же было подтверждено тестами автожурналов (например, «Авторевю», 1998 год, выпуск 1, «Грузовик примеряет шиповки»).

Дело в том, что техника на шипованных шинах движется и работает намного стабильнее. Она не зарывается в снег, не буксует, не останавливается, а водителю или оператору не нужно прерываться, чтобы выйти на мороз и установить цепи, подсыпать под колёса песок или проложить решётку.

Получается, к работе над шипами «Теком» привлекает среди прочего и учёных?

Конечно. За время работы компании наши руководители подготовили и выпустили масштабное научное исследование, посвящённое всем тонкостям шиповки и движения ошипованных транспортных средств.

Объём проведённых нами полевых испытаний крайне широк, причём на всех видах транспорта, да и опыт за почти 30 лет работы накопился серьёзный.

Чтобы продолжить традицию научного подхода, мы создали собственный исследовательский центр. Здесь регулярно тестируем свою продукцию и под заказ проводим испытания для производителей шин.

А наши специалисты, кстати, участвовали в организации шиповальных производств на ряде ведущих шинных заводов России: помогали монтировать оборудование, консультировать и обучать персонал, составлять регламенты и разрабатывать системы качества.

— А с какими компаниями вы работали над нестандартной ошиповкой спецтехники или грузовых автомобилей?

— По части грузовиков можно упомянуть, например, «КАМАЗ-мастер»: с 2013 года мы разрабатываем шипы для спортивных грузовиков Команды и выполняем саму ошиповку.

Как уже говорил — спортивная команда Минского Автомобильного Завода тоже встала на наши шипы буквально в этом году!

Что до спецтехники, то уже почти 10 лет на наших шипах ездят все 22-тонные вилочные погрузчики Kamlar у компании «Майер Мелнхоф Хольц Ефимовский», а в прошлом году мы поставили ошипованные шины для аэродромных буксировщиков в Шереметьево – они тоже отозвались крайне положительно. Про крановую технику уже тоже говорил: контейнерные перегружатели на шипах приятно удивят любого — и специалиста, и наблюдателя.

— И правда внушительный список!

— Но это ещё не всё.

Мы шиповали даже мини-спецтехнику, которой чистят тротуары в крупных городах или на территории частных предприятий.

Здесь есть свои сложности: это лёгкая техника, почти невесомая по сравнению со своими более крупными «коллегами», однако ковши у неё большие, вместительные. Владельцам и операторам хочется использовать машины на полную, но сдвинуться с места с заполненным ковшом такая спецтехника часто не может, особенно на сложной зимней поверхности.

Ошиповка решает эту проблему.

Интересный опыт был у нас и с одним из горнолыжных курортов Ленобласти: несколько лет назад мы оснастили шипами «Теком» комбайн для заливки льда. С помощью этой машины в лесу создавали ледовые дорожки, по которым могли кататься отдыхающие. Для таких комбайнов у нас даже отдельная модель шипов производится.

Чуть позже компания обратилась к нам снова, теперь уже для ошиповки КДМ на базе КАМАЗа.

Этот случай мы отработали «под ключ». Сами выбирали шины, специально для них подбирали шипы. Нужно было учесть непростой рельеф горнолыжного курорта, здесь всё-таки есть и перепады рельефа, и лесные участки… Но наши шипы служат курорту уже третий год, и это хороший показатель долговечности.

— Значит, с КДМ и в целом дорожным строительством вы тоже работаете? Насколько востребованы шипы в этой в сфере?

— С ДРСУ мы работаем много лет и достаточно активно. Одной только ИД-304 сколько зашиповано!

У государственных предприятий своя специфика работы: не такие большие парки, постепенная их ошиповка в рамках бюджетов (сначала одну машину, потом другую, не всё сразу), и шины они закупают по своим каналам, причём у каждого предприятия шины предсказуемо разные, в зависимости от автопарка. Но всё же те, кто однажды с нами сотрудничали, всегда возвращаются снова.

— Где производятся шипы «Теком»?

— Все наши производственные мощности расположены на одной площадке в Ленинградской области: больше гектара земли, 6 корпусов и сотни сотрудников, многие из которых трудятся здесь с момента основания Компании и создают целые трудовые династии.

Наше производство — полного цикла. Мы самостоятельно перерабатываем даже твёрдый сплав по собственной технологии.

— В каких количествах на сегодняшний день производятся шипы «Теком»?

Сегодняшние объёмы производства составляют более 500 миллионов шипов в год, и мы прогнозируем активный рост этого показателя в ближайшие годы –активно инвестируем в развитие Компании. Можно сказать, что мы занимались импортозамещением задолго до того, как это стало популярной и острой задачей для всей страны. Уже более 20 лет, считайте.

То же самое можно сказать и о других направлениях работы компании. Это не только износостойкие ножи для грейдеров и отвалов, но и буровые коронки для машин, задействованных в геологической разведке и добыче полезных ископаемых – тоже с применение твердых сплавов. Особенно полезны наши коронки для сухого бурения. Также сами производим спеченные топливные фильтры. Их мы изготавливаем методом порошковой металлургии с прессованием и спеканием бронзовых порошков — специально для предпусковых систем как колесной техники Крайнего Севера (КАМАЗы, УРАЛы, МАЗы, КРАЗы и т.д.), так и для гусеничной спецтехники.

Производим мы и шиповальное оборудование, купить которое также можно на официальном сайте компании.

— Если объёмы производства постоянно растут, означает ли это, что растёт и спрос на производимую компанией шиповальную продукцию и шипы?

Спрос на шипы «Теком» (и не только на шипы) действительно растёт в последние годы – мы активно работаем по всем направлениям, тонко чувствуя по отзывам необходимость нашей продукции – особенно для шин грузовиков и  спецтехники.

Сейчас мы тоже смотрим в будущее с оптимизмом. Большое количество станков, используемых нашей компанией, являются собственной разработкой, а значит, закрытые границы меньше влияют на производственный процесс.

А кроме того, у нас есть собственное конструкторское бюро, то есть любое оборудование мы можем оснастить или даже модернизировать самостоятельно.

Соответственно, можем и шипы противоскольжения разработать под заказчика.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы «Теком» и отрасли ошиповки шин в целом?

Конечно, пока ещё многое непонятно, но, если возникнет необходимость, «Теком» может увеличить объём выпуска продукции или разнообразить линейку типоразмеров шипов. В 2020-2021 годах такая необходимость уже была: например, в Петропавловске-Камчатском, где зима 9-10 месяцев в году, активно оснащались шипами внедорожники и снегоходы, грузовики и тягачи, многочисленные фронтальные погрузчики и грейдеры.

Но и для более коротких зим ошиповка шин будет всегда актуальна. В суровых погодных условиях нашей необъятной страны это по большому счёту вопрос как и безопасности, так и эффективности техники.

Мы всегда открыты к сотрудничеству и совместным разработкам шипов противоскольжения для заданных условий эксплуатации, для конкретной техники — это всегда обоюдно полезные и интересные проекты!

Фото предоставлены компанией «Теком»


tekom.com
info@tekom.com
+7 (812) 600–67–80
188663, Ленинградская область, Всеволожский район, п. Кузьмоловский, территория завода РНЦ «Прикладная Химия», Заводская, 78

На правах рекламы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теком | шины
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: