Пустой кадровый резерв: как готовить будущих спецов для отрасли?
Фото: prostooleha-Freepik

Кадровый вопрос: как готовить будущих спецов для машиностроительной отрасли?

Острая нехватка кадров в промышленных отраслях — проблема, с которой в России пытаются бороться не первый год. Об успешности этой борьбы говорить что-либо достаточно сложно: большой процент окончивших вузы и ссузы молодых специалистов предпочитают пробовать себя в IT — сфере, где сегодня платят много и спрос на работников никогда не кончается, или же выбирают работу в доставке. А вот идти и вкалывать по специальности соглашаются единицы.

Эта проблема касается также и автомобильной отрасли, где компании уже начинают ставить ребром вопросы нехватки и обучения специалистов. На панельной дискуссии «Развитие системы подготовки кадров в автомобильной отрасли. Комплексный подход и лучшие практики», которая состоялась в День кадровика на деловой площадке СТО Expo, эксперты обсудили методы и способы «пестования» юного поколения. Ситуацию с кадрами на рынке в автомобильной отрасли вполне можно описать как «катастрофическую».

«Потому что количество доступных резюме на одну открытую вакансию — это катастрофа. Выбирать нам попросту не из кого. Куда идут наши студенты? Куда идут наши кандидаты? А они идут в доставку, они идут в розничную торговлю. Кто может — бьётся за позицию в маркетинге или на государственной службе.

Более того, наша отрасль, которая подразумевает высокотехнологичное производство, требует от сотрудников достаточно высокой квалификации и ответственности», — отметил руководитель комитета СПКА по профобразованию в автомобилестроении Сергей Кожухов.

Выход один — сплотиться и активно задействовать доступные инструменты, в частности те, что предоставляет государство. Речь идёт о национальной системе профессиональной квалификации и тех проектах, реализацией которых занимаются производители автомобилей, отраслевые ассоциации и т. д.

Время взаимодействовать с отраслью

Председатель Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении и по совместительству руководитель Казанского представительства ПАО «КАМАЗ» Александр Ушинин рассказал о деятельности Совета и обозначил ключевые моменты в деятельности составляющих его трёх комитетов: комитета по мониторингу и прогнозированию рынка труда, комитета по независимой оценке квалификации и комитета по профессиональному образованию.

Первый изучает потребности российского рынка труда. Как отметил эксперт, сегодня сложно предугадать, какие профессии будут востребованы через условные пару лет. Потому важно постоянно отслеживать то, как меняются запросы и какие специалисты необходимы отрасли в тот или иной момент.

Руководитель комитета по мониторингу рынка труда и профессиональным квалификациям в автомобилестроении Майя Свиридова отметила, что в анкетировании активно принимают участие все игроки рынка, задействованные в цепочке производства и обслуживания автомобилей.

В топ-10+ профессий на сегодняшний день входят:
• слесарь механосборочных работ;
• слесарь-ремонтник;
• электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
• электромеханик по средствам автоматики и приборов технического обслуживания;
• оператор автоматических и полуавтоматических линий станков и установок;
• наладчик автоматических линий и агрегатных станков;
• наладчик станков и манипуляторов с программным управлением;
• электрогазосварщик;
• маляр;
• слесарь-инструментальщик;
• токарь;
• водитель-испытатель;
• водитель погрузчика;
• штамповщик и др.

Что касается наиболее перспективных, по мнению участников рынка, специальностей, то среди них можно выделить такие направления, как программный инжиниринг, теплоэнергетика и теплотехника, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, мехатроника и робототехника, автомобилестроение и т. п.

Все эти данные комитет по мониторингу доводит до образовательных организаций, и уже на их основе создают новые учебные программы.

Разработали специалисты комитета и ряд предложений по улучшению системы подготовки кадров для автомобилестроения и связанных с ним отраслей. В частности, речь идёт об открытии в учебных заведениях новых направлений, увеличении сроков практической подготовки студентов, внедрении дистанционных образовательных технологий и модели «смешанного» обучения, финансировании вузов и т. д.

Также специалисты считают, что необходимо обеспечить быстрое реагирование системы образования на потребности в подготовке кадров по востребованным в отрасли профессиям.

Что такое НОК и почему она обязательна?

Следующий комитет занимается разработкой оценочных средств, с помощью которых можно максимально эффективно определить, соответствует ли кандидат требованиям, которые заложены в профессиональный стандарт.

Сегодня в отрасли активно используют независимую оценку квалификации, известную также как НОК.

Заместитель председателя совета по профквалификации автомобилестроения Алексей Сереженкин отметил, что в основе такой оценки содержатся несколько важных принципов, среди которых:
• доступность процедур НОК;
• обеспечение необходимой конфиденциальности;
• компетентность оценки, а именно подготовленные эксперты, единые процедуры, методики и оценочные средства;
• право соискателя на апелляцию и помощь в подготовке;
• исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений;
• поддержка работодателей в оценке персонала;
• независимость и объективность оценки;
• открытость информации о процедурах и результатах НОК;
• добровольность прохождения НОК.

«Что же вообще такое профессиональный экзамен и кому он нужен? Это сам соискатель или же работодатель, который заинтересован в объективной оценке квалификации работника», — пояснил эксперт.

В качестве примера можно привести сварщиков, которые обязаны регулярно подтверждать свою квалификацию. Однако есть сегодня и такие области, где НОК не проводится, при этом деятельность специалистов так или иначе влияет на безопасность. В их число входят, например, профессии, связанные с ремонтом и обслуживанием автотранспорта.

«Мы совершенно справедливо говорили о том, что есть квалификация тех людей, что проводят ремонт и техническое обслуживание. От качества их работы зависят безопасность движения и безопасность транспорта. По  нашему мнению, эти специальности должны приобрести статус обязательных. Мы, в общем-то, занимаемся с Минтрудом с тем, чтобы создать целый перечень таких специальностей», — сообщил г-н Сереженкин.

По его словам, существует целый ряд предприятий, которые не особенно заинтересованы в применении независимой оценки квалификации, так как это влечёт дополнительные затраты. Объяснение при этом они дают достаточно простое и, можно сказать, банальное: «Мы своего работника знаем и понимаем, чего он стоит, так зачем куда-то идти и заниматься какой-то оценкой».

Такой подход в некоторых случаях можно даже назвать преступным, так как от квалификации сотрудника могут напрямую зависеть жизни и безопасность людей. И затраты тут вовсе не главное. Ведь что даёт независимая оценка квалификации с точки зрения бизнеса?

В первую очередь если компания платит за своего работника, то после получает налоговый вычет, и это неким образом уже компенсирует затраты. Работник, в свою очередь, получает свидетельство о квалификации государственного образца. Это значит, что теперь компания может участвовать в тендерах, представляя квалификацию работников, что даёт более высокий шанс этот тендер выиграть.

Ну а ещё прохождение НОК очень хорошо удерживает и мотивирует самих сотрудников, ведь они за счёт компании получают свидетельство. В дальнейшем специалисты будут внимательнее относиться к работодателю, который предоставил им такую возможность.

Специалисты СПКА создали четыре ЦОКа в разных регионах России. В центрах оценки квалификации проводят профессиональные экзамены по следующим квалификациям:
• конструктор по разработке автотранспортных средств (АТС) и их компонентов;
• технолог по разработке технологий и технологическому сопровождению производства АТС;
• инженер по гарантийному учёту АТС;
• мастер ремонтной зоны по техническому обслуживанию, ремонту АТС и их компонентов;
• мастер по приёмке АТС на техническое обслуживание, ремонт и по сдаче АТС потребителю;
• маляр в окрасочном производстве в автомобилестроении;
• слесарь механосборочных работ в автомобилестроении;
• автомехатроник по ремонту АТС.

Работа на машиностроительном предприятии

Переучивать нерадивого студента уже некогда

Ну а комитет по профессиональному образованию в автомобилестроении, по словам г-на Ушинина, тесно взаимодействует с учебными заведениями и отраслевыми ассоциациями, а также следит, чтобы реальные государственные образовательные стандарты соответствовали профессиональным.

«Я думаю, что многие сталкивались с ситуацией, когда при приёме на работу им говорят: всё, чему тебя учили, забудь, мы будем учить тебя заново. Сегодня настолько быстро меняется ситуация, что переучивать уже некогда. Необходимо, чтобы наши учебные заведения, среднеспециальные и вузы, готовили специалистов, которые могут пройти в реальный сектор экономики и сразу приступить к работе», — подчеркнул руководитель Казанского представительства ПАО «КАМАЗ».

Задача отраслевых ассоциаций состоит в том, чтобы совместить образовательный стандарт с профессиональным и донести до чиновников, что сегодня в образовании нужен совершенно другой подход, считает представитель ассоциации РАСТО Ольга Селезнёва:

«Вы посмотрите, мы сегодня присутствуем на отраслевой выставке, где 10% российского производства и 90% — иностранного. У нас сегодня понятие «человека труда» потеряно в принципе. У нас сегодня пласт мастеров производственного обучения практически вымер как класс».

В нынешних условиях бизнес, по её словам, вынужден готовить кадры самостоятельно. Например, ассоциация РАСТО создала на базе Технического центра «Волин» учебный центр. К работе привлекли производителей автокомпонентов.

На основе обращений автовладельцев написали программу и сформировали топ низкоквалифицированных работ. Также ассоциация создала модель непрерывного профессионального образования: школа — колледж — предприятие.

Наставник — профессия благородная

Не стоит забывать и об уже накопленном опыте. Александр Ушинин подчеркнул, что раньше, в советские времена, очень велика была роль наставника.

«Сегодня мы работаем над тем, чтобы наставничество опять развивалось для того, чтобы опытные специалисты на производстве могли подготовить будущие кадры, рассказать им о том, какие процессы происходят сегодня в производстве, и поделиться своим опытом», — напомнил г-н Ушинин.

Идею поддерживают и в РАСТО. Ольга Селезнёва, например, подчеркнула, что не нужно бояться того, что было. СССР дал старт развитию промышленности, практически все наиболее известные открытия были сделаны советскими инженерами. И понятие «человека труда» для того времени не было пустым звуком: он был примером для подражания, на нём держалась экономика, он делал рабочие профессии популярными среди молодых людей.

Аналогично смотрят на ситуацию и в самом СПКА. Совет вместе с федеральными учебно-методическими объединениями занимается разработкой перечня направлений подготовки кадров для автомобилестроения. Сотрудничает СПКА и с учебными заведениями.

В частности, организуются практические занятия для студентов непосредственно на предприятиях. Совет привлекает отраслевых экспертов к обучению будущих специалистов и реализации основных образовательных программ. В проектах СПКА принимают участие такие производители, как «Урал», ГАЗ, ВАЗ и Ярославский завод дизельной аппаратуры. При этом мастера и преподаватели проходят регулярное повышение квалификации, а выпускники принимают участие в оценке уровня знаний и умений (ГИА-НОК).

«Мы с вами понимаем, что многие зарубежные носители технологии покинули рынок, но передать нашей молодёжи ту информацию, которая осталась у наставников, нам просто необходимо. Для этого и нужно сопровождение выпускных квалификационных работ, передачи технологий.

Эйчар-комитет утвердил разработанное нами так называемое «Положение о наставничестве», проведение практик у студентов и кодекс наставника. На сегодняшний день, каждый из вас наверняка знает, нет документа, который бы регламентировал в настоящее время деятельность наставника.

<…> Научить ребят без качественной подготовки мастеров производственного обучения, наставников и преподавателей практически нереально. Поэтому мы предлагаем проходить повышение квалификации сотрудникам, преподавателям и мастерам, у нас для этого есть все возможности. Очень большое внимание мы уделяем коммуникации с государственными структурами и учреждениями», — подчеркнул представитель ассоциации дилеров РОАД Виталий Кокурин.

Инструменты есть, главное — желание

Таким образом, резюмировали участники и гости панельной дискуссии, сегодня у представителей отрасли есть все необходимые инструменты для того чтобы решить вопрос формирования кадрового резерва предприятий.

Критически важно сегодня вовлечь в процесс подготовки кадров всех участников рынка. «Схантить» новых специалистов так, как это делалось раньше, уже не получится, так как «хантить» на рынке труда попросту некого, ведь лучшие спецы сидят на своих местах и никуда не торопятся уходить. Главная же цель состоит в том, чтобы планомерно выращивать молодых специалистов для автомобильной отрасли и не забывать об опыте предыдущих поколений.


Текст: Яна Дрянговская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

кадры | КАМАЗ | обучение | сервис
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: