Как выбрать масло для двигателя

Эксперты рекомендуют. Особая смазка

Почти все автовладельцы знают, что «жижи надо менять вовремя». Замена масел в спецтехнике — тоже обязательное условие для эксплуатации. Но что и куда лить? И через сколько эти жидкости менять? Бывалые мотористы говорят одно, коллега по смене — другое, в мануале записано третье, реклама утверждает четвертое… Чтобы не гадать, мы попросили экспертов рассказать об особенностях этого, казалось бы, простого дела.

Как вас много

Давно прошли времена, когда автомасла в стране продавали одного-двух видов. Сейчас в любом магазине на выбор предлагают несколько десятков разнообразнейших смазывающих жидкостей. Производители обещают чудодейственные свойства, мол, износа совсем не будет, замена следующая через много-много-много моточасов и т. д. Только плати. Но наши эксперты настойчиво в один голос говорят: «Не слушайте рекламу — следуйте рекомендациям изготовителя техники».

«Требования к маслам и другим эксплуатационным жидкостям производитель предъявляет на основе многочисленных «длительных механических испытаний». Эти требования различаются в зависимости от сложности агрегатов, условий его эксплуатации и «поколения» техники. Не секрет, что развитие машиностроения влечет усложнение и повышение точности изготовления движущихся частей механизмов. Что в свою очередь повышает требования к смазочным материалам», — рассказывает заместитель директора ООО «Хендэ Сибирь» Михаил Балашкин.

К тому же в своем стремлении сэкономить можно легко нарваться на поддельное масло. Которое не только не будет отвечать необходимым требованиям (об этом ниже), но и приведет к куда большим затратам.

«Распознать хорошо изготовленную подделку, по внешним признакам неотличимую от оригинала, можно только с привлечением сертифицированной лаборатории. В связи с этим не рекомендуется приобретать смазочные материалы у непроверенных поставщиков, требовать сертификаты на товар (моторные масла подлежат обязательной сертификации в РФ)», — предостерегает юрисконсульт ООО «ЛЕКТА» Евгений Лекомцев.

Смешивать масла нельзя

Дороже — не всегда лучше

По стандартной классификации масла подразделяются на синтетическое, минеральное и полусинтетическое. Специалисты уверяют, что «синтетика» по своим свойствам лучше остальных — сохраняет свои свойства при низких температурах (что особенно актуально для северных районов) и реже требует замены. Но даже дорогое синтетическое масло не всегда стоит лить в двигатель спецтехники.

«Для дизельных ДВС тяжелой техники с турбонаддувом и без наддува производства США и Китая большинство производителей техники рекомендуют минеральные масла SAE 15W-40 и/или 10W-30, в зависимости от сезонности работ, — объясняет Евгений Лекомцев. — Моторные масла для грузовых машин, в особенности для импортных, необходимо подбирать с учетом требований Euro к топливу, а также конструктивных особенностей двигателя: сажевые фильтры (DPF), система рециркуляции выхлопных газов (EGR), селективный восстановительный катализатор (SCR) и дизель-окислительный катализатор (DOC) и т. п. В случае, если у вас смешанный парк техники, то стоит также рассмотреть варианты универсальных моторных масел с допусками для бензиновых и дизельных ДВС».

Но в первую очередь рекомендуется все же смотреть на допуски. Вся информация о масле находится на канистре или бочке. Если она отсутствует — это повод усомниться в подлинности смазочных материалов. И если по классу вязкости по SAE (зимнее или летнее) в большинстве случаев масла подходят для использования в разных видах техники, то с эксплуатационными спецификациями нужно быть очень осторожным. Тем более что их насчитывается целых пять.

Система классификации масел API

Разработана американским институтом нефти еще в 1947 году, по результатам собственных испытаний. Решающую роль в ней играют такие факторы: повышение температуры масла в работающем двигателе, удлинение периода между заменой масла, рекомендованного изготовителем, усилия для достижения рабочих характеристик двигателя, стандарты по охране окружающей среды и более низкий расход топлива из-за низкой вязкости.

В таблицах мы перечислим существующие классы масел API. Обращаем внимание, что для двигателей важна вторая буква в обозначении — чем она дальше по алфавиту, тем лучше показатели. Соответственно, масла с лучшими характеристиками могут заменять масла с худшими.

Система классификации масел API для бензиновых и дизельных двс
Система классификации масел API для двухтактных двс
Система классификации масел API для трансмиссии

Система классификации масел ACEA

Разработана ассоциацией производителей европейских автомобилей в 1991 году, разделена на три категории: для бензиновых двигателей (А), для дизельных двигателей легковых автомобилей (В) и для дизельных двигателей грузовых автомобилей (Е).

Система классификации масел ACEA для бензиновых и дизельных двс
Классификация ACEA для дизельных двигателей, работающих в тяжелом режиме

Система классификации масел ILSAC, разработана ассоциацией американских изготовителей автомобилей и японской ассоциацией изготовителей автомобилей. Но касается она только масел, применяемых в легковых автомобилях, поэтому останавливаться на ней мы не будем.

Существует еще одна категория масел — оригинальные. Эти смазочные материалы созданы с так называемого одобрения автопроизводителей (OEM). Выпускают их те же самые крупные нефтяные компании, но согласно требованиям автозаводов, которые проводят собственные испытания. Споры о том, лучше они или хуже по характеристикам, не утихают до сих пор. Равно, как и нет единого мнения по применению моторных масел в гидравлических системах техники.

«Моторное масло по своим свойствам не будет выполнять в гидравлической системе функции, которые выполняет масло гидравлическое. Это может привести к серьезным неисправностям всей гидравлической системы, а соответственно, к выходу из строя агрегата или узла техники, отказу в гарантийном ремонте от завода-изготовителя, дорогостоящему ремонту или полной замене детали», — заверяет руководитель сервисной службы ЗАО «ГК АМПС» Максим Дьяченко (г. Новосибирск).

«Гидравлическое масло должно соответствовать сезону. Использование летнего (более вязкого) масла в гидравлике в холодное время года влечет огромное повышение нагрузки на узлы, что в свою очередь приводит к сложным поломкам, авариям и вообще может представлять опасность жизни и здоровью людей», — рассказывает Михаил Балашкин.

«Решение использовать в гидравлической системе моторное масло или гидравлическое — это право производителя техники и зависит от требований к узлам и агрегатам, которые предъявляются производителем, так как режимы и условия работы масла в двигателе и в гидросистеме различны. Стоит отметить, что новые двигатели и новые гидравлические системы в значительной мере отличаются от своих предшественников, как и требования, предъявляемые к ним. В связи с этим масла SAE 10W и SAE 30, ранее использовавшиеся в ДВС, трансмиссиях и гидравлических системах тяжелых машин, используются в настоящее время только в «старых» парках техники», — считает Евгений Лекомцев.

Старое сливаем

Вот чего не следует придерживаться в рекомендациях производителя — это сроков замены масла. Этот совет, правда, справедлив для иностранной спецтехники. Опытные механики знают, что наша солярка гораздо хуже по качеству, чем в странах, где собирались и испытывались тяжелые машины. Поэтому если в документации указана замена масла, к примеру, через 500 моточасов, то старое лучше слить уже через 200-300 моточасов. Особенно это касается техники с турбированными двигателями, где смазывающая жидкость начинает выгорать куда быстрее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: