«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Современная грузовая и спецтехника сродни «умному дому», где электроприборами правят компьютерные алгоритмы. И самое слабое место — зависимость от электропитания. Нет энергии — вся машина превращается в груду металла.
Зачастую водители грузовиков или операторы техники попросту не замечают, что с питанием что-то не так. Машина едет, совершает рабочие операции и ладно. Обычные симптомы грядущей смерти генератора, на которые рекомендуют обращать внимание владельцам легковушек, мало приемлемы. Ну сами посудите, можно ли услышать писк или вой на стройке? Или как заметить потускнение света фар на трассе днём?
«Некоторые машины оснащают встроенными вольтметрами, благодаря которым можно также проверять напряжение в системе.
К таким машинам относится техника John Deere с продвинутыми модулями ввода-вывода данных», — говорит специалист технической поддержки John Deere Фёдор Трынов.
Но если показатели вольтметра не предусмотрены? Некоторые эксперты рекомендуют смотреть на индикатор аккумуляторной батареи на приборной панели или мониторе бортового компьютера.
По идее, она должна загораться при неисправности и проблемах с подачей питания. Но у некоторых моделей техники есть особенность — она загорается только при обрыве цепи. Поэтому панацей этот совет тоже не назовёшь.
«Оператор может контролировать показатели напряжения, вырабатываемого генератором, благодаря монитору в кабине. В случае отклонений от нормы как при низком зарядном напряжении, так и при высоком выдаётся соответствующий код ошибки.
Причиной данной неисправности могут выступать и другие неполадки, не связанные с работой генератора. Поэтому компетенции на дальнейшую проверку у операторов, как правило, нет.
Эксплуатирующая организация должна обратиться к лицензированному дилеру для проведения диагностики согласно коду ошибки и последующего ремонта», — предупреждает технический тренер Hitachi Construction Machinery Eurasia Сергей Кузмичёв.
Можно воспользоваться и проверенным «дедовским» способом. Лишь бы под рукой был нужный прибор.
«Простым и эффективным способом проверки генератора является замер тестером выходного напряжения на контактах генератора или АКБ при работающем двигателе», — напоминает заместитель руководителя отдела сервисного обслуживания по развитию дилерской сети HINO Николай Хоткис.
«А если значение измеренного напряжения генератора выходит за пределы 13–15 вольт (для 12-вольтовой системы), а проверка натяжения приводного ремня, проводки и контактов, а также состояния аккумулятора не выявили неисправностей, то генератор требуется заменить», — продолжает руководитель сервисного отдела JCB в России и СНГ Семён Костин.
«Если генератор использовали в агрессивных средах, не в рабочих температурах, не в соответствии со степенью защиты воздействия внешней среды IP, с подключённой электрической нагрузкой больше номинала генератора или с нарушением схемы подключения, в том числе без подключенной аккумуляторной батареи, то он может выйти из строя», — поясняет главный конструктор электрики и электроники НТЦ ПАО «КАМАЗ» Денис Бородин.
Таким образом, если технику эксплуатировали при любом из перечисленных условий — это повод провести диагностику агрегата.
Николай Хоткис также добавляет к списку причин превышение усилия натяжения приводного ремня генератора, плохой контакт в электропроводке системы зарядки и механический износ деталей генератора.
Также к поломке генератора может привести установка нештатного электрооборудования (магнитолы, системы слежения/автоматизации вождения, дополнительного освещения) и несвоевременное или неправильное проведение технического обслуживания, предостерегает Сергей Кузмичёв. Также он указывает, что накопление пыли и грязи на корпусе генератора и их попадание внутрь между статором и ротором способно спровоцировать короткое замыкание или механический износ изоляции обмоток. Правда, оговаривается, что это случается крайне редко.
«Одной из неисправностей генератора является выход из строя диодов или диодного моста из-за обратного или чрезмерно высокого напряжения. Причины этого могут быть следующими:
— некорректная процедура «прикуривания» машины (подсоединения внешнего источника питания);
— неотключённая масса аккумулятора при проведении сварочных работ на двигателе;
— разъединение цепи зарядки при работающем двигателе (например, при помощи ключа массы);
— неправильное подключение терминалов аккумулятора, когда перепутаны «плюс» и «минус»;
— ослабленные контакты в цепи зарядки и, как следствие, чрезмерное обратное напряжение;
— плохое соединение корпуса генератора с «минусом» аккумулятора», — углубляется в тему Семён Костин.
Если грузовик или техника всё же начали вести себя как-то несвойственно и подозрение пало на генератор, не спешите глушить двигатель. Завести его потом может и не получиться, особенно в случае, когда аккумулятор старый. К тому же, весьма вероятно, что зарядка уже какое-то время не шла и машина работала на ёмкости батареи.
«При выходе генератора из строя добраться до СТО можно при условии, что аккумулятор достаточно большой ёмкости и полностью заряжен. Это даст возможность проехать примерно 150 километров при условии отключения всех световых приборов. Двигаться при этом стоит на небольшой скорости, избегая слишком высоких оборотов двигателя», — советует водителям коммерческого транспорта директор департамента послепродажного обслуживании ГК «АвтоСпецЦентр» Игорь Серебряков.
Машина будет способна передвигаться до тех пор, пока напряжение аккумулятора не опустится до критического значения, утверждает Семён Костин. Правда, он не рекомендует передвижение с неисправным генератором из-за риска создания аварийной ситуации.
«Прекратить движение и заглушить двигатель необходимо при завышенном уровне напряжения или выходе из строя опорных подшипников ротора генератора. Продолжить движение можно будет только после устранения неисправности. Если необходимо добраться до стоянки в аварийном режиме, то перед запуском ДВС нужно демонтировать ремень привода генератора. Передвижение машины с вышедшим из строя генератором возможно лишь при исправном состоянии аккумуляторных батарей», — поясняет Сергей Кузмичёв.
Добравшись до места ремонта, можно будет понимать масштабы трагедии. Вопрос целесообразности ремонта сообщат сервисные специалисты после снятия и разборки генератора.
К слову, не ко всем можно приобрести запасные комплектующие. В этом случае придётся раскошелиться на новый. И хотя большинство производителей настаивает на использовании только оригинальных запчастей, некоторые позволяют потребителям самим выбрать нужный. Лишь бы он соответствовал ведомости замены покупных изделий, говорит Денис Бородин.
«Можно подобрать аналог генератора, если соблюсти вольтаж и максимальный ток. Как правило, он равен 80 или 130 ампер. Но, конечно, не стоит забывать и об особенностях электрических разъёмов, креплениях корпуса и конфигурации шкива — они могут не подойти», — напоминает Фёдор Трынов.
А вот установка более мощного агрегата допустима в том случае, если на транспортное средство ставится дополнительное электрооборудование, считает Игорь Серебряков.
«Всегда существует риск получить некачественный или неверно подобранный генератор. Это может спровоцировать выход из строя других компонентов электросистемы», — уверяет Семён Костин.
«Техника, оснащённая дизельным двигателем без систем контроля и с полностью механическим впрыском топлива, может добраться до станции техобслуживания при неработающем генераторе.
Но, если речь идёт, о бензиновом ДВС или о современном дизельном двигателе — всё будет зависеть от расстояния и времени пути, а также от состояния батареи. Аккумулятор может обеспечить передвижение, но в течение ограниченного времени, при этом есть риск полностью разрядить аккумулятор».
Подготовил Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: