Да будет свет

Как выбрать фары для автомобиля?

Выбор фар и другой светооптики для установки на серийные модели коммерческого транспорта и другой спецтехники является важным этапом производства. Одним из основных критериев при выборе фар и светодиодов является эффективность освещения дороги или рабочей зоны, чтобы обеспечить безопасность водителя и окружающих. Также учитывается надёжность работы оптики, её стойкость к вибрации и агрессивной среде.

Красота не требует жертв

Как ни крути, на выбор освещения влияет ещё этап проектирования. Конструкторы играют ключевую роль в определении параметров и характеристик светооптического оборудования, которое будет использоваться на транспортных средствах. По словам менеджера по продукту ООО «ОДИН Групп» (ODIN Group) Александра Иванова, приборы наружного освещения и световой сигнализации, кроме своих основных функций, выполняют ещё очень важную роль в формировании эффектного визуального облика модели транспортного средства. Взгляните на любой современный грузовик, его зрительное восприятие в различных ракурсах во многом зависит от формы и размеров фар и фонарей.

Выразительный дизайн экстерьера кабины является одним из конкурентных преимуществ ТС, учитываемых большинством потребителей, уточняет г-н Иванов. Поэтому дизайнеры автомобилей всегда стремятся использовать фары и другие огни в качестве сильного и универсального средства придать машине современный и высокотехнологичный вид.

«При этом, однако, имеются и определённые ограничения полёту фантазии дизайнеров.

Автомобильные конструкторы и разработчики/поставщики приборов освещения и сигнализации, которые должны трансформировать дизайнерские идеи и решения в реальную конструкцию для последующего производства и сертификации, руководствуются обязательными требованиями Правила ЕЭК ООН № 48 (ГОСТ 41.48-2004) «Требования к ТС в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации».

Этот документ содержит технические требования к фарам дальнего и ближнего света, противотуманным фарам, фонарям заднего хода, указателям поворота, сигналу торможения, габаритным огням и т. д., включая цвет и количество огней, места размещения на автомобиле по ширине, высоте и длине, направление, геометрическую видимость, максимальную силу света и т. п.», — поясняет Александр Иванов.

При выборе фар и светодиодов для размещения на моделях спецтехники и коммерческого транспорта конструкторы должны учесть обеспечение достаточной освещённости дороги или рабочей зоны, особенно в условиях плохой видимости или тёмного времени суток. Производители фар стремятся создать продукты с оптимальной расстановкой лучей света, чтобы максимально эффективно осветить дорогу и минимизировать слепящий эффект для других участников движения. Это особенно актуально для грузовиков и автобусов, которые имеют больший размер и могут создавать значительное количество отражений.

«Выбор местоположения светооптики — задача непростая и требующая знания нормативной документации и опыта работы с ней. Все необходимые требования по высоте, ширине и углам расположения изложены в Техническом регламенте о безопасности колёсных транспортных средств 018/11, соответствующих правилах ЕЭК ООН и ГОСТ. Исполнение требований обязательно, так как влияет на дальнейшую судьбу сертификации транспортного средства, без которой дорога к потребителю невозможна», — заявляет начальник конструкторского отдела электрооборудования НТЦ ПАО «КАМАЗ» Андрей Ваструков.

Автомобильная фара

Конструкция фар также играет важную роль при выборе светооптики для спецтехники. Форма и размер корпуса должны соответствовать габаритам транспортного средства и обеспечивать надёжное крепление. Кроме того, учитывается влагозащищённость и стойкость к механическим повреждениям, так как техника часто работает в условиях повышенной вибрации и агрессивной окружающей среды. Немаловажен и параметр дальности света — на каком расстоянии можно видеть объекты при использовании определённой оптики.

«В стране крайне мало поставщиков светотехники для спецмашин. Ранее всю светооптику поставляли из Европы, в основном это была продукция немецкой компании Hella. Сейчас вся светотехника идёт по большей части из Китая.

К спецтехнике предъявляют особые требования по освещению, касающиеся яркости, обеспечения хорошей видимости и безопасности. Мы дорабатываем самосвалы и шасси под необходимую нам конструкцию КДМ или мусоровоза в соответствии с действующими стандартами. На базовых автомобилях изначально установлена своя светотехника, но при застройке коммунальной машины этого может быть недостаточно.

Для решения проблемы мы устанавливаем дополнительные элементы освещения. При этом, например, фары должны быть герметичны, устойчивы к агрессивной среде (машины постоянно имеют дело с реагентами и отходами), расположены на дополнительных местах, чтобы техника была максимально освещена при выполнении разнообразных коммунальных задач. Светооптика повышает безопасность при эксплуатации машин как на трассах, так и во дворах.

В целях обеспечения удобства работы и безопасности операторов при выполнении задач в тёмное время суток мы устанавливаем на мусоровозах и КДМ дополнительное оборудование для лучшего освещения рабочей зоны», — рассказывает генеральный директор ООО «Завод КДМ» Ольга Соловьёва.

Она говорит, что на предприятии создали собственное конструкторско-технологическое подразделение, которое следит за тем, чтобы места для расположения светооптики подбирали строго в соответствии с требованиями российского законодательства в области стандартизации.

Светооптика в автомобиле

Что хотят потребители?

На Камском автозаводе к выбору поставщиков для конвейера относятся щепетильно. Как говорит Андрей Ваструков, требования к ним нормированы стандартами предприятия, которые подразумевают соответствие нормативам современной системы менеджмента качества предприятия IATF 16949, но не ниже ГОСТ 9001.

«А вот требования к светотехнике более сложные, но и решения по этому пункту значительно гибче. Базовые требования рождаются на этапе формирования требований к автомобилю, его функций и дизайну, а далее формируются уже требования к конструкции. Эти требования как раз и закладывают базу будущего отношения к световым приборам транспортного средства, их качеству и сроку службы.

Для наших поставщиков мы сформировали довольно жёсткие требования на основании зарубежных стандартов для автомобильных комплектующих. Большинство поставщиков приняли данные требования и подтвердили тестами в лаборатории Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ»», — объясняет Андрей Ваструков.

Естественно, любая лампочка имеет свой срок службы. И рано или поздно элементы освещения приходится менять. По опыту работы компании «Индустриальные машины», выступающей дилером нескольких поставщиков светооптики из Поднебесной, потребителей можно поделить на три категории. Представителям первой важна стоимость, второй — качество и долгий цикл работы, третьей — золотая середина.

«Мы очень много времени тратим на то, чтобы объяснить нашим потенциальным клиентам разницу между дешёвым и дорогим товаром. Ну или в среднем ценовом сегменте. На рабочие встречи привозим оптику и самую дешёвую, которую вот можно в любом интернет-магазине купить, и премиальную. И они своими руками могут почувствовать эту разницу, и потом меняется мнение, и клиенты начинают искать пути, чтобы совместить цену и качество.

А те люди, которые уже разбираются в этом вопросе, зачастую сразу смотрят более дорогой сегмент, потому что понимают все преимущества таких фар и то, как это отражается на эффективности оборудования в целом, на работе людей», — делится опытом директор ООО «Индустриальные машины» Алексей Бердников.

Конечно, не все сразу приходят к тому, что стоимость владения качественным товаром в итоге выйдет дешевле. Кому-то проще закупить обычные лампочки накаливания и менять их в течение года. Хотя если просчитать в перспективе, то элемент на условные 100 Вт прослужит в разы меньше, чем, к примеру, светодиодная на 10 Вт. Причём последняя даст светового потока ничуть не меньше, а где-то и больше.

Галогеновые лампы стоят чуть дешевле светодиодов, и если взять качественные, то тоже не прогадаешь. Правда, остаётся нагрузка на электрику, которая будет меньше, чем у ламп накаливания, но больше потребления светодиодных.

Светооптика в автомобиле

Почему же до сих пор производители техники на многие модели устанавливают не светодиодную оптику? Здесь однозначного ответа нет. По мнению Александра Иванова из ODIN Group, одним из факторов выбора является начальная и эксплуатационная стоимость фар того или иного типа, стоимость ремонта/замены фар после дорожно-транспортного происшествия или механических повреждений эксплуатационного характера.

Поэтому конкретный потребитель в одном случае может отдать предпочтение более дорогим и эффективным светодиодным фарам на магистральном седельном тягаче, а в другом — оснастить строительный самосвал более дешёвыми фарами с галогеновыми лампами и дополнительными защитными решётками.

«Светодиоды — это импорт, который значительно зависит от курсовой волатильности валютных пар. Локализация данных комплектующих, вероятно, значительно успокоит собственный рынок и обеспечит защищённость от импорта и увеличение конкурентоспособности по сравнению с лампами. Дополнительно применение светодиодной оптики сдерживают и соответствующие требования к световым приборам согласно стандартам, которые нецелесообразно реализовывать на автомобилях устаревшей конструкции», — говорит представитель ПАО «КАМАЗ».

В современных моделях техники и коммерческого транспорта заводы закладывают комбинированные блоки фар, например светодиодные ходовые огни и галогеновые фары дальнего и ближнего света. Конечно, в случае физического повреждения такой детали стоимость её замены влетит в копеечку, но поставили её тоже не случайно. Заводы-«бодибилдеры» тоже взяли подобную практику на вооружение.

«Эксплуатация комбинированных дорожных машин и мусоровозов имеет свою специфику. Поэтому мы используем и светодиодную, и галогеновую оптику. Наши машины оснащаются галогеновыми дополнительными фарами ближнего и дальнего света, а также указателями поворота. Существенным плюсом такой оптики является то, что галогеновые фары нагреваются. Поэтому в холода снег, попадая на них, тает, и освещение рабочей зоны не ухудшается. Кроме того, стоимость галогеновых фар ниже, чем светодиодных.

Светодиодная оптика (балки, проблесковые маяки) в нашем продукте используется в качестве дополнительного освещения рабочей зоны КДМ и мусоровозов. Её главные плюсы — повышенные яркость и надёжность, а также меньшее потребление энергии», — объясняет Ольга Соловьёва.

Автооптика

Выбрать нельзя изменить

Галогеновые лампы обладают более низкой ценой по сравнению со светодиодами, что делает их более доступными как для производителей спецтехники, так и для конечных эксплуатантов. Кроме того, такую оптику уже давно используют в автомобильной промышленности, и она хорошо зарекомендовала себя.

Однако светодиодная оптика всё больше проникает на рынок спецтехники и коммерческого транспорта. Это объясняют её преимущества: высокая яркость, эффективность работы, долгий срок службы и надёжность. Как говорит Алексей Бердников из «Индустриальных машин», светодиодные фары потребляют меньше энергии и имеют более длительный срок службы, обычно он составляет 30 000–50 000 часов, что в разы дольше по сравнению с галогеновыми лампами.

Кроме того, они обладают быстрым временем реакции и способны создавать различные световые эффекты, что может быть полезно в некоторых специальных условиях эксплуатации. Да и качество света влияет на утомляемость водителя/оператора, соответственно, на эффективность работы и на уменьшение количества аварийных ситуаций.

Тем не менее нельзя просто взять и по своему желанию поставить на головной свет светодиоды вместо ламп накаливания или галогенок.

«Самостоятельное вмешательство потребителя чревато не только нарушением нормальной работы электрооборудования и аннулированием заводской гарантии, но и нарушением действующих российских нормативных актов по эксплуатации транспортных средств.

Что касается самостоятельного изменения потребителями приборов освещения, установленных на авто, то напомним, что с 1 сентября 2023 года вступила в силу новая редакция правил дорожного движения, которая вводит новый перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС.

В частности, автомобиль запрещено эксплуатировать, если:

• количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве не соответствуют требованиям, предусмотренным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

• класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, не соответствует классу такого источника света, предусмотренному изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации», — напоминает Александр Иванов.

Самым верным способом является обращение к дилеру, который свяжется с дистрибьютором и производителем, расскажет о жалобе потребителя на неэффективное освещение. Процесс, естественно, не быстрый, и на оперативность окажет влияние и количество обращений клиентов к дилеру. А тот ещё на первом этапе по заказу потребителя может установить дополнительные приборы освещения (например, противотуманные фары, дополнительные огни головного света), уточняет представитель ODIN Group.

«Колхозить» осветительные приборы тем более ни в коем случае не допускается, уверяет Андрей Ваструков из НТЦ «КАМАЗа». По его словам, это напрямую влияет на безопасную эксплуатацию автомобиля. А техника завода проходит обязательную сертификацию по световым приборам не только в части расположения, но и по требованиям светового потока.

«Потребитель не может дооснащать спецтехнику (самосвал и оборудование) самостоятельно. Вносить изменения в конструкцию автомобиля имеет право только производитель, обладающий специальным разрешением на такие операции. Мы, как завод-изготовитель, не просто устанавливаем на машину соответствующее оборудование, но и передаём клиенту документ, подтверждающий факт превращения шасси в КДМ или мусоровоз. В документе отражено, какая именно оптика установлена», — подтверждает глава смоленского «Завода КДМ».

При этом г-жа Соловьёва отмечает, что, как правило, ещё на стадии заказа техники со стороны клиента в ТЗ чётко прописана комплектация с конкретным освещением.

Автомобильная оптика

Полезные советы

Любой владелец техники хочет как можно меньше терять деньги из-за простоя, в том числе и по вине внезапно вышедших из строя лампочек. Продлить срок их эксплуатации можно. Во-первых, скупой платит дважды — используйте качественные компоненты от проверенных производителей.

Во-вторых, регулярно проводите обслуживание светооптики: проверяйте состояние фар, чистите стекла от загрязнений, используйте дополнительную защиту в виде герметичных колпачков или решёток, которые предотвращают попадание влаги и грязи внутрь фары. Также стоит учитывать особенности эксплуатации — избегайте частых включений и выключений фар, так как это может негативно сказаться на их сроке службы.

«Известно, что срок службы ламп сокращается из-за превышения электрического напряжения сверх номинального значения, на которое рассчитана лампа, а также из-за нестабильности напряжения (скачков напряжения).

Увеличение напряжения на 5% не только вызывает более яркое свечение ламп накаливания, но и существенно сокращает их срок службы (на 40–45 %). Как пример: для 12-вольтовых ламп накаливания, испытываемых при напряжении 13,2 В, уже при напряжении в бортовой сети 13,8 В срок службы сокращается вдвое, а при 14,4 В ресурс ламп может составить всего 25% от номинального.

Поэтому повышению ресурса ламп будут способствовать все меры, направленные на устранение или ослабление указанных выше факторов», — рекомендует Александр Иванов.

Он также советует проверять напряжение в электрической бортовой сети транспорта, так как при неисправности реле-регулятора генератора напряжение может увеличиться, что снижает ресурс ламп. Стоит применять встроенные стабилизаторы напряжения для снижения скачков напряжения в бортовой сети и токо-ограничивающие резисторы.

Не лишним будет поддерживать в исправном состоянии электроконтакты в цепях освещения. В противном случае, к примеру при вибрации, режим работы ламп будет неблагоприятным и снизит их ресурс.

«Качество ламп очень сильно зависит от материалов, обеспечивающих светимость, — вольфрамовой нити. Применяемые поставщиками качественные материалы значительно влияют на ресурс ламп, но также и на стоимость, что в некоторой части приближает к цене светодиодных источников света.

Другим способом продлить срок эксплуатации может быть «мягкое» включение лампы и снижение вибронагруженности на источник, но эти решения подразумевают применение интеллектуальных электронных устройств и сложной конструкции демпферов, которые ведут к усложнению систем транспортного средства и увеличению стоимости, что не является целесообразным», — объясняет Андрей Ваструков.

Представитель ODIN Group также рекомендует включать фары после пуска двигателя и стабилизации оборотов и, соответственно, выключать свет до глушения двигателя. Замену ламп проводить в перчатках, т. к. лампы накаливания чувствительны к жировым отпечаткам пальцев на колбе из-за перегрева.

Разработчики продолжают работать над улучшением светотехнических решений, чтобы обеспечить безопасность и эффективность использования спецтехники на дорогах. Следуя рекомендациям по правильной эксплуатации и обслуживанию фар, можно продлить срок их работы и обеспечить надёжную работу светооптического оборудования на протяжении всего срока эксплуатации транспортного средства.

Можно ли дооснастить дополнительным светом грузовик?

Андрей Ваструков, начальник конструкторского отдела электрооборудования НТЦ ПАО «КАМАЗ»

Андрей Ваструков, начальник конструкторского отдела электрооборудования НТЦ ПАО «КАМАЗ»
Андрей Ваструков, начальник конструкторского отдела электрооборудования НТЦ ПАО «КАМАЗ»

«ПАО «КАМАЗ» не уполномочено проводить оценку соответствия и выдавать заключения о внесении изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Порядок оценки соответствия переоборудованных, находящихся в эксплуатации автомобилей КАМАЗ указан в Постановлении Правительства РФ от 06.04.2019 г. № 413 «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колёсных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», а также в ГОСТ 33995-2016 «Порядок оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, выпущенного в обращение», ГОСТ 33997-2016 «Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки», ГОСТ 33670-2015 «Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия».

Переделывать транспортное средство в любой части согласно требованиям технического регламента не допускается, и возможно только с согласования с заводом-изготовителем автомобиля. Рекомендации и процедура дооснащения изложены на сайте www.kamaz.ru.

Потребителю необходимо сформировать пакет документов по монтажу и подключению необходимых устройств и согласовать с НТЦ ПАО «КАМАЗ», при положительном заключении подтвердить применение в органах сертификации. После получения соответствующих документов потребитель вправе безопасно эксплуатировать транспортное средство на дорогах общего пользования».

Требования к поставщикам светооптики

Александр Иванов, менеджер по продукту ООО «ОДИН Групп» (ODIN Group)

«Требования к приборам освещения и световой сигнализации:

• соответствие конструкции и дизайн-проекту автомобиля;
• соответствие характеристик огней обязательным нормативным требованиям (сертификация);
•соответствие природно-климатическим условиям эксплуатации;
• стойкость рассеивателей фар к истиранию;
• стойкость к вибрациям и ударам;
• лёгкость монтажа/демонтажа;
• лёгкость и стабильность регулировки света фар;
• лёгкость замены источника света в фарах;
• низкая цена закупки;
• регулярность и оперативность поставок на сборочный конвейер и в запчасти.

Требования к источникам света (лампам накаливания, разрядным лампам и светодиодным источникам света) содержит документ ГОСТ Р МЭК 60810-2015 «Лампы для дорожных транспортных средств. Эксплуатационные требования».

В частности, такие, как:

• продолжительность горения (час);
• сохранение светового потока, например, L70 — время в часах до сохранения 70% светового потока;
• стойкость к крутящему моменту;
• прочность стеклянной колбы;
• стойкость к вибрации и механическому удару;
• пределы температур;
• наибольшие контуры ламп;
• максимально допустимые колебания напряжения.

Например, расчётная продолжительность горения для ламп Н7 24 В, используемых на грузовых автомобилях, должна составлять (напряжение при испытании равно 28 В):

• В3 200 ч (время, по истечении которого выходят из строя 3% ламп)
• ТС 400 ч (время, по истечении которого выходят из строя 63,2% ламп)».


Подготовил Артём Щетников Фото: Евгений Ошкин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Odin | завод КДМ | КАМАЗ | фара
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: