Если бьёт «седло»

Редкий дальнобойщик не сталкивался с ситуацией, когда в поездке в заднюю часть тягача как будто начинает что-то бить. Первым делом, естественно, смотрят подвеску: сайлентблоки в рессорах, амортизаторы. И если там ничего критичного нет, то искать проблему стоит в седельно-сцепном устройстве или, как его обычно называют, «седле».

Надо ли регулировать?

В 99% случаев плита визуально в норме. Но стук же при начале движения и остановке есть, так что снимаем седло и первым делом проверяем все резинки и втулки и, при необходимости, заменяем. В большинстве случаев этой процедуры будет достаточно. А, ещё не забываем почистить место хождения клина.

Также проверяем износ подушек ССУ. Для этого снимаем седло и смотрим, не лежит ли оно на подрамнике. Если подозрения подтвердились, прямая дорога в магазин за подушкой.

«Предварительно нужно проверить степень износа запорных деталей, если они в допуске — можно делать регулировку. Важно также осматривать ССУ на предмет люфта и, при необходимости, либо производить ремонт/регулировку, либо менять ССУ, если ремонт невозможен», — предупреждает руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами и технической поддержке Iveco Андрей Автомонов.

Виноватыми в люфте зачастую бывают полимерные вкладыши между основанием седла и кронштейнами. Кто-то покупает их новые в ремкомплектах, а кто-то едет к мотористам и берёт у них отработанные металлические вкладыши от двигателей легковых авто. Последний вариант служит куда дольше, хотя такой «колхоз» производители не поощряют.

«В процессе длительной эксплуатации внимания к себе потребуют замок и сайлентблоки седла. Диагностирование этих аспектов входит в официальное техническое обслуживание. Нельзя допускать эксплуатацию тягача с прицепом в случаях, когда седло «бьёт», так как такая эксплуатация может повлечь повреждение деталей замка ССУ. Интервал обслуживания большинства ССУ равен 5 000 км», — говорит специалист технической поддержки DAF Trucks Russia Вячеслав Евстропов.

Если проблема не в этих расходниках, то опытные дальнобойщики советуют снять с полуприцепа сцепной палец (если это невозможно, то подойдёт ключ-баллоник, главное, чтобы диаметр совпал) и вставить в седло. После защёлкивания начинать вращать шкворень — если есть люфт, то можно попробовать отрегулировать предварительно расконтрагаенным болтом или специальной ручкой (в зависимости от модели ССУ) зазор между пальцем и замком. Затем немного проехать вперёд, притормаживая и уже окончательно завернуть гайку. Правда, производители машин этот способ не рекомендуют.

«Регулировка ССУ должна проводиться совместно с полуприцепом. Порядок регулировки расписан в руководствах по эксплуатации ССУ каждого отдельного производителя — V.ORLANDI (Италия), JOST (Германия) и SAF-Holland (Германия). Руководство должно прикладываться в бардачок кабины автомобиля. И регулировка ССУ допустима в условиях вне дилерского центра», — напоминает главный конструктор по автомобилям ПАО «КАМАЗ» Андрей Савинков.

ССУ Урал Next

«В некоторых ССУ фирм Rockinger и Georg Fisher зазор между сцепным шкворнем и соприкасающимся с ним полукольцом опорной плиты устраняют, поворачивая эксцентриковый палец, установленный в опорной плите, или заменив изношенное полукольцо. В ССУ компаний York и Jost износ деталей компенсируется при поджимании запорных клиньев к сцепному шкворню вручную с помощью винтового механизма или автоматически посредством пружины», — объясняет генеральный директор ТЦ «АвтоСпецЦентр на Котляковке» Павел Соломкин.

В случаях износа деталей немонолитного седла на тягачах, гарантия на которые уже закончилась, можно использовать проверенный многими способ — «наваривать» клин или губки, а потом протачивать.

При износе цилиндрической поверхности самой опорной плиты стоит обратиться к любому токарю, чтобы тот выточил новую «подкову» (если конструкция плиты позволяет её менять) или же наварил саму плиту с последующей обработкой абразивным кругом. Это опять же относится к тягачам с истекшим сроком гарантии.

«Помимо предписанного регламентированного регулярного обслуживания техники и путевого осмотра необходимо строго соблюдать правила эксплуатации, которые также подробно изложены в инструкции по эксплуатации. Это касается скоростного режима использования, а также правильности загрузки прицепа и надстройки», — напоминает руководитель отдела сервиса и послепродажного обслуживания ООО «Шмитц Каргобулл Руссланд» Михаил Мастерков.

ССУ Jost на шасси КрАЗ
ССУ Jost на шасси КрАЗ

Если штатное ССУ — не торт

Седельно-сцепное устройство некоторые меняют не только из-за износа. Некоторые владельцы отечественных или белорусских тягачей (встречаются случаи и с пожилыми европейскими и американскими машинами), ранее возившие грузы на старом полуприцепе, решают заменить тот на еврофуру. Естественно, требуются другие размеры сцепки.

«Целесообразно менять ССУ в случае изменения высоты автопоезда (специальные прицепы, изменение профиля резины и т. д. и т. п.), для перевозки специальных грузов, где предъявлены особые требования к ССУ. Поэтому очень важно при выборе автомобиля уже планировать, с каким прицепом он будет использоваться и заказывать транспортное средство уже с учётом этих требований», — говорит Андрей Автомонов.

К выбору «седла» эксперты рекомендуют подойти основательно и тщательно всё взвесить.

«Двухстепенные устройства рассчитаны на хорошие дороги, пониженную габаритную высоту полуприцепа (в случае проездов под мостами) и придают автопоезду дополнительную устойчивость. ССУ с тремя степенями свободы позволяют полуприцепу качаться также в поперечной плоскости; такая манёвренность хороша для бездорожья, перевозок тяжеловесных неделимых грузов и полуприцепов жёсткой на кручение конструкции. Важно использовать тот вид ССУ, который сообразуется с условиями эксплуатации ТС. В противном случае, даже при должном обслуживании не только ССУ, но и другие части тягача (рама, шины) будут изнашиваться быстрее, чем предусмотрено производителем. При использовании ССУ с тремя степенями свободы, который менее устойчив, чем двухстепенный, рекомендуется применять стабилизаторы. Дело в том, что центр вращения ССУ, на который опирается гружёный полуприцеп, находится ниже центра тяжести последнего. При движении автопоезда в поворотах результирующая центробежная сила в центре тяжести полуприцепа стремится его опрокинуть, и, если ССУ не оборудован стабилизирующими механизмами, может произойти авария», — поясняет Павел Соломкин.

Хотя производители тягачей выступают против смены «седла».

«Изначально ССУ подбирается под требования заказчика к перевозимому грузу. Если в последствии эти требования меняются, то необходимо пересматривать и выбранную модель ССУ. И не всегда дело только в нагрузке на седло, иногда требуется и изменённая высота ССУ под определённый вид прицепов», — уверяет Вячеслав Евстропов.

И, кстати, далеко не все идут на замену всего «седла». Нередко дальнобойщики покупают просто более низкие опоры и ставят резину с другим профилем, чтобы автопоезд был «в габарите». Иногда приходится дополнительно сдвигать ССУ, но не на всех тягачах это стоит делать.

«Кроме того, возможно перемещение «седла» по подрамнику для изменения распределения нагрузки на мосты тягача. Однако такие работы должны быть проведены только по согласованию с производителем автомобиля, поскольку на современных тягачах применяют электронные системы безопасности, такие как EBS, ESP, AEB, которые учитывают распределение нагрузки и геометрию автопоезда. В случае изменения положения седла, их работа будет некорректной, что может вместо помощи привести к аварии», — предостерегает менеджер по техническим вопросам в отделе технической поддержки и гарантии ООО «Скания-Русь» Максим Левинсон.

Как продлить срок службы ССУ?

Андрей Савинков, главный конструктор по автомобилям ПАО «КАМАЗ»
Андрей Савинков, главный конструктор по автомобилям ПАО «КАМАЗ»

«Перед началом движения после сцепления с полуприцепом нужно убедиться в закрытии запорного механизма фиксации шкворня полуприцепа.
В случае движения тягача без полуприцепа ССУ всегда должно быть в закрытом положении;
Перед сцеплением тягача с полуприцепом убедиться в наличии смазки на поверхности ССУ и в смазочных каналах через пресс-маслёнки. Использовать только рекомендованные смазочные материалы. Для обеспечения длительного срока службы, своевременная смазка ССУ (каждые 50 000 км или каждые полгода, для тяжёлых условий эксплуатаций каждые 25 000 км);
Исключение перегруза автопоезда, влияющий на ресурс ССУ;
Соблюдать требования руководства по эксплуатации на ССУ прикладываемого в бардачок кабины автомобиля: требования по соединению/разъединению тягача с полуприцепом, требования по контролю поверхности опорной плиты полуприцепа, взаимодействующего с ССУ. Учесть, что ремонт ССУ выполняется только обученным персоналом в условиях дилерского центра».

Опыт

Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic
Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic

«Более 60% всех грузоперевозок FM Logistic осуществляет грузовым транспортом с седельными тягачами. По некоторым проектам (в частности, «Шаттл») водителям приходится несколько раз в день перецеплять полуприцепы. Такая работа позволяет экономить бюджет наших клиентов.
На сроке службы ССУ это сказывается крайне негативно. Поэтому для его увеличения на подобных проектах участвуют водители, которые прошли специальную подготовку. Для облегчения перецепки и правильного соединения в местах проведения данной операции наносят специальную разметку, позволяющую тягачу занять оптимальное положение и не повредить ССУ. Полуприцепы на данных проектах оборудуют дополнительным опорным механизмом — треногами, выкрашенными в яркие цвета. Помимо того, что они защищают от ситуаций, когда прицеп может перевернуться, находясь в незацепленном состоянии, треноги позволяют водителю лучше ориентироваться при сцепке».

Эксперты рекомендуют

Илья Демченко, главный конструктор завода «СтавПрицеп»
Илья Демченко, главный конструктор завода «СтавПрицеп»

«К седельно-сцепным устройствам применяют самые высокие требования по безопасности. Для многих автоперевозчиков процедура их технического обслуживания заключается в периодическом нанесении смазки на опорную плиту. Благо, для её наилучшего распределения многие производители предусматривают подводящие канавки или даже ЦСС — централизованные системы смазки. Проблема износа опорной плиты также решается установкой сменяемых по необходимости антифрикционных накладок. Контроль наличия смазки намного продлевает срок службы узла. Также, чтобы продлить срок эксплуатации ССУ необходимо избегать:

  1. несвоевременную смазку плиты, редкую замену антифрикционных накладок или выход из строя ЦСС;
  2. повреждения замкового механизма в результате перекоса рамы тягача по отношению к раме прицепа. Каждая модель ССУ обладает предельными рабочими углами, значения которых отличаются;
  3. редкую замену замкового механизма при больших пробегах грузовика;
  4. торможения полуприцепом без большой надобности;
  5. интенсивного торможения на спуске, особенно при перегруженной машине;
  6. несовместимости тягача с полуприцепом.

Регулировка ССУ заключается в устранении зазоров запорного механизма вследствие износа деталей, и положении сцепного устройства.
При выборе положения ССУ учитывается целый ряд факторов, таких как конфигурация шасси, расстояние между осями и, что более важно, законодательные требования в отношении осевой нагрузки и размеров автомобиля.
• Требуется, достаточное расстояние между полуприцепом и задней частью рамы шасси, чтобы отсутствовал риск удара полуприцепа в кабину или заднюю часть рамы шасси.
• Для того, чтобы оптимально использовать максимальную допустимую нагрузку на передний мост на длинномерных тягачах, опорно-сцепное устройство во многих случаях выдвигают на большое расстояние вперёд, что увеличивает риск вибраций рамы.
Перемещение ССУ относительно тягача в продольном направлении даёт возможность адаптации к требованиям нормативов разных стран в разрезе нагрузки на мосты и массы транспортных средств, оптимизировать распределение нагрузки между передним и задним мостом, а также адаптацию к полуприцепам разных типов».

Максим Левинсон, менеджер по техническим вопросам в отделе технической поддержки и гарантии ООО «Скания-Русь»
Максим Левинсон, менеджер по техническим вопросам в отделе технической поддержки и гарантии ООО «Скания-Русь»

«Как и любой узел трения, ССУ нуждается в регулярной смазке. В любом случае необходимо шприцевать механизм запирания и шкворень, а если седло не имеет тефлоновых вставок, то в регулярной смазке нуждается и его опорная поверхность. Даже если тягач постоянно эксплуатируют с одним и тем же полуприцепом, его необходимо на каждом обслуживании расцеплять и проводить осмотр и смазку ССУ. Помимо этого, водителю необходимо помнить, что самым опасным для ССУ является перекос при развороте автопоезда. В этом случае плечо действия силы максимально».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: