Фото: indmash.ru

Автоматические системы пожаротушения для техники

Возгорание в моторном отсеке — явление редкое, но вполне вероятное. Потушить пламя самостоятельно с помощью огнетушителя не всегда возможно. А если речь идёт о газомоторной технике — ещё и опасное. Поэтому лучше озаботиться установкой автоматической системы пожаротушения.

Автоматические пожарные датчики появились в СССР в 1960-х годах. Конструкция была незамысловатой: две пластины в электрической цепи, которые соединяли припоем от паяльника. При температуре от 72 градусов тот плавился, соединение разрывалось, сигнализация оповещала о возможном пожаре.

Технологию изначально применяли в помещениях, но это не помешало использовать этот же принцип и для активации современных автоматических систем пожаротушения. Они, естественно, стали более совершенными и куда меньше подвержены ложным срабатываниям.

«В наиболее пожароопасных местах техники размещаются компоненты системы, модули пожаротушения, температурные датчики. При возникновении пожара в защищаемых отсеках происходит оповещение водителя транспортного средства звуковым и световым сигналами, а также запуск контура системы пожаротушения, в котором произошло возгорание», — объясняет главный конструктор пассажирского транспорта — руководитель службы ГК пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ» Эдуард Данилов.

Обнаружение возгорания производится при помощи тепловых или оптических датчиков, установленных в возможных местах возгорания, уточняет генеральный директор ООО «Сервис Промышленных Машин» Евгений Мятников.

Сигнал о срабатывании подаётся на блок управления системой, который, в свою очередь, запускает процесс выброса огнетушащего вещества из баллонов в зону воспламенения. Одновременно звуком и светом идёт оповещение водителя/машиниста/оператора в кабине.

«В зависимости от типа системы это может быть сделано с помощью воды, пены или химических средств. Некоторые системы пожаротушения также могут иметь дополнительные функции, такие как автоматическое отключение двигателя или вентиляции, чтобы предотвратить дальнейшее распространение огня. Это может существенно уменьшить риск возгорания, а также помочь избежать ущерба и травм для пассажиров», — поясняет исполнительный директор AtreIdea Сергей Белов (ИП Белов С. Г.).

Причём защищают такими системами не только моторные отсеки, но и другие элементы, например, место, где находится главный гидрораспределитель, или район выпускного коллектора, куда может попасть масло и загореться от высокой температуры.

С каждым годом техника становится всё сложнее, в ней появляется больше электроники, новые системы безопасности. Но от возгорания ни одна машина не застрахована, говорит директор ООО «Индустриальные машины» Алексей Бердников. Это относится ко всем отраслям, а не только к горной. Воспламенения фиксируют и на лесных машинах, и на дорожно-строительных, и в сегменте коммерческого транспорта.

Система пожаротушения для двигателя
Фото: epotos.ru

Что предлагает рынок?

Сейчас в России несколько производителей систем пожаротушения, но большая часть из них, по словам г-на Бердникова, специализируется на автоматике для локализации возгораний в зданиях и сооружениях. Конечно, их стали адаптировать на фоне спроса от владельцев транспорта, но не у всех это получается эффективно. Например, в некоторых системах применяют холодный газ, который отвечает за выброс порошка для тушения.

В теории всё должно работать на ура, но известны случаи, когда источники газа не срабатывали. Разработчики системы для горной техники применяют вместо газа сжатый воздух, давление которого в баллоне легко проверить. К тому же автоматику дублируют обычным механическим активатором с выдёргиванием чеки. Неслучайно в 2005 году отечественную горноспасательную систему пожаротушения начали штатно устанавливать на «БелАЗы».

«Для надёжности мы ставим не только линейные извещатели, которые срабатывают при 180 градусах, но и точечные. Они настроены на температуру 120-130 градусов, и в кабину передаётся сигнал опасности.

Автоматический блок настроен таким образом, что несанкционированный выброс порошка или эмульсии исключён, так как для активации должны прийти два сигнала: от точечного и линейного извещателей», — разъясняет Алексей Бердников.

Есть и другие вариации систем пожаротушения. Например, в трубоукладчиках ТР12/ТР20 производства ПК «ЧТЗ» применяют полуавтоматическую.

«Основой системы являются два модуля порошкового пожаротушения «Пион» (МПП), установленные в моторном отсеке. МПП состоит из цилиндрического корпуса, предназначенного для хранения огнетушащего порошка, узла пуска и узла крепления. Выходное отверстие закрыто разрушаемой мембраной и крышкой.

При пожаре в моторном отсеке необходимо взяться за кольцо и выдернуть из кнопки пускового устройства предохранительную проволоку, исключающую возможность случайного срабатывания системы. После этого нажать кнопку до фиксации и держать её зажатой более 4 секунд.

При подаче импульса тока на узел пуска МПП происходит нарастание давления внутри корпуса модуля, разрушение мембраны и выброс огнетушащего порошка в зону горения», — рассказывают специалисты ПК «ЧТЗ».

Естественно, выбор вариантов систем пожаротушения остаётся за потребителем. Что называется, на любой кошелёк. Например, по словам Эдуарда Данилова, стоимость комплекта АСОТП из двух частей для установки на грузовики КАМАЗ составляет 120 000 рублей. Евгений Мятников оценивает стоимость систем пожаротушения на промышленную технику от 400 000 до 2 600 000 рублей, что в зависимости от класса и стоимости машины может составлять значительную её часть.

По опыту руководителя компании «Индустриальные машины», цена формируется в зависимости не только от типа транспортного средства, но и от условий эксплуатации и необходимости установки дополнительных опций. При этом он указывает, что после 24 февраля 2022 года цены нестабильны и нет никаких гарантий на стоимость в перспективе даже двух месяцев.

Для клиентов фиксируют оплату в договоре только в случае заказа нескольких единиц и предоплаты в размере 50%. Конечно, есть исключения для крупных постоянных заказчиков, но это уже индивидуальные договорённости.

Сергей Белов уточняет: на стоимость установки системы пожаротушения влияют размер и тип техники, вид и количество устанавливаемых компонентов, таких как датчики пожара, распылители, баллоны с огнетушащими веществами и т. д., стоимость материалов и оборудования, а также услуг по установке и настройке системы.

Система пожаротушения для автомобиля
Фото: epotos.com

«При выборе системы необходимо в первую очередь руководствоваться условиями эксплуатации машины. Так, например, при укладке труб трубоукладчиком достаточно будет порошковой системы, в то время как в угольных разрезах, где угольной пылью забивается каждый уголок техники, лучше использовать комбинированную систему с жидкостными и порошковыми баллонами.

Аэрозольные же системы нежелательно использовать в технике ввиду особенностей химического процесса получения огнетушащего аэрозоля, сопровождающегося выделением высокой температуры», — рассуждает Евгений Мятников.

Представитель ПАО «КАМАЗ» указывает, что порошковые модули пожаротушения имеют большие габариты. Таким образом, там, где есть место для установки модулей порошкового пожаротушения с разводкой, нет герметичного замкнутого контура, нужно применять порошковые средства пожаротушения (двигатель, подогреватель и т. п.).

«Аэрозольные средства тушения представляют собой смесь аэрозоля и твёрдых частиц, которые могут быть использованы для тушения пожара в моторном отсеке и других местах, где порошковое тушение может быть нежелательным или невозможным. Они не оставляют после себя следов порошка и легче очищаются после использования.

Однако аэрозольные средства тушения не справятся с тушением крупных пожаров, а также могут быть менее эффективными при использовании на открытом воздухе или при высокой скорости ветра.

Порошковые средства тушения, в свою очередь, представляют собой смесь порошка и газа. Они могут быть эффективны в тушении крупных пожаров, так как порошок обладает высокой огнетушащей способностью и может быстро снижать температуру, удаляя кислород из зоны возгорания.

Кроме того, порошковые средства тушения могут использоваться на открытом воздухе и при высокой скорости ветра. Однако порошковые средства тушения могут оставлять после себя следы, которые могут повредить технику и нести определённую опасность для человеческого здоровья», — поясняет Сергей Белов.

С последним высказыванием не согласен Алексей Бердников. Он уверяет, что порошок для тушения абсолютно безвреден для техники, к тому же легко смывается водой. Своё мнение он основывает на опыте эксплуатации нескольких тысяч смонтированных машинокомплектов.

«Как показывает практика, в дорогой технике, такой как, например, экскаватор Komatsu PC4000, стоимость системы пожаротушения может составить от 1 до 2%, поэтому заказчики выбирают комбинированные варианты (порошок + раствор), потому что происходит не только тушение, но и охлаждение нагревшихся частей двигателя, что минимизирует риск повторного возгорания. Ведь тление никто не отменял», — приводит пример г-н Бердников.

На технику классом меньше, например, бульдозеры, фронтальные погрузчики, самосвалы обычно ставят порошковые системы.

автоматическая система пожаротушения
Фото: epotos.ru

Требует ухода

Выше мы упоминали, что иногда системы пожаротушения не срабатывают. Такое происходит из-за обычного головотяпства эксплуатантов, которые не соблюдают элементарных правил. Например, для модулей порошкового пожаротушения при транспортировании, хранении, монтаже и эксплуатации не допускаются удары по мембранам, приводящие к их разгерметизации, напоминают специалисты ПК «ЧТЗ».

При этом они отмечают, что специального технического обслуживания система не требует. Оператору перед началом смены нужно взглянуть на светодиод в кнопке. При отсутствии свечения необходимо проверить цепи пуска или целостность светодиода.

Корпус и клеммы модуля пожаротушения необходимо очищать от пыли и грязи, протирая их не реже одного раза в месяц, а при эксплуатации в условиях повышенной запылённости — не реже одного раза в неделю. После пяти лет эксплуатации необходимо заменить полуавтоматическую порошковую систему.

«Для нашей автоматической системы предусмотрено три вида обслуживания. ТО-1 — ежесменное, когда оператор должен осмотреть систему, убедиться в её исправности, в отсутствии механических повреждений. ТО-2 проводят специалисты завода-изготовителя не реже раза в полгода. ТО-3 проводят каждые пять лет, аттестовывая баллоны.

При этом нормативный срок эксплуатации системы составляет 10 лет. А если систему поставить и не обращать на неё внимания, то о какой эффективности можно говорить?», — рассказывает Алексей Бердников.

автоматическая система пожаротушения
Фото: indmash.ru

Что касается комплектующих, то практически всё — отечественное, за исключением полупроводников для блоков управления. Практически все запчасти есть на складах производителей.

По словам Эдуарда Данилова, в системах установлены блоки сигнализации и управления, которые проводят самотестирование системы и информируют водителя о нарушении в её работе. Обслуживание системы заключатся в визуальном осмотре её компонентов. При этом раз в полгода требуется проверка сопротивления датчиков превышения температуры и заземления.

Наиболее ответственные работы по обслуживанию системы, например, контроль состояния огнетушащего порошка или замена каких-либо компонентов, выполняются силами специалистов обслуживающей организации, имеющей разрешение на проведение этого вида работ, предостерегает Евгений Мятников.

Впрочем, с точки зрения законодательства установка систем пожаротушения не является обязательной. Поэтому в строительной и логистической отраслях производители техники монтируют их только по требованию заказчиков.

«Установка системы пожаротушения может повысить стоимость техники и увеличить время производства. Кроме того, стоимость обслуживания и ремонта системы пожаротушения также влияет на бюджет потребителя. Вторая причина — это отсутствие законодательных требований и стандартов, обязывающих производителей оснащать свою технику системами пожаротушения.

Третья причина — это неподходящие условия эксплуатации техники. Некоторые виды техники работают в условиях, где применение систем пожаротушения нецелесообразно или невозможно, например, находятся внутри помещений, где могут присутствовать легковоспламеняющиеся вещества.

Несмотря на то, что установка систем пожаротушения может быть связана с дополнительными затратами, надо понимать, что они могут спасти жизни и предотвратить возникновение серьёзных проблем в случае пожара», — говорит CEO AtreIdea.

Фото: indmash.ru

Однако считать систему автоматического пожаротушения панацеей не стоит. В случае возгорания водитель или машинист должны не стоять столбом, а подключаться к тушению, и не забывать обращать внимание на предупреждающие сигналы о повышении температуры.

«Важно помнить, что система пожаротушения — это не единственный способ предотвращения пожаров в технике. Правильное использование, обслуживание и регулярные проверки всех элементов техники, которые могут стать источником возгорания, также являются важными мерами предосторожности для предотвращения пожаров.

Рекомендуется соблюдать все соответствующие стандарты и правила безопасности при работе с техникой, а также следить за возможными признаками возгорания, такими как дым или необычные запахи», — напоминает Сергей Белов.


Собственно, системы автоматического пожаротушения для транспорта, в первую очередь горношахтного, начали внедрять по заданию профильного министерства ещё в конце 1980-х годов. С распадом СССР проекты приостановили, и доминирующую долю рынка заняли импортные разработки. Тем не менее в России тему не забыли и в конце 1990-х годов производство оборудования для локализации возгораний возобновили.


Сергей Белов, исполнительный директор AtreIdea
Сергей Белов, исполнительный директор AtreIdea

Сергей Белов, исполнительный директор AtreIdea

«Регулярная проверка и обслуживание системы пожаротушения являются важными мерами предосторожности для обеспечения безопасности и защиты техники и пассажиров в случае возникновения пожара. При правильном использовании и регулярном обслуживании системы пожаротушения вы сможете обеспечить надёжную защиту от пожаров и снизить риск возникновения серьёзных проблем.

Вот несколько рекомендаций по проверке и поддержанию работоспособности систем пожаротушения.

  1. Проверьте визуальное состояние системы пожаротушения. Убедитесь, что все компоненты на месте, отсутствуют повреждения, а все соединения плотно прилегают.
  2. Если система пожаротушения работает на основе химических веществ, таких как порошок или газ, убедитесь, что они заряжены и готовы к использованию.
  3. Проводите проверки системы пожаротушения регулярно, чтобы убедиться, что она работает должным образом. Они могут включать в себя тестирование автоматической активации системы пожаротушения, проверку давления в системе, а также проверку расхода жидкости или других материалов.
  4. Регулярное техническое обслуживание системы пожаротушения также необходимо для поддержания её работоспособности. Обычно оно включает в себя очистку и проверку компонентов, замену изношенных деталей, проверку соединений и общую проверку системы.
  5. Обучите персонал правильному использованию системы пожаротушения. Оно предусматривает навыки быстрой и правильной активации, а также использование соответствующего оборудования для тушения пожара.
  6. Следуйте рекомендациям производителя системы пожаротушения по использованию, проверке и обслуживанию. Это поможет гарантировать надёжную работу системы и обеспечить безопасность вашей техники и персонала».

Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Komatsu | КАМАЗ | пожар | Чтз
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: