Автоматизированные системы для спецтехники: обзор - iGrader.ru
электронные зеркала Электронные зеркала могут стать альтернативой привычным зеркалам заднего вида

Спецтехника становится умнее: почему в тренде интеллектуальные системы

На рынке сельскохозяйственной и специализированной техники царит оживление. Последние несколько лет производители буквально соревнуются в количестве выпущенных моделей и в их интеллектуальности. Чем «умнее» техника, тем она производительнее и доходнее, экономнее в обслуживании и выгоднее для обладателя.

Цифровизация, функциональность, внедрение систем контроля и беспилотные технологии — таковы актуальные тренды отрасли, которые, видимо, теперь будут с нами всегда.

Российский рынок еще не избалован интеллектуальными разработками для спецтехники. Один из игроков этого рынка — научно-производственное предприятие «Итэлма». Компания существует на рынке больше 25 лет, владеет несколькими R&D-центрами, тремя производственными площадками и собственной испытательной лабораторией.

Этих мощностей хватает, чтобы выпускать продукцию «под ключ»: «Итэлма» разрабатывает продукт с нуля, тестирует и лишь потом выпускает в производство. Вся работа ведется по международным стандартам. Сегодня в арсенале НПП «Итэлма» есть как готовые модули, так и индивидуальные комплексные решения. Мы подготовили обзор разработок компании, которые позволяют в разы повысить эффективность и безопасность эксплуатации техники.

Автоматизированная система измерения объемов груза

Автоматизированное измерение объемов груза — новая разработка НПП «Итэлма», которая была презентована в 2021 году. Система позволяет автоматизировать контроль за перевозкой сыпучих грузов, и представляет собой единую информационную систему, два контрольно-измерительных пункта и датчик ГЛОНАСС, который устанавливается на машину.

Специальное оборудование фиксирует груз в кузове машины в начальной и конечной точках и определяет его объем, поступивший в пункт назначения. При этом все данные уходят в облако, где также можно отследить маршрут транспортного средства.

Оборудование может быть размещено на снегоплавильных пунктах, стройках, мусорных полигонах, карьерах. Система подходит для контроля за перемещением сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых. Такой учет позволяет повысить эффективность бизнеса и увеличить прибыль компании, а благодаря точным измерениям объема груза устанавливаются честные взаимоотношения между всеми участниками бизнес-процесса.

В отличие от уже существующих комплексов, разработка «Итэлма» обеспечивает большую точность измерений объема груза (погрешность — менее 5%), а также быстро и легко монтируется. Стационарный пункт устанавливается всего за 3 часа, а мобильный — за 1,5 часа. Комплекс может работать от собственных источников питания не менее 6 часов и выдерживать экстремальную температуру воздуха.

Лаборатория "Итэлма"
Итэлма проверяет, как изделия будут вести себя в реальных условиях эксплуатации в собственной лаборатории

Системы помощи водителю

В числе разработок «Итэлма» для специализированной и сельскохозяйственной техники есть сразу несколько систем, повышающих безопасность и помогающих водителю справиться с управлением сложной техникой.

Самая востребованная из них — система кругового обзора, которая позволяет водителям больших транспортных средств полностью контролировать пространство вокруг себя во время маневрирования. Электронная система состоит из нескольких камер и блока управления. Блок выступает «мозгом» системы, обрабатывает видео, полученное с камер, и выводит на экран водителя достоверное изображение того, что происходит вокруг. Система обеспечивает максимальную видимость и исключает слепые зоны. Решение призвано снизить аварийность и сделать управление спецтехникой проще и доступнее.

Помимо кругового обзора, у «Итэлма» есть и другие системы отображения, способные облегчить жизнь большегрузам и спецтехнике. Например, электронные зеркала заднего вида. Технология, разработанная специалистами компании, стала современной альтернативой привычным зеркалам. Решение представляет собой два монитора, на которых с помощью блока внешних камер отображается то, что происходит сзади и по бокам автомобиля. С помощью такого алгоритма водитель получает более широкое поле зрения.

Еще один помощник водителя — система предупреждения о фронтальном столкновении с функцией распознавания препятствий. Она умеет предупреждать водителя о сходе с полосы движения или считывать дорожные знаки. Такое решение позволяет значительно повысить безопасность перевозок на дальние расстояния. Например, если вдруг водитель грузовика хоть на секунду выехал на встречную полосу, система моментально привлечет его внимание и не допустит трагедии.

Системы контроля водителей

Несмотря на стремительное развитие беспилотной техники, водители еще долгое время будут оставаться за рулем. А значит, безопасности на дорогах по-прежнему угрожает человеческий фактор, когда водитель плохо концентрируется на вождении или устает в пути.

Системы контроля человека за рулем не дают ему потерять бдительность и совершить ошибку, тем самым повышая безопасность транспорта.

Суть решения «Итэлма» заключается в анализе состояния водителя и качества вождения. Оно основано на технологии машинного зрения: IP-камера снимает кабину водителя, а искусственный интеллект считывает, насколько человек вовлечен в процесс, какова его скорость реакции, не хочет ли он спать, не устал ли он. Если обнаружено, что водитель перестал концентрироваться на дороге, появляется уведомление с рекомендацией прекратить поездку.

Спецтехника становится умнее: почему в тренде интеллектуальные системы
У Итэлма 3 производственные площадки в разных городах России

Для более тщательного контроля систему можно дополнить специальными сенсорами, которые надеваются на водителя — например, пульсометрами. Также в транспортное средство можно установить алкотестер, позволяющий не допустить пьяного человека за руль. Кстати, обмануть его, попросив «дыхнуть» товарища, не получится — у «Итэлма» есть решение, позволяющее идентифицировать личность водителя.

Системы контроля оборудования

У «Итэлма» есть системы, которые контролируют не только водителя, но и транспортные средства, и даже их дополнительное оборудование. Например, теперь совсем не обязательно выходить из машины и проверять, закрыт ли тент грузовика. Для этого есть устройство идентификации навесного и прицепного оборудования, которое работает при помощи IP-камер, радиометок и приемников.

Другой пример автоматизации — система управления силосопроводом, которая контролирует процесс заполнения комбайна. А системы видеонаблюдения в зоне выгрузки могут самостоятельно анализировать, все ли процессы идут как надо.

Для того чтобы контролировать строительную, сельскохозяйственную и прочую спецтехнику, «Итэлма» разработала несколько полезных датчиков. Среди решений компании — детектор, который с помощью IP-камер позволяет мгновенно опознать камни и металлы, попавшие в комбайн, и остановить вращение, тем самым предотвратив порчу техники. Датчик зеленой массы позволяет определить свойства почвы и урожайность посадки. Также у «Итэлма» есть датчик истинной скорости и устройство, позволяющее в автоматическом режиме определять качество зерна. Все это делает транспортные средства функциональнее и эффективнее.

Элементы беспилотного транспорта

«Итэлма» уже не первый год занимается разработкой решений для беспилотного транспорта, в том числе для специализированной техники и сельского хозяйства. Благодаря беспилотникам и системам компьютерного зрения бизнес может значительно повысить свою рентабельность и использовать технику эффективнее. Например, комбайн работает в среднем 6 часов в день, а в остальное время простаивает. Беспилотные тракторы, комбайны, погрузчики могут трудиться и днём, и ночью, в режиме 24/7. Им не страшна плохая видимость или погодные условия.

Разработки «Итэлма» делают автономный транспорт безопаснее. Система предотвращения столкновений может с помощью лидаров распознать препятствия и заблаговременно предупредить о них водителя или оператора. Умная машина с системой «Итэлма» способна даже найти на складе нужную коробку — это происходит при помощи машинного зрения и специальных кодов, нанесенных на упаковку.

Помимо умных систем, «Итэлма» занимается созданием электроники для отображения данных. Например, компания обладает высокими компетенциями в области разработки многофункциональных бортовых компьютеров и комбинаций приборов для любых транспортных средств. Есть блоки и устройства, отвечающие за управление агрегатами, — консоли и джойстики, основные и дополнительные модули, модули расширения.

Примечательно, что «Итэлма» не просто изготавливает продукцию, а занимается индивидуальной разработкой и проектированием «под ключ»: инженеры компании способны проанализировать потребности клиента, спроектировать для него индивидуальное решение, изготовить его, протестировать в собственной лаборатории и установить на машину, наладив работу устройства. Другими словами, компания решает любую задачу по электронике, отталкиваясь от потребностей заказчика.

На данный момент «Итэлма» продолжает разрабатывать решения, которые могут облегчить и автоматизировать использование спецтехники. Основное перспективное направление — беспилотная модульная электрическая платформа. Это универсальная база, на которую в зависимости от задач можно будет устанавливать функциональные блоки. По сути, это электрическая машина, которая может стать чем угодно: погрузчиком, комбайном, уборщиком. И при этом работать автономно, без участия человека.

Параллельно инженеры «Итэлма» трудятся и над менее грандиозными проектами: например, разрабатывают функцию автовождения по кромке, механической коррекции направления движения, а также систему контроля загрузки машины на базе встроенных тензодатчиков и проекцию на лобовое стекло.

Своими решениями «Итэлма» не только делает транспорт эффективнее, безопаснее и удобнее, но стремительно приближает будущее, когда инновационные технологии будут использоваться везде, даже в сферах, где раньше казалось это невозможным.


На правах рекламы

Итэлма

itelma.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
кран
NEO краны: 25 тонн модернизации от завода «Галичанин»
В 2022 году отечественный производитель подъёмной техники «Галичанин» анонсировал обновление своих автокранов серии NEO и запуск серийного...
17 мая 2022
СуперМАЗ
МАЗ-6422: легендарная «голова» по прозвищу «СуперМАЗ»
К 1970 году конструкторы Минского автозавода поняли, что выпуск морально устаревших грузовиков 500-й серии — дело бесперспективное. К тому же надо...
07 апреля 2022
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Самая короткая надстройка UDS на внедорожном «КАМАЗ-43118»
Многоцелевые телескопические экскаваторы в России больше известны как «планировщики» или «золотая ручка». Хотя они могут не только планировать откосы...
23 ноября 2021
Показать ещё ↓
Строительство и обслуживание дорог Грузоперевозки
Дорожники
форум импортозамещение
Строительство и обслуживание дорог
Участники рынка обсудили главные проблемы дорожно-строительной отрасли в рамках форума НАИК 26 апреля 2022 года в Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение», организованный Национальной ассоциацией инфраструктурных компаний (НАИК) при поддержке ГК...
04 мая 2022
Строительство и обслуживание дорог
Потребуются время и люди: эксперты об импортозамещении в дорожной отрасли Вне всяких сомнений импортозамещение за последние месяцы стало в России самой популярной темой для обсуждения. И несмотря на то, что ситуация остаётся достаточно неопределённой, ясно одно: просто...
18 апреля 2022
Строительство и обслуживание дорог
Принятие проектных решений в дорожном строительстве на основании геотехнических расчётов в PLAXIS Однако далеко не всегда транспортные магистрали проходят по хорошим грунтам и не требуют устройства геометрических ограничений, например, подпорных стен или крутых откосов. Часто по трассе...
18 апреля 2022
Грузоперевозки
Систему «Платон» предложили отменить Несколько депутатов Государственной Думы предложили отменить систему взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с владельцев грузовиков массой более 12 тонн. Соответствующий законопроект...
16 марта 2022
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Не нашли, что искали?

    Подпишитесь на наш дайджест и получайте подборку самых актуальных публикаций каждый месяц на электронную почту!
    100% отраслевая информация и никакого спама.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: