«ЕРТ-Групп» на CTT Expo-2023: шины для спецтехники сегодня

«Это преступление — не иметь собственного производства шин в стране с гигантским потреблением»

На правах рекламы
erid: 4CQwVszH9pUhqT1yUnu

После ухода из России европейских производителей шин на рынке сначала возникла паника, а затем на него хлынула продукция из Китая под разнообразнейшими брендами. Между делом отечественный холдинг S8 Capital стал скупать российские заводы покинувших страну компаний. Казалось бы, ситуация выправляется. Правда, по большей части, в сегменте легкового и грузового транспорта. Нишу индустриальных, сельскохозяйственных и крупногабаритных шин на 98% заняли поставщики из Поднебесной.

Что происходит с оснащением «обувью» техники, особенно в горной и подземной отраслях, какие проблемы существуют с нормативами, мы попросили рассказать директора ООО «ЕРТ-Групп» Василия Ракитина, человека, который уже 30 лет работает в этом бизнесе. Ему слово.

Про ситуацию на рынке

«К сожалению, альтернативы Китаю практически нет. Есть небольшие поставки из Турции, что-то поступает из Индии, но там, как правило, размеры «маленькие». В чём-то помогают братья-белорусы, но там тоже многих размеров не хватает, и по шинам радиального исполнения в сегменте спецшин присутствуют несоответствия по качеству. Сейчас практически 90% рынка ориентировано на Китай, но и там происходит изменение по игрокам. Кто вчера был в лидерах сегодня, дай Бог, в середине. Появляются новые игроки, амбициозные компании. Но не все умеют делать шины для горных условий, а это одно из самых сложных направлений.

Некоторые начали заниматься восстановлением шин, что хорошо для грузового транспорта, где зачастую такая резина даже более эффективна, чем новая, потому что наваривается протектор большей глубины. Но для карьерной техники это не выход. При восстановлении методом холодной вулканизации шина, которая накладывается сверху, при нагрузке снимается, как кожура с банана.

Технология горячей вулканизации даёт результат получше, но восстановление шины для тяжёлой горной техники — это отдельное направление, о которое даже маститые профессионалы, такие как Rigdon и Marangoni, обломали не одну сотню зубов. А учитывая, что у нас обычно используют протекторы «до талого», как правило, наваривать там уже нечего.

Что касается новых шин, то многие китайские компании, которые производили резину для легковых и грузовых машин, сейчас кинулись в сегмент горной и строительной спецтехники. Но там свои условия. Приведу простой пример из опыта применения легковых шин в быту. Есть так называемые всесезонные шины: они плохи для лета, а для зимы — совсем никакие. Ведь почему есть разделение по сезонам? Чтобы шина зимой «не дубела», была мягче, имела хорошее сцепление, в неё закладывают больше натурального каучука.

Если кто-то ездил на зимней резине летом, то сталкивался при резком торможении с оставлением следа на дороге, потому что эта резина мягкая, она предназначена именно для того, чтобы работать в зимних условиях эксплуатации. Для лета процент натурального каучука нужно уменьшать, потому что эта резина просто быстро стирается.

Схожая ситуация и в сегменте крупногабаритных шин для техники грузоподъёмностью от 90 тонн. Основные проблемы при эксплуатации в открытых карьерах происходят летом. Растёт температура, шина перегревается, выходит из строя. Bridgestone и Michelin даже подбирали под эти условия специальные резиновые смеси, поэтому их продукция справлялась».

Про нормативы

«Самому юному ГОСТу по шинам в этом году исполнилось 20 лет. А возраст большей части перевалил за 30-40 и больше лет. Эти ГОСТы ещё, образно выражаясь, Ленина видели, и, соответственно, уже давно не отражают реальную картину. К примеру, есть стандарт шин для наземных самосвалов по классификации Е4, и эта же классификация идёт для шин подземных самосвалов. А разница между ними в рисунке.

И когда для оформления закупок специалисты выдают техническое заключение, они не могут написать, что рисунок не понравился, их служба безопасности обвинит в лоббировании интересов определённого поставщика. Им приходится писать, что необходим аналог такой-то модели.

И поставщики бездумно, не разбираясь, дают похожую шину, которая не может там ходить, потому что она изначально была предназначена для других условий эксплуатации. Её можно ставить на подземную технику, которая работает на мягких грунтах, но шина оказывается на медно-цинковых или медно-цинкополиметаллических рудах с самой высокой крепостью и абразивностью и в таких условиях стирается моментально. Неправильно выбраны условия эксплуатации.

Ряд китайских компаний считает: то, что хорошо для наземных шин, хорошо для подземных. А у них разная прочность. Если под землёй резина отходила 4 месяца, ей говорят: «Спасибо, замечательная была работа». Для наземной эксплуатации есть, конечно, более тяжёлые условия по машинам от 120 тонн и выше, но по нормативам если шина хотя бы год не отбегала, то очень много вопросов к её производству, к её эксплуатации».

Про дилеров и потребителей

«Хуже всего то, что описанные выше ситуации китайские производители создают бездумно. Вспомним Bridgestone: стать их дилером — это всё равно, что попасть в закрытый клуб. Фактически, прежде чем брать какую-то новую компанию, производитель спрашивал у всех остальных участников, кто что про неё думает, насколько это компетентные специалисты.

Сейчас мы видим взятую из продовольственных товаров логику: чем больше дилеров, тем лучше продажи. Но мы же не колбасу продаём. Если у изготовителя есть гладкая шина без протектора, то несведущие считают, что её можно использовать в портах и на объектах подземных горных работ. Выглядит же одинаково, хотя и предназначена разных условий эксплуатации. Если одну поставить под землю, другую поставить в порт, то неправильно выбранная шина покажет ходимость, может быть, неделю-две и просто развалится.

Но здесь претензии не к изготовителю, а к тому, что человек даже не задумался, что куда ставить. Если производитель, которого представляет наша компания, какую-то шину не производит, мы отказываем в поставке шины именно на такую технику. Как плохой пример, у ряда китайских производителей нет деления для «подземки» и портов. Это изначально техническая ошибка самого производителя. И вот когда дилерство в компании раздают бездумно, это вредит всем. Это касается и репутации производителя, и бизнеса покупателя.

Ещё один пример. Мы первыми привезли шины Triangle в Россию, продавали их больше всех остальных компаний, вместе взятых, и мы единственная компания, которая имела награду за продвижение спецшин Triangle на рынке СНГ. На тот момент это был лучший китайский производитель, сейчас он находится в середнячках (и это на 99% вина не производства, а маркетинга). На каком-то этапе производитель начал раздавать дилерство налево и направо. Кто продаёт легковую шину, кто грузовую, все получили дилерство по спецтехнике, и непрофессионалы начали продавать всем подряд. Пошло море рекламаций, отказов.

Появился общий негатив, будто бы это производитель резко ухудшил своё качество. К сожалению, большинство китайских компаний идут именно по такому принципу. Что происходит дальше? Свежеиспечённый дилер не ищет нового покупателя, он бежит туда, где уже этот бренд согласован, и снижает цену. Они это не рассматривают как постоянный рынок, продал и всё, заработал денег. Что будет завтра — наплевать.

А нужно приехать, посмотреть условия эксплуатации, потому что, как любят говорить сами горняки, нет ни одного карьера, который бы походил на другой. У каждого свои особенности. Посмотреть, подобрать, периодически ездить проверять — любая продукция будет ходить гораздо дольше, когда за ней есть контроль».

Про будущее

«Сейчас у нас самый большой в России склад шин для подземной техники — более 3000 колёс. А вот по технике для открытых горных работ мы продукцию возим, но на складах не держим. Это гигантские замороженные средства.

Сейчас для нас основной производитель для продвижения — компания MINERING. За 18-летний опыт работы компании мы привезли в Россию почти два десятка разных китайских брендов (Triangle, Tianli, LingLong, BOTO и ряд других: мы были первыми кто их завез на российский рынок), и у нас даже был опыт совместного производства шин с одним из заводов под собственным брендом ЕРТ. Но мы столкнулись с тем, что, к сожалению, многие частные компании в Китае не выполняют свои обязательства, задерживают поставки на месяц-два-три. Для них это в порядке вещей. Поэтому в итоге мы выбрали производителя с государственным участием.

И это продукция компании MINERING.

Конечно, в Китае есть много интересных производителей спецшин. И по тем брендам, которые мы представляем, и по тем, которые привозят компании, являющиеся нашими конкурентами. Вот наиболее яркие примеры.

Zowin. Для нас было большим удивлением, что у небольшого производителя диагональных шин оказались самые высокие показатели по наработкам шин для подземной техники и портов. Хотя сама линейка шин очень небольшая (чем-то она очень похожа на финскую компанию Nokian, у которой тоже была узкая специализация).

LUAN. Производитель, который совсем не производит шин для карьерных самосвалов грузоподъёмностью меньше 90 тонн, и при этом на рынке СКГШ это один из самых главных игроков в своём сегменте.

ZC-Rubber. На сегодняшний момент самая развивающаяся и амбициозная группа компаний в Китае, уже занявшее первое место в родной стране по производству и планирующая в ближайшее время войти в тройку крупнейших игроков в мире, потеснив при этом именитый GoodYear. Эта группа производит несколько брендов спецшин. 

Будем надеяться, что эти и другие компании, названия которых не прозвучали, при всём своём разнообразии не просто смогут занять нишу поставок, возникшую после ухода ряда иностранных производителей, но и придут на рынок России с организацией своего производства. 

Я уверен, что если собрать опытных экспертных специалистов, найти крупные инвестиции и заручиться поддержкой государства, то в России можно производить свои качественные крупногабаритные шины. Ряд структур, в том числе из группы «Росатома», предлагают нашей компании озадачиться этим вопросом. Но мы понимаем, что пока без привлечения китайских производителей процесс будет очень долгим и затратным, и, скорее всего, закончится ничем.

Именно с этой целью мы открыли представительство в Шанхае, это один из методов по привлечению государственного участия. Для Китая производить интересную продукцию на российском рынке может быть экономически выгоднее, чем у себя. У нас гигантский рынок потребления, и не иметь собственного производства, я считаю, это в некотором смысле преступление».


ert-group.ru
ert@ert-group.rumsk@ert-group.ru
+7 (343) 385-00-10

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

CTT Expo 2023 | ерт-групп | шины
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: