Переоборудование техники: стоит ли менять ДВС другой модели?

Переоборудование: стоит ли менять ДВС?

Собственно, практика внесения изменений в конструкцию транспортных средств далеко не нова. Ещё во времена СССР разные самородки, кулибины и левши не только изменяли внешний вид машин, но и дорабатывали конструкции техники.

Массовым, конечно, это явление не назовёшь, переоборудование ДВС дело привычное. То и дело в журналах для обладателей очумелых ручек появлялись рационализаторские и не очень решения. Тогда это было интересно, ново и увлекательно.

В нынешнее время на рынке переоборудования техники работают целые компании, которые готовы за ваши деньги воплотить чуть ли не любой каприз. Да ещё и узаконить его. И народная тропа к ним не зарастает.

Мы встретились с экспертами рынка за виртуальным круглым столом и попробовали разобраться, для чего владельцы техники производят переоборудование и замену двигателей на отечественные и наоборот, с какими нюансами это сопряжено и как не остаться у разбитого корыта.

— По каким причинам появилась практика смены двигателей техники на другие силовые агрегаты?

Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр»

Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр»
Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр»

«Многие владельцы спецтехники и коммерческого транспорта меняют импортные двигатели на отечественные аналоги. Это объясняется тем, что при постоянной эксплуатации техники большое значение имеет наличие запчастей, а также специалистов, которые быстро и качественно отремонтируют вышедшие из строя экскаватор или трактор.

А некоторые импортные комплектующие приходится заказывать из-за рубежа и ждать не меньше месяца. В это время техника простаивает, а её владелец теряет прибыль. Установка отечественных двигателей на коммерческом транспорте выгодна снижением затрат на горючее и смазочные материалы до 30%, а также более доступным техническим обслуживанием».

Кирилл Агеев, директор по послепродажному обслуживанию ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus)

Кирилл Агеев, директор по послепродажному обслуживанию ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus)
Кирилл Агеев, директор по послепродажному обслуживанию ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (MAN Truck & Bus)

«Причины, из-за которых владелец транспортного средства совершает замену двигателя, могут быть разными: от необходимой замены в результате ДТП до желания водителя улучшить характеристики своего автомобиля.

Чаще всего к этой процедуре водители прибегают именно в случае необходимости, когда двигатель вышел из строя по причине сильного износа основных деталей или различных повреждений.

Процесс установки нового двигателя технически сложный и также требует переоформления автомобиля и внесения правок в документы».

Андрей Куликов, главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ»

«Замена двигателя может связана с несколькими причинами:
• замена выработавшего ресурс штатного двигателя на новый;
• замена двигателя в связи с частыми отказами и ненадёжностью;
• установка двигателей с более высокими потребительскими свойствами (топливная экономичность, тягово-динамические характеристики, межсервисный интервал, ресурс)».

Антон Веремчук, менеджер по продуктовому маркетингу строительной техники Корпорации «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз Инк.» (John Deere)

«К счастью, практика замены двигателей на другие силовые агрегаты на текущий момент становится всё менее распространённой. Собственники техники понимают, что в попытке погнаться за какими-то краткосрочными выгодами в конечном итоге можно получить больше проблем».

— Любой ли силовой агрегат можно заменить на другую модель?

Кирилл Агеев, MAN Truck & Bus

«Теоретически да, так как ни один автомобиль не  застрахован от дорожно-транспортного происшествия или поломки. При регулярном использовании транспортного средства, особенно когда дело касается грузового автомобиля, который выполняет большое количество различных задач, износ его частей неизбежен, даже когда речь идёт о двигателе. Но производители крайне не рекомендуют менять двигатель одного бренда на другой, так как от этого может пострадать вся силовая линия».

Андрей Куликов, «КАМАЗ»

Андрей Куликов, «КАМАЗ»
Андрей Куликов, главный конструктор по двигателям ПАО «КАМАЗ»

«Не всегда. Силовые агрегаты должны быть идентичны по следующим основным признакам:
• экологический класс (если автомобиль имеет ОТТС «Евро-5», невозможно установить на него двигатель, соответствующий уровню «Евро-4»);
• мощностные показатели (для синхронизации трансмиссии, для обеспечения должных тягово-динамических характеристик автомобиля);
• массо-габаритные показатели (для корректной установки в моторный отсек и обеспечения надёж ной работы и управляемости автомобиля)

Также потребитель при замене силового агрегата должен учитывать возможность его адаптации в составе изделия (особенно в части моторных систем, электрики и электроники)».

Антон Веремчук, John Deere

Антон Веремчук, менеджер по продуктовому маркетингу строительной техники Корпорации «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз Инк.» (John Deere)
Антон Веремчук, менеджер по продуктовому маркетингу строительной техники Корпорации «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз Инк.» (John Deere)

«Не стоит забывать, что всю силовую трансмиссию техники: двигатель, коробку и мосты — разрабатывают и тестируют как единый, слаженный механизм. Поэтому при замене того же двигателя на аналог с такой же мощностью может ощутимо увеличиться нагрузка на коробку и мосты, что с большой долей вероятности может привести к серьёзным и дорогостоящим неисправностям.

Думаю, все помнят задачу из учебника физики про роту солдат, переходящих мост, и явление резонанса. Аналогичным образом и неоригинальный двигатель может влиять не только на другие агрегаты, но даже и на рамные конструкции.

Также не стоит забывать, что подобные эксперименты могут сказываться и на безопасности оператора. При замене двигателя на сторонний агрегат может банально измениться центр тяжести машины, что приведет к снижению её устойчивости при работе».

Анна Уткина, «АвтоСпецЦентр»

«В 2020 году владелец спецтехники мог установить на свой транспорт любой силовой агрегат, но в некоторых случаях замена потребовала бы регистрации в ГИБДД. Например, если установлен идентичный по мощности, объёмам, размеру двигатель, фиксировать изменения не требуется. Если рокировка производилась с целью изменения технических характеристик транспортного средства — для увеличения мощности, то данную процедуру необходимо согласовывать».

Переоборудование ДВС

— Давайте представим ситуацию: владельца техники не устраивает условный ЯМЗ, мол, с условным cummins мощи должно быть больше, а расход топлива — меньше. С какими финансовыми затратами он столкнётся при переоборудовании, кроме стоимости самого мотора? Будет ли стоить овчинка выделки, и как это вообще повлияет на стоимость владения?

Кирилл Агеев, MAN Truck & Bus

«В данном случае можно сказать только одно: каждый самостоятельно решает, стоит ли игра свеч, однако менять двигатель без необходимости всё-таки не рекомендуется».

Андрей Куликов, «КАМАЗ»

«Основные затраты владельца техники при переоборудовании — это затраты на покупку нового двигателя и официальное оформление изменений, внесённых в конструкцию техники.

Безусловно, стоимость владения является основным критерием при покупке техники. Основные составляющие стоимости владения техникой — это затраты на топливо и обслуживание. Конкуренцию на  рынке выигрывает техника с высокими топливной экономичностью и межсервисным интервалом.

В случае замены текущего двигателя на двигатель с более высокими потребительскими свойствами владелец техники должен оценить затраты на замену, адаптацию и одобрение нового двигателя в составе изделия и, с другой стороны, экономию средств на топливо и обслуживание, а затем оценить время окупаемости и принять решение».

— Если завод-изготовитель не проводил испытания по допуску других типов ДВС, но народные умельцы доказали на практике, что это возможно, то как быть с законностью замены? вспомним хотя бы установку японских двигателей и АКПП на старые «газели» или замену оригинальных ДВС в бульдозерах cat на ЯМЗ или ТМЗ. И ведь действительно работает.

Кирилл Агеев, MAN Truck & Bus

«Каждый тип двигателя создают и испытывают для применения строго в определённых целях, именно в составе спроектированной заводом конструкции транспортного средства, предназначенной для выполнения этих целей, а также с определёнными характеристиками и алгоритмами взаимодействия с другими системами автомобиля. Именно поэтому менять ДВС, может быть, и законно, но небезопасно для водителя и других участников дорожного движения».

Андрей Куликов, «КАМАЗ»

«В практике замены силового агрегата есть как положительные, так и отрицательные примеры (каких больше, сейчас трудно сказать).
С целью обеспечения безопасности эксплуатации, надёжной работы в течение всего ресурса, а также соблюдения действующих процедур и  регламентов, замена силового агрегата возможна только при выполнении соответствующего комплекса работ по его адаптации и одобрению применения в составе изделия. В случае несанкционированной замены силового агрегата гарантия на технику не предоставляется».

— Является ли альтернативой замены двигателя так называемый
чип-тюнинг силовой установки?

Кирилл Агеев, MAN Truck & Bus

«Так как чип-тюнинг — это способ улучшить характеристики двигателя путём изменения программы управления, то нельзя сказать, что он является полноценной альтернативой замене двигателя. Двигатели для автомобилей, в том числе и грузовых, проектируют целые корпорации, которые несут ответственность за их надёжность, экологичность, ремонтопригодность, безопасность и соответствие целому ряду других требований.

Когда какая-либо организация проводит чип-тюнинг на своих транспортных средствах, возникает вопрос: сможет ли она обеспечить соответствие всем обязательным требованиям, а также гарантировать безопасность «доработки» для себя и других участников дорожного движения, тем более в случае В2В-рынка, где автомобиль является лишь частью сложной цепочки бизнеса».

Переоборудование техники: стоит ли менять ДВС другой модели?

Антон Веремчук, John Deere

«Чип-тюнинг в преобладающем количестве случаев выходит боком. Это могут быть и прогоревшие поршни, и обрывы тарелок клапанов из-за превышения допустимой частоты вращения, и проворот вкладышей коленвала, и другие неприятные последствия.
Поэтому мы, как производители техники, крайне не рекомендуем осуществлять чип-тюнинг или замену ДВС на неоригинальный, поскольку это чревато серьёзными рисками и сулит довольно туманные выгоды и перспективы».

Андрей Куликов, «КАМАЗ»

«Нет. Чип-тюнинг позволяет только перенастроить карты топливоподачи в ПО ЭБУ двигателя и в зависимости от возможностей
двигателя увеличить/уменьшить мощность и крутящий момент. При этом возникают следующие риски:
– выход из строя трансмиссии (при превышении допустимого крутящего момента);
– повышение расхода топлива;
– ухудшение экологических показателей;
– снижение показателей надёжности и ресурса двигателя».

Анна Уткина, «АвтоСпецЦентр»

«Проведение чип-тюнинга двигателя на  спецтехнике не всегда равнозначно замене агрегата. Всё зависит от цели, которую преследует владелец. Если задача в увеличении мощности мотора и сокращении расхода топлива, то чип-тюнинг сможет решить эти проблемы. В случаях большого срока эксплуатации агрегата, поломок в приводе распределительного вала, износа деталей цилиндропоршневой группы необходима замена силового агрегата».

— А как быть с переделкой техники с дизельного или бензинового топлива на газ? Рынок уже предлагает не газодизельные, а газовые двигатели и переоборудование «под ключ». Какие тут есть нюансы? ведь техника на компримированном и сжиженном природном газе требует совсем другого отношения.

Андрей Куликов, «КАМАЗ»

«Во-первых, потребуется официально оформить изменения, внесённые в конструкцию техники.

Во-вторых, при эксплуатации техники с  двухтопливными двигателями («газодизель») или двигателями с искровым зажиганием, работающими на природном газе, необходимо соблюдать дополнительные требования по пожарной безопасности. Также на территории РФ имеются рекомендации по ограничению въезда в помещение и нахождения такой техники внутри помещения.

В-третьих, переоборудование дизельного двигателя (с воспламенением от сжатия) в чистый газовый вариант (с искровым зажиганием) ввиду значительных изменений в конструкции основных компонентов двигателя (ЦПГ, головка блока цилиндров, система подачи топлива, СООГ, ЭСУД) невозможно — это полноценная замена двигателя. А замена двигателя предполагает комплекс соответствующих работ.

Поэтому переоборудование дизельного двигателя возможно только в двухтопливное (газодизельное) исполнение с установкой дополнительного оборудования и перепрошивкой программного обеспечения».

Кирилл Агеев, MAN Truck & Bus

«При любом вмешательстве в устройство автомобиля могут возникать некоторые моменты, требующие дополнительных финансовых вложений и времени. Переходя с дизельного или бензинового топлива на газ, водитель может столкнуться с рядом нюансов, таких как легализация обновлённого транспортного средства, отсутствие гарантии на многие узлы и агрегаты или сложности с заправкой.

Например, в настоящее время в России всё ещё нет достаточного количества газовых заправок, поэтому водителю автомобиля придётся часто корректировать свои маршруты, что может создать неудобства».

Анна Уткина, «АвтоСпецЦентр»

«Сейчас государство активно субсидирует установку ГБО на легковой и коммерческий транспорт. Возможно два варианта перехода с ДТ на газ: полная переделка двигателя для работы только на пропане или метане или оснащение дополнительным оборудованием дизельного агрегата для работы на газодизельной смеси.

Оба способа подразумевают установку газовых баллонов на спецтехнику, но на некоторых её видах: на самосвалах и тягачах — для такого оборудования нет места. Наиболее выгодно оснащение ГБО средних, лёгких грузовиков и фургонов только при условии большого годового пробега — около 50 000 км».

Модератор: Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253 завод регион 45
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253
Речь пойдёт об автогудронаторе на шасси КамАЗ АСМ-43253. Такую машину делают на заводе дорожной техники “Регион 45”. Одна из их моделей попала к нам...
16 марта 2021
Показать ещё ↓
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Дорожная техника на территории КрайДЭО
Строительство и обслуживание дорог
«Дорожник должен ходить с гордо поднятой головой, а не стесняться профессии» У каждой дорожной организации — свои особенности организации работы. В этом мы убедились, побывав в гостях в Емельяновском филиале АО «КрайДЭО». Несмотря на то, что эта обслуживающая компания, по...
11 августа 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: