Телеметрия, большие данные и водители

07.07.2020
5 минут на чтение
Телеметрия, большие данные и водители

Телематика, большие данные, автоматизация, стоимость владения. Все эти слова на слуху, пожалуй, у любого владельца бизнеса. При наличии парка техники возникает неопределимое желание сократить расходы, в конце концов, не зря же покупали современные машины. А если у кого-то из конкурентов ещё и заказов больше, да они ещё и успевают их выполнять за счёт оптимизированных процессов, тут уж глаз начинает дёргаться даже у спокойных бизнесменов.

Есть проблема

Не случайно, производители дорожно-строительной техники и грузовых автомобилей внедряют в свои продукты множество датчиков, которые передают данные на бортовой компьютер, а тот записывает все параметры. На их основе водителей можно обучать более рациональному использованию машин, начиная от применения вспомогательных решений и заканчивая оттачиванием мастерства управления.

«Задача этого инструмента – дать всем участникам процесса совет по грамотной эксплуатации машин соответствующим условиям рабочей площадки, чтобы предотвратить поломку и последующий дорогостоящий ремонт», — рассказывает менеджер отдела технической поддержки Hitachi Construction Machinery Eurasia Дмитрий Красавин.

Здесь мы уже рассказывали, как системы телематики помогают понять ошибки операторов. Правда, не все решения позволяют получать автоматические понятные данные. Зачастую, при выборе M2M-систем решающую роль играет не функционал, а стоимость.

«Кого показывают поисковые системы? Тех, кто больше заплатил за маркетинг. Далее у исполнителя важное обстоятельство — показать свою эффективность, поэтому он вам даст несколько предложений и будет вам экономить деньги, выбирая самое простое и понятное решение», — говорит руководитель аналитического центра ГК «MONTRANS» Дмитрий Журавлёв.

Причём, понятное – для него. И эта простота совершенно не включает нужды и цели предприятия. Тем более, что данные телеметрии нужно ещё и интегрировать в существующее ПО у бухгалтерии, механиков, диспетчеров и др. Отдельной строкой идут те, кто пользуется техникой разных брендов.

«Многие владельцы становятся активными пользователями телеметрических систем и имеют в парке техники машины от разных производителей. Зачастую им бывает сложно переключится с одного сервиса на другой и правильно понять информацию о работе каждого инструмента. Отображение информации в различных системах устроено по-разному, и уходит время на адаптацию к использованию нового для себя сервиса.

Для грамотной и эффективной эксплуатации ConSite (фирменная система телеметрии Hitachi) мы рекомендуем нашим дилерам проводить для клиентов подробные консультации», — утверждает Дмитрий Красавин.

Телеметрия, большие данные и водители

Есть и решение

Производители техники, поняв, что в России существует целая проблема с чтением и интерпретацией данных, стали предлагать комплексные услуги. То есть, не просто машину с установленным оборудованием и получением отчётов на e-mail, а ещё и полный анализ её работы.

«Клиенты имеют возможность осуществлять контроль техники самостоятельно, либо передать ответственность за техническую готовность машин дилеру John Deere и не создавать дополнительный отдел внутри своей организации.

В штате официальных дилеров имеется специальный отдел, который занимается мониторингом работы машин. Здесь работают инженеры с высокой квалификацией и большим опытом диагностики и ремонта машин, которые по запросу клиента оказывают качественную сервисную поддержку, в режиме реального времени уведомляют клиента о возникающих неисправностях и отправляют аналитические отчеты с полезными решениями по улучшению работы техники», — делится консультант по технологическим решениям John Deere Олеся Чупрун.

Некоторые пошли ещё дальше и уже внедряют искусственный интеллект для работы с большими данными. Отказ от диспетчера опробуют, к примеру, в Hitachi.

Примечательно, что покупателям новой техники часть производителей даёт пакет телематических услуг абсолютно бесплатно. У некоторых он идёт опционально. Ну и малая часть предоставляет пользователям возможность самим заниматься подбором и установкой датчиков.

Телеметрия, большие данные и водители

«Цена комплекта бортового оборудования зависит напрямую от поставленных собственником задач. Можно уложиться в несколько тысяч и получить базовый функционал – контроль местоположения техники. Если же ставится задача по сбору данных с CAN-шины автомобиля (в том числе для предиктивной аналитики состояния ТС), ёмкостных датчиков уровня топлива, дополнительных датчиков, контролирующих навесное оборудование, либо параметры спецнадстройки, то речь идёт о нескольких десятках (в редких случаях сотен) тысяч рублей.

Как правило, большинство клиентов останавливает свой выбор посередине между этими крайними вариантами. Стоимость абонентской платы также зависит от частоты и количества данных, собираемых с автотехники. Можно уложится и в несколько сотен рублей в месяц с единицы техники. Более требовательным клиентам услуга может обойтись в сумму порядка тысячи рублей в месяц», — подсчитывает главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко.

К слову, сейчас уже случаи вандализма, когда водители и операторы накрывали GPS фольгой, срывали датчики топлива и т. п. стали редкостью. Собственно, в ближайшем будущем M2M позволит машинам работать без людей за рычагами управления.

«При этом надо помнить, что рядом с машинами всегда должны находиться специалисты, чтобы контролировать соблюдение техники безопасности», — напоминает Дмитрий Красавин.

А более подробно о возможностях телематики и пользе для владельцев техники мы обсудим за виртуальным круглым столом с экспертами рынка уже в следующем номере журнала «Грейдер».

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

/