БелАЗ 75581
БелАЗ-75581. Фото: https://commons.wikimedia.org/

Что теряют БЕЛАЗ и МАЗ от санкций ЕС? Два автогиганта Беларуси в опале Евросоюза

Автопромышленный сектор в лице самых респектабельных предприятий: БЕЛАЗа и МАЗа — стал пешкой в политической игре Большой семёрки. Синеокая Беларусь может не только лишиться валютных ассигнаций, но и потерять долю рынка.

Беларусь утратит, по оценке экспертов, до 15 % ВВП, а в разрезе экспортных поставок этот порог также может колебаться от 8 до 15 %.

Политические противоречия между Беларусью и странами ЕС перевоплотились в очередной пакет секторальных санкций. Именно по производственным активам страны решили ударить сторонники легитимности и внесли в свой «чёрный список» компании, выпускающие грузовые авто. Это значит, что в ближайшее время количество заказчиков и география присутствия брендов существенно сузится. Конечно, контракты с союзными государствами на просторах СНГ никто не отменял, но львиная доля прибыли в сложившейся ситуации может уплыть из рук.

Статус персоны нон-грата для БЕЛАЗа будет означать финансовый крах, поскольку самосвалы-многотонники ровным строем шли на экспорт в 13 стран дальнего зарубежья. Из них в авангарде Евросоюза находятся Украина, Польша, Болгария, Чехия, Эстония, Латвия и Литва. И сейчас есть риск потерять заинтересованных клиентов.

В 2020 году, по отчётным данным предприятия, продажа карьерной техники БЕЛАЗ польским и болгарским партнёрам принесла в казну государства 3,3 миллиона долларов. Поставки украинским клиентам конвертировались в сумму в 13,7 миллионов долларов.

Сам автогигант грезил о наращивании рынков сбыта и приросте процента сделок купли-продажи. Однако при назревшем торгово-экономическом коллапсе руководству БЕЛАЗа коммерческие амбиции и аппетиты мирового масштаба придётся отложить.

МАЗ разработал первый в стране электрогрузовик
Фото: производителя

Расстаться с мечтами о хорошем экспортном потенциале придется и МАЗу. Переход в категорию опальных предприятий, как и для его соотечественника, аукнется приличными финансовыми потерями. Спецавтотехнику минского предприятия жаловали на рынке Литвы и Польши.

«Даже несмотря на пандемию, столичный автогигант более чем вдвое увеличил продажи на дальних рубежах и заработал на польско-литовском контракте в течение первых трёх месяцев прошлого года сразу 500 000 долларов. И даже в этот период продал 125 грузовиков украинским заказчикам», — отмечают в ИА «БелТА».

Руководство МАЗа даже замахнулось на финансовые инструменты в виде лизинга и уверенно рапортовало о намерениях расти как экспортёр. Правда, реализовывать стратегию им, скорее всего, придётся только на просторах СНГ, потому что на европейские площадки им путь уже заказан.

Да, планы придется менять, и, по всей видимости, и МАЗ, и БЕЛАЗ развернут вектор реализации в сторону Восточного партнёрства. Именно такие настроения сейчас бушуют в госаппарате страны, да и сам глава государства в ответ на выпады ЕС и G7 обозначил восточное направление интеграции торгово-экономических отношений.     

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

БелАЗ | Беларусь | грузовая техника | Грузовик | карьерная техника | карьерный самосвал | МАЗ | санкции
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: