Что можно сделать из фронтального погрузчика?

15.10.2020
12 минут на чтение
Превращаем фронтальный погрузчик в…

В принципе, само определение фронтального погрузчика говорит о том, что эта машина способна набирать что-то в ковш и загружать в нужное место. Но ведь можно расширить его функционал, оптимизируя затраты. Конечно, эта техника подходит не для всех задач, но в ряде случаев может стать хорошим подспорьем.

Конечно, есть и другой вид техники, который по данным суровой статистики, пользуется большим спросом. Речь об экскаваторах-погрузчиках, уровень продаж которых в России в разы превышает показатели реализации фронтальных.

«Экскаватор-погрузчик — более многофункциональная техника, так как есть ковш спереди и стрела сзади. У фронтального только ковш спереди, соответственно, он менее функционален», — называет одну из причин директор ООО «РостТехМаш» Сергей Меньшиков.

С ним согласна и специалист по связям с общественностью ООО «Компания «Традиция-К» Дарья Хоменко. По её словам, если брать во внимание только работу погрузочным рабочим оборудованием близких по ТТХ машин, то выбор «навесок» между ними будет одинаков. Но при этом будет различие в производительности.

Превращаем фронтальный погрузчик в…

«У фронтального погрузчика по сравнению с экскаватором-погрузчиком есть два важных преимущества. Первое — повышенная проходимость и доступность работы с навесным оборудованием. Особенно в местах, не имеющих твёрдого покрытия. Второе  — сочленённая рама, обеспечивающая повышенную маневренность и значительно меньший радиус разворота. Сокращая тем самым расход топлива при циклическом характере работ, например, погрузка/разгрузка», — говорит г-жа Хоменко.

Коммерческий директор ООО «Решке Рус» (поставщик навесок для Cat) Илья Коровин уточняет, что экскаваторы-погрузчики применимы только для небольшого объёма работ, так как имеют малую массу и грузоподъёмность.

«Экскаватор-погрузчик — это вспомогательная машина, она уже сама по себе — компромисс в плане универсальности и имеет более низкие технические характеристики в сравнении с аналогичным по классу погрузчиком, как по грузоподъёмности (системы подъёма стрелы, поворота ковша), так и по гидроприводу. Поэтому экскаватор-погрузчик будет существенно проигрывать погрузчику при использовании одного и того же навесного оборудования, либо не сможет его использовать совсем.

Да и не у всех экскаваторов-погрузчиков имеются дополнительные гидролиинии для работы навесного оборудования. Универсальность — это всегда компромисс, и чем более универсальна машина, тем она менее приспособлена для эффективного выполнения конкретных задач», — уверен технический менеджер отдела поддержки продаж Volvo CE Дмитрий Климкин.

С чем работать?

В принципе, фронтальный погрузчик даже с базовым ковшом — уже этакий универсальный солдат. На стройке или в карьере загрузит самосвал щебнем или песком, в коммунальной сфере — соберёт снег и погрузит в кузов грузовика, дорожникам поможет с погрузкой мешков с мусором или выполнит планировку грунта, в сельском хозяйстве — перевезёт корма для животных.

Но если на месте нужно решить другие задачи, то можно обойтись без покупки или аренды другого вида техники. Недаром эти машины ценят в лесной, горной и других сферах промышленности. Установил вместо стандартного ковша другое навесное оборудование и вперёд.

«Например, ковши для лёгких материалов, плотностью не более 0,9  м3/т, таких как: щепа, опилки, а также уголь, комбикорм и т. п. — или ковши высокой выгрузки для загрузки щеповозов, бункеров и других ёмкостей высотой, превышающей высоту подъёма стандартной стрелы погрузчика. Бревнозахваты применяют для сортировочных и погрузочных работ, разгрузки и подачи брёвен, а также других материалов цилиндрической формы.

Погрузочные вилы применяют для манипулирования объёмных грузов. Скальные сверхусиленные ковши — для погрузки и транспортировки скальной породы, кантователи используют для отделения каменных блоков от горной породы, после отпила. Вилы для каменных блоков применяют для погрузки и штабелирования каменных блоков», — перечисляет Илья Коровин.

Среди других видов навесного оборудования на рынке доступны шнекороторные снегоочистители, снегоуборочные отвалы, щётки с гидравлическим поворотом, щётки с бункерами, грейферы и т. д.

«Ковши-смесители в равной степени отлично работают на стройплощадке и ферме. При строительстве и ремонте удалённых небольших объектов, таких как коттеджи, путепроводы и мосты, экономически нецелесообразно доставлять готовый раствор или ставить бетонный завод. Гораздо выгоднее воспользоваться навесным смесителем на универсальном погрузчике. Загрузка сырья по аналогии с работой стандартного ковша и гидравлический шнек-смеситель здорово автоматизируют и ускоряют подготовку раствора на объекте.

А гибкий подающий рукав позволяет экономно расходовать материал, точно распределяя его на большой площади. На ферме ковш-смеситель используют при приготовлении растительных кормов для скота. Шнековый механизм разрыхляет и равномерно перемешивает различные культуры в однородную массу», — рассказывает Дарья Хоменко.

Как оптимизировать работу?

Большая часть фронтальных погрузчиков оснащена Z-образной системой поворота ковша. Некоторые производители предлагают P-linkage (параллельную систему поворота). С «навесками» можно работать и тем, и тем. Но эффективнее использовать оборудование на технике с комбинированным типом поворота.
Например, на погрузчиках Volvo применяют запатентованную универсальную систему TP-linkage.

«Особенность этой системы заключается в механическом автовыравнивании навесного оборудования при любом положении/высоте подъёма стрелы и без потери крутящего момента механизма поворота навесного оборудования. Эффективное использование крановой стрелы погрузчиками также определяет система TP-linkage. Любые монтажные работы при строительстве производственных цехов проще и удобнее вести с помощью именно этой стрелы, в отличие от любых тросовых г/п устройств.

Комбинация из погрузчика Volvo с TP-linkage и крановой стрелой, по мобильности и точности монтажных операций, по скорости и простоте их выполнения не имеет себе равных. Это не кран — по-этому не требуются специальные допуски, разрешения и персонал, погрузчик мобилен  — поэтому может двигаться вместе с грузом в отличие от крана, а рулевая система (сочленённая) и система поворота ковша позволяют позиционировать устанавливаемое оборудование с точностью до миллиметра и с такой же точностью дозировать скорость опускания груза», — объясняет Дмитрий Климкин.

О необходимости обращать внимание на исполнение и технические особенности механизма подъема навесного оборудования напоминают в CNH Industrial.

«Конструкция Z-bar, например, позволит наиболее эффективно работать с ковшом в карьере на уровне опорной поверхности, развивая максимальное вырывное усилие. Параллельный механизм XT обеспечит параллельность при работе с вилами на всей высоте подъёма», — уточняет менеджер по продукту CNH Industrial Ольга Бычёнок.

Ускорить процесс работы призваны и быстросъёмные устройства (подробно о них мы писали в №1 за 2020 год и на igrader.ru). Эксперты говорят, что дело не только в уменьшении времени на замену навесного, но и в сохранности техники.

Фронтальный VS. экскаватор-погрузчик
Ольга Бычёнок, менеджер по продукту CNH Industrial
(строительная техника)
Ольга Бычёнок, менеджер по продукту CNH Industrial
(строительная техника)

«Бесспорно, в России экскаватор-погрузчик является универсальной машиной, которая в зависимости от типа выполняемых работ может использовать экскаваторное или фронтальное оборудование. Если рассмотреть специфику самого большого рынка фронтальных погрузчиков в мире — Китай, там ежегодно продают 150-200 тысяч фронтальных погрузчиков, что в 20-30 раз больше по сравнению с рынком России.

Китайские клиенты используют их именно как универсальную технику для самого широкого спектра работ. Однако надо учитывать, что китайские производители довольно слабы в качественном производстве экскаваторов-погрузчиков, к которым привыкли наши российские клиенты. Российские клиенты, выбирая между экскаватором-погрузчиком и фронтальным погрузчиком, отталкиваются от специфики и объёма выполняемых работ.

Отличительной особенностью фронтальных погрузчиков в России является их типоразмер, широкая линейка выбора
и возможность выполнения больших объёмов работ по сравнению
с экскаватором-погрузчиком. Фронтальные погрузчики могут загружать и перевозить материал на короткие дистанции до 250 м, обслуживать подъездные дороги в карьере, производить загрузку из разных мест погрузки и отвалов, а также перемешивать материал различных фракций.

Универсальность применения навесного оборудования, например, позволит оператору за несколько минут заменить перегрузочный ковш на скальный».

«Если клиент приобретает навесное оборудование от 1 единицы и планирует устанавливать предусмотренный в базовой комплектации ковш, так как выбивать пальцы у крупнотоннажной техники для перестановки навески — это и сложно, и сами пальцы со стрелой испортятся», — предостерегает Сергей Меньшиков.

По мнению представительницы CNH Industrial, задуматься о приобретении квик-каплера стоит при планах работы, как минимум, с тремя видами различного навесного оборудования.

«Быстроразъёмные соединения целесообразно приобретать во всех случаях, когда планируется регулярная смена навесного оборудования хотя бы раз в день. Если рассмотреть, как пример, деревообрабатывающие предприятия, то при оснащении погрузчика быстроразъёмным соединением для навесного оборудования, машина используется на все 100% без простоев, в течение дня по несколько раз меняя навеску в зависимости от того, какую работу необходимо выполнить (от уборки территории до погрузочно-транспортных операций и монтажных работ).

При этом заменяя несколько вспомогательных единиц техники, что повышает её эффективность и снижает стоимость владения и прочие производственные издержки», — считает представитель Volvo CE.

Что там с гидравликой?

Не каждый фронтальный погрузчик может работать со всеми видами навесного оборудования. В ряде случаев придётся доработать машину.

«Такое навесное оборудование, как щётки, лесные захваты, ковши с высокой и боковой разгрузкой, грейферы требуют наличия на машине специального гидравлического контура и соответствующего управления в виде дополнительных джойстиков или рычагов в кабине», — говорит Ольга Бычёнок.

Установка дополнительных линий необходима, если на погрузчике установлен двухсекционный гидрораспределитель, который задействован на подъём стрелы и поворот ковша, уточняет Дарья Хоменко.

«Фронтальный погрузчик может быть штатно укомплектован дополнительной гидролинией, которая предназначена для работы гидравлического квик-каплера или другого навесного оборудования. Но если стоит задача использовать на таком погрузчике гидравлическое навесное оборудование с гидравлическим квик-каплером, то в любом случае понадобится установка ещё одной гидролинии», — поясняет представитель «Компании «Традиция-К».

Превращаем фронтальный погрузчик в…

Но дооснащение лишь одной линией — не предел для некоторых моделей. Например, фронтальные погрузчики Volvo могут комплектоваться двумя дополнительными гидролиниями, это так называемые 3-я и 4-я гидрофункции, обеспечивающие работу навесного оборудования с гидроприводом. Первые две отвечают за поворот ковша/навески и подъём стрелы, отмечает Дмитрий Климкин.

Не всё стоит прицеплять

При работе с навесным оборудование существуют ограничения, наложенные грузоподъёмностью и массой несущей машины, напоминает Илья Коровин. Поэтому подбирать «навески» следует исходя из их соответствия классу техники.

«Также на выбор навесного оборудования для фронтального погрузчика влияет тип материала, с которым предстоит работать технике, так, для работы с высокоабразивными породами необходимо использование скальных сверхусиленных ковшей, выполненных из износостойкой стали, которая устойчива к истиранию», — объясняет представитель «Решке Рус».

Помимо грузоподъёмности производители настоятельно рекомендуют обращать внимание и на такие параметры как давление и скорость потока гидросистемы, а также напряжение бортовой сети.

«Любое навесное оборудование будет работать эффективно, если оно максимально соответствует техническим характеристикам выбранного «носителя», его надёжности и качеству. При выходе из строя одной составляющей падает эффективность всего комплекса, а навесное оборудование с гидроприводом может вывести из строя и гидравлическую систему машины, это очень дорого.

В связи с этим нельзя устанавливать навесное оборудование низкого класса на премиальные машины. Иначе затраты на владение могут быть катастрофическими, и вся экономия при закупке навесного оборудования потеряет свой смысл», — говорит Дмитрий Климкин.

Он советует не экономить и оснащать свои погрузчики исключительно оригинальным навесным оборудованием, разработанным инженерами с учётом системы поворота ковша и особенностей машин конкретного бренда.

По словам представителя Volvo CE, если машину оснастить не соответствующим либо низкокачественным оборудованием, то все усилия, направленные на создание высокотехнологичного погрузчика, могут быть сведены к нулю, погрузчик может потерять до 30% производительности. Причём владелец техники будет ассоциировать проблемы не с «навеской», а с самим погрузчиком. А такого необоснованного удара по репутации производители не желают.

Также некоторые виды навесного оборудования требуют от оператора куда большей степени осторожности на площадке.

«При работе с ковшами для лёгких материалов увеличенной вместимости неизбежно ухудшается обзорность у оператора из-за больших габаритных размеров. Для улучшения обзорности козырёк ковша имеет скосы по краям или прорези. Режущая кромка выдвинута вперед из-за чего снижена высота разгрузки относительно общестроительного ковша. Данные факторы необходимо учитывать при организации работ на производственной площадке», — предостерегает Дарья Хоменко.

Превращаем фронтальный погрузчик в…

Подготовил Артем Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №5 2020

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

/