Дальний Восток для многих россиян кажется действительно какой-то очень далёкой территорией. Для большинства обывателей, особенно из европейской части страны, знания об этом субъекте федерации ограничены портом Владивостока, вулканами на Камчатке, границей с Китаем и, может быть, скандалом вокруг отставки и уголовного дела в отношении Сергея Фургала. А между тем тут кипит жизнь, реализуются важные инвестпроекты, связанные с переработкой газа и леса.
Также в Дальневосточном федеральном округе строят и проводят реконструкцию более 640 объектов социальной значимости, ремонтируют свыше 890 объектов инженерной инфраструктуры. Всего количество инвестпроектов превышает 2 400. Часть из них реализуется совместно с Китаем.
Среди многочисленных крупных инфраструктурных объектов в ДФО особенно можно выделить возведение судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае. Несмотря на непрекращающиеся скандалы, масштабы стройки и финансовых вливаний однозначно говорят, что это будет крупнейшая верфь в стране.
«Мы сотрудничаем с предприятием на постоянной основе, начиная с первой очереди строительства. Всего уже демонтировали 208 зданий, более миллиона кубометров строительного объёма. Сейчас ведём работы в рамках третьей очереди строительства. У нас свой парк спецтехники Hyundai и европейская узкоспециализированная техника Liebherr (экскаваторы-разрушители). Корейскую технику считаем оптимальной по соотношению цены и качества.
Технику Liebherr используем, так как она настолько специализированная, что других альтернатив на российском рынке практически нет. В силу дороговизны нашей техники нам проще привезти её на объект ДФО из Екатеринбурга, чем покупать на месте. На месте приобрели 2 единицы экскаваторов Hyundai (в Находке, буквально через дорогу от места эксплуатации)», — рассказывает собственник и генеральный директор Группы строительных компаний «Реформа» Григорий Фрич.
По его словам, помимо экскаваторов при демонтаже старых промкорпусов, резервуаров, при освобождении и очистке площадки под новое строительство задействовали узкоспециализированное оборудование — устройства алмазной резки Hilti.
Экскаваторы Hitachi задействовали на строительстве площадок для газоперерабатывающего завода (ГПЗ) и газохимического комплекса (ГХК) в Амурской области.
«Комплекс оборудуют передовыми решениями ведущих мировых лицензиаров, которые будут обеспечивать многолетнее безостановочное функционирование ГХК, его промышленную и экологическую безопасность и энергоэффективность. Завод проектируют как цифровое предприятие, на котором многие процессы, связанные с обеспечением функционирования производства, будут автоматизированы», — поясняет региональный руководитель по ДФО ООО «Хит Машинери» (официальный дилер Hitachi CM) Михаил Барахоев.
Помимо этих двух объектов, с десяток экскаваторов Hitachi моделей ZX330-5G, ZX350-5G и ZX470-5G трудятся на строительстве федеральной трассы Владивосток — Артём — Находка — Врангель. По словам г-на Барахоева, повышенным спросом пользуются землеройные машины среднего класса массой от 20 до 40 тонн, а также колёсные экскаваторы массой 17 и 19 тонн. «Гусянки», как правило, используют при разработке строительных участков, на карьерах при добыче угля и цветных металлов. Колёсные экскаваторы, в свою очередь, предназначены для благоустройства городских территорий и выполнения работ на автомагистралях.
Активным спросом пользуются бульдозеры, в том числе тяжёлые 60-тонные ЧЕТРА Т35, говорит директор по продажам ключевым клиентам в ДФО ООО «ЧЕТРА» Сергей Демидов. Он отмечает, что машины бренда работают как на строительстве инфраструктурных проектов, таких как Восточный полигон, БАМ, Транссиб, трубопроводов «Сила Сибири», ВСТО-1, ВСТО-2, так и в добывающих отраслях на месторождениях нефти и газа, угля, золота, алмазов.
«В Дальневосточном регионе огромным спросом пользуются полноприводные тягачи и лесовозы. В их задачи, соответственно, входит перевозка леса. В последнее время растёт спрос и на строительно-дорожную технику, в частности, на самосвалы», — добавляет менеджер по продажам ООО «ДМИ Сервис» (официальный дилер MAN Truck & Bus) Александр Ольмезов.
Среди перечисленных им масштабных проектов, где использовались грузовики MAN, — Амурский ГПЗ, космодром «Восточный», реконструкция БАМ, строительство угольного терминала «Ванино Транс Уголь», возведение объездной дороги вокруг Хабаровска, строительство второй очереди газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток. На вышеперечисленных объектах, а также ряде других строительных площадок эксплуатируют и грузовики Scania.
«Наиболее востребованы в Дальневосточном регионе самосвалы с колёсной формулой 8х4, хорошо зарекомендовавшие себя как автомобили с хорошим коэффициентом технической готовности (КТГ), которые подходят для самых разных работ, а также тягачи 4х2 для перевозки морских контейнеров», — согласен руководитель направления по продажам строительной и нефтегазовой техники ООО «Скания-Русь» Александр Шефер.
По оценке представителей JCB, среди их техники повышенный спрос наблюдается на экскаваторы-погрузчики. Причём доля машин бренда в этом сегменте регионального рынка составляет более 40%. Также востребованы мини-погрузчики с бортовым поворотом (производитель подчёркивает, что конструкция этих машин с однобалочной стрелой и боковым входом в кабину уникальна) и гусеничные экскаваторы (Дальний Восток — основной рынок для такого вида техники).
«Наша техника работает на ключевых объектах региона. В их числе — Амурский газохимический комплекс: совместное предприятие СИБУРа и China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec), которое является одним из самых крупных в мире заводов по производству базовых полимеров. Производственная мощность комплекса составляет до 2,7 млн тонн этилена в год.
Также машины JCB работают на Малмыжском месторождении, оператором освоения которого является ООО «Амур Минералс», входящее в группу «Русская медная компания» (РМК). Это перспективное месторождение меди мирового класса с запасами в 1,3 млрд тонн руды, в том числе 5,156 млн тонн меди и 278 тонн золота.
Кроме того, наша техника применяется в ходе строительства крупнейшей транспортной развязки на территории Хабаровского края — объездной автодороги «Обход Хабаровска», — делится региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток) Пётр Плаунов.
Оценили в субъекте Федерации и телескопические погрузчики. Например, поворотная модель Manitou MRT-X 2150 Privilege+ занята на строительстве терминала по перевалке угля — морского порта Суходол (проект АО ХК «СДС-Уголь») в Шкотовском районе Приморского края.
«А модель Manitou MRT-X 2550 Privilege+ задействована в строительстве музейно-театрального комплекса на Орлиной сопке, который будет включать в себя филиалы Мариинского театра, Третьяковской галереи, Высшей школы музыкально-театрального искусства, что делает проект действительно важным как для Приморского края, так и для ДФО в целом.
Строительство ведётся сразу на двух локациях: на острове Русский возле ДВФУ и в центре Владивостока», — говорит бренд-менеджер оборудования Manitou АО «Дальтимбермаш» Евгения Лаптева.
Она также добавляет, что с квалифицированным оператором машина может возводить здания в 5 этажей.
«Зачастую к услугам аутсорсинга приводит дефицит людских ресурсов и слабая материально-техническая база в районах эксплуатации. Сервисант заходит с техникой и специалистами, гарантируя выполнение объёмов работ, сокращая время, ресурсы и снижая риски на непредвиденные расходы.
Взяв технику в лизинг (наша техника включена в программу Минпромторга), заказчик получает машину со скидкой, экономя на налогах на прибыль и возмещая НДС. При поставке техники предлагаются различные варианты сопровождения эксплуатации техники с возможностью полного обеспечения сервисного обслуживания и ремонта непосредственно в местах эксплуатации, с организацией сервисных постов и консигнационных складов запчастей и гарантированным обеспечением высокого КТГ. В районных центрах ДФО: Якутске, Нерюнгри, Тынде, Свободном, Хабаровске, Южно-Сахалинске организованы свои и дилерские торгово-сервисные центры».
Дальний Восток, как и Сибирь, отличается своим климатом. В Якутии — вечная мерзлота, на Сахалине — вулканы, во Владивостоке — влажность и т. д. Поэтому зачастую у клиентов повышенные требования к технике, и базовые модели приходится дорабатывать.
«В Якутии в связи с экстремально низкой температурой воздуха нередко приходится утеплять моторный отсек и оснащать экскаваторы дополнительными опциями: двойным остеклением, подогревателем воздуха в кабине.
По заказу компании «Спиро» экскаватор Hitachi ZX330-5G был оснащён удлиненным рабочим оборудованием. Он используется при перегрузке лёгких сыпучих материалов из сухогруза на пирс в г. Северо-Курильск.
Компания «Сихали» в прошлом году приобрела фронтальный погрузчик Hitachi ZW310-5A в комплектации с быстросъёмным механизмом, ковшом с зубьями объёмом 4,5 куб. м и лесозахватом для погрузки и разгрузки брёвен. Это первый погрузчик ZW310-5A в такой комплектации на Дальнем Востоке», — вспоминает Михаил Барахоев.
В JCB считают, что с учётом климатических особенностей региона установку зимних/северных пакетов (до -40 °С) нельзя отнести к разряду специфических доработок. Зато гордятся поставкой на Сахалин специальной модели колёсного экскаватора JCB Hydradig 110W, у которой двигатель, баки и вспомогательные системы расположены на шасси.
«Из нестандартных заказов можно отметить тягач 6х4 под перевозку тяжёлой спецтехники мощностью 620 л. с., тягач 6х2 с низким «седлом» под перевозку морских контейнеров и вахтовый автомобиль на базе шасси Scania P440CB4x4HZ», — перечисляет Александр Шефер.
«К примеру, на бульдозер Т40, эксплуатируемый в «АЛРОСА», по требованию клиента был установлен отопитель повышенной мощности, система пожаротушения. В Артели старателей «Шахтёр» по просьбе потребителя изготовили технику с механическим управлением. Устанавливаем автоматизированные системы диспетчеризации, системы позиционирования для дорожных работ, различные опции по требованию заказчиков, лесную защиту, мелиоративные гусеницы, футеровку, системы автоматического тушения, быстрой заправки централизованной смазки», — говорит Сергей Демидов.
Не пришлось дооснащать «телескопы» Manitou. По словам Евгении Лаптевой, они уже с завода выходят готовыми к большому объёму работ в различных условиях. А за счёт большого ассортимента навесного оборудования, совместимого с техникой, машины могут справиться практически с любой задачей.
Руководитель ГСК «Реформа» также говорит, что им не пришлось оснащать опциями технику или вносить изменения в конструкцию, так как оборудование изначально узкоспециализированное, «заточенное» под решение конкретных задач. Например, экскаваторы в комплектации Demolition со стрелой длиной 35 м. При этом подрядчик столкнулся с другой проблемой.
«Брали в аренду самосвалы, т. к. это неспециализированная техника. Не было смысла везти её специально с нашей базы в Екатеринбурге в силу её распространённости. В то же время нельзя не отметить, что в Приморском крае по сравнению со Свердловской областью значительно меньше техники сдаётся в аренду. Соответственно, цены на арендную технику выше примерно в 1,5 раза. Взять в аренду большой самосвал уже проблема — трудно найти и дорого», — делится Григорий Фрич.
С проблемой удалённости Дальнего Востока от столиц сталкиваются основные подрядчики, заявляющиеся на тендеры по строительству.
«Транспортировать свои машины на Дальний Восток дорого, поэтому крупные компании стараются приобретать новую спецтехнику, а при сдаче объекта продавать её. К тому же высокая ликвидность техники Hitachi на вторичном рынке позволяет это делать. Также машины часто приобретают в связи с пунктом в контрактах о наличии в собственности новой спецтехники.
Есть клиенты, которые берут машины в аренду, но, посчитав затраты на это, в итоге приобретают свои. При больших объёмах строительных работ с отставанием в сроках компании обычно заключают договоры с субподрядными организациями, имеющими собственный парк техники», — объясняет региональный руководитель по ДФО ООО «Хит Машинери».
На расстановке сил при выборе техники сказывается и близость с Китаем. Оттуда к нам везут много различной техники.
«Машины из Китая достаточно привлекательны для российских клиентов и занимают большую долю на отечественном рынке импортной спецтехники. Причём речь идёт не только о китайских производителях, но и о мировых брендах, поставляющих в РФ технику, сошедшую с конвейеров китайских заводов», — утверждает Пётр Плаунов.
«Китайские производители предлагают вилочные погрузчики, подъёмные платформы и даже телескопические погрузчики. Часто клиенты выбирают именно китайскую технику по двум основным критериям: цене и минимальным срокам поставки. Несмотря на это, крупные компании делают ставку на другие параметры. Наиболее важным из них является надёжность оборудования», — уточняет бренд-менеджер оборудования Manitou АО «Дальтимбермаш».
С этим согласны и подрядчики, которые имеют дело с большими объёмами работ на инфраструктурных объектах. Хотя признают, что техника из Поднебесной востребована и там.
«Мы видели на инфраструктурных объектах ДФО огромное количество «китайцев». Но для себя не видим интереса в их приобретении. На наш взгляд, китайские экскаваторы — это японская техника 2004 года выпуска. Нет смысла приобретать морально устаревшую технику. Тем более что по цене они сопоставимы с «корейцами». Запчасти на китайскую спецтехнику будут японские, т. е. стоимость обслуживания будет выше, чем у корейской техники», — рассуждает Григорий Фрич.
Больше всего угрозу от засилья техники из КНР ощущают российские машиностроители. Если раньше через границу поступала техника, уступающая по качеству и с отсутствием сервиса, то теперь в малом и среднем классе бульдозерной техники создана ресурсная база запчастей и дилерская сеть, используя близость к границе.
Между тем, Сергей Демидов считает, что хоть соседство с КНР дает некоторые преимущества поставщикам китайской техники, но быстрые темпы производства нашей техники, нарастающая ресурсная база запчастей в регионе, комплексное сопровождение эксплуатации позволяют серьёзно конкурировать, на дальневосточном рынке, предлагая более выгодные цены и условия поставок. Он отмечает, что гарантия на технику ЧЕТРА в полтора-два раза выше, плюс меры господдержки.
«Принятый Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и связанные с ним нормативные акты, обеспечивают единые и понятные принципы развития национальной промышленности, в том числе импортозамещение.
Введены антидемпинговые пошлины «Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2020 г. № 142 «О продлении действия антидемпинговой меры в отношении гусеничных бульдозеров с неповоротным и поворотным отвалом мощностью до 250 л. с., происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Реализована программа субсидирования лизинга Минпромторга, введено ограничение приобретения импортной техники предприятиям с контрольным госпакетом», — перечисляет меры господдержки директор по продажам ключевым клиентам в ДФО ООО «ЧЕТРА».
Он считает, что для продвижения российских производителей техники необходимо увеличивать бюджет льготных финансовых программ с предоставлением субсидий по лизингу, факторингу, компенсаций транспортных расходов по доставке в дальневосточные регионы.
Насчёт дальнейших прогнозов в реализации инфраструктурных проектов у опрошенных экспертов сомнений не возникает.
«Учитывая богатый природный потенциал Дальнего Востока и повышенное внимание к нему с политической и экономической точек зрения, у этого региона большие перспективы. При поддержке Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики ДФО будет только развиваться. Также не стоит забывать об инвестиционном сотрудничестве Китая и России, которое в последнее время стремительно расширяется», — считает Пётр Плаунов.
В том, что темпы развития инфраструктурных объектов в регионе будут превышать общероссийские, уверен и Сергей Демидов.
«Что касается нашего фронта работ, то мы идём с опережением графика. Периодически приходится ждать, когда смежники запустят на объект. Но в целом стройка идёт в соответствии с графиком. При необходимости мы могли бы свой объём работ сделать быстрее, но гонки нет», — резюмирует Григорий Фрич.
Позитивную динамику видит и Михаил Барахоев, рассказывая, что в 2022 году планируется строительство объездной Владивостокской кольцевой автомобильной дороги (ВКАД), которая разгрузит грузовой транспортный поток в районе Эгершельда, где находится Владивостокский морской торговый порт, а также станет дополнительной выездной дорогой, позволяющей миновать пробки в центре города через остров Елена. Помимо этого, в Якутии ведут работы по проектированию моста через реку Лена.
Помимо вышеперечисленных объектов, в Scania надеются, что их техника будет востребована в строительстве жилых комплексов на территории Приморского края, а также восстановлении и реконструкции взлётной полосы аэропорта Владивосток.
«Конечно, тот факт, что округ граничит с Китаем, даёт китайской технике преимущество как по цене, так и по срокам доставки. В 2020 г. активизировался «белый» рынок китайских ТС, это мы видим по регистрациям, но и «серый» оставляет за собой весомую долю.
Что касается грузовой техники, то выбор крупных компаний по-прежнему остаётся в пользу европейских производителей, и причин тому много: проверенное качество, экономичный расход топлива, наличие развитой качественной системы сервиса и ремонта, индивидуальные комплектации автомобилей под конкретные транспортные задачи, комфортабельность, обучение водителей экономичному и эффективному управлению техникой.
В большинстве случаев наши клиенты приобретают технику в собственность, если предполагается, что она будет работать более 3 лет. Но бывают и случаи, когда автомобиль нужен здесь и сейчас для выполнения краткосрочных работ, тогда целесообразнее взять технику в аренду.
Сервисная поддержка техники Scania обеспечивается силами специалистов официальных дилерских станций, которые находятся во многих регионах России, в том числе и на Дальнем Востоке: в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске, Республике Саха (Якутия). Авторизованные сервисные станции оказывают полный комплекс услуг по техническому обслуживанию, а также ремонту автомобилей в соответствии со стандартами Scania и с требованиями современного рынка. Также мы предлагаем выездное сервисное обслуживание, которое проводится на месте работы грузовиков».
Подготовил Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: