Микроавтобус «Старт», или как дизайн не спас непрактичность

Советский микроавтобус «Старт», или как дизайн не спас непрактичность

Сегодня речь пойдет о советском социалистическом романтике на колёсах – микроавтобусе «Старт». Самое настоящее ретро-авто. Если посмотреть на его фотографию сбоку, то угадывается даже в рисунке на корпусе то, как «Кадиллак» вписан в кузов микроавтобуса.

Изготовили его в 1963 году на Северодонецкой авторемонтной базе (САРБ) луганского автотреста. Окрылённый идеей сделать стеклопластиковую дачу-прицеп, начальник автотранспортного Луганского совнархоза сделал такое поручение. Однако речь сегодня не о прицепе-даче, очевидно, а значит техническая мысль пошла по другому направлению.

Было решено сделать автомобиль «из будущего». При САРБ организовали конструкторский отдел. Для проекта избрали рабочее имя «Старт». Спойлер: таким оно и останется. Дизайн разрабатывал художник-конструктор Ю. Андрос.

Микроавтобус «Старт», или как дизайн не спас непрактичность

После маленького макета последовал большой, и вот наконец футуристический микроавтобус увидел свет. Кузов из стеклопластика вклеивали специальной матрицы за один приём, после чего в него дополнительно вклеивали усилители боковин, крыши, дверей, проёмов и окон. В салоне было три сидения-дивана , шкафы под посуду – чем не маленькая дача.

Микроавтобус «Старт», или как дизайн не спас непрактичность

Автомобиль “Старт” представили на заседании коллегии Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Автомобиль с кузовом из сплошных полимеров, оценили очень высоко. Глава комитета Н. И. Строкин с барского плеча распорядился поставить САРБу 50 наборов нужных автоузлов от «Волги». Первую промышленную партию «Стартов» собрали в 1964 году.

Микроавтобус «Старт», или как дизайн не спас непрактичность

Что касается технической составляющей, то в основном «железо» взяли от двадцать первой «Волги». Для того, чтобы на шасси длинного легкового автомобиля лёг микроавтобус, раму пришлось усилить. Двигатель сместили, карданный вал укоротили. Однако выпирающий «капот» от двигателя оказался в салоне, но тут то ему и место – из него сделали столик. Также от «Волги» взяли освещение, внутреннее убранство, подфарники и даже птичку на багажнике.

Экстравагантное авто СССР обладало колёсной формулой 4×2. «Старт» имел габариты 5500x1900x2000 мм при колёсной базе 2840 мм и снаряженной массе в 1,7 т. В движение микроавтобус приводил двигатель ЗМЗ-21 объёмом 2445 кубических сантиметров мощностью в 75 л. с.

Микроавтобус «Старт», или как дизайн не спас непрактичность

Нужно отметить, что эти автомобили расходились достаточно резво несмотря на свою цену аж в 9500 рублей при средней цене на «Волгу» в 5000 рублей. Ну тут уж извините, корпуса «Стартов» выклеивали вручную. После того, как выделенные шасси с ГАЗа кончились, а спрос – нет, у «Старта» начались проблемы. САРБ перешел на штучный выпуск по разовым заказам конкретных учреждений.

С 1964 по 1967 выпустили всего около ста автомобилей. Вообще всё обернулось довольно нелепо, как это часто бывает. В 1965 г производством начала верховодить Москва. Для того, чтобы понять нужность, важность, целесообразность футуристичных микроавтобусов, им устроили соответствующие испытания на полигоне НАМИ и в качестве «маршруток» в столице.

И вот тут «Старт» вышел на «финиш», извините за нелепую шутку. Испытания показали, что ничем особо автомобиль не отличается от коллеги по цеху РАФ-977. Кузов из полимеров имел слабую аэродинамику. Даже увеличивал сопротивление воздуха, а не пытался делать обратное.

Испытание маршрутными перевозками – это вообще отдельное фиаско. Двери не выдерживали человекопотока и буквально отваливались. Материал кузова из-за отсутствия компенсации расширения со временем, и в частности при низких температурах, порядочно деформировался.

Старт и Кавказская пленница

В итоге мелкое производство «Стартов» вяло продолжалось и в итоге заглохло окончательно. Как и многие красивые вещи «Старт» оказался бесполезен в широкой перспективе. Был у микроавтобуса и свой звездный час, он сыграл себя самого в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

По материалам gruzovikpress.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

микроавтобус | Полоса | ретро | ссср
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: