Как живёт рынок аренды строительной техники?

Как живёт рынок аренды строительной техники?

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. С одной стороны, судя по росту количества арендных компаний с 1569 в 2011 году до 4683 в 2020 году, рынок чувствует себя довольно хорошо. С другой, в этом сегменте тоже есть ряд проблем, которые нужно решать. Но вот как и кто этим будет заниматься?

После пандемии

По результатам опроса Национальной ассоциации арендодателей строительной техники (НААСТ), 68,9% парка компаний, предоставляющих наём техники для работы на высоте, составляют ножничные подъёмники. Далее следуют подъёмники коленчатого типа (55,2%) и телескопические (44,8%). Строительные краны занимают 20,7%, автокраны и КМУ — по 13,8%. По словам президента НААСТ Валерия Клименко, схожая ситуация и у зарубежных коллег.

Как живёт рынок аренды строительной техники?
Фото: efa-mietservice.de

Например, один из крупнейших игроков арендного рынка United Rentals обладает 125 000 гидравлических подъёмников, и на их долю приходится 40% оборота компании. У одного из лидеров российского рынка — компании «ФортРент» — парк техники на 50% состоит из подъёмников. Правда, если сравнить в количественном выражении, то эксперты насчитали около 10 000 единиц такой техники у арендодателей на всей территории России, а в занимающей гораздо меньшую площадь Европе — 300 000 единиц. То есть у нас 1 подъёмник на 2000 км2, а на «загнивающем» Западе — на 333 км2. Что называется, почувствуйте разницу.

Несмотря на то, что прошлогодний локдаун особенно не отразился на  объёмах и сроках строительства, выручка арендных компаний не выросла. Тарифы не менялись у 69% игроков рынка. При том, что обновлять парк техники нужно, ибо подъёмные машины в возрасте до трёх лет есть только у 17% компаний. А у 60% опрошенных оборудование старше 5 лет.

Приобретать технику в лизинг торопятся не все — только 21% компаний сейчас имеет в своих парках основные средства по такой форме кредитования, несмотря на преимущества в виде экономии на налогах.

Что касается сектора грузоподъёмного оборудования, то здесь участники рынка выделили тренд на многофункциональность.

«На протяжении уже последних двух-трех лет со стороны строительных компаний, игроков арендного рынка, нефтегазовой отрасли и энергетики растёт доля заказов, кастомизированных под клиента, которые расширяют функционал грузоподъёмного оборудования. Эти решения, может, не такие дорогие и продвинутые, как на европейском и американском рынках, но, по крайней мере, расширяют функционал автомобиля, увеличивают коэффициент его использования этого автомобиля», — пояснил директор по продажам направления «кран-импорт» Palfinger СНГ Сергей Иванов.

Вместе с тем даже в индивидуальных заказах клиенты предпочитают простые технические решения. Ведь обслуживать технику в тундре, тайге или других сложных условиях не  так-то просто, а иногда невозможно. То же самое касается и шасси: чем оно привычнее водителю или механику, тем проще поддерживать его работоспособность. Неслучайно для работы в  отдалённых от населённых пунктов местах клиенты выбирают те же КМУ на базе КамАЗов до 3 поколения.

За здравие

Отдельной строкой в списке проблем, с которыми сталкиваются арендные компании, стоит безопасность. В России при проведении высотных работ ежегодно около 330 человек погибают и примерно 7000 человек получают травмы, после которых остаются недееспособными. Между тем, по статистике International Powered Access Federation (IPAF), в 25 странах мира, где работают свыше 600 000 подъёмников, за год произошло всего 116 случаев, связанных с работами на высоте при использовании моторизированной техники, и 76 — с летальным исходом. Почему такая большая разница?

«В других странах в законодательстве прописана ответственность для работодателей. Если человек пострадал с летальным исходом, то его семье на протяжении 24 месяцев выплачивают заработную плату сотрудника. А если он получил какую-то тяжёлую травму, то вместе с заработной платой ему оплачивают лечение, и, если он не дееспособен больше чем полгода, компания, в которой произошёл инцидент, оплачивает и эти расходы», — сообщил коммерческий директор ООО «Завод подъёмников» Сергей Тимофеенко.

В России мало того, что подобной практики нет, так ещё и наказание за несоблюдение техники безопасности мизерное. На физическое лицо наложат штраф от 2000 до 5000 рублей, а на юридическое — от 50 000 до 80 000 рублей.

Другой вопрос — сама подъёмная техника. При стреле, способной подниматься более чем на 6 метров, машину нужно поставить на учёт в Ростехнадзор. А при наличии двигателя мощностью более 4 кВт — ещё и в Гостехнадзор. Помимо всех отметок в ПСМ, свидетельства о регистрации, талона техосмотра, необходимо, чтобы и оператор имел удостоверение для управления техникой. Правда, в практике арендных компаний часто оказывается, что им приходится обучать рабочих клиента, хотя документ от учебного комбината у них есть, но знаний нет.

Импорт подъёмников. Производители

«Любой желающий может прийти в учебный комбинат и сказать, что ему нужно удостоверение для проведения работ на высоте. На сайтах этих образовательных учреждений указано, что они проводят детальное обучение, но  по факту этого нет. Потом мы наблюдаем, что у нас неправильно эксплуатируют технику, люди не понимают, как управлять тем или иным видом оборудования. Например, есть индивидуальные особенности управления техникой Genie или техникой Kiloutou.

Конечно, эти комбинаты не погружены в сам процесс управления и не понимают, какой там существует модельный ряд и так далее. В редких случаях они вручают вместе с удостоверением общую инструкцию по эксплуатации, где графически изображено: «джойстиком влево, вправо, кнопкой вверх, вниз»,  — рассказал генеральный директор ООО «Вертекс» Дмитрий Панькин.

Для исправления ситуации он предлагает Ростехнадзору ужесточить требования к процессу обучения в  учебных комбинатах, а также повысить уровни штрафов за нарушения при работе на высоте. Чтобы в случае ЧП на площадке с применением подъёмной техники следствие приходило в организацию, выдавшую удостоверение, и скрупулёзно изучало, как проходило обучение, сколько часов человек провёл в классе и т. д.
Но есть и другой аспект. Зачастую в арендные компании обращаются клиенты с требованием дать подъёмник, который уже стоит на учёте в Ростехнадзоре, хотя это обязанность эксплуатанта.

«Небольшой пример: у нас, когда «Парк чудес» строили, одна очень известная компания сдала в аренду подъёмник другой очень известной турецкой строительной компании. Там произошёл несчастный случай. Одним из условий турецкого заказчика было, чтобы подъёмники состояли на учёте в арендной компании. Очень сложно было уладить этот вопрос по несчастному случаю, потому что ЧП произошло по вине эксплуатирующей организации, а ответственность несла арендная компания. Это, конечно же, неправильно», — добавил г-н Панькин.

Во избежание повторения подобных головных болей арендодателям нужно объединять усилия и совместно отказывать в сдаче техники клиентам, которые сами не хотят проходить регистрацию в надзорных органах. Да, терять прибыль, но при этом обеспечить себе безопасность.


Текст: Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь
на ежемесячную рассылку
для специалистов отрасли
*
Крупным планом
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
«Ивановец» КС-45717К-3Р AIR: по дорогам без проблем
С введением на дорогах общего пользования пунктов автоматического взвешивания по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги» вопрос осевых...
14 мая 2021
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Автокран «Галичанин» грузоподъёмностью 50 тонн передвигается без спецразрешений и демонтажа узлов
Ретроспектива достижений Каждый сезон специалисты Галичского автокранового завода представляют рынку новые и модернизированные модели автокранов...
14 мая 2021
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253 завод регион 45
Автогудронатор на шасси КамАЗ АСМ-43253
Речь пойдёт об автогудронаторе на шасси КамАЗ АСМ-43253. Такую машину делают на заводе дорожной техники “Регион 45”. Одна из их моделей попала к нам...
16 марта 2021
Показать ещё ↓
Система мониторинга состояния автомобильных дорог
Строительство и обслуживание дорог
Система мониторинга состояния автомобильных дорог Содержание автомобильных дорог в зимний период в соответствии с нормативами — задача ответственная и затратная. Органы управления дорожным хозяйством в соответствии с проектом содержания...
19 июля 2021
Старый новый ГОСТ
Строительство и обслуживание дорог
Старый новый ГОСТ Р 52575-2006 В этом году вступила в силу новая редакция ГОСТ Р 52575-2006 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования». Соответствующее решение принято...
14 мая 2021
Пошумим разметкой?
Строительство и обслуживание дорог
Опасны ли шумовые полосы? Шумовые полосы известны в мире уже несколько десятков лет. И вроде бы её польза понятна от такого типа дорожной разметки — предупредить водителя о необходимости сконцентрировать внимание перед...
08 декабря 2020
Дорожная техника на территории КрайДЭО
Строительство и обслуживание дорог
«Дорожник должен ходить с гордо поднятой головой, а не стесняться профессии» У каждой дорожной организации — свои особенности организации работы. В этом мы убедились, побывав в гостях в Емельяновском филиале АО «КрайДЭО». Несмотря на то, что эта обслуживающая компания, по...
11 августа 2020
Пит-стоп
НАМИ-076 «Ермак»: 25 т гордости советского автопрома
Читать
Российский бронеавтомобиль ЗиЛ «Каратель»: актуальненькое название, не так ли?
Читать
XM-759: болотоход-амфибия с колёсами в гусеницах
Читать
Shockwave Jet truck: грузовик с реактивным двигателем, или 36 000 бесполезных лошадиных сил
Читать
Nicolas Tractomas TR 10X10 D100: самый большой тягач в мире из ЮАР
Читать
GM Futurliner: посмотрите на этот щеголеватый ретроавтобус. Или грузовик?
Читать
Показать ещё ↓
Оформить подписку
на журнал Грейдер
Получайте подборку статей каждый месяц

    Подпишитесь
    на ежемесячную рассылку
    для специалистов отрасли
    *

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: