Моновиллер Dynaspher

Моновиллер Dynasphere: нет, это не та штука из South park

Помните серию “Южного Парка”, где мистер Гаррисон решил обанкротить авиакомпании с помощью своего изобретения — моторизированного колеса с “очень неудобным управлением и посадкой”? Ну вот в первой половине XX века европейцы, кто же ещё, уже придумали нечто подобное и с сидением поудобнее.

Моновиллер Dynaspher

Причудливые машины назывались моновиллерами, а делали их по чертежам заслуженного “техножреца” всея человечества Леонардо да Винчи. К слову, такую конструкцию не раз брал Голливуд для своих фантастических фильмов вроде “Звездных войн” и “Людей в чёрном”.

Моновиллер Dynaspher

По фото можно понять, в чём конструкторская фишка, — это транспорт, который в своей работе очень плотно опирается на баланс, а конструкция минималистична в духе старого футуризма. Первые моновиллеры собрал Джон Арчибальт Пурвс в 1930 году. Назвали удивительный автомобиль Dynasphere. На новый транспорт даже выдали официальный патент. Всё было хорошо, “моноколесо” катилось как надо, но тем не менее большой популярности необычная машина не снискала. Она пришлась по вкусу изысканным водителям и писателям-фантастам, что достаточно логично.

История знает всего о двух собранных машинах Dynasphere, и, как говорят, они лихо опережали своё время. Техника работала на бензине, а двигатель обладал мощностью 6 л. с. Машина имела воздушное охлаждение и трансмиссию на три скорости. Разгонялось “дьявольское колесо” аж до 48 км/ч при массе в 450 кг. Высота транспорта достигала 3-х метров. 

Моновиллер представлял собой место водителя со всеми “внутренностями” под ним, а ходовая часть была защищена решётчатой конструкцией. 

Моновиллер Dynaspher

Примечательно, что вторая машина имела похожее строение, но работала уже на электродвигателе мощностью в 2.5 л. с., а размеры были несколько меньше. Вы только вдумайтесь, насколько это было футуристичное устройство для тех лет. Это как если бы человек из будущего вернулся в прошлое и сделал полезную машину, а не кучу проблем из-за своих действий и принципа самосогласованности Новикова.

Салон представлял собой и колесо и корпус одновременно. Водитель управлял моновиллером с помощью руля, газа, и тормоза (а не как в “Южном Парке”, повторимся). Но как поворачивать-то, спросите вы, колесо же одно. Всё так, но руль поворачивал не колесо, а смещал балансир относительно его средней линии. Таким образом машина начинала заваливаться на одну из сторон под контролируемым углом, а ширина решётки защищала моновиллер от падения.

Гироскопическая система равновесия, которая лежит в основе конструкции, конечно, вызывала определённый дискомфорт, место водителя изрядно шаталось вперёд и назад наподобие большой колыбельной, в которой можно было умереть в случае аварии. Предполагаем, что такая качка во время езды явно не доставляла особого комфорта, особенно людям с морской болезнью.

Отчего не прижилось столь стильное ретро-панковское изобретение, понять достаточно просто: водителю было тяжеловато следить за дорогой, несмотря на промежутки в решётках, безопасность тоже была под большим вопросом, особенно в тех случаях, когда колесо всё же падало на бок. Современные инженеры до сих пор грезят подобным концептом автомобиля, но полноценного решения пока нет, по крайней мере такого, которое бы всех устроило и продалось на ура.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

автомобиль | история | колеса | Полоса
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: