«АО «Романов» — новый производитель тяжелых грузовых автомобилей в российской автомобильной отрасли. Предприятие активно готовится к серийному выпуску уникальных для России грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ.
Реклама. АО «Романов», ИНН 7838117835
Erid: F7NfYUJCUneP4VfKFibp
Кризис кризисом, а бизнес развивать необходимо. Можно, конечно, латать старые машины и надеяться, что они справятся с растущими объёмами. Но в большинстве компаний понимают, что без обновления парка техники не обойтись. Современные модели гораздо эффективнее справляются с задачами и позволяют избежать длительных простоев. Но найти свободные 5, 10 или 20 миллионов рублей — задача непростая. Поэтому лизинг продолжает набирать обороты. Об особенностях этого финансового инструмента мы и поговорим за круглым столом с экспертами.
— Насколько востребован лизинг среди потребителей? Растут ли продажи с использованием лизинга и будет ли рост?
«На протяжении 15 лет нашей работы наблюдалась постоянная востребованность финансового лизинга. В 2018 году с его помощью было осуществлено порядка 70 % продаж. Конечно, абсолютные величины отгрузок посредством лизинга в существенной степени зависят от экономической ситуации, определяющей принципиальную готовность бизнеса инвестировать в основные средства производства. Но можно с уверенностью сказать, что финансовый лизинг стал одним из самых востребованных инструментов, популярность которого продолжает расти».
«Продажи в сегменте растут, между лизинговыми компаниями выраженная конкурентная борьба. Мой прогноз — рост будет продолжаться. Пожалуй, лизинг — инструмент по-прежнему один из самых работающих в области покупки грузовой и спецтехники. Это связано с тем, что многие задумываются о начале своего бизнеса, а лизинг — это очень удобный инструмент, позволяющий зарабатывать, даже если необходимой суммы на покупку техники сейчас нет».
Территориальный менеджер по финансированию John Deere Financial Александр Редкин
«Среди строительных компаний, приобретающих технику, как минимум 90 % продаж происходят через лизинговые компании, поэтому ответ очевиден — продукт востребован на рынке. И не только среди потребителей, но и среди дилеров, продающих технику, которые рассматривают лизинг как основной инструмент увеличения своих продаж. В некоторых регионах наши дилеры продают до 80 % техники только через нашу лизинговую компанию. Рост продаж возможен прежде всего за счёт развития лизинга и адаптации продукта к условиям нашего рынка».
Директор по продажам дорожно-строительной техники ООО «Тимбермаш Байкал» (официальный дилер John Deere и Manitou) Дмитрий Зимирев
«Порядка 70-80 % сделок в нашей компании проходит через лизинг, клиенты выбирают в основном этот финансовый инструмент. По моему мнению, в будущем покупки машин в лизинг будут расти».
Специалист отдела продаж ООО «ТЦ Мегаполис-Красноярск» (официальный дилер Bobcat) Сергей Бокушев
«Около 70 % сделок сейчас проходят через лизинг. В этом году пока ещё невозможно сказать, насколько он востребован среди потребителей, данный рынок только начинает раскачиваться. Я думаю, что рост продаж через лизинг будет, потому что любой потребитель старается не выводить деньги из оборота, а разбивать на какой-то определённый срок».
Руководитель отдела продаж ООО «Енисей-М» (официальный дилер Hyundai, Komatsu, Tarsus, Bobcat) Таисия Марущак
«Более 50 % наших сделок по спецтехнике идут через лизинг. Покупатель на начальном этапе тратит меньше средств, соответственно, сам пакет покупки может быть гораздо больше.
К тому же, можно дополнительно к машине приобрести навесное оборудование, которое в лизинг отдельно не кредитуется. Лизинг — это двойная выгода: клиент заплатит примерно одну треть от стоимости покупки и при этом может пользоваться имуществом и таким образом зарабатывать. В отличие от обычной покупки, где надо вложить сразу порядка 4-5 млн, компания будет постепенно «отбивать» потраченные средства.
По опыту своей работы могу сказать, что за последние два года число сделок в лизинг значительно выросло. В Красноярске потребность в машинах есть, особенно на фоне строительства объектов Универсиады, реализации проекта «Безопасные и качественные дороги». Объёмы заявлены достаточно большие, и не у всех компаний есть достаточные ресурсы. Именно поэтому многие приобретали спецтехнику в лизинг. Я думаю, что рост таких сделок будет увеличиваться и дальше. Часть техники уже закуплена, но потребность в ней все равно сохранилась. По моему мнению, спада в ближайшее два года точно не будет».
Руководитель направления продаж ООО «Карьерные машины» (официальный дилер «RM-Terex») Евгений Береснев
«Около 60 % процентов сделок проходят через лизинг, сейчас этот инструмент очень востребован. Динамика лизинга постепенно идёт наверх, не такими большими рывками, но всё-таки движется. На начальном этапе внедрения этого финансового инструмента были сложности из-за незнания, что это такое, как этим пользоваться.
Сейчас развивается клиентоориентированность, к тому же работает субсидирование от государства, также существуют программы снижения ставок, способствующие продажам техники в лизинг».
Руководитель сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг» Михаил Цыкунов
«Востребованность лизинга в последние годы неустанно растёт, так как это отличный инструмент пополнения и модернизации технического парка предприятий. За 9 месяцев 2018 года объём нового бизнеса вырос на 42 %, превысив 1 трлн рублей, вероятнее всего в 2019 годы такого лавинообразного роста ожидать не следует, рынок немного успокоится и рост будет в пределах 20-30 %. При условии отсутствия серьёзных внешних потрясений, среднесрочный прогноз также положительный и в перспективе ещё трёх лет я вижу, что у рынка есть потенциал роста».
Руководитель направления оценки спецтехники и грузовой техники ГК «Альфа-Лизинг» Кирилл Осипов
«99 % всей спецтехники и коммерческого транспорта покупают в лизинг, это основной инструмент их реализации. Рост продаж зависит от условий лизинга и от состояния рынка коммерческой и специальной техники».
«Рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн (класса КАМАЗ) показывает динамичный рост, начиная с 2016 года.
2015-16 гг. — период начала увеличения доли лизинга в общем объёме рынка грузовой автотехники. Драйвером послужили госпрограммы субсидирования отрасли, стартовавшие в 2015 году.
Увеличивающийся рынок лизинга грузовой техники «потянул» за собой общий рынок грузовиков, который в 2016 году показал увеличение на 11 %, а уже в 2017 г. — на 53 %. Прошедший год также продемонстрировал увеличение рынка грузовой автотехники, но всего на 7 %.
Доля лизинга в общих продажах грузовиков по итогам прошлого года достигла почти 70 %. Прогноз на текущий год — сохранение доли лизинга на рынке грузовиков, но снижение ёмкости обоих рынков: и грузовой техники класса КАМАЗ, и рынка лизинга этой автотехники».
«Если бизнес сезонный, целесообразно изначально разработать график лизинговых платежей, что возможно сделать только при заключении договора. Изменение конъюнктуры рынка позволит совершить реструктуризацию лизинговых платежей. В самом крайнем случае, особенно после 2-3 лет добросовестного исполнения условий договора лизинга, стоит обсудить продажу техники. При благоприятной ситуации на рынке после погашения всех расходов лизинговой компании возможно частичное возмещение лизинговых платежей. Существуют различные варианты, именно поэтому, на мой взгляд, лизинг и становится все более популярным инструментом для приобретения нового оборудования».
— Существует мнение, что лизинг гораздо выгоднее и удобнее, чем покупка в кредит. Так ли это и почему?
«Неоспоримым преимуществом лизинга являются налоговые послабления, которые получает компания — лизингополучатель. Кроме того, лизинг можно получить на длительные сроки, и, в отличие от кредита, отсутствует необходимость в дополнительном залоге. Также разница в скорости рассмотрения заявки, в случае использования экспресс-программ, сделку можно оформить менее чем за 3 дня».
«Лизинг удобнее, чем кредит, поскольку, как правило, не требуется залог в качестве дополнительного обеспечения, техника находится в собственности лизинговой компании до истечения срока лизинга.
Как правило, лизинговые сделки являются пакетными, когда лизинговая компания сама осуществляет страхование техники по выгодным тарифам, ставит технику на учёт, платит транспортный налог, и эти расходы включает в лизинговые платежи. Лизинговые компании гораздо более гибкие в оценке бизнеса и финансового состояния клиента, так как они ближе к продажам техники, чем банк и лучше понимают реальную картину сегодняшнего рынка».
«Это на самом деле так, во-первых, существуют налоговые льготы по лизингу, когда компания может, например, возместить НДС и экономит по налогу на прибыль. В случае же с банковским кредитом НДС можно возместить только после того, как клиент уже полностью выплатит кредит и только с суммой процентов. Во-вторых, по лизингу существует много программ субсидирования: как краевых, так и на местном уровне, по Красноярскому краю. Поэтому, конечно, выгоднее воспользоваться лизингом».
«Карьерные машины» Евгений Береснев
«У лизинга есть свои преимущества. Если покупать в кредит, все проценты ложатся не в основные фонды. Купленная в лизинг машина окупается за 3-5 лет. Таким образом, клиент получает технику, полностью освобождённую от налогов и выплат. Муниципальному или государственному предприятию покупать в лизинг будет сложнее, потому что там для них действует своя форма закупок».
«СоюзХимТранс-Авто» Никита Бушуев
«Во многих случаях это действительно так. Зачастую приобретение техники в кредит обходится дороже по процентной ставке, чем заключение договора лизинга. Разница в итоговой цене между автокредитом и лизингом — 20-25 %».
«Вольво Финанс» Никита Волкович
«В целом это верно, особенно в отношении розничного бизнеса. В любом случае в работе с каждым клиентом следует внимательно анализировать большое количество данных с целью поиска оптимального финансового инструмента и определения его структуры. Очевидно, что финансовый лизинг популярен в России за счёт возможности применения ускоренной амортизации, а также благодаря оптимальному соотношению размера финансирования и обеспечения, которым выступает право собственности лизингодателя на предмет лизинга. Благодаря этим критериям лизинг выглядит более привлекательным по сравнению с кредитом. Однако важно, чтобы лизингополучатель в полной степени обладал компетенциями, которые позволят без негативных последствий применять налоговую льготу. Порой для этого приходится вносить коррективы в учётную политику организации».
«Лизинговая компания «КАМАЗ» Андрей Гладков
«По отношению к объекту лизинга применяется ускоренная амортизация, что позволяет значительно снизить стоимость оборудования к окончанию срока сделки. В случае с основными средствами, приобретёнными в кредит, законодательством не предусмотрено применение данного механизма. При кредите банки продают просто деньги, а при лизинге от производителя мы предлагаем комплексную услугу — подбор автомобиля по запросу, сотрудничаем со всей дилерской сетью России.
Клиент может также получить дополнительные скидки от автопроизводителя».
«ЛХ Файнэншл Сервисез» Эдуард Анашкин
«На данный момент лизинг как финансовый инструмент, не ограниченный собственным регулятором, гораздо лучше приспособлен к потребностям конечного заказчика и гибче реагирует на них. Лизинговые компании могут предложить, например, сезонные графики платежей, небольшие платежи до момента ввода в эксплуатацию, реструктуризацию в случае возникновения разрывов ликвидности на том или ином этапе деятельности заказчика».
«Кредиты используют редко. Это связано с природой лизинга: машина находится в собственности лизинговой компании, поэтому она готова брать на себя больше рисков и предлагать клиенту более длительные, чем при кредите, сроки финансирования и комфортные первоначальные взносы. Клиенту удобнее воспользоваться лизингом, так как он, в отличие от кредита, не требует дополнительного обеспечения.
По фирменным программам производителей условия для клиентов, как правило, ещё комфортнее. Например, наш партнёр по программе JCB Finance «ЮниКредит Лизинг» имеет глубокую экспертизу в отрасли, понимает ликвидность нашей техники, профиль и нужды клиента. Как правило, банки не обладают такой глубиной знания рынка. Они рассматривают риски внимательнее и дольше, в то время как в нашей программе используется скоринг для принятия предварительного решения за 20 мин, а окончательное решение принимается за 2 дня. При лизинге клиенту не нужно предоставлять большой пакет документов — по JCB Finance нашим клиентам доступен продукт «Без финансовых документов», что невозможно при кредите».
«Физлицам или ИП можно рассмотреть вариант покупки спецтехники в кредит. Основное преимущество лизинга — это всё-таки НДС. Для предпринимателей лизинг тоже доступен, многие на определённых условиях приобретают даже б/у технику».
— Лизинг облагается НДС. С учётом увеличения в этом году ставки на 2 %, насколько условия стали жёстче?
«ЛК «Дельта» Ирина Бирюкова
«У нас условия абсолютно не изменились, НДС увеличился, но при схеме лизинга клиент может ежемесячно подавать в налоговую возмещение НДС, то есть, с каждого лизингового платежа. Причём он возмещает НДС с суммой договора финансовой ренты».
«Енисей-М» Таисия Марущак
«Мы пока что этого не прочувствовали, и я думаю, что клиенты тоже. Возможно, лизинговые компании пытаются сгладить свои ставки, немного их регулируют, но в целом серьёзных изменений нет».
«СоюзХимТранс-Авто» Никита Бушуев
«Ставки повышены, это безусловно. Однако рынок лизинговых компаний высококонкурентный. Те, кто владеет большим парком, смогут предложить более выгодные условия для потенциальных потребителей, возьмут товарооборотом; те же, чьи транспортные ресурсы ограничены, пытаясь привлечь новых лизингополучателей, скорее всего, изобретут новые варианты предложений (дополнительные опции, кросс-партнёрские предложения и акции)».
«Альфа-Лизинг» Кирилл Осипов
«Одно из важных отличий — это ставка, которая, как правило, ниже кредитной. Также лизинг в большинстве случаев не требует дополнительных залогов кроме самого предмета лизинга, предоставления финансовой отчётности и доступен для бизнеса с минимальными финансовыми показателями. Кредит же оформить без финансовой отчётности невозможно — там более жёсткие требования».
«Лизинговая компания «КАМАЗ» Андрей Гладков
«С 01.01.2019 года на рынке действует новая ставка НДС 20 %. Все товары, работы и услуги, по которым ранее применялась ставка 18 %, с 2019 года облагаются НДС по ставке 20 %. Мы приобретаем имущество с новой ставкой, по новой ставке облагается и сама лизинговая услуга. Безусловно, это привело к увеличению стоимости лизинговой услуги. Условия жёстче не стали. Теперь стоимость услуги оплачивается по повышенной на 2 % ставке.
Однако клиенты, работающие с НДС, также получили возможность принимать к вычету НДС по повышенной ставке, поэтому стоимость услуги для них существенно не изменилась».
«Альфа-Лизинг» Никита Волкович
«В среднесрочной перспективе мы не ожидаем значительного изменения условий, выходящих за уровень компенсации увеличенного размера НДС. Однако рынок лизинга в целом в значительной степени зависит от политики ЦБ в рамках контроля стоимости денег в экономике, что, в свою очередь, напрямую связано с фазами развития кризисных явлений. При сбалансированной монетарной политике властей сегмент лизингового финансирования продолжит своё активное развитие».
«ЛХ Файнэншл Сервисез» Эдуард Анашкин
«В связи с повышением ставки НДС увеличиваются соответственно стоимость техники и лизинговые платежи. Это увеличивает стоимость лизинга в размере увеличения НДС.
Ставки процентные и ставки удорожания не меняются. Лизинговые компании, которые возмещают НДС, всегда проверяют финансовое состояние своих контрагентов, поэтому, на мой взгляд, ужесточения условий из-за повышения ставки НДС не будет».
— Какой тип лизинга наиболее выгоден: финансовый, оперативный, возвратный?
«В основном, финансовый, наши клиенты предпочитают именно его».
«Енисей-М» Таисия Марущак
«Каждый клиент определяет тип лизинга в соответствии с целями и приоритетами. Многое зависит от масштаба и, как следствие, возможностей компании.
Например, когда мы делаем расчёт клиенту, предлагаем ему несколько вариантов, и он сам выбирает типы платежей и систему кредитования».
«СоюзХимТранс-Авто» Никита Бушуев
«Важно понимать, для каких целей берётся техника. Например, лизингополучатель планирует самостоятельно распоряжаться своей техникой по истечение срока лизинга, он планирует работать «на себя» и не обрастать парком техники — финансовый лизинг, это самый простой и удобный способ уже завтра сесть в автомобиль, чтобы начать на нем зарабатывать. Если потребитель организует бизнес по сдаче в аренду техники для заработка — можно сделать выбор в пользу оперативного лизинга. Этот тип предполагает, что арендуемая техника остаётся во владении лизингодателя.
Возвратный лизинг выгоден тем, что даёт возможность снизить налогооблагаемую базу и чаще всего используется одной организацией от разных юридических лиц. В каждом виде лизинга своя выгода, зависящая от долгосрочных целей потребителя».
«ЛХ Файнэншл Сервисез» Эдуард Анашкин
«Возвратный лизинг сложно сравнивать с другими его видами, так как в этом случае фирма продаёт лизинговой компании для получения прибыли своё имущество, а затем берёт его обратно в лизинг. Такой метод широко распространён в мировой практике для получения оборотного капитала. Финансовый лизинг подразумевает под собой переход права собственности на имущество к лизингополучателю по окончании срока лизинга. Это выгодно для компаний, планирующих использование техники в долгосрочной перспективе и после окончания срока лизинга, так как его срок в нашей стране всё же меньше, чем период полезного использования, к примеру, строительной техники.
Оперативный лизинг — передача того или иного оборудования в аренду. Это интересно компаниям, которые привлекают технику для реализации определённых проектов и не планируют использовать её в дальнейшем».
John Deere Financial Александр Редкин
«Формально, в нашем законодательстве нет такого понятия, как оперативный лизинг. Тем не менее, некоторые лизинговые компании предлагают клиентам сделки по похожей структуре. В данном случае формируется выкупной платёж, который обеспечивает дилер, продающий технику, отдельным договором обратного выкупа. Это интересный инструмент и для клиентов, и для дилеров, который может потенциально формировать рынок достаточно новой б/у техники в хорошем состоянии, которая была обеспечена обязательным сервисным контрактом. У такой схемы есть и минусы, так как заранее оговорённая стоимость выкупа может оказаться гораздо ниже рыночной через 3-4 года, и клиент сам может захотеть выкупить эту технику за 30 % от стоимости, чтобы в дальнейшем самостоятельно продать за 50 %. По сути, единственный нормальный рабочий продукт — это финансовый лизинг».
«Вольво Финанс» Никита Волкович
«Самый популярный — финансовый. На протяжении многих лет не прекращается полемика на тему возможности применения налоговых льгот к оперативному и возвратному лизингу, что в определённой степени сдерживало многих лизингодателей от наращивания своей активности в этих сегментах бизнеса.
Отмечу, что каждый из видов лизинга направлен на удовлетворение разных потребностей клиентов. Финансовый используют для инвестиций в расширение или обновление основных средств, в которых лизингополучатель нуждается в рамках долгосрочного планирования своей производственной деятельности.
Оперативный лизинг направлен на обеспечение производственного рычага клиентам в течение ограниченного времени. При этом право собственности в конце срока остаётся за лизингодателем.
Лизингополучатель возвращает оборудование в состоянии, оговорённом в договоре, после чего отношения заканчиваются.
Оперативный лизинг также набирает популярность среди тех компаний, которые стремятся оптимизировать свои ресурсы и прибегают к аутсорсингу максимально возможного количества процессов. Примером может служить приобретение экскаватора или грузовика с включением в стоимость лизингового платежа таких услуг, как полное сервисное обслуживание, страхование, регистрация и учёт на балансе лизингодателя, замена шин, телематика и пр. Это выгодно тем клиентам, бизнес которых не может быть распланирован на очень длительный период или не позволяет обеспечивать дополнительную обслуживающую инфраструктуру, например, содержать склад запчастей или нанимать технических специалистов для поддержки максимально эффективного функционирования приобретённого оборудования.
Возвратный лизинг, по сути, является псевдо-кредитным инструментом. Он направлен только на обеспечение ликвидности клиента путём получения в обеспечение оборудования, бывшего в собственности этого же клиента и переводимого на период финансирования в собственность лизингодателя. Возвратный лизинг не может рассматриваться как альтернатива финансовому или оперативному, так как имеет совершенно иную природу».
«Интерлизинг» Михаил Цыкунов
«Финансовый лизинг — наиболее применяемая форма в нашей стране. В сделке принимают участие 3 стороны. Лизинговая компания приобретает имущество у поставщика и затем передаёт его в пользование лизингополучателю. При завершении действия договора техника переходит во владение клиента.
Оперативный лизинг (операционный) заключается в том, что по окончании договора предполагается возврат техники лизинговой компании. Сейчас в России данный вид инвестиционной деятельности только начинает своё развитие, и доля с каждым годом растёт, чаще всего такой вид лизинга применяют кэптивные к поставщикам лизинговые компании, (хотя в нашей компании такие сделки имеются), так как отлично знают экономическую ситуацию рынка инвестиционных продуктов как новых, так и бывших в употреблении, к тому же, они обеспечивают ремонт и техобслуживание предмета лизинга.
В возвратном лизинге поставщик и лизингополучатель — это одно и то же лицо. Можно сказать, что это двухсторонняя лизинговая сделка.
При заключении договора данного вида инвестиционной деятельности организация продаёт имущество (основные средства) лизинговой фирме и берёт это имущество в лизинг. Кроме того, те фирмы, которые на момент приобретения оборудования по каким-то причинам не могли или зачастую не знали о возможностях лизинга, используют все его преимущества после приобретения в собственность оборудования. Данная схема часто применяется при получении налоговых льгот, которые предусмотрены для договора финансовой аренды».
JCB Finance Оксана Евтушевская
«В России оперативный лизинг в реальном его значении присутствует только у нескольких игроков, специализирующихся на лизинге автопарков для ограниченного количества крупных клиентов. В нашем сегменте одним из ограничений для использования оперативного лизинга является отсутствие понятных остаточных стоимостей (Residual value) на рынке спецтехники».
«Лизинговая компания «КАМАЗ» Андрей Гладков
«Ценным преимуществом финансового лизинга является поддержка государства посредством программ субсидирования, которая позволяет сделать лизинговое предложение очень доступным и привлекательным для потребителя.
Срок договора оперативного лизинга (аренды) существенно меньше срока полезного использования объекта. Обычно предметом оперативного лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении арендатора активы (может не быть третьей стороны — продавца). По окончании договора объект оперативного лизинга, как правило, возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо, как исключение, выкупается арендатором по остаточной рыночной стоимости.
Арендная ставка по оперативному лизингу может быть выше, чем по финансовому. Но может быть ниже, в случае, когда стороны договорились, что лизингополучатель уплачивает только определённый объём стоимости имущества, а оставшаяся выкупная стоимость (например, 30 %) не уплачивается, и лизингодатель не передаёт технику в собственность.
«Возвратный лизинг» используется как механизм привлечения финансирования. Порой компании выгодно продать собственное имущество, после чего взять его в аренду. В результате продавец (в последующем арендатор), получив оплату по договору от покупателя (в последующем арендодатель), фактически продолжает пользоваться проданным имуществом, уплачивая при этом арендную плату.
Экономическим эффектом от данной операции является высвобождение оборотных средств, сбалансированность расходов и налоговых платежей, улучшение финансового состояния.
Однако с применением данного вида лизинга нужно быть крайне осмотрительным. Зачастую контролирующие органы могут признать сделку притворной и отказать в признании расходов по налогу на прибыль и в вычете НДС.
Для подтверждения обоснованности совершения подобных сделок необходимы серьёзные аргументы, подтверждающие наличие деловой цели, и расчёты экономической эффективности сделки. Ведь факт заключения такого договора не свидетельствует о получении необоснованной налоговой экономии».
— Реально ли приобрести технику в лизинг без авансового платежа?
«Практически нет, любая лизинговая компания принимает минимальную стоимость от платежа — порядка 15-20 % от общей цены».
«Интерлизинг» Михаил Цыкунов
«В начале дайайте разберёмся, что такое аванс в лизинговой сделке. Аванс — это финансовое состояние клиента, влияющее на закрытие риска лизинговой компании, также на аванс очень сильно влияет ликвидность имущества, передаваемого в лизинг. Например, легковой автомобиль будет является высоколиквидным имуществом, а линия для производства чего-либо, спроектированная для конкретно клиента, будет низколиквидной, исходя из этого могу сказать, что по ряду сделок оформить лизинг с нулевым авансом возможно».
«СоюзХимТранс-Авто» Никита Бушуев
«Да, существует механизм предоставления имеющейся в собственности техники в качестве обеспечения по лизингу, однако я не могу вспомнить примера приобретения техники без авансового платежа».
John Deere Financial Александр Редкин
«В последнее время видна тенденция к снижению авансовых платежей до 15 или даже 10 %. Но мне неизвестны лизинговые компании, которые массово заключают сделки с 0 % авансовым платежом. Стандартный минимальный аванс на рынке — 20 %. Компании могут делать исключения и снижать авансы для своих текущих проверенных клиентов или компаний с очень хорошей отчётностью, либо под какое-либо дополнительное обеспечение, но это скорее исключения, а не массовый продукт».
«Енисей-М» Таисия Марущак
«Честно говоря, не сталкивалась с таким. Я знаю, что самый минимальный аванс у нас был 10 %. Это была достаточно крупная сделка о поставке порядка 4-5 единиц. В данном случае компания пошла навстречу клиенту. Некоторые компании работают в программе Trade-in — они берут старую технику, производят через свои компании оценку б/у техники и покупают новую в счёт оплаты аванса».
«Вольво Финанс» Никита Волкович
«Каждый лизингодатель самостоятельно определяет риски и принимает решение о размере аванса в соответствии с установленным подходом. Нельзя однозначно говорить о невозможности приобретения техники в лизинг без авансового платежа, особенно принимая во внимание готовность кэптивных лизинговых компаний бороться за клиента до последнего, предлагая, в том числе, снижение аванса. Но и сегодня такой нулевой аванс для розничного клиента — скорее редкость. В ближайшее время начнётся более комплексное регулирование лизинговой отрасли в России Центральным банком. В частности, он будет внимательно контролировать принципы, по которым лизинговые компании анализируют клиентов, и соответствие этого анализа кредитным рискам, в том числе размеру аванса. Таким образом, вполне вероятно, что в среднесрочной перспективе у розничных клиентов будет ещё меньше возможностей получить финансирование без аванса».
— В каких случаях потребитель может лишиться техники, приобретённой в лизинг?
«Тимбермаш Байкал» Дмитрий Зимирев
«Очевидно, если он не платит ежемесячные платежи, лизинговая компания имеет право изымать технику. Например, с нашими клиентами такое происходит нечасто, можно сказать, что конфискации не было ни разу. Как правило, клиент, который выбирает технику для определённой работы, всегда платит вовремя».
«Енисей-М» Таисия Марущак
«Компании относятся к просрочке достаточно лояльно. Никто не приходит сразу изымать машину, обе стороны могут договориться. На самом деле, за последние годы конфиската практически не было. Если в 2014-2015 годах было конфисковано очень много техники, то сейчас платежи поступают стабильно».
«СоюзХимТранс-Авто» Никита Бушуев
«Потребитель может лишиться техники (в зависимости от условий договора) в случае несоблюдения сроков оплаты. Обычно этот срок от 1 месяца до 3-х, и такие случаи на моей практике не так уж редки — около 30 %».
«ЛК «Дельта» Ирина Бирюкова
«Изначально лизинговая компания, конечно, обращается, выясняет причины, ищет пути решения, пытается найти компромисс, но, когда ситуация становится безвыходной, доходит и до изъятия техники. Но это уже крайняя мера. Обычно компании стараются до такого не доводить».
«Вольво Финанс» Никита Волкович
«В большинстве случаев лизингодатели стремятся урегулировать проблему без изъятия техники. Возможность прекращения договора лизинга предусмотрена законодательно, а кроме того, всегда дополнительно описывается в самом таком договоре. Объём изъятий обычно нарастает с небольшим временным лагом после появления негативных тенденций в экономике в целом или в отдельно взятой отрасли. Важно, что в последние годы на рынке лизинга не фиксировалось значительное количество изъятий. В большой степени это является результатом более сдержанной кредитной политики лизингодателей, которые после кризиса 2008-2009 годов внесли существенные коррективы в свою оценку рисков».
— Целесообразно ли приобретать в лизинг поддержанную технику?
«Тимбермаш Байкал» Дмитрий Зимирев
«Надо смотреть на состояние б/у техники. Если за машиной следили, проводили плановые ТО, она будет хорошо работать и дальше. Если машина совсем «убитая», приобретать её нет смысла. Безусловно, риски есть, поэтому мы всегда проверяем машины, проводим диагностику. В некоторых случаях мы помогаем клиенту выбрать машину для уверенности в дальнейшей эксплуатации».
Таисия Марущак, «Енисей-М»
«Да, потому что не у всех клиентов есть возможность приобретать новую. Если рынок богат поддержанной техникой, почему нет? Риски есть, несомненно, люди это понимают, когда берут более дешёвые машины. Мы как дилеры стараемся помогать клиентам проводить диагностику, проверять опции и так далее. При покупке в лизинг клиент всё-таки больше заинтересован в покупке новой техники, потому что первоначальный платёж будет значительно ниже, чем стоимость поддержанной машины. Допустим, б/у погрузчик обойдётся в 2 млн рублей, а при покупке нового через лизинг нужно внести аванс в размере около 1 млн рублей».
«Карьерные машины» Евгений Береснев
«Я не вижу в этом никакого смысла, потому что сейчас рынок позволяет подобрать новую технику в лизинг в хорошем ценовом диапазоне, с выгодными условиями. Покупку б/у можно сравнить с лотереей, лучше доплатить и купить новую машину, чем рисковать и покупать подержанную».
John Deere Александр Редкин
«Если вам удалось найти технику, изъятую лизинговой компанией, и та профинансирует её и дальше, это может быть очень выгодной сделкой. Мало кто начинает нарушать платёжную дисциплину в конце срока лизинга, в основном проблемные сделки видны сразу. В итоге у вас почти новая техника с хорошим дисконтом и с готовым под неё финансированием».
«Вольво Финанс» Никита Волкович
«Лизинг интересен не только за счёт ускоренной амортизации, которая в случае с б/у оборудованием может быть неактуальна для налоговой оптимизации. Это ещё и наиболее сбалансированное финансовое решение. Поэтому можно сказать, что и б/у оборудование может быть приобретено в лизинг, что станет быстрым и эффективным решением».
«ЛК «Дельта» Ирина Бирюкова
«Это может быть целесообразно, если техника подержанная, но с небольшой наработкой, или год выпуска не очень давний. При этом клиент может сэкономить значительную часть средств, потому что и подержанная техника может быть в хорошем состоянии, но стоит гораздо дешевле аналогичной новой. Это выгодно компаниям, которые только заходят на рынок и начинают свой бизнес, либо не очень давно работают и не располагают большим собственным капиталом, для них это может быть запасным решением. У нас доля сделок с подержанной техникой составляет около 30 %».
«Интерлизинг» Михаил Цыкунов
«Наша компания работает по сделкам с подержанной техникой, но есть ряд нюансов. Во-первых, аванс по такой сделке будет чуть выше. Во-вторых, приобретение техники должно быть осуществлено у юридического лица, являющегося плательщиком НДС. Ну и самое главное, чаще всего подержанная техника не имеет гарантии, что может отразится на дальнейшей её эксплуатации и все расходы по ремонту лягут на лизингополучателя».
«ЛХ Файнэншл Сервисез» Эдуард Анашкин
«Я считаю, что необходимо учитывать срок полезного использования техники, её состояние и многие другие факторы. Если говорить о продукции ООО «Либхерр–Русланд», то 5-7-летнюю технику при сроке лизинга от 3 до 5 лет вполне возможно приобрести с использованием лизинга. Более целесообразно всё же рассматривать каждый случай отдельно. Иногда, несмотря на разницу в цене, лучше купить новую модель».
«Альфа-Лизинг» Кирилл Осипов
«К б/у-технике предъявляются более строгие условия и требуется чуть больше документов. Для лизинговой компании важно понимать, в каком состоянии находится данное оборудование и на сколько оно ликвидно. Требуются следующие документы: диагностическая карта, фото, ПТС».
— В случае серьёзной поломки техники на чьи плечи ложится её обслуживание?
«Тимбермаш Байкал» Дмитрий Зимирев
«При покупке новой техники действует гарантия, которая покрывает все предусмотренные поломки. Если клиент проводит требуемое техническое обслуживание, к машине не возникает никаких нареканий. При поломке, даже если она случилась в гарантийный период, компания покрывает расходы. Мы выезжаем и ремонтируем эти машины согласно договору».
«Лизинговая компания «КАМАЗ» Андрей Гладков
«В случае поломки автотехники, взятой в лизинг, ответственность за обслуживание лежит на потребителе. В отличие от конкурентов, «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» помогает клиенту в случае серьёзной поломки, способствуя ускорению процесса взаимодействия с сервисным центром. Наш лизингополучатель обязан проходить ТО только в официальных сервисных центрах, а также обеспечивать правильную эксплуатацию автотехники.
С момента подписания акта приёмки-передачи право владения и пользования, а также все риски утраты, гибели, ареста, повреждения имущества, риск несоответствия предмета лизинга целям использования, риски преждевременной поломки, ошибки, допущенной при монтаже или эксплуатации имущества, иные имущественные риски и связанные с этим убытки переходят к лизингополучателю. Лизингополучатель также несёт гражданскую ответственность, возникающую из права владения и пользования имуществом во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством. С даты приёмки имущества лизингополучатель принимает на себя все права требования лизингодателя в соответствии с действующим законодательством в части комплектности, качества, гарантийного, послегарантийного и технического обслуживания имущества и освобождает лизингодателя от всех связанных с этим убытков и судебных разбирательств».
«ТЦ Мегаполис-Красноярск» Сергей Бокушев
«Мы как поставщик заключаем договор, поэтому несём ответственность перед лизинговой компанией, которая, в свою очередь, несёт ответственность непосредственно перед потребителем».
«СоюзХимТранс-Авто» Никита Бушуев
«Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 164-ФЗ, лизингополучатель за свой счёт осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга».
«Вольво Финанс» Никита Волкович
«В соответствии со сложившейся практикой, если простой вызван поломкой, не являющейся гарантийным случаем, лизингополучатель не сможет приостановить платежи до момента заключения с лизингодателем отдельного дополнительного соглашения. Во избежание подобных ситуаций, лизингодатель заинтересован в финансировании только качественного оборудования».
— Регулирует ли договор между лизингополучателем и компанией вопрос убытков из-за простоя техники? Подключают ли в этом случае страховщиков лизинговых сделок?
«Тимбермаш Байкал» Дмитрий Зимирев
«Если говорить про наш сервис, мы стараемся реагировать в кратчайшие сроки. Соответственно, техника долго не простаивает, и клиенту не приходится нас ждать. Страховщиков лизинговых сделок подключают очень редко, только по желанию клиента».
«СоюзХимТранс-Авто» Никита Бушуев
«Если лизингополучатель плохо просчитает риски и простои техники, это приведёт к расторжению договора из-за невозможности внести платёж. Поэтому очень важно разложить ситуацию на перспективу, уже сейчас подготовиться и учесть сезонность, загруженность, возможные неисправности. Не полениться и подсчитать, в каких суммах будут выражаться те или иные убытки.
Если транспортная компания даёт грузовой автомобиль в лизинг, то она обязуется обеспечивать загрузку этого автомобиля. Что же касается страховщиков лизинга, то их услуги удорожают стоимость лизинга, но и эффект есть — они страхуют риски».
«Вольво Финанс» Никита Волкович
«Обслуживание ремонта при поломке будет ответственностью лизингодателя только в том случае, если это предусмотрено договором лизинга. На практике такие случаи редки: даже если в договор включён сервисный контракт, ответственность за восстановление оборудования после поломки будет лежать на станции (поставщике), гарантирующем обеспечение ремонта в рамках этого сервисного контракта.
Страховые компании пока не могут предложить стандартного страхового продукта, закрывающего риск простоя при поломке. Но, по нашим данным, такие попытки предпринимаются. Надеемся, что со временем у клиентов появится возможность страхования и такого риска».
«Интерлизинг» Михаил Цыкунов
«При заключении лизинговой сделки подписывается трёхсторонний договор купли-продажи, где ответственность в гарантийные сроки имущества ложится на продавца, но в случае, если лизингополучатель пренебрегал правилами эксплуатации, либо использовал не по назначению предмет лизинга, вся ответственность ложится на лизингополучателя. Все сделки в лизинге без исключения страхуются и в случае наступления страхового случая, страховая компания берёт эти убытки на себя, выплачивая стоимость ремонта или при наступлении полного уничтожения лизингового имущества, лизинговой компании, либо, по соглашению, лизингополучателю».
«ТЦ Мегаполис-Красноярск» Сергей Бокушев
«Я ни разу не встречал, чтобы в договорах регулировался вопрос простоя техники. Это личное дело клиента: он может её использовать или не использовать на своё усмотрение. Главное, необходимо вносить ежемесячный платёж, который заложен в договоре».
«Енисей-М» Таисия Марущак
«Вообще, договор не регулирует этот вопрос. У нас был случай, когда клиент договорился с лизинговой компанией, что с весны до осени он будет платить в два раза больше, а в зимний период платить меньше.
Среднегодовая сумма вышла одинаковая, но схемы платежей были согласованы индивидуально в связи с сезонностью работы».
«ЛХ Файнэншл Сервисез» Эдуард Анашкин
«Во время простоя техники необходимо понимать его причину. Если речь идёт о гарантийном случае, то поставщик осуществляет ремонт.
Если поломка произошла по истечении срока гарантии, то ремонт оплачивается лизингополучателем. В случае изменения конъюнктуры рынка данный простой является экономическим риском лизингополучателя, однако лизинговые компании более гибко реагируют на подобные ситуации и могут предложить, например, реструктуризацию платежей, особенно в случаях с крупной строительной, портовой или горнодобывающей техникой. Главное — находиться в контакте с лизинговой компанией и не замалчивать проблемы».
«ЛК «Дельта» Ирина Бирюкова
«В любом случае вся техника страхуется, поэтому нужно понять, страховой это случай или нет. Зачастую это происходит по страховке: у нас расширенная страховка, куда входят, например, такие риски, как самовозгорание и так далее».
«Лизинговая компания «КАМАЗ» Андрей Гладков
«Неиспользование техники может быть по ряду причин: угоны, несчастные случаи, стихийные бедствия, катастрофы и т. д. В этом случае мы предлагаем клиенту реструктуризацию лизинговых платежей. Идём навстречу. Сезонность бизнеса мы тоже учитываем. Удобство клиента важно для нас. Все это индивидуально».
Модераторы: Артём Щетников
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: