Испытания дорог после ремонта

В России стартовал уже второй национальный проект по приведению автомобильных дорог в надлежащее состояние (подробно об этом мы писали в №4 (34) за этот год).

Масштабные работы идут по всем регионам. Тем не менее, у жителей возникают сомнения в результатах: ведь дороги у нас ремонтируют ежегодно, но почему-то через год-два о многих из них СМИ сообщают, что там вновь требуется починка. Сегодня за виртуальным круглым столом с экспертами разбираем, как же принимают работу подрядных организаций.

— Как должен происходить приёмочный контроль оценки качества выполненных работ и их соответствия нормативной документации и проекту?

«Давайте сначала определимся с тем, какие виды контроля вообще существуют. Есть входной, есть операционный и есть приёмочный. Под последним мы подразумеваем, что это окончательная приёмка работ, которая ведёт к проведению оплаты за их выполнение.

 Заместитель руководителя КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю» Виктор Сабинин
Заместитель руководителя КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю» Виктор Сабинин

Приёмочный контроль состоит из трёх этапов: геодезический, лабораторный и документальный. В геодезическом проверяем соответствие геометрических параметров дороги, таких как ширина, длина, участка, элементов обочины, высоты ограждения, ровность или шероховатость, если этого требуют контракт либо нормативная документация. Лабораторный контроль проверяет качество применённых материалов: асфальтобетон, щебень и т. д. И третий вид контроля — документальный. Мы проводим оценку соответствия приложенных документов: правильно ли составлены, соответствуют ли указанные характеристики. И, безусловно, помимо всех этих контрольных этапов, мы оцениваем выполненные работы на соответствие проектной документации. То есть, те ли элементы в проекте, те ли объёмы, которые должны быть стопроцентно выполнены».

Генеральный директор ООО «РДТ-ИНДОР» Константин Ребров

«Приёмочный контроль оценки качества выполняемых работ должен осуществляться не в самом конце производства работ, когда проверяется «упаковка», а на этапе производства работ поэтапно, то, чем занимается строительный контроль.

И если говорить о приёмочном контроле в плане диагностики, то проверять ровность или колейность в первые дни не совсем корректно, т. к. по дороге ещё не открыто движение, и она не начала испытывать проектные нагрузки.

А вот если через месяц не появилась колейность и ровность соответствует нормативу, то можно говорить о качестве произведённых работ».

—Не будем лукавить, многие отремонтированные дороги (особенно в регионах) на следующий год начинают снова разрушаться. Причём, как полотно, так и основание. Получается, при приёмке допустили ошибки или же есть другая причина?

Начальник отдела подготовки строительства и строительного контроля Управляющей компании «Платная дорога» Анна Евгеньева
Начальник отдела подготовки строительства и строительного контроля Управляющей компании «Платная дорога» Анна Евгеньева

«Приёмо-сдаточные испытания проверяют соответствие выполненных работ проектным решениям. Именно проектное решение гарантирует, что в заданных условиях, при заданных эксплуатационных нагрузках проектируемый конструктив прослужит определённое количество лет, так называемый гарантированный «срок службы».

Проектная документация основана на нормативных документах и проходит проверку в органах государственной экспертизы. И вероятность ошибки в расчётах сведена к минимуму. Разрушения реконструированных / отремонтированных дорог скорее связаны с некачественной подготовкой — с недостаточностью объёма проведённых изысканий, обследований подлежащей ремонту дороги, неверной оценкой перспективной интенсивности дорожного движения.

Обследование ремонтируемой автомобильной дороги даёт представление о характере и местах разрушений, на основании чего делаются выводы, например, о недостаточной несущей способности или о подтоплении тела насыпи, или о чрезмерных нагрузках от транспортных средств. После обследования дороги необходимо проведение инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических и прочих видов изысканий. Инженерные изыскания требуют специального оборудования, времени на проведение и обработку результатов, кроме того, являются самой дорогой составляющей всего процесса под названием «проектирование». Таким образом, ответ на вопрос о причинах некачественного ремонта автодороги лежит гораздо глубже, чем «неправильно построили» или «неправильно спроектировали». Зачастую это вопрос полноты и достаточности технического задания и выделенных средств на проведение комплекса изыскательских работ».

ООО «РДТ-ИНДОР» Константин Ребров
ООО «РДТ-ИНДОР» Константин Ребров

«В Саратове после проведённого ремонта уже через неделю появилась колейность, хотя брали пробы асфальта, контролировали весь процесс и всё соответствовало документации. При подробном изучении оказалось, что не проводили работы по обследованию и не выясняли причины, приведшие покрытие в ненормативное состояние. Видимо, заказчик пошёл по лёгкому пути и просто включил аварийный участок в план по ремонту покрытия, даже не задумываясь, что причины разрушения кроются в нижних слоях дороги.

Считаю, что подрядчик должен отвечать по данным им гарантийным обязательствам, а надзорные органы должны контролировать результаты финансирования планов заказчика. Ведь они также пользуются этими же дорогами».

КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю» Виктор Сабинин

«На этот вопрос нет однозначного ответа: ошибка ли это или какие-то другие причины. Зачастую складывается ситуация, когда провести весь комплекс работ, требуемых для дороги, невозможно. То есть, условно, дорога находится в неудовлетворительном или в удовлетворительном состоянии. И при наличии существенных дефектов необходимо провести капитальный ремонт — заменить дорожную одежду, основание, провести замену земляного полотна в местах пучения или ослабления несущей способности. Но так как не хватает финансирования, то проводят обычный ремонт: укладывают один-два слоя асфальтобетона поверх старого. В результате локально происходят разрушения. Кто виноват — наверное, здесь риторический вопрос.

Но брак мог допустить и подрядчик. Он вышел и начал, к примеру, глобально экономить на толщине асфальтобетона, на качестве или количестве применяемых материалов.

И через год-два дорога начнёт разрушаться. В этом случае, если была приёмка дороги, то это именно ошибка приёмки. В любой стации надо разбираться индивидуально».

— Существуют мобильные комплексы обследования состояния дорог.

Насколько, по-вашему, они эффективны и чего не могут по сравнению с настоящей лабораторией?

УК «Платная дорога» Анна Евгеньева

«Мобильные комплексы эффективны, так как позволяют оперативно получить информацию о состоянии полотна дороги на всём протяжении исследуемого участка. Что, в свою очередь, позволяет определить участки, требующие особо тщательного обследования, которое уже проводится в стационарной лаборатории. Мобильный комплекс не предназначен для транспортировки стационарного оборудования, требующего поверки при перебазировке, или тяжёлых прессов, которые присутствуют в стационарных лабораториях.

Это удобный инструмент для мониторинга и контроля. При регулярном обследовании дорог посредством мобильных лабораторий накапливается база данных о состоянии дороги, её эксплуатационных характеристиках, качестве проведённых ремонтных мероприятий. Эта информация может использоваться как при планировании бюджета на ремонт и содержание дорог, так и для оценки качества работы подрядных организаций, в том числе — в гарантийный период».

ООО «РДТ-ИНДОР» Константин Ребров

«Мобильные комплексы поэтому и называются мобильными, что предназначены для контроля за небольшими, удалённо расположенными участками и оперативного выявления дефектных мест на них. А уже по результатам мобильных проверок подключается полноценная лаборатория для детального анализа».

КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю» Виктор Сабинин

«Мобильные комплексы предназначены для диагностики текущего состояния дороги. Задачи у них иные в отличие от полноценной дорожно-строительной лаборатории, проверяющей качество материалов».

— Проводят ли отдельные испытания битума и других вяжущих? Реально ли выявить нарушения при приготовлении асфальтобетонной смеси?

ООО «РДТ-ИНДОР» Константин Ребров

«Испытания битума проводят, но так как в работе находятся большие объёмы, то постоянный контроль каждой партии асфальтобетона фактически проблематично осуществить».

КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю» Виктор Сабинин

«В соответствии с ГОСТом 9128 асфальтобетонную смесь проверяют по более чем 10 показателям. Если мы говорим о полноценном контроле, то надо проверять по всем. Работа эта весьма трудоёмкая, и не все подрядчики это делают. Поэтому, к сожалению, мы не можем утверждать, что смесь всегда соответствует ГОСТу. В основном, приёмочный контроль проверяет два показателя: коэффициент уплотнения и водонасыщение. Но не факт, что смесь будет соответствовать по прочностным характеристикам, сдвигоустойчивости, длительному водонасыщению, трещиностойкости, которые безусловно влияют на качество. Заказчик не в силах провести весь комплекс испытаний, поэтому качество остаётся на совести подрядчика.

Что касается битума, то его качество должны проверять при входном контроле на заводе».

— Какие нарушения во время проверки отремонтированной дороги встречаются чаще всего? По каким причинам они возникают?

КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю» Виктор Сабинин

«Мы делаем упор на пользовательские качества автодороги. Любому важно ехать комфортно и безопасно, поэтому мы стараемся проверять такие показатели как ровность, качество продольных и поперечных стыков, шероховатость. И чаще мы сталкиваемся с проблемой ровности. В основном у нас объекты ремонта и без замены конструктивных слоёв, мы не можем добиться идеального покрытия. 5 сантиметров ровность не восстановят. Но подрядным организациям часто выдаём предписания об устранении поперечных стыков. Встречаются проблемы по коэффициенту уплотнения, водонасыщению, но они редки».

ООО «РДТ-ИНДОР» Константин Ребров

«Основные нарушения — это несоответствие материалов, составляющих асфальтобетонное покрытие, требованиям уплотнения и водонасыщения. Обычно это связано с качеством исходных строительных материалов, так как в регионе, в котором проводят ремонт, зачастую нет качественных мастных материалов, а привозные материалы не рассматривают по причине их дороговизны».

— Можно ли надеяться, что наши дороги будут такими же, как, к примеру, в Германии?

КГКУ «Управление автодорог по Красноярскому краю» Виктор Сабинин

«Риторический вопрос из разряда: можно ли надеяться, что у нас автомобили будут делать, как в Германии? Если не будем стремиться, то отстанем навсегда. Конечно, надо повышать качество, ужесточать требования, воздействовать на подрядные организации. Но в первую очередь необходимо, чтобы каждый человек качественно выполнял свою работу. Тогда мы получим хороший результат».

ООО «РДТ-ИНДОР» Константин Ребров

«Надежда есть. Любой специалист со стажем подтвердит, что качество дорог заметно улучшилось по сравнению с дорогами 30-40-летней давности. Просто надо строже следовать требованиям нормативной документации и контролировать строго на всем этапе строительства или ремонта от изысканий до ввода в эксплуатацию».

Модератор: Артём Щетников

Статья опубликована в журнале Грейдер №5 2019

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.