Электронные вспомогательные системы для строительной техники
Фото: topcon.pro

Системы помощи оператору ДСТ

Электронные вспомогательные системы для строительной техники хоть и присутствуют на мировом рынке довольно давно, в России ими пользуются не все и не всегда. Операторы, к сожалению, считают лишнюю электронику обузой, а иногда и вмешательством в их работу. Хотя, к примеру, в Европе подрядная организация хоть с современным парком техники, но без тех же систем нивелирования или отслеживания параметров работы вряд ли получит серьёзный контракт.

Затраты или необходимость?

Одной из причин, по которой электронные системы помощи пока ещё не стали рядовым и обыденным компонентом техники — стоимость.

Инвестировать в ту же автоматическую систему нивелирования несколько миллионов рублей готовы далеко не все.

«По сравнению со стоимостью самой машины это, как правило, значительно меньше. При этом она становится в два раза производительнее! Тут уже сразу можно увидеть преимущества экономии на второй единице техники. Кроме этого, экономия на обслуживании, расходных материалах, на поиске опытного оператора. Стандартной формулы расчёта окупаемости нет, так как на этот фактор будет значительно влиять вовлечённость машины в работу, так сказать, имеющиеся объёмы работ. Однако в среднем система окупается от месяца до полугода», — уверен главный инженер ООО «Геостройизыскания» Илья Букреев.

Тем не менее, производители как самой техники, так и всевозможных технических решений отмечают рост популярности систем нивелирования, дистанционного управления и мониторинга параметров работы.

«По причине высокой стоимости, их пока применяют в основном крупные компании, занимающиеся строительством дорог федерального значения и других масштабных инфраструктурных объектов. Данные системы устанавливают на таких видах техники, как асфальтоукладчики, грейдеры и экскаваторы. Также их используют при выполнении профилировочных работ, требующих большой точности», — говорит бизнес-консультант по уплотнительной технике JCB в России Владислав Батовалкин.

Между тем, системы дистанционного управления просто незаменимы на опасных производствах. Тот же снос зданий и сооружений, работы при экстремальных температурах из-за человеческого фактора могут привести к трагедии.

«Кроме того, подобные технологии могут повысить безопасность на рабочей площадке в целом.

На выставке ConExpo John Deere представил усовершенствованную систему обнаружения объектов позади машины, установленную на гибридном фронтальном погрузчике 944K Hybrid. Система помогает повысить ситуационную осведомленность оператора путём идентификации объектов в непосредственной близости от оборудования и тем самым предотвратить возможное столкновение.

Данная разработка — отправная точка автоматизированного управления техникой для John Deere», — рассказывает менеджер по продуктовому маркетингу John Deere Антон Веремчук.

Слежка или профилактика?

Помимо снижения рисков травматизма электронные системы призваны минимизировать выход из строя самой техники. Те, кто пользуются удалённым отслеживанием параметров строительной техники, отмечают уменьшение затрат на эксплуатацию машин, снижение риска поломки узлов и агрегатов, а также воровства топлива и самой техники.

«Компания JCB самостоятельно разработала систему JCB LiveLink. Её можно устанавливать на всю линейку машин за исключением некоторых моделей и отслеживать практически все параметры техники, получать необходимые отчёты как на стационарные ПК, так и на мобильные устройства. Система обеспечивает контроль за состоянием машин, упрощает планирование технического обслуживания, а поступающие в режиме реального времени сведения о местоположении техники помогают эффективно управлять парком и снизить расходы на страхование. Также доступны критически важные предупреждения о работе машин и журнальные записи о техническом обслуживании. Предоставляемая JCB LiveLink информация о времени работы на холостом ходу и расходе топлива помогает повысить производительность, сократить потребление топлива и сэкономить средства владельца техники», — поясняет Владислав Батовалкин.

Он также отмечает, что JCB LiveLink можно установить и на технику других производителей, что даёт заказчику дополнительное преимущество: он может получать всю информацию под единым интерфейсом.

У многих владельцев техники опасения вызывает и то, что компьютерная система может дать сбой. Да ещё и операторов учить придётся не только работе с умной электроникой, но и распознавать возможные ошибки.

«На примере систем нивелирования Topcon, могу сказать, что любой сбой в рабочей конфигурации оборудования будет сразу передан на рабочий экран бортового компьютера, и оператор моментально заметит наглядную информацию. К тому же в ряде случаев предусмотрен звуковой сигнал оповещения. Так что напортачить не удастся. К тому же, говорить об ошибках, совершаемых операторами, абсолютно неправильно. Оператор — это именно тот человек, который в первую очередь заинтересован в системах нивелирования, и он является активным пользователем подобных решений. В оборудовании Topcon используется очень дружелюбный и понятный операторский интерфейс, с которым работать легко и понятно. Наше оборудование рассчитано как раз на то, чтобы любые ошибки связанные с человеческим фактором, исключить из рабочего процесса и работать более эффективно», — успокаивает Илья Букреев.


МНЕНИЕ

Главный инженер ООО «Геостройизыскания» Илья Букреев
Главный инженер ООО «Геостройизыскания» Илья Букреев

«Универсальность — враг качеству, наверное, везде. Когда мы рассматриваем высокопроизводительное оборудование, увеличивающее производительность и качество в два и более раз, говорить об абсолютной универсальности, наверное, не стоит. Каждый строительный объект в своей части уникален по местоположению, геометрии, используемой технике, условиям работы и т. д., и именно эти условия учитывают наши специалисты при подборе наиболее оптимального решения для конкретной строительной площадки. Но тем не менее, среди многообразия решений можно выделить несколько систем, которые можно считать наиболее популярными и распространёнными. Также можно говорить о значительной взаимозаменяемости некоторых частей систем нивелирования для различных машин.

Животрепещущий вопрос сегодня: можно ли говорить об эволюции систем для автоматизированного управления ДСТ до превращения в «беспилотники»? Многие, особенно крупные компании, смотрят на своё развитие именно в этом направлении. Так что говорить можно и нужно. Сегодня вслед за беспилотными автобусами уже активно создаются и тестируются беспилотные самосвалы, так что дорожно-строительные машины в скором времени тоже ждёт тот путь».


ОПЫТ

Менеджер по продуктовому маркетингу John Deere Антон Веремчук
Менеджер по продуктовому маркетингу John Deere Антон Веремчук

«Уже более четырёх лет мы оснащаем всю нашу строительную линейку, за исключением нескольких моделей, системой JDLink и дарим каждому нашему клиенту бесплатную подписку на три года.

Данная система собирает данные с техники, проводит первичный анализ и предоставляет информацию собственнику техники для дальнейшей проработки или выводов. Помимо базовых параметров по местоположению и расходу топлива, система позволяет видеть нагрузку на двигатель, данные о состоянии систем и диагностические коды неисправностей. Кроме того, благодаря данной системе у дилеров есть возможность выполнять удалённую диагностику техники, что позволяет точнее подготовиться к выезду в случае отказа и сразу взять те запчасти, которые могут понадобиться для ремонта.

Наш официальный дилер «Тимбермаш Байкал» пошёл ещё дальше и открыл два мониторинговых центра, в которых на ежедневной основе анализируют входящие данные по 499 единицам строительной и лесозаготовительной техники. Все сотрудники центров являются опытными сервисными инженерами, поэтому на основании данных и практического опыта они дают чёткие рекомендации собственникам техники, вовремя замечают отклонения от нормы, чтобы устранить проблему на самом начальном этапе. В 95% случаев именно своевременная диагностика позволяет исключить дальнейший простой из-за более серьёзного повреждения.

При отклонении параметров работы системы от нормы на мониторах техники John Deere появляется диагностический код неисправности (ДКН). Причём ДКН бывают разного уровня – жёлтый (предупреждение), красный (аварийный), бордовый (стоп-сигнал).

Данные предупреждения также передаются через систему JDLink.

Собственник техники или уполномоченные им лица могут получать информацию о возникновении подобного предупреждения либо на телефон, либо на электронную почту. Этот код с подробным описанием на русском языке видит и сам оператор в кабине.

Однако ещё до появления ДКН некоторые проблемы можно отслеживать на уровне тенденций или статистики, чем и занимаются сотрудники мониторинговых центров дилерских организаций.

Возьмём для примера случай с перегревом: как правило, подобная ситуация возникает постепенно и вызывается внешними факторами.

Отслеживая параметры техники на ежедневной основе, сотрудники центра могут увидеть, что на машине клиента температура гидравлики при работе выше, чем на других аналогичных машинах в регионе. Далее по просьбе сотрудников центра оператор и механик проверяют машину и выясняют, что теплоотдача снижалась из-за того, что радиаторы были забиты тополиным пухом. Благодаря тому, что проблема была вовремя обнаружена и своевременно решена, клиент смог исключить вероятность реального перегрева в будущем».


Подготовил Артём Щетников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

JCB | John Deere | topcon | телематика
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: