Обязательно ли страховать спецтехнику и коммерческий транспорт?

Если ДТП на дорогах с участием легковых авто и грузовиков исчисляется сотней тысяч в год, то аварии со спецтехникой — не столь частое явление. Однако, как говорится, «редко, но метко». Последствия для владельцев усугубляются потерей финансов из-за простоя машин во время разбирательств и ремонта. От сумы да тюрьмы зарекаться, конечно, не получится, но вот минимизировать издержки можно. И нужно. Сегодня за виртуальным круглым столом с экспертами обсудим нюансы страхования техники.

Дмитрий Макаров, начальник управления андеррайтинга по страхованию имущества и ответственности СК «МАКС»

Дмитрий Макаров, начальник управления андеррайтинга по страхованию имущества и ответственности СК «МАКС»

«В первую очередь надо чётко понимать, что относится к спецтехнике, а что к автотранспорту. В нашей компании, как и в большинстве других, деление происходит по ПСМ / ПТС. По Правилам спецтехники страхуют машины, которые имеют ПСМ (так же передвижное специализированное оборудование), а по Правилам КАСКО страхуют машины, которые имеют ПТС.

Страхование спецтехники, равно как и коммерческого транспорта является добровольным видом. Для некоторых видов техники, которая осуществляет перевозку опасных/вредных веществ, существует требование страхования ГО за вред окружающей среде».

Андрей Павлов, руководитель отдела страхования ООО «Скания-Лизинг»

Андрей Павлов, руководитель отдела страхования ООО «Скания-Лизинг»

«Можно застраховать спецтехнику и по КАСКО для защиты от повреждений, угона, рисков ответственности перед третьими лицами, но так как уровень страховой культуры в России пока ещё недостаточно высок, добровольное страхование мало востребовано среди владельцев коммерческого транспорта».

Олег Козлов, зам. директора Новосибирского филиала АО «АльфаСтрахование» по корпоративным продажам

Олег Козлов, зам. директора Новосибирского филиала АО «АльфаСтрахование» по корпоративным продажам

«Согласно закону, для трактора полис ОСАГО необходим, а, например, комбайны и сеялки не подлежат обязательному страхованию».

Юрий Вербилович, специалист по страхованию группы компаний AsstrA

Юрий Вербилович, специалист по страхованию группы компаний AsstrA

«Если коммерческий транспорт (тягач, полуприцеп) выполняет международные грузоперевозки, оформляется также и так называемая «зеленая карта» (международный договор страхования автогражданской ответственности)».

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»

Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ»

«Пункт 4 статьи 4 Федерального закона № 40 от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании владельцев гражданской ответственности владельцев транспортных средств» гласит: «Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем)». Можно видеть, что в соответствии с законодательством, гражданская ответственность владельцев некоторых видов коммерческого транспорта и спецтехники подлежит обязательному страхованию, а некоторых видов – нет, всё зависит от конкретного вида.

Для тех видов транспортных средств, которые перечислены в статье 3 настоящего закона, за исключения пункта «в», возможно, что компании, владеющие данными транспортными средствами и у которых есть необходимые финансовые ресурсы, страхуют свою гражданскую ответственность, как говорится, «на всякий случай». Остальные компании, владеющие такой техникой, могут не делать этого вовсе, либо делать как-то частично, потому что у них для этого недостаточно средств и закон позволяет не страховать гражданскую ответственность».

Богдан Голованов, руководитель отдела логистики ООО «ДАФ Тракс Рус»

Богдан Голованов, руководитель отдела логистики ООО «ДАФ Тракс Рус»

«В соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств (понятие включает самоходные машины) при соблюдении любого из следующих условий:

• его максимальная конструктивная скорость составляет не более 20 км/ч;
• оно не предназначено для движения по дорогам общего пользования;
• оно принадлежит Вооружённым силам РФ (за исключением транспорта, используемого для обеспечения хозяйственной деятельности);
• оно зарегистрировано в иностранном государстве, при наличии действующего страхового полиса «Зелёная карта»;
• оно является прицепом к легковому автомобилю;
• оно не имеет колёсного движителя (на гусеничном ходу или с любым другим неколёсным движителем).

Здесь важно отметить, что понятие «не предназначено для движения по дорогам общего пользования» не тождественно понятию «не используется для движения по дорогам общего пользования», поскольку огромное количество разногласий между собственниками спецтехники и инспекторами Гостехнадзора возникают именно на этой почве. То есть, если владелец погрузчика эксплуатирует его только на складе, без выезда за собственную территорию, но в паспорте самоходной машины на этот погрузчик указана максимальная конструктивная скорость в 21 км/ч, полис ОСАГО должен быть обязательно оформлен. Если зерноуборочный комбайн передвигается к месту уборки по дороге общего пользования, но в паспорте самоходной машины на этот погрузчик указана максимальная конструктивная скорость в 20 км/ч, то полис ОСАГО можно не оформлять. Можно спорить о правильности этих положений, но нельзя их игнорировать, так как это — закон.

Отмечу, что отсутствие обязанности не запрещает владельцу спецтехники застраховать её по полису ОСАГО и не даёт права страховщику отказать в страховой выплате при наступлении страхового случая, ссылаясь на отсутствие такой обязанности у страхователя. Законодатель, составив этот перечень исключений, не запретил страховать риски владельцам спецтехники, а просто посчитал вероятность риска возникновения страхового события слишком маленьким, чтобы возложить на абсолютно всех владельцев спецтехники бремя расходов на оформление полисов».

Роман Гидаятов, генеральный директор ООО «ПАМ» («АвтоСпецЦентр Котляковка»)

Роман Гидаятов, генеральный директор ООО «ПАМ» («АвтоСпецЦентр Котляковка»)

«При покупке полиса ОСАГО юридическим лицом существует ряд особенностей. Так, страховка оформляется на неограниченный круг лиц, чтобы, к примеру, при увольнении водителя из фирмы, транспортным средством мог управлять другой сотрудник. Также среди предоставленных документов для приобретения страховки должен быть паспорт, документ, подтверждающий право владения автомобилем, свидетельство о регистрации транспортного средства, диагностическая карта техосмотра и реквизиты организации, заверенные печатью и подписью директора. В остальном порядок оформления ОСАГО не отличается от процедуры, предусмотренной для легкового транспорта».

Статья опубликована в журнале Грейдер №6 2019