Не ковшом единым

Экскаваторы остаются одним из востребованных типов техники в России. Популярность эксперты объясняют просто: это универсальная машина. Она может заменить собой сразу несколько разных единиц в строительном (и не только) сегментах. И всё благодаря навесному оборудованию.

«Идея превращения экскаватора в некоего «универсального солдата» становится всё более популярной среди пользователей. Таким образом один экскаватор может использоваться со многими видами навесного оборудования, а его оснащение быстросъёмным соединением позволит проводить оперативную смену навесного оборудования в процессе производства работ», — поясняет коммерческий директор ООО «Торговый дом РА Машинери» Сергей Анпилогов.

По его словам, до сих пор в списке «навесок» преобладали гидромолоты. Однако с недавнего времени ситуация стала меняться. С этим согласны и другие эксперты рынка. По мнению начальника отдела продаж Сибирского филиала «Сумитек Интернейшнл» Андрея Мылтыгашева, помимо гидромолотов потребители часто устанавливают грейферные захваты и харвестерные головки.

«Довольно востребованы планировочные ковши, предназначенные для окончательного выравнивания наклонных поверхностей, планирования горизонтальных поверхностей.
Также пользуются спросом гидробуры, которые используются для пробуривания отверстий при огораживании территорий, возведении опор, установке столбов, строительстве промышленных объектов или жилых домов. Довольно востребованы различные сортировочные захваты для сортировки мусора и промышленных отходов, а также д ля перегрузки различных материалов (в том числе зелёных насаждений), например, при благоустройстве территорий. Помимо этого, пользуются спросом гидравлические ножницы (мультипроцессоры) для работ по разрушению железобетонных и металлических конструкций», — приводит статистику бизнес-менеджер по навесному оборудованию JCB Russia Роман Витязев.

Впрочем, одно дело запастись арсеналом навесного оборудования, другое дело — оптимизировать его эксплуатацию. К сожалению, всё ещё распространена практика, когда для смены ковша на тот же гидромолот оператору надо выйти из кабины, дойти до стрелы, выбить «палец», вернуться в кабину, перенести стрелу к «навеске», прицелиться, снова выйти из кабины, забить «палец» и только потом приступать к работе. Во-первых, потеря драгоценного времени (техника, по сути, простаивает), во-вторых, не всегда погодные условия играют на руку оператору.

Ковш на стреле без быстросъёма

Именитые производители экскаваторов уже предлагают собственные быстросъёмные механизмы, которые ускорят процесс замены навесного. На рынке есть и предложения от сторонних разработчиков. Но спрос пока не аховый.

«Самое востребованное навесное оборудование для экскаваторов — механическое, а именно — ковши. Это обусловлено тем, что данную машину чаще всего приобретают для увеличения производительности работ по выемке и перемещению грунта. Механическое оборудование (ковши, клыки-рыхлители, быстросъёмы, разрушители и т. д.) не требует дополнительной гидравлической линии. Для работы навесного оборудования с гидравлическими моторами или гидроцилиндрами (гидромолотов, гидроножниц, грейферных ковшей, фрез, мульчеров и т. д.) требуется наличие на машине дополнительной гидролинии, в некоторых случаях и двух», — напоминает инженер по поддержке продаж навесного оборудования «Ферронордик Машины» Дмитрий Угрюмов.

Дополнительные гидролинии, как правило, в базовой комплектации не ставят. Всё же это удорожание. По оценке Андрея Мылтыгашева, на рынке 20-30% подготовленных к работе с гидравлическими «навесками» машин.

«Поставляемые в Россию экскаваторы Volvo, от EC55B до EC480DL, имеют в стандартной комплектации дополнительную гидравлическую линию для работы с навесным оборудованием», — уточняет Дмитрий Угрюмов.

Экскаватор Case

«Единой политики у производителей нет: кто-то сразу предлагает многопоточные линии, предусматривая возможность установки дополнительного оборудования на экскаваторы, а кто-то этого не делает. Более того, доработка под установку дополнительного оборудования не всегда возможна, может привести к поломке экскаватора или даже к выходу его из строя, поэтому это вопрос сложный, не имеющий однозначного ответа. И решать его владелец экскаваторной техники должен, в первую очередь, в соответствии с тем, что говорит производитель о возможностях своей продукции: допустимо ли установка дополнительного оборудования на экскаватор в принципе и какого именно, кто должен это делать», — предостерегает директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

И если вы всё же приняли решение о необходимости установки дополнительных гидролиний, то стоит запастись терпением. По словам Сергея Анпилогова, поставка фирменного установочного комплекта через дилеров на практике занимает несколько недель.

А как у них?

Сергей Анпилогов, коммерческий директор ООО «Торговый дом РА Машинери»

Сергей Анпилогов, коммерческий директор ООО «Торговый дом РА Машинери»

«Используя преимущества мобильности и возможности многофункционального использования экскаваторов, рынок в настоящее время предлагает навесное оборудование, которое ранее использовали исключительно с кранами и копровыми установками. Как пример можно привести успешно развивающееся направление экскаваторного сваебойного оборудования производства компании BSP International Foundation ltd (Великобритания). В их производственной линейке представлены как экскаваторные гидравлические сваебойные молота серии DX ударной массой от 1500 кГ до 2500 кГ, так и малые сваебойные молота серии BH, устанавливаемые на экскаваторах-погрузчиках. Многие модели вибрационных сваепогружателей, изначально работавшие от автономных гидравлических станций, сейчас поставляют в исполнении экскаваторного навесного оборудования.

Конечно, геометрия экскаватора и ограниченная мощность силовой установки в большинстве случаев не позволяет применять погружать настолько длинные сваи, как это делают мощные сваепогружатели, работающие с монтажным краном и гидростанцией. При выборе экскаватора-носителя для любого навесного оборудования мы должны учитывать, что мощность экскаватора должна в 1,5 раза превышать мощность навесного оборудования. Впрочем, на азиатских рынках есть тенденция применения весьма мощных сваепогружателей на очень тяжёлых и очень мощных экскаваторах со специфической геометрией стрел, хотя подчас это и может показаться несколько спорным решением.

Также определённое распространение получило создание экскаваторных комплексов из подобных видов оборудования для выполнения комплекса задач. Хорошим примером является экскаваторная мачта ЕМ27 с возможностью установки бурового вращателя и вибрационного сваепогружателя производства компании ICE Inc. (США). Этот комплекс оборудования широко применяются, например, для установки опор солнечных электростанций.

Коснусь тех случаев, когда несколько доработанное, ранее исключительно копровое оборудование, в паре с экскаватором применяют для выполнения совершенно иных задач. Хорошими примерами являются системы динамического уплотнения грунта BSP RIC, в основе которого лежит обычный гидравлический сваебойный молот, а также карьерные дизельные молота Starke.

Рынок навесного оборудования экскаваторов широк и предлагает решения для огромного количества задач. На многие новинки наши пользователи, к сожалению, не обратили достаточного внимания. Это можно сказать, например, о применении высококачественных экскаваторных фрез Rokla Rockwheel (Германия) для резки твёрдых пород и разрушения зданий, и оборудование для прессования бытовых отходов MACPACTOR и многое другое».

Гидролинии — отдельно

Роман Витязев, бизнес-менеджер по навесному оборудованию JCB Russia

Роман Витязев, бизнес-менеджер по навесному оборудованию JCB Russia

«Используемая в городе среднегабаритная техника массой до 20-30 тонн может идти с завода как с предустановленными гидролиниями, так и без них. Экскаваторы массой более 30 тонн чаще всего поставляются с завода без линий.

Количество линий зависит от типа оборудования. Для работы гидромолота достаточно одной линии одностороннего действия. При использовании сортировочного захвата необходима установка двух линий: двухстороннего действия на раскрытие и закрытие челюстей и линии на вращение (захват вращается для позиционирования груза при его выемке или погрузке). Гидравлические ножницы требуют трёх линий: на раскрытие и закрытие челюстей, на вращение ножниц для их позиционирования и на слияние потоков для обеспечения большого усилия смыкания при разрушении конструкций из прочного материала, например, железобетона.

Виды оборудования, требующие установки двух и трёх линий, используют редко, а основную часть экскаваторов (особенно массой более 30 тонн) эксплуатируют с ковшом. Поэтому производителю нет смысла ставить линии на всю технику, если только нет заказа на экскаватор в богатой комплектации под какой-то масштабный проект.

Из всех возможных вариантов гидролиний на заводе на машину, как правило, устанавливается одна — например, одностороннего действия для использования гидромолота. А доработка или монтаж гидролиний чаще всего осуществляется по запросу определённого заказчика уже в дилерском центре. Например, машина приходит с завода в базовой комплектации, и появляется клиент, желающий эксплуатировать экскаватор с гидравлическими ножницами для разрушения зданий. Для этого оборудования нужны три линии.

Оборудования, которое можно использовать на всех видах техники, нет. Например, гидробур от экскаватора не может быть установлен на экскаватор-погрузчик, так как это машины разного класса, с разными посадочными местами.

Но если говорить о сопоставимых по весу экскаваторах среднего класса, то, в принципе, можно установить гидробур или гидромолот для 5- или 8-тонного мини-экскаватора на экскаватор-погрузчик. Как правило, посадочные места у них совпадают, но все же лучше это проверить.

У нас в линейке есть универсальные гидромолоты для экскаваторов весом от 1 до 60 тонн, которые поставляются без монтажной плиты и шлангов. Она изготавливается дилером или самим клиентом в зависимости от того, на какую марку и вес машины будет устанавливаться молот и какие посадочные места для этого необходимы».

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Статья опубликована в журнале Грейдер №6 2019