Дороги Красноярска: проблемы насущные

В департаменте городского хозяйства администрации Красноярска прошли очередные общественные обсуждения итогов «дорожной жизни» города в преддверии уходящего 2019 года. Собравшиеся раскрыли перспективы на грядущий год и обсудили проблемные вопросы с местными жителями.

То ли ещё будет

С недавних пор улично-дорожная сеть Красноярска развивается в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В целом итоги 2019 года ожидаемые: запланированная программа завершена практически в полном объёме.

Как резюмировал заместитель руководителя МКУ «УДИБ» по производству Сергей Печёрин, всего в городе отремонтировали 15 улиц общей протяжённостью 26,32 км. На 14 объектах постарались снизить число ДТП и оптимизировали дорожное движение. Общие затраты на приведение дорог в порядок превысили 500 млн рублей.

Наконец-то закончились ремонтные работы на мосту через реку Бугач — объекта, который, между прочим, стоял в нетронутом виде с момента ввода в эксплуатацию. Почему было решено заняться мостом именно сейчас? В МКУ «УДИБ» объясняют: ввиду экономии в бюджете высвободилось 18 млн рублей, которые решили направить на преображение сооружения.

В 2019 году в программу капремонта попала улица Ястынская: на участке практически полностью закончили укладку дорожной одежды и устройство тротуаров. Но – вразрез с точкой зрения части горожан. На слушаниях житель Ястынской высказал сомнения по поводу первоочередной важности ремонта выбранного участка.

«Часть Ястынской отремонтировали, спасибо, но кто там вообще ездит? По большей части, это объездная дорога в промзоне, там передвигаются в основном большегрузы. Совсем рядом, в месте, где много жилых домов, дорожная инфраструктура отсутствует, и при этом настолько большая транспортная нагрузка, что нечем дышать. Разве нельзя было сначала облагородить жилой район?».

Г-н Печёрин парировал: ремонтируемый участок пребывал в ненормативном состоянии и был сильно перегружен.

Заместитель руководителя МКУ «УДИБ» по производству Сергей Печёрин
Заместитель руководителя МКУ «УДИБ» по производству Сергей Печёрин объяснил, что Ястынскую необходимо было привести в нормативное состояние

«На Ястынской всегда много пробок, фактически мы сделали дорогу шире, обеспечив свободный проезд транспорта. Проведённые работы позволят разгрузить транспортный узел в целом, что только положительно повлияет на экологическую обстановку. Кроме того, всем прекрасно известно, что там открыт большой торговый комплекс «Агротерминал». В перспективе все торговые точки района должны переместиться туда. Мы приняли такое решение, чтобы обеспечить транспортную доступность к объекту», — заявил представитель МКУ «УДИБ».

Касательно Ястынской, в планах на будущий год – ремонт небольших участков от Гайдашовки до улицы Воронова. По итогу, пообещали в дорожном управлении, капремонт на объекте полностью закончат к 30 июня 2020 года.

В следующем году, отметил представитель МКУ «УДИБ», запланирован ремонт улиц Марковского и Судостроительная. Программа предусматривает поэтапное развитие участков: в следующие три года ремонтируют дороги, затем на очереди – реконструкция и капитальное строительство объектов. Проектно-изыскательские работы для объектов дорожное управление завершило ещё в сентябре, поэтому ремонту двух улиц – точно быть.

По объектам капремонта

Отдельной страницей дорожной истории 2019 года стал капитальный ремонт и строительство других объектов в Красноярске. По словам начальника отдела планирования бюджета и целевых программ департамента градостроительства Евгения Алексеева, в целом по городу сейчас реализуют 4 объекта: три автомобильные дороги общей протяжённостью 3,5 км и один пешеходный переход. В частности, в 2019 году департамент приступил к строительству Молодёжного проспекта на участке от домов 33-31 до улицы Преображенской. Дорога обеспечит проезд к новой школе и строящемуся детскому саду в Солнечном микрорайоне.

«Трасса обеспечит кольцевое движение с выходом на улицу 60 лет образования СССР. На данный момент проект объекта готов на 20%, в полном объёме он будет введён в эксплуатацию в 2020 году. Сейчас возводят насыпи для будущего дорожного полотна, изымают земельные участки. С ними мы претерпеваем небольшие трудности – из-за того, что некоторые собственники не согласны со стоимостью выкупной цены. Вопрос выясняется в судебном порядке», — сделал акцент на участке от Гриболевской до Черёмуховой Евгений Алексеев.

Ещё в 2019 году начали строить пешеходный переход через Николаевский проспект: на объекте уже начали монтировать основную конструкцию сооружения. По словам представителя департамента, переход будет полностью готов в наступающем году. Параллельно продолжаются работы на проблемном участке Николаевский проспект – ул. Дубровинского – ул. Копылова, а именно – на узле, соединяющим выход с Киренского, Юбилейной и Дачной. Здесь на данный момент изъято 30 из 101 объектов резервирования, завершение работ намечено на 2022 год.

Также департамент изымает объекты резервирования, мешающие соединению улицы Байкитская с Николаевским проспектом: 13 объектов уже изъято, осталось ещё 38. В 2019 году участок выставят на торги, к строительству дороги на участке приступят в 2020 году, ещё спустя год проект планируется завершить полностью.

Начальник отдела планирования бюджета и целевых программ департамента градостроительства Евгений Алексеев
Начальник отдела планирования бюджета и целевых программ департамента градостроительства Евгений Алексеев рассказал о подготовке к стройке новых дорог

«Мы также объявили торги на проект строительства участка дороги от улицы Мате Залки до улицы Космонавтов, который обеспечит выход прямо на Гайдашовку. Дорога необходима для подъезда к будущей поликлинике, которую в пределах данной территории решило построить правительство Красноярского края. Сейчас там автотранспорт движется по неоптимизированному маршруту, с новой дорогой у нас получится частично разгрузить улицу 9 Мая», — объясняет представитель департамента.

Пашенный: переговоры не зайдут в тупик

Рассказывая о программе благоустройства улично-дорожной сети, чиновники аккуратно обходили, пожалуй, самый волнующий красноярцев вопрос: когда сделают удобную развязку на Пашенном? Сейчас из микрорайона есть только два выезда – через остров Отдыха либо на Судостроительную. Заторы на этом участке стали нормой, которую никто принимать не желает, и, надо сказать, справедливо.

Отдадим должное, в программе предусмотрен план ремонта участка от Графитной до Судостроительной улицы. О нём на слушаниях сообщили, а касательно поистине проблемных участков – тишина.

«В час-пик стоят Предмостная, Матросова и Семафорная, которая идёт на Пашенный. Все знают, как сильно перегружен проезд в микрорайон со стороны Острова Отдыха. Зачем вы ремонтируете улицу, которая не нагружена, а те места, которые действительно нуждаются в оптимизации, игнорируете? Кто составлял данный проект и на основании чего?», — интересуются гости общественных слушаний.

В зале слышны одобряющие возгласы – мол, с острова Отдыха ездить невозможно, одной полосы катастрофически не хватает.

Представители микрорайона Пашенный пытались понять, когда их избавят от жёстких пробок

Спикеры общественных обсуждений знают, что резонанс в городе в первую очередь вызывает нерешённый вопрос с проездом по острову Отдыха. Напомним, первый этап – подъездной путь к ледовому дворцу «Платинум Арена» — уже закончен, второй этап — транспортная развязка в «Тихих зорях» — был разработан ещё в 2016, но до сих пор не сдвигается с мёртвой точки.

Начальник отдела планирования бюджета и целевых программ департамента градостроительства начал обсуждение, что называется, с «истоков». В рамках второго этапа дорога изначально должна проходить под ж/д мостом и выходить на улицу Судостроительная.

«Вся загвоздка в том, что проект затрагивает часть подъездных ж/д путей, по которым производится северный завоз в Норильск. В рамках проекта они попадают под изъятие, с 2019 года идут переговоры с собственниками, но пока безрезультатно. Одобрение проекта осложняется тем, что вопрос земельного резервирования решается на уровне правительства Красноярского края», — объяснил г-н Алексеев.

Дорожники предлагали несколько вариантов реализации проекта – например, построить развязку на улицу Свердловскую. Не получилось. Пробовали разрешить ситуацию обустройством прокола: он должен был начинаться с «Платинум Арены», спускаться и выходить за железнодорожными путями. Но и это, как оказалось, невозможно, так как ледовый дворец уже построен.

Не исключено, что департаменту придётся придумывать новое техническое решение. Предложение гостя брифинга расширить саму Судостроительную улицу до 4 полос быстро отвергли. С аргументом не поспоришь: одной стороны дорога затронет охранную зону железной дороги, с другой – земельные участки.

«О расширении улицы можно рассуждать только после строительства самого переезда. Есть утверждённый проект, по которому на участке предусматривается многоуровневая развязка на Свердловскую улицу. Опять же, этот вариант очень капиталоёмкий и даже по предварительным подсчётам сейчас не реализуемый, поскольку все программы финансирования на следующий год уже распределены. В любом случае, от проекта не отказываемся. Я думаю, что в следующем году вопрос решится», — подытожил Евгений Алексеев.

Красноярские «моря»

На открытом обсуждении спросили про одну ливневую канализацию на участке Ястынской-Металлургов: сейчас она находится на 3-5 см выше уровня дорожного покрытия. На резонный вопрос, планируется ли дополнительная укладка дорожной одежды, которая сгладит поверхность, замруководителя «УДИБ» подтвердил, что сейчас колодцы пребывают в ненормированном состоянии. Дорожная одежда ещё полностью не наполнена, но проектные работы по устранению «погрешности» уже проведены, и в 2020 году всё будет сделано.

Одно замечание вылилось в довольно напряжённое обсуждение проблемы с ливневыми канализациями в Красноярске. Одна ливнёвка – и правда лишь капля в том море, которое в сезон дождей буквально заливает улицы города. Неудивительно, ведь общая протяжённость дорог в Красноярске составляет около 1900 км, а дождеприёмники есть на участках длиной 180 км. К примеру, один из слушателей заострил внимание на отремонтированной в этом году улице Парашютная, которую после первого же дождя залило полностью.

«Я сразу говорил: нужно ставить ливнеприёмники с самого начала. Только после моих замечаний в органы были проведены работы, сейчас вода уходит хотя бы на газон, и то уже хорошо. Неужели нет возможности предусмотреть ливневые канализации ещё на стадии проектирования?», — поинтересовался мужчина.

По поводу удовлетворения жалобы – правда. На Парашютной проложили ливневую канализацию, плюсом на участке провели дополнительные работы по обустройству септика. А в части других «застойных» мест – завершили уравнивание поперечного и продольного профилей.

Однако во многих точках города всё остаётся по-прежнему. Участники брифинга вспомнили участок улицы Тельмана в Зелёной Роще: там лужи словно являются частью ландшафтного решения. Ливнеприёмники вроде есть, но они бездействуют, иначе как объяснить затопление сразу двух-трёх полос?

Каждое лето улицы Красноярска превращаются в водные каналы (фото: instagram.com)

В дорожном управлении прекрасно знают о проблеме и собираются свести к минимуму количество участков, подверженных риску затопления. А вот каким именно способом – пока вопрос открытый. Может быть, поэтому один из красноярцев решил разобраться в вопросе лично и на брифинге предложил иное решение.

В мировой практике, по его словам, с затоплениями городских дорог борются не строительством канализаций, а куда более простым путём – за счёт грамотного обустройства газонов. Нужно всего лишь сделать так, чтобы вода выливалась с дорог на газон и «исчезала» сама по себе. В Красноярске же всё с точностью да наоборот: осадки смешиваются с землёй, травой, мусором и загрязняют дорожные моря.

Активиста внимательно выслушали и предложили задержаться после слушаний, чтобы подробнее обсудить решение проблемы. А вдруг лёд тронется, и Красноярск избавится от затоплений?

Двойной удар в Солонцах

За пределами Красноярска тоже вовсю идёт работа по устройству дорожных сетей. В 2019 году КрУДор отремонтировал 9 дорог регионального и межмуниципального значения Красноярской агломерации общей протяжённостью 68 км. В целом проделанная работа обошлась в около 626 млн рублей. В следующем году пригород Красноярска ожидает ремонт 14 автодорог общей протяжённостью 60 км.

На сегодня в норму приведены такие участки, как Берёзовка – Маганск, Красноярск – Минино и Еловое – Минино. Но безоговорочно самым резонансным объектом программы этого года стало реконструкция проспекта Котельникова и строительство двух подземных пешеходных переходов на трассе Красноярск – Солонцы, необходимость которых до сих пор вызывает «лёгкое недоумение» у местных жителей.

Во-первых, сами сооружения строят на расстоянии менее чем в 50 метрах друг от друга. Во-вторых, по сторонам выбранного участка трассы – только заправки, магазины запчастей, шиномонтажки. Жители Солонцов убеждены, что подземные пешеходы не нужны, ведь там практически не ходят люди.

Всё лето и осень участок в районе остановки Тубдиспансер простоял колом, пробки рассасывались только в ночное время, практически все альтернативные пути выезда из Солонцов были перекрыты. Подливает масла в огонь тот факт, что объекты до сих пор достраивают, хотя обещали уложиться в срок до октября.

«К сожалению, мы не успели отремонтировать участок в срок, на задержку повлияли как объективные, так и субъективные причины. Дело в том, что в пределах трассы находится масса других объектов, в ходе строительно-монтажных работ мы постоянно сталкивались с неучтёнными в проекте сооружениями – автобазами, торговыми центрами. Пришлось на ходу придумывать решения по переносу возводимых объектов, поэтому мы не успели завершить проект к установленному нами же сроку. По новым расчётам, трасса Красноярск – Солонцы будет сдана до конца 2019 года», — рассказал руководитель КрУДор Андрей Журавлёв.

Руководитель Управления автодорог по Красноярскому краю Андрей Журавлёв объяснил причины затянувшегося ремонта проспекта Котельникова

А по поводу необходимости подземных переходов представитель краевого автодорожного управления ещё раз подчеркнул, что на участке очень интенсивное движение с заторами и частыми случаями смертельных ДТП. На трассе Красноярск – Солонцы должно снизиться число аварий. К тому же, на участке развели транспортные потоки, чтобы исключить левый поворот. Данное решение, по словам г-на Журавлёва, позволит несколько ускорить движение.

Тем временем в КрУДоре уже занялись новым объектом — Северным шоссе для обхода Красноярска. Через реку Кача построят ещё один мост, трасса «разрастётся» до четырёх полос. Пока что, в зимнее время, там занимают установкой опор под сооружение, а также откосами и ливневой канализацией. Полноценная стройка развернётся в следующем году и, по предварительной оценке, завершится до 2022 года.

С одной стороны, уходящий год ознаменован долгожданным завершением работ в разных точках Красноярска. С другой – несколько омрачён вынужденными задержками по ключевым объектам и решениями, противоречащими с мнением жителей города. Диалог на общественных слушаниях состоялся конструктивный: все замечания зафиксированы в официальном протоколе и направлены специалистам на рассмотрение.

Текст: Валентина Лескина

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.