Экономия дорожников ведёт к потере миллионов

Летняя кампания по строительству и ремонту дорог в самом разгаре. Расходы только федерального дорожного фонда в 2019 году составят более 680 млрд рублей, из них 101 млрд предназначен региональным фондам, остальные деньги пойдут на федеральные дороги.

Подрядчики активно участвуют в торгах, выходят на объекты – горячая пора продлится до сентября-октября. Но осенью одни дорожники будут считать доходы, а вторые – штрафы и судиться с заказчиками. Из года в год подрядчики совершают одни и те же ошибки, которые приводят их к многомиллионным убыткам.

К столь плачевным результатам приводят экономия на качестве и нарушение технологий. Как правило, предугадать такой исход можно ещё на этапе торгов, когда подрядчик снижает начальную цену контракта до минимума.

Этот подход является, пожалуй, самым распространённым вариантом получения контрактов на ремонт дорог. Чтобы вернуть потери, во время работ вместо 7 см асфальта укладывают слой 6 см, не соблюдают требования по водонасыщению, материалы часто не соответствуют тем, что указаны в паспортах, и т. д.

Стараясь заработать больше денег и ради этого нарушая все технологии, дорожники забывают о гарантийных обязательствах в выигранных и подписанных ими контрактах. Обычно в течение 5 лет заказчик может заставить исполнителя исправлять недостатки за его счёт, и к тому же подать иск и добиться через суд наложения штрафов.

«Минус один сантиметр асфальта при производстве работ или некачественные материалы – это реальный шанс попасть на многомиллионный штраф. Все дорожники прекрасно об этом знают, но, тем не менее, многие рискуют в надежде на то, что не будет проверок.

Грамотная экономия заключается в другом: подбирая оптимальных поставщиков, отслеживая и внедряя новые технологии в дорожном строительстве, можно без потери качества сократить затраты на 15-20%», – говорит экономист Полина Буйлова.

Спецтехника, бетон, асфальт, щебень – эти расходные статьи обладают большим потенциалом для оптимизации. Например, в Саратовской области дорожники вместо щебня использовали фосфогипс, который стоит в 10 раз дешевле.

Институт криосферы Земли СО РАН два года назад представил новый термоизолятор, который позволяет удешевить строительство дорог примерно на 20%. Применение геосинтетиков на 60-70% сокращает расход таких дорогостоящих материалов, как гравий и щебень. Также для снижения затрат активно внедряют технологии ресайклинга.

Альтернативные материалы, грамотное вложение средств в автопарк спецтехники помогут сэкономить средства и не идти на риск с нарушением технологий ремонта.

Автогрейдер RMTerex

Ещё одной ошибкой эксперты называют эксплуатацию ненадёжной техники из-за чего срываются сроки. В итоге заказчик расторгает контракт, взыскивает миллионы неустойки, а подрядчик попадает в реестр недобросовестных поставщиков с запретом участвовать в торгах на два года. Как правило, это происходит с жадными владельцами организаций, которые до последнего тянут с обновлением парка спецтехники.

Хотя для сокращения расходов, можно приобретать машины на втооричном рынке. По оценкам специалистов, это позволяет оптимизировать до 30% бюджета даже в десятилетней перспективе с учётом расходов на ремонт.

В качестве примера приводят фрезу Wirtgen. Новая стоит свыше 30 млн рублей, но с наработкой её цена в два-три раза дешевле. Если не экономить на обслуживании, она прослужит ещё лет 6-8. Да, б/у фреза ежегодно будет «съедать» на сервис и ремонт около 2-2,5 млн рублей, однако новая проработает два сезона, и у неё появятся те же проблемы, а вложения в ремонт будут расти пропорционально возрасту.

Покупка любой дорожной спецтехники – процесс сложный, а приобретение б/у машины – вдвойне. Много времени уходит на поиск, затем нужно проверить технику на чистоту (чтобы она была не в угоне, не в лизинге, не в залоге), оценить состояние, подписать и зарегистрировать договор купли-продажи и т. д. Поэтому составлять план обновления спецтехники, определять бюджет и искать варианты нужно заранее.

«Спрос на асфальтоукладчики, фрезы, катки, виброплиты и прочую технику, задействованную в дорожном ремонте, подвержен сезонности. В зимний период и осенью мало кто интересуется ими, зато с конца февраля по конец апреля спрос сильно поднимается, такую технику быстро разбирают, найти нужный вариант становится сложнее.

Зимой дорожная техника продаётся где-то 60 дней, в сезон сделки закрываются в разы быстрее», – поясняет руководитель оператора по продажам подержанной спецтехники Heavy Fair Андрей Ковалёв.

Самая большая опасность при покупке спецтехники с пробегом – столкнуться с мошенниками и в итоге остаться без техники и без денег. Если продавец утаивает информацию, нежелает оформлять сделку официально или требует полную или частичную оплату вперёд, то есть повод задуматься в легальности сделки.

Андрей Ковалёв советует тщательно проверять не только саму технику, но и её продавца как минимум на предмет нахождения в судебных процессах или претензий к нему со стороны ФССП. Или, чтобы сэкономить время и получить гарантии юридической чистоты сделки, обратиться на специализированный интернет-портал по продажам б/у техники.

Признаками профессионализма площадки являются:

  • выполнение полного комплекса действий, которые обеспечивают покупателю чистоту сделки;
  • юридическое закрепление в агентском договоре своих обязательств;
  • предварительная техническая инспекция техники с предоставлением детального отчёта покупателю;
  • короткий срок закрытия сделки.

Дорожников с каждым годом контролируют всё строже: чиновники, ОНФ, СМИ, в Госдуме обсуждают ужесточение административных штрафов за некачественное асфальтовое покрытие – пока законопроект принят только во втором чтении, но в ближайшее время к нему могут вернуться.

Выбор у подрядчиков, в сущности, невелик: продолжать совершать всё те же ошибки, идти на риски с нарушением технологий производства работ и в итоге терять миллионы или пересмотреть свои подходы к процессам и заработать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: