Промплощадка калининградского завода АВТОТОР
Фото: пресс-служба завода АВТОТОР

Как повлияет на машиностроителей потеря господдержки?

За виртуальным круглым столом вместе с экспертами выясняем к каким последствиям может привести потеря господдержки из-за несоответствия предложенному Минпромторгом уровню локализации. Как это отразится на рынке и на потребителях?

Андрей Савинков, зам. главного конструктора ПАО «КАМАЗ» — главный конструктор по автомобилям

Андрей Савинков, зам. главного конструктора ПАО «КАМАЗ» — главный конструктор по автомобилям

«Потеря господдержки автопроизводителями чревата несколько негативными последствиями как для самих предприятий и всей отрасли, так и для потребителей и авторынка в целом.

Не получая промышленные субсидии, таможенные льготы в форме отдельных субсидий, производители потеряют набранные темпы развития и модернизации своих производств. Некоторые из них, возможно, будут вынуждены временно «заморозить» или даже свернуть часть инвестиционных проектов и программ.

Это «затормаживание» развития, безусловно, отразится и на смежниках — производителях автокомпонентов. Как следствие, усилится отставание российских производителей от мировых лидеров в разработке и производстве автотехники и автокомпонентов.

Высокие требования клиентов к потребительским свойствам техники вынуждает автопроизводителей увеличивать долю импортных комплектующих изделий, что приводит к росту цен на автомобили. Вследствие удорожания техники ряд клиентов с невысокой платёжеспособностью вынуждены снижать объёмы закупок или откладывать обновление своих парков до «лучших времён», и рынок «сжимается».

Богдан Голованов, руководитель отдела логистики ООО «ДАФ Тракс Рус»

Богдан Голованов, руководитель отдела логистики ООО «ДАФ Тракс Рус»

«На сегодня нельзя утверждать, что господдержка является исключительным условием для доступа иностранных производителей на российский рынок. Среди ключевых игроков в России все ещё есть компании, которые либо вообще не имеют собственных производственных мощностей (чистые импортёры), либо имеют сборочные производства, не дающие им преференций в виде доступа к государственным субсидиям.

Это говорит только о том, что существует множество стратегий ведения эффективного бизнеса для производителей техники в нашей стране. И СПИКи — только одна из них. Поэтому, очевидно, что монополизации рынка при потере государственной поддержки даже значительной частью участников не произойдёт.

Увеличится импорт, часть производственных мощностей, вероятно, будут выведены из эксплуатации с соответствующим социальным эффектом, но серьёзно на потребителях это не скажется. Сегодня большинство крупнейших мировых производителей обладают свободными производственными мощностями в Европе и Азии.

Даже при потенциально отрицательной маржинальности части бизнеса, связанной с реализацией машин на российском рынке, с учётом постоянных издержек, простаивающих вне нашей страны производств, и потенциала рынка запчастей, компонентов и послепродажного обслуживания, массовый исход глобальных игроков из РФ крайне маловероятен».

Дмитрий Зеленин, генеральный директор ООО «ВЕЛЬТОН» (бренд Wielton)

Дмитрий Зеленин, генеральный директор ООО «ВЕЛЬТОН» (бренд Wielton)

«Рынок отреагирует повышением стоимости продукции и снижением потребления, что неминуемо приведёт к оттоку передовых технологических товаров и производителей. Что, в свою очередь, скажется на снижении заинтересованности в локализации импортных производств.

Заградительные меры именно так и воздействуют, производители вынуждены перекладывать увеличение расходов, связанных с внедрением этих мер, на потребителя. Его заинтересованность в приобретении передовых товаров снижается, и, как следствие, происходит отток с рынка современных товаров».

Ярослав Кабаков, аналитик ГК «ФИНАМ»

Ярослав Кабаков, аналитик ГК «ФИНАМ»

«Во-первых, нужно напомнить, что в разных видах машиностроения имеются разные уровни локализации, тотального 100 % уровня локализации в отрасли никто не требует. Да, власти хотят, чтобы он постепенно повышался, но они понимают, что по ряду причин этого не будет, более того, это может негативно повлиять и на реализацию российских проектов за рубежом.

Что касается поддержки машиностроения, то она в той или иной степени сохранится, ведь очевидно, что ставить её в зависимость только лишь от локализации нелепо.

Машиностроение обеспечивает работой сотни тысяч человек по всей стране, от неё зависят многие отрасли, впрочем, как и она от них, оно является крупным налогоплательщиком в бюджеты всех уровней, обеспечивает обороноспособность страны, укрепляет её позиции среди развитых государств планеты и так далее и тому подобное, так что поддерживать её необходимо.

Если машиностроение лишится поддержки, то это приведёт к снижению её конкурентоспособности, как внутри страны, так и в мире, ухудшит операционные результаты компаний отрасли, приостановит или и вовсе отменит реализацию многих проектов в стране, причём не только в машиностроении.

Также это может угрожать отказом части иностранных инвесторов от сотрудничества с отечественными компаниями, способно ухудшить работу российских предприятий в других странах, ограничить доступ российской продукции на рынки других стран».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

DAF | Wielton | господдержка | КАМАЗ | машиностроение | экономика
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: