Восстановленные запчасти как способ сэкономить при ремонте техники

Мы уже не раз поднимали тему экономии на комплектующих. Разбирали возможность применения так называемых «аналогов», касались и восстановленных в заводских условиях деталей.

Это действительно позволяет экономить бюджет при ремонте автопарков. Свои программы Remanufactured (восстановление оригинальных комплектующих) сейчас есть у большинства иностранных и нескольких отечественных производителей. Естественно, что в России это породило и мошеннические схемы.

Бережёного глаза берегут

Кустарные умельцы стали активно использовать ситуацию с вполне понятным и закономерным желанием потребителей сэкономить. Восстановленные в «гаражных» условиях детали стали продвигать под видом восстановленных на фабриках.

«Восстановление «в гараже» может быть банальной очисткой от следов эксплуатации с дальнейшей продажей с дисконтом или частичной разборкой и заменой только вышедших из строя деталей со сборкой на основе самых дешёвых компонентов», — предостерегает руководитель Департамента послепродажного обслуживания ООО «ИМЗ АВТОКРАН» Юрий Иотов.

И вот тут опытный механик должен быстро заметить подделку.

«В случае, если поставляется запчасть Reconditioned или она восстановлена в «гаражных» условиях, при внимательном осмотре всегда можно найти признаки того, что запчасть эксплуатировалась или восстанавливалась в кустарных условиях.

Это могут быть следы краски там, где их не должно быть, царапины и потёртости, изменение цвета поверхности детали, следы загрязнений и многое другое», — советует менеджер по поддержке продукции и клиентов John Deere в России и СНГ Алексей Шаронов.

Осмотр комплектующих и запасных частей
Осмотр комплектующих и запасных частей

«Также можно посмотреть на упаковку детали. У Scania восстановленная запчасть всегда идёт в оригинальной упаковке производителя, со всей необходимой маркировкой, и это является одним из признаков того, что она прошла все процессы восстановления на заводе-изготовителе и ничем не уступает новым деталям», — добавляет начальник отдела Организации работы новых дилеров, логистики и продаж запасных частей ООО «Скания-Русь» Дмитрий Титюхин.

Однако уже известны случаи, когда ушлые предприниматели даже клали товар в фирменные упаковки настоящих производителей, аккуратно исправляя номера на коробке или наклеивая новые, совпадающие с псевдовосстановленной. Но и это можно заметить, если внимательно приглядеться.

«Детали, восстановленные кустарным способом всегда будет выдавать упаковка или даже её отсутствие. Обычно шрифты на «кустарных» упаковках размазанные, нечёткие, плохо читаемые, отсутствует голограмма.

Также, в каталожном номере или артикуле восстановленной запасной части обычно присутствует специальный числовой или буквенный индекс в конце основного каталожного номера, по нему и можно отличить запасную часть, восстановленную промышленным способом», — объясняет руководитель отдела продаж запасных частей группы компаний MOTOR24 Юрий Леонтьев.

И при наличии сомнений эксперты рекомендуют воспользоваться ещё одним советом.

 Дмитрий Титюхин, начальник отдела организации работы новых дилеров, логистики и продаж запасных частей ООО «Скания-Русь»
Дмитрий Титюхин, начальник отдела организации работы новых дилеров, логистики и продаж запасных частей ООО «Скания-Русь»

«Можно проверить сопутствующие документы за восстановленную запчасть, запросить у производителя сертификат, если он изготавливал деталь кустарным способом, то вряд ли сможет предоставить на неё документы», — говорит представитель Scania.

Восстановить нельзя утилизировать

Где будет стоять знак препинания — зависит от самой детали. Во-первых, производители занимаются восстановлением далеко не всех видов комплектующих.

«Под восстановление на заводах-изготовителях, как правило, могут попадать дорогостоящие корпусные узлы (ДВС, КПП, мосты, детали трансмиссии, рулевые рейки и аналогичные), у которых нет повреждений корпусов. У каждого производителя есть перечень узлов, которые могут попадать под программу восстановления», — поясняет Юрий Иотов.

По словам Дмитрия Титюхина, восстановлению не подлежат детали или узлы с повреждёнными корпусами. Такие отправляют в полный разбор или на переплавку.

«Не восстанавливают детали, на которые нет допусков по размерам, с повреждёнными привалочными плоскостями, электронные блоки и т. п.», — рассказывает региональный сервис менеджер DAF Trucks Rus Андрей Неустроев.

Оригинальные запчасти всегда имеют стандартную заводскую маркировку
Оригинальные запчасти всегда имеют стандартную заводскую маркировку

«Невозможно восстановить цилиндро-поршневую группу, различные подшипники, расходные материалы (колодки, накладки дисков сцепления)», — перечисляет Юрий Леонтьев.

«Невозможно восстановить резино-технические изделия сальники, манжеты и аналогичные, быстроизнашиваемые детали и сборочные единицы (ДСЕ), а также не подлежащие разборке ДСЕ», — добавляет Юрий Иотов из «ИМЗ АВТОКРАН».

Хотя в «гаражных» условиях пытаются отреставрировать всё. Иногда это даже получается. Но производители техники в голос говорят, что пользоваться такими деталями не стоит.

«В случаях, если повреждён блок цилиндров двигателя или блок цилиндров имеет трещины, например, между сёдлами клапанов, то такие агрегаты утилизируют. Теоретически, подобные повреждения можно попробовать заварить и зашлифовать, но в этом случае срок службы такой детали явно не будет соответствовать сроку службы нового.

Общее правило гласит: детали или агрегаты, подвергающиеся износу, или ресурс которых определяется циклами нагрузки и уже исчерпан, не полежат восстановлению в рамках заводских программ», — уверяет Алексей Шаронов.

 Алексей Шаронов, менеджер по поддержке продукции и клиентов John Deere в России и СНГ
Алексей Шаронов, менеджер по поддержке продукции и клиентов John Deere в России и СНГ

Итак, процесс запущен — клиент приходит со сломанной деталью. В силу вступает регламент, схожий у многих занимающихся восстановлением компаний.

«Запчасть, подлежащая восстановлению по программе Service Exchange, снимают с машины клиента и передают одному из официальных дилеров Scania в России. Он отправляет её в компанию «Скания-Русь», которая отвечает за отправку деталей на производственные предприятия Scania в Европе.

В процессе восстановления корпус запчасти проходит определённую обработку, производитель удаляет изношенные компоненты и заменяет их на новые. Если какие-то компоненты такой запчасти были доработаны инженерами Scania после её выхода, то она будет восстановлена с учётом обновлений», — описывает Дмитрий Титюхин.

Не всякая деталь или узел подлежат восстановлению
Не всякая деталь или узел подлежат восстановлению

«После того, как на специализированный завод поступает ремфонд, его очищают и отмывают, далее разбирают на отдельные детали и проводят их контроль на соответствие спецификациям, отсутствие дефектов и повреждений, в том числе, с использованием ультразвукового и рентгеновского оборудования.

В дальнейшем, по результатам инспекции, принимается решение, может ли конкретная деталь повторно использоваться, подлежит ли она восстановлению или должна быть утилизирована. Далее детали, которые можно довести до заводских спецификаций, восстанавливаются, а те, которые имеют повреждение или износ, превышающий спецификации, утилизируются.

Сборка агрегатов осуществляется как с использованием восстановленных деталей, так и с использованием новых. После сборки агрегат проходит испытания, а в случаях с двигателями, прежде чем они поступают на реализацию, ещё и обкатку», — продолжает представитель John Deere.

Цена и гарантия

Ну и перейдём к самому вкусному. Производители заявляют, что восстановленные на их заводах комплектующие обойдутся потребителю дешевле новых. При том, что запчасть будет такой же оригинальной.

«С точки зрения потребителя, главным отличием восстановленных запчастей от новых является цена. Как правило, восстановленная запчасть предлагается по цене на 20-40% ниже, чем новая. При этом, если покупатель вернёт дилеру старую запчасть, он может получить дополнительную скидку.

Компания John Deere выкупает ремфонд у владельцев техники, и стоимость выкупа может быть учтена при приобретении восстановленной запчасти.
Мы уверены в качестве наших восстановленных запчастей и предоставляем на них такую же гарантию, как и на новые запчасти», — обещает Алексей Шаронов.

В том, что гарантийные обязательства производителя остаются такими же, как и в случае с новой деталью, согласны все опрошенные нами эксперты.

«Стоимость восстановленной запчасти обычно на 40 % ниже, чем у аналогичной новой, связано это с тем, что при восстановлении комплектующих не все детали заменяют новыми, замене подлежат только детали, которые подвержены износу во время эксплуатации», — отмечает Юрий Леонтьев.

Завод двигателей ПАО "КАМАЗ"
Основные узлы и агрегаты проходят ряд испытаний

«Отличий нет, тот же ресурс, стоимость ниже, качество не страдает — у восстановленных деталей, гарантия такая же, как и на новые. Как правило, детали с индексом R применяют в гарантийных ремонтах», — поясняет представитель DAF Trucks Rus.

Низкокачественные детали активны в тендерах

Дмитрий Агапитов, генеральный директор ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

Дмитрий Агапитов, генеральный директор ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ»

«В России у большинства производителей грузовой техники программы восстановления деталей не имеют высокую популярность, хотя пользуются спросом за рубежом.

ПАО «КАМАЗ» не применяет такую программу для своих запасных частей, так как стоимость сбора вышедших из строя деталей, выкуп, логистика и восстановление не приносят существенного экономического эффекта. Для борьбы с альтернативными и контрафактными производителями ПАО «КАМАЗ» запустил с 2016 года проект по производству запасных частей KAMAZ-эконом.

Практика показывает, что владельцы автомобилей старше 5 лет в связи с существенным снижением стоимости автомобиля на вторичном рынке предпочитают экономить на ремонте.

Продукция KAMAZ-эконом позволяет привлечь таких потребителей в сертифицированный сервис за счёт низких цен на запасные части. Продукция KAMAZ-эконом в среднем дешевле продукции KAMAZ-оригинал на 30-50 % за счёт сниженного ресурса, при этом продукция проектируется профессиональными инженерами и проходит все необходимые испытания до запуска в производство.

Восстановленные детали неофициальных производителей обладают очень низким качеством, так как работа по восстановлению производится непрофессионально, при восстановлении применяются неоригинальные низкокачественные детали.

При этом часто недобросовестные продавцы преподносят покупателям восстановленные детали в качестве «новых». Особенно такие действия распространены участниками тендерных закупок в соответствии с 44-ФЗ, где победителем выбирается поставщик, предложивший наименьшую цену.

Проект KAMAZ-эконом показал высокую эффективность, позволил существенно увеличить продажи запасных частей и долю ПАО «КАМАЗ» на вторичном рынке до 73%».

Потребитель не готов приобретать деталь с непонятным ресурсом

Виталий Корякин, коммерческий директор ООО «ВТГ»

Виталий Корякин, коммерческий директор ООО «ВТГ»

«В результате восстановления деталей машин необходимо обеспечить требуемые размеры, форму, расположение поверхностей и осей, их шероховатость, и другие параметры деталей, а также не допустить наличия скрытых (внутренних) дефектов.

При ремонте широкое применение имеют такие способы восстановления изношенных деталей, как механическая обработка, сварка, наплавка и напыление металлов, химическая обработка. Выбор способа зависит от многих факторов: технических возможностей предприятия, объёма ремонтных работ, различных сложностей конфигурации детали. Большое значение имеет и экономическая эффективность ремонтных работ.

Технологический процесс восстановления деталей, как правило, включает следующую последовательность операций: мойка и очистка деталей от эксплуатационных загрязнений; устранение общей деформации; восстановление технологических баз; подготовка к нанесению металлопокрытий и полимерных материалов; нанесение покрытий; черновая обработка восстанавливаемых поверхностей; чистовая обработка восстанавливаемых поверхностей; финишные операции; мойка деталей и их очистка от технологических загрязнений; контроль качества.

Напомню, что к выбору поставщиков нужно подходить ответственно, учитывая наличие сертификатов, гарантии и фирменной упаковки.

Сегодня потребители научились ценить свои деньги и время и рационально подходят к вопросам покупки запчастей. Но производство и рынок восстановленных запчастей сегодня ещё очень слабо развиты, много фальши и обмана. К сожалению, некоторые продавцы навязывают людям некачественную продукцию, выдавая её за оригинал.

Желаемое — за действительное. Люди в своём незнании сначала верят тому, что написано на упаковке, а потом испытывают сильное разочарование. Ведь запчасти, даже восстановленные, стоят недешёво. И встаёт вопрос: стоит ли отдавать кругленькую сумму за кота в мешке? Поэтому часто конечный потребитель не готов приобретать деталь с непонятным ресурсом, а в большинстве случаев ещё и без гарантии.

Надёжнее купить более дешёвые аналоги (например, китайского производства, заводского качества). Их ассортимент с каждым годом увеличивается на рынке России. Правда, Китай Китаю тоже рознь. В погоне за ценой можно «попасть» и на контрафакт, такой риск тоже есть.

Резюмируя, скажу следующее. Безусловно, можно приобрести хорошие качественные запасные части, и за них не обязательно придётся переплачивать. Есть отличные аналоги, которые значительно сократят автовладельцу расходы на ремонт.

Ведь человек, который может себе позволить купить оригинальную запасную часть, не рассматривает аналоги, как показывает практика. Главное, быть осмотрительным при выборе товара и поставщика, чтобы не купить «упаковку» по цене самой запасной части».

Экономически не всегда целесообразно

Ева Соседенко, менеджер по продажам запасных частей ООО «МАНИТУ ВОСТОК»

Ева Соседенко, менеджер по продажам запасных частей ООО «МАНИТУ ВОСТОК»

«Отремонтировать деталь может её производитель или его официальные партнёры. Manitou обладает знаниями и опытом восстановления многих категорий запасных частей.

Следуя рекомендациям производителя детали и опираясь на многолетнюю практику в области сборки и ремонта техники, компания самостоятельно восстанавливает узлы на своих заводах.

Однако есть узкий перечень деталей, которые ремонтируют наши партнёры, официально аккредитованные производителями узлов. Такое сотрудничество опирается на регламент Manitou о процессах и высоком качестве готового продукта.

Существует проблема восстановления некоторых категорий запасных частей, поскольку либо на мировом рынке нет достаточного количества деталей, которым требуется ремонт, либо отсутствуют запасные части и технические регламенты восстановления от производителя узла.

Помимо этого, в некоторых странах, в том числе в России, логистические и таможенные затраты на возврат сломанной запасной части обесценивают выгоду приобретения восстановленной детали.

Наша компания находится в поиске потенциальных партнёров для восстановления деталей на территории России, так как на сегодняшний день логистические и таможенные затраты превышают прибыль от продажи отремонтированных запчастей».

Другое мнение

Ярослав Кабаков, директор по стратегии АО «ФИНАМ»

Ярослав Кабаков, директор по стратегии АО «ФИНАМ»

«Главное отличие в том, что это именно восстановленные запасные части, то есть, они не новые. Они уже работали какое-то время, а значит, материал из которого они состоят, накопил определённую усталость, и даже если их восстанавливали с применением нового материала, всё равно он составляет лишь часть детали.

А остальное составляет материал, который ранее испытывал многочисленные нагрузки, оказавшие необратимые воздействия на его рабочие свойства, сохранившие в нём напряжения.

Понятно, что в первую очередь это влияет на ресурс восстановленной детали или узла, который, в большинстве своём, может быть меньше по времени эксплуатации или уровню нагрузки.

Качество такой детали может быть нормальным, если она восстанавливалась с соблюдением норм, правил и технологий, но если в процессе допускались какие-либо отклонения, то это может негативно сказаться на её качестве, рабочем ресурсе и гарантии.

Стоимость восстановленной детали не всегда может быть ниже новой, в зависимости от того, какие материалы и технологии применяются. Однако стоимость не является ключевым параметром, на который нужно обращать внимание при принятии решения об использовании восстановленной детали.

Гораздо важнее ресурс самой детали, её качество, но главное — правила самого производителя, допускает ли он в принципе использование восстановленной детали в своей технике, и если да, то на каких условиях.

Если он допускает такую возможность, то здесь важен ресурс и качество восстановленной детали, и, если они на уровне, тогда надо приобретать такую деталь (узел), тем более, если купить новую деталь трудно, а работоспособность техники (оборудования) восстановить необходимо.

Те производители, которые допускают использование восстановленных деталей и занимаются этим, как правило, имеют соответствующие мощности. Они оборудованы почти так же, как те производства, которые выпускают новые детали, различие между ними может заключаться в некоторых видах оборудования.

Например, те производства, которые восстанавливают детали, могут иметь в своём составе оборудование для мойки и предварительной подготовки, так как они имеют дело с деталями, бывшими в употреблении. Также, разница в оборудовании двух производств может заключаться потому, что у восстановленных деталей может быть меньше ресурс и другие условия работы, что меняет требования к оборудованию.

В целом же, требования к производству восстановленных деталей у компаний такие же, как и к обычному производству: оно должно быть эффективным, выгодным для неё, соответствовать принятым нормам и правилам.

Конечно же, такое производство не должно негативно влиять на основной процесс, восстановленные детали не должны заменять новые, ведь в первую очередь, именно они должны продаваться, в этом заключается бизнес производителя».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: