Лизинг спецтехники

Кризис кризисом, а бизнес развивать необходимо. Можно, конечно, латать старые машины и надеяться, что они справятся с растущими объёмами. Но в большинстве компаний понимают, что без обновления парка техники не обойтись.

Современные модели гораздо эффективнее справляются с задачами и позволяют избежать длительных простоев. Но найти свободные 5, 10 или 20 миллионов рублей – задача не простая. Поэтому лизинг продолжает набирать обороты. Об особенностях этого финансового инструмента мы и поговорим за круглым столом с экспертами.

— Насколько востребован лизинг среди потребителей? Растут ли продажи с использованием лизинга и будет ли рост?

Никита Волкович, региональный менеджер по продажам ООО «Вольво Финанс Сервис Восток»:

Никита Волкович, региональный менеджер по продажам ООО «Вольво Финанс Сервис Восток»
Никита Волкович, региональный менеджер по продажам ООО «Вольво Финанс Сервис Восток»

«На протяжении 15 лет нашей работы наблюдалась постоянная востребованность финансового лизинга. В 2018 году с его помощью было осуществлено порядка 70 % продаж.

Конечно, абсолютные величины отгрузок посредством лизинга в существенной степени зависят от экономической ситуации, определяющей принципиальную готовность бизнеса инвестировать в основные средства производства.

Но можно с уверенностью сказать, что финансовый лизинг стал одним из самых востребованных инструментов, популярность которого продолжает расти».

Никита Бушуев, специалист по лизингу и системе «Платон» ООО «СоюзХимТранс-Авто»:

«Продажи в сегменте растут, между лизинговыми компаниями выраженная конкурентная борьба. Мой прогноз – рост будет продолжаться. Пожалуй, лизинг — инструмент по-прежнему один из самых работающих в области покупки грузовой и спецтехники.

Это связано с тем, что многие задумываются о начале своего бизнеса, а лизинг – это очень удобный инструмент, позволяющий зарабатывать, даже если необходимой суммы на покупку техники сейчас нет».

Александр Редкин, территориальный менеджер по финансированию John Deere Financial:

Александр Редкин, территориальный менеджер по финансированию John Deere Financial
Александр Редкин, территориальный менеджер по финансированию John Deere Financial

«Среди строительных компаний, приобретающих технику, как минимум 90 % продаж происходят через лизинговые компании, поэтому ответ очевиден — продукт востребован очень сильно.

И не только среди потребителей, но и среди дилеров, продающих технику, которые рассматривают лизинг как основной инструмент увеличения своих продаж.

В некоторых регионах наши дилеры продают до 80 % техники только через нашу лизинговую компанию. Рост продаж возможен прежде всего за счёт развития лизинга и адаптации продукта к условиям нашего рынка».

Дмитрий Зимирев, директор по продажам дорожно-строительной техники ООО «Тимбермаш Байкал» (официальный дилер John Deere и Manitou):

«Порядка 70-80 % сделок в нашей компании проходит через лизинг, клиенты выбирают в основном этот финансовый инструмент. По моему мнению, в будущем покупки машин в лизинг будут расти».

Сергей Бокушев, специалист отдела продаж ООО «ТЦ Мегаполис-Красноярск» (официальный дилер Bobcat):

«Около 70 % сделок сейчас проходят через лизинг. В этом году пока ещё невозможно сказать, насколько он востребован среди потребителей, данный рынок только начинает раскачиваться.

Я думаю, что рост продаж через лизинг будет, потому что любой потребитель старается не выводить деньги из оборота, а разбивать на какой-то определённый срок».

Таисия Марущак, руководитель отдела продаж ООО «Енисей-М» (официальный дилер Hyundai, Komatsu, Tarsus, Bobcat):

«Более 50 % наших сделок по спецтехнике идут через лизинг. Покупатель на начальном этапе тратит меньше средств, соответственно, сам пакет покупки может быть гораздо больше.

К тому же, можно дополнительно к машине приобрести навесное оборудование, которое в лизинг отдельно не кредитуется. Лизинг — это двойная выгода: клиент заплатит примерно одну треть от стоимости покупки и при этом может пользоваться имуществом и таким образом зарабатывать.

В отличие от обычной покупки, где надо вложить сразу порядка 4-5 млн, компания будет постепенно «отбивать» потраченные средства.

По опыту своей работы могу сказать, что за последние два года число сделок в лизинг значительно выросло. В Красноярске потребность в машинах есть, особенно на фоне строительства объектов Универсиады, реализации проекта «Безопасные и качественные дороги».

Объёмы заявлены достаточно большие, и не у всех компаний есть достаточные ресурсы. Именно поэтому многие приобретали спецтехнику в лизинг. Я думаю, что рост таких сделок будет увеличиваться и дальше. Часть техники уже закуплена, но потребность в ней все равно сохранилась. По моему мнению, спада в ближайшее два года точно не будет».

Евгений Береснев, руководитель направления продаж ООО «Карьерные машины» (официальный дилер «RM-Terex»):

«Около 60 % процентов сделок проходят через лизинг, сейчас этот инструмент очень востребован. Динамика лизинга постепенно идёт наверх, не такими большими рывками, но всё-таки движется.

На начальном этапе внедрения этого финансового инструмента были сложности из-за незнания, что это такое, как этим пользоваться. Сейчас развивается клиентоориентированность, к тому же работает субсидирование от государства, также существуют программы снижения ставок, способствующие продажам техники в лизинг».

Михаил Цыкунов, руководитель сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг»:

«Востребованность лизинга в последние годы неустанно растёт, так как это отличный инструмент пополнения и модернизации технического парка предприятий.

За 9 месяцев 2018 года объём нового бизнеса вырос на 42 %, превысив 1 трлн рублей, вероятнее всего в 2019 годы такого лавинообразного роста ожидать не следует, рынок немного успокоится и рост будет в пределах 20-30 %.

При условии отсутствия серьёзных внешних потрясений, среднесрочный прогноз также положительный и в перспективе ещё трёх лет я вижу, что у рынка есть потенциал роста».

Кирилл Осипов, руководитель направления оценки спецтехники и грузовой техники ГК «Альфа-Лизинг»:

«99 % всей спецтехники и коммерческого транспорта покупают в лизинг, это основной инструмент их реализации. Рост продаж зависит от условий лизинга и от состояния рынка коммерческой и специальной техники».

Андрей Гладков, генеральный директор АО «Лизинговая компания «КАМАЗ»:

«Рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн (класса КАМАЗ) показывает динамичный рост, начиная с 2016 года. 2015-16 гг — период начала увеличения доли лизинга в общем объёме рынка грузовой автотехники.

Драйвером послужили госпрограммы субсидирования отрасли, стартовавшие в 2015. Увеличивающийся рынок лизинга грузовой техники «потянул» за собой общий рынок грузовиков, который в 2016 году показал увеличение на 11 %, а уже в 2017 г.– на 53 %. Прошедший год также продемонстрировал увеличение рынка грузовой автотехники, но всего на 7%.

Доля лизинга в общих продажах грузовиков по итогам прошлого года достигла почти 70 %. Прогноз на текущий год – сохранение доли лизинга на рынке грузовиков, но снижение ёмкости обоих рынков: и грузовой техники класса КАМАЗ, и рынка лизинга этой автотехники».

Эдуард Анашкин, генеральный директор ООО «ЛХ Файнэншл Сервисез» (входит в ГК Liebherr):

«Если бизнес сезонный, целесообразно изначально разработать график лизинговых платежей, что возможно сделать только при заключении договора. Изменение конъюнктуры рынка позволит совершить реструктуризацию лизинговых платежей.

В самом крайнем случае, особенно после 2-3 лет добросовестного исполнения условий договора лизинга, стоит обсудить продажу техники. При благоприятной ситуации на рынке после погашения всех расходов лизинговой компании возможно частичное возмещение лизинговых платежей.

Существуют различные варианты, именно поэтому, на мой взгляд, лизинг и становится все более популярным инструментом для приобретения нового оборудования».

Екатерина Шумихина, менеджер по продажам компании ООО «ДЛЛ Лизинг», оператора Manitou Finance:

Екатерина Шумихина, менеджер по продажам компании ООО «ДЛЛ Лизинг», оператора Manitou Finance
Екатерина Шумихина, менеджер по продажам компании ООО «ДЛЛ Лизинг», оператора Manitou Finance

«На практике, конечно же, существуют различные формы финансовой аренды, отличающиеся друг от друга принципами построения платёжных графиков, условиями перехода права собственности и т. п.

Использование той или иной лизинговой схемы определяется отраслевой спецификой и особенностями актива – предмета лизинга. Сейчас в АПК самым распространённым является классический лизинг с равными или сезонными платежами, в конце срока которого право собственности переходит от лизингодателя к лизингополучателю».

Александр Корнев, руководитель направления развития бизнеса «Скания Лизинг»:

«За последние три года идёт тенденция роста спроса на лизинг со стороны крупных компаний. Достаточно часто приходят средние и крупные игроки, а вот малые предприятия стали реже обращаться за финансированием.

Тем не менее, компании с небольшим парком, или те, кто не имеет своей техники и хочет приобрести, тоже приходят. Мы обсуждаем с партнёрами и клиентами параметры каждой сделки, чтобы подобрать условия, отвечающие задачам и потребностям каждого лизингополучателя».

— Существует мнение, что лизинг гораздо выгоднее и удобнее, чем покупка в кредит. Так ли это и почему?

Никита Бушуев, «СоюзХимТранс-Авто»:

«Во многих случаях это действительно так. Зачастую приобретение техники в кредит обходится дороже по процентной ставке, чем заключение договора лизинга. Разница в итоговой цене между автокредитом и лизингом — 20-25 %».

Никита Волкович, «Вольво Финанс»:

«В целом это верно, особенно в отношении розничного бизнеса. В любом случае в работе с каждым клиентом следует внимательно анализировать большое количество данных с целью поиска оптимального финансового инструмента и определения его структуры.

Очевидно, что финансовый лизинг популярен в России за счёт возможности применения ускоренной амортизации, а также благодаря оптимальному соотношению размера финансирования и обеспечения, которым выступает право собственности лизингодателя на предмет лизинга.

Благодаря этим критериям лизинг выглядит более привлекательным по сравнению с кредитом. Однако важно, чтобы лизингополучатель в полной степени обладал компетенциями, которые позволят без негативных последствий применять налоговую льготу. Порой для этого приходится вносить коррективы в учётную политику организации».

Ирина Бирюкова, менеджер отдела продаж ООО «Лизинговая компания «Дельта»:

«Это на самом деле так, во-первых, существуют налоговые льготы по лизингу, когда компания может, например, возместить НДС и экономит по налогу на прибыль.

В случае же с банковским кредитом НДС можно возместить только после того, как клиент уже полностью выплатит кредит и только с суммой процентов.

Во-вторых, по лизингу существует много программ субсидирования: как краевых, так и на местном уровне, по Красноярскому краю. Поэтому, конечно, выгоднее воспользоваться лизингом».

Андрей Гладков, «Лизинговая компания «КАМАЗ»:

«По отношению к объекту лизинга применяется ускоренная амортизация, что позволяет значительно снизить стоимость оборудования к окончанию срока сделки.

В случае с основными средствами, приобретёнными в кредит, законодательством не предусмотрено применение данного механизма. При кредите банки продают просто деньги, а при лизинге от производителя мы предлагаем комплексную услугу – подбор автомобиля по запросу, сотрудничаем со всей дилерской сетью России. Клиент может также получить дополнительные скидки от автопроизводителя».

Эдуард Анашкин, «ЛХ Файнэншл Сервисез»:

«На данный момент лизинг, как финансовый инструмент, не ограниченный собственным регулятором, гораздо лучше приспособлен к потребностям конечного заказчика и гибче реагирует на них.

Лизинговые компании могут предложить, например, сезонные графики платежей, небольшие платежи до момента ввода в эксплуатацию, реструктуризацию в случае возникновения разрывов ликвидности на том или ином этапе деятельности заказчика».

Михаил Цыкунов, «Интерлизинг»:

«Неоспоримым преимуществом лизинга являются налоговые послабления, которые получает компания – лизингополучатель. Кроме того, лизинг можно получить на длительные сроки, и, в отличие от кредита, отсутствует необходимость в дополнительном залоге. Также разница в скорости рассмотрения заявки, в случае использования экспресс-программ, сделку можно оформить менее чем за 3 дня».

Александр Редкин, John Deere Financial:

«Лизинг удобнее, чем кредит, поскольку, как правило, не требуется залог в качестве дополнительного обеспечения, техника находится в собственности лизинговой компании до истечения срока лизинга.

Как правило, лизинговые сделки являются пакетными, когда лизинговая компания сама осуществляет страхование техники по выгодным тарифам, ставит технику на учёт, платит транспортный налог, и эти расходы включает в лизинговые платежи.

Лизинговые компании гораздо более гибкие в оценке бизнеса и финансового состояния клиента, так как они ближе к продажам техники, чем банк и лучше понимают реальную картину сегодняшнего рынка».

Оксана Евтушевская, руководитель JCB Finance России и СНГ:

Оксана Евтушевская, руководитель JCB Finance России и СНГ
Оксана Евтушевская, руководитель JCB Finance России и СНГ

«Кредиты используют редко. Это связано с природой лизинга: машина находится в собственности лизинговой компании, поэтому она готова брать на себя больше рисков и предлагать клиенту более длительные, чем при кредите, сроки финансирования и комфортные первоначальные взносы.

Клиенту удобнее воспользоваться лизингом, так как он, в отличие от кредита, не требует дополнительного обеспечения. 
По фирменным программам производителей условия для клиентов, как правило, ещё комфортнее. Например, наш партнёр по программе JCB Finance «ЮниКредит Лизинг» имеет глубокую экспертизу в отрасли, понимает ликвидность нашей техники, профиль и нужды клиента.

Как правило, банки не обладают такой глубиной знания рынка. Они рассматривают риски внимательнее и дольше, в то время как в нашей программе используется скоринг для принятия предварительного решения за 20 мин, а окончательное решение принимается за 2 дня. При лизинге клиенту не нужно предоставлять большой пакет документов — по JCB Finance нашим клиентам доступен продукт «Без финансовых документов», что невозможно при кредите».

Таисия Марущак, «Енисей-М»:

«Физическим лицам или индивидуальным предпринимателям можно рассмотреть вариант покупки спецтехники в кредит. Основное преимущество лизинга — это всё-таки НДС. Для предпринимателей лизинг тоже доступен, многие на определённых условиях приобретают даже б/у технику».

Евгений Береснев, «Карьерные машины»:

«У лизинга есть свои преимущества. Если покупать в кредит, все проценты ложатся не в основные фонды. Купленная в лизинг машина окупается за 3-5 лет. Таким образом, клиент получает технику, полностью освобождённую от налогов и выплат. Муниципальному или государственному предприятию покупать в лизинг будет сложнее, потому что там для них действует своя форма закупок».

Екатерина Шумихина, «ДЛЛ Лизинг»:

«Безусловно, когда речь идёт о покупке небольшого количества техники, клиенту гораздо удобнее и быстрее получить финансирование в лизинговой компании, нежели в банке. В отличие от банковского кредита при лизинге техника остаётся в собственности лизингодателя, что повышает шанс покупателя на одобрение финансирования».

Александр Корнев, «Скания Лизинг»:

«Индивидуальные предприниматели или компании, работающие по упрощённой системе, зачастую не могут возместить налоги из-за схемы налогообложения. В этом случае кредитные продукты могут быть привлекательней с точки зрения цены, но гораздо сложнее в получении. Для таких компаний главное удобство лизинга в том, что получить его проще и быстрей, хоть и чуть дороже».

— Лизинг облагается НДС. С учётом увеличения в этом году ставки на 2 %, насколько условия стали жёстче?

Эдуард Анашкин, «ЛХ Файнэншл Сервисез»:

Эдуард Анашкин, генеральный директор ООО «ЛХ Файнэншл Сервисез» (входит в ГК Liebherr)
Эдуард Анашкин, генеральный директор ООО «ЛХ Файнэншл Сервисез» (входит в ГК Liebherr)

«В связи с повышением ставки НДС увеличиваются, соответственно, стоимость техники и лизинговые платежи. Это увеличивает стоимость лизинга в размере увеличения НДС.

Ставки процентные и ставки удорожания не меняются. Лизинговые компании, которые возмещают НДС, всегда проверяют финансовое состояние своих контрагентов, поэтому, на мой взгляд, ужесточения условий из-за повышения ставки НДС не будет».

Таисия Марущак, «Енисей-М»:

«Мы пока что этого не прочувствовали, и я думаю, что клиенты тоже. Возможно, лизинговые компании пытаются сгладить свои ставки, немного их регулируют, но в целом серьёзных изменений нет».

Никита Бушуев, «СоюзХимТранс-Авто»:

«Ставки повышены, это безусловно. Однако рынок лизинговых компаний высококонкурентный. Те, кто владеет большим парком, смогут предложить более выгодные условия для потенциальных потребителей, возьмут товарооборотом; те же, чьи транспортные ресурсы ограничены, пытаясь привлечь новых лизингополучателей, скорее всего, изобретут новые варианты предложений (дополнительные опции, кросс-партнёрские предложения и акции)».

Ирина Бирюкова, «ЛК «Дельта»:

«У нас условия абсолютно не изменились, НДС увеличился, но при схеме лизинга клиент может ежемесячно подавать в налоговую возмещение НДС, то есть, с каждого лизингового платежа. Причём он возмещает НДС с суммой договора финансовой ренты».

Андрей Гладков, «Лизинговая компания «КАМАЗ»:

«С 01.01.2019 года на рынке действует новая ставка НДС 20 %. Все товары, работы и услуги, по которым ранее применялась ставка 18 %, с 2019 года облагаются НДС по ставке 20 %. Мы приобретаем имущество с новой ставкой, по новой ставке облагается и сама лизинговая услуга.

Безусловно, это привело к увеличению стоимости лизинговой услуги. Условия жёстче не стали. Теперь стоимость услуги оплачивается по повышенной на 2% ставке.

Однако клиенты, работающие с НДС, также получили возможность принимать к вычету НДС по повышенной ставке, поэтому стоимость услуги для них существенно не изменилась».

Никита Волкович, «Вольво Финанс»:

«В среднесрочной перспективе мы не ожидаем значительного изменения условий, выходящих за уровень компенсации увеличенного размера НДС.

Однако рынок лизинга в целом в значительной степени зависит от политики ЦБ в рамках контроля стоимости денег в экономике, что, в свою очередь, напрямую связано с фазами развития кризисных явлений. При сбалансированной монетарной политике властей сегмент лизингового финансирования продолжит своё активное развитие».

Кирилл Осипов, «Альфа-Лизинг»:

«Одно из важных отличий лизинга от кредита – это ставка, которая как правило ниже кредитной. Также лизинг в большинстве случаях не требует дополнительных залогов кроме самого предмета лизинга, предоставления финансовой отчётности и доступен для бизнеса с минимальными финансовыми показателями. Кредит же оформить без финансовой отчётности невозможно – там более жёсткие требования».

— Какой тип лизинга наиболее выгоден: финансовый, оперативный, возвратный?

Дмитрий Зимирев, «Тимбермаш Байкал»:

«В основном, финансовый, наши клиенты предпочитают именно его».

Таисия Марущак, «Енисей-М»:

Таисия Марущак, руководитель отдела продаж ООО «Енисей-М» (официальный дилер Hyundai, Komatsu, Tarsus, Bobcat)
Таисия Марущак, руководитель отдела продаж ООО «Енисей-М» (официальный дилер Hyundai, Komatsu, Tarsus, Bobcat)

«Каждый клиент определяет тип лизинга в соответствии с целями и приоритетами. Многое зависит от масштаба и, как следствие, возможностей компании. Например, когда мы делаем расчёт клиенту, предлагаем ему несколько вариантов, и он сам выбирает типы платежей и систему кредитования».

Александр Редкин, John Deere Financial:

«Формально, в нашем законодательстве нет такого понятия, как оперативный лизинг. Тем не менее, некоторые лизинговые компании предлагают клиентам сделки по похожей структуре. В данном случае формируется выкупной платёж, который обеспечивает дилер, продающий технику, отдельным договором обратного выкупа.

Это интересный инструмент и для клиентов, и для дилеров, который может потенциально формировать рынок достаточно новой б/у техники в хорошем состоянии, которая была обеспечена обязательным сервисным контрактом.

У такой схемы есть и минусы, так как заранее оговорённая стоимость выкупа может оказаться гораздо ниже рыночной через 3-4 года, и клиент сам может захотеть выкупить эту технику за 30 % от стоимости, чтобы в дальнейшем самостоятельно продать за 50 %. По сути, единственный нормальный рабочий продукт — это финансовый лизинг». 

Никита Бушуев, «СоюзХимТранс-Авто»:

«Что касается выбора типа лизинга, важно понимать для каких целей берётся техника. Например, лизингополучатель планирует самостоятельно распоряжаться своей техникой по истечение срока лизинга, он планирует работать «на себя» и не обрастать парком техники — финансовый лизинг, это самый простой и удобный способ уже завтра сесть в автомобиль, чтобы начать на нем зарабатывать.

Если потребитель организует бизнес по сдаче в аренду техники для заработка – можно сделать выбор в пользу оперативного лизинга. Этот тип предполагает, что арендуемая техника остаётся во владении лизингодателя.

Возвратный лизинг выгоден тем, что даёт возможность снизить налогооблагаемую базу и чаще всего используется одной организацией от разных юридических лиц. В каждом виде лизинга своя выгода, зависящая от долгосрочных целей потребителя».

Никита Волкович, «Вольво Финанс»:

«Из всех видов лизинга самый популярный — финансовый. На протяжении многих лет не прекращается полемика на тему возможности применения налоговых льгот к оперативному и возвратному лизингу, что в определённой степени сдерживало многих лизингодателей от наращивания своей активности в этих сегментах бизнеса.

Отмечу, что каждый из видов лизинга направлен на удовлетворение разных потребностей клиентов. Финансовый используют для инвестиций в расширение или обновление основных средств, в которых лизингополучатель нуждается в рамках долгосрочного планирования своей производственной деятельности.

Оперативный лизинг направлен на обеспечение производственного рычага клиентам в течении ограниченного времени. При этом право собственности в конце срока остаётся за лизингодателем. Лизингополучатель возвращает оборудование в состоянии, оговорённом в договоре, после чего отношения заканчиваются.

Оперативный лизинг также набирает популярность среди тех компаний, которые стремятся оптимизировать свои ресурсы и прибегают к аутсорсингу максимально возможного количества процессов. Примером может служить приобретение экскаватора или грузовика с включением в стоимость лизингового платежа таких услуг, как полное сервисное обслуживание, страхование, регистрация и учёт на балансе лизингодателя, замена шин, телематика и пр.

Это выгодно тем клиентам, бизнес которых не может быть распланирован на очень длительный период или не позволяет обеспечивать дополнительную обслуживающую инфраструктуру, например, содержать склад запчастей или нанимать технических специалистов для поддержки максимально эффективного функционирования приобретённого оборудования.

Возвратный лизинг по сути является псевдо-кредитным инструментом. Он направлен только на обеспечение ликвидности клиента путём получения в обеспечение оборудования, бывшего в собственности этого же клиента и переводимого на период финансирования в собственность лизингодателя.

Возвратный лизинг не может рассматриваться как альтернатива финансовому или оперативному, так как имеет совершенно иную природу».

Михаил Цыкунов, «Интерлизинг»:

«Финансовый лизинг— наиболее применяемая форма в нашей стране. В сделке принимают участие 3 стороны: лизингополучатель, лизинговая компания и поставщик. Лизинговая компания приобретает имущество у поставщика и затем передаёт его в пользование лизингополучателю. При завершении действия договора техника переходит во владение клиента.

Оперативный лизинг (операционный) заключается в том, что по окончании договора предполагается возврат техники лизинговой компании.

Сейчас в России данный вид инвестиционной деятельности только начинает своё развитие, и доля с каждым годом растёт, чаще всего такой вид лизинга применяют кэптивные к поставщикам лизинговые компании, (хотя в нашей компании такие сделки имеются) так как, отлично знают экономическую ситуацию рынка инвестиционных продуктов как новых, так и бывших в употреблении, к тому же, они обеспечивают его ремонт и техобслуживание.

В возвратном лизинге поставщик и лизингополучатель – это одно и то же лицо. Можно сказать, что это двухсторонняя лизинговая сделка. При заключении договора данного вида инвестиционной деятельности, организация продаёт имущество (основные средства) лизинговой фирме и берёт это имущество в лизинг.

Кроме того, те фирмы, которые на момент приобретения оборудования по каким-то причинам не могли или зачастую не знали о возможностях лизинга, используют все его преимущества после приобретения в собственность оборудования. Данная схема часто применяется при получении налоговых льгот, которые предусмотрены для договора финансовой аренды».

Андрей Гладков, «Лизинговая компания «КАМАЗ»:

Андрей Гладков, генеральный директор АО «Лизинговая компания «КАМАЗ»
Андрей Гладков, генеральный директор АО «Лизинговая компания «КАМАЗ»

«Ценным преимуществом финансового лизинга является поддержка государства посредством программ субсидирования, которая позволяет сделать лизинговое предложение очень доступным и привлекательным для потребителя.

Срок договора оперативного лизинга (аренды) существенно меньше срока полезного использования объекта. Обычно предметом оперативного лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении арендатора активы (может не быть третьей стороны – продавца).

По окончании договора объект оперативного лизинга, как правило, возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо, как исключение, выкупается арендатором по остаточной рыночной стоимости.

Арендная ставка по оперативному лизингу может быть выше, чем по финансовому. Но может быть ниже, в случае, когда стороны договорились, что лизингополучатель уплачивает только определённый объём стоимости имущества, а оставшаяся выкупная стоимость (например, 30 %) не уплачивается, и лизингодатель не передаёт технику в собственность.

«Возвратный лизинг» используется как механизм привлечения финансирования. Порой компании выгодно продать собственное имущество, после чего взять его в аренду.

В результате продавец (в последующем арендатор), получив оплату по договору от покупателя (в последующем арендодатель), фактически продолжает пользоваться проданным имуществом, уплачивая при этом арендную плату.

Экономическим эффектом от данной операции является высвобождение оборотных средств, сбалансированность расходов и налоговых платежей, улучшение финансового состояния.

Однако с применением данного вида лизинга нужно быть крайне осмотрительным. Зачастую контролирующие органы могут признать сделку притворной и отказать в признании расходов по налогу на прибыль и в вычете НДС.

Для подтверждения обоснованности совершения подобных сделок необходимы серьёзные аргументы, подтверждающие наличие деловой цели, и расчёты экономической эффективности сделки. Ведь факт заключения такого договора не свидетельствует о получении необоснованной налоговой экономии».

Эдуард Анашкин, «ЛХ Файнэншл Сервисез»:

«Возвратный лизинг сложно сравнивать с другими его видами, так как в этом случае фирма продаёт лизинговой компании для получения прибыли своё имущество, а затем берет его обратно в лизинг. Такой метод широко распространён в мировой практике для получения оборотного капитала.

Финансовый лизинг подразумевает под собой переход права собственности на имущество к лизингополучателю по окончании срока лизинга. Это выгодно для компаний, планирующих использование техники в долгосрочной перспективе и после окончания срока лизинга, так как его срок в нашей стране все же меньше, чем период полезного использования, к примеру, строительной техники.

Оперативный лизинг — передача того или иного оборудования в аренду. Это интересно компаниям, которые привлекают технику для реализации определённых проектов и не планируют использовать её в дальнейшем».

Оксана Евтушевская, JCB Finance:

«В России оперативный лизинг в реальном его значении присутствует только у нескольких игроков, специализирующихся на лизинге автопарков для ограниченного количества крупных клиентов. В нашем сегменте одним из ограничений для использования оперативного лизинга является отсутствие понятных остаточных стоимостей (Residual value) на рынке спецтехники».

Александр Корнев, «Скания Лизинг»:

«При оценке «выгоды» от использования лизинга потребителю разумно учитывать не столько стоимость, сколько целесообразность использования того или иного вида лизинга, поскольку задачи у каждого из подвидов финансовой аренды разные.

Финансовый – возможность обновить и увеличить активы, в нашем случае подвижной состав или автопарк, поскольку предполагается первоначальный взнос и последующий выкуп предмета лизинга в конце срока договора, а значит, получение в собственность с возможностью после выхода из эксплуатации продать его по рыночной стоимости. Это дополнительный доход или взнос на новый актив.

Операционный или оперативный – больше применим для европейской бизнес-модели, «попользовался и сдал», при небольшом первоначальном взносе, есть достаточно большая остаточная стоимость, гарантированная, как правило, третьей стороной. Большая остаточная стоимость значит, что основной долг, на который начисляются проценты – меньше, а значит, меньше и ежемесячные платежи.

Минус в том, что это тот самый подвид аренды без возможности выкупа, предмет лизинга придётся сдать лизингодателю в конце договора, следовательно, нельзя компенсировать свои затраты, к примеру, продажей грузовика.

Возвратный лизинг предполагает, что активы, которыми организация уже владеет, будут проданы третьей стороне либо лизингодателю и затем сразу на условиях финансового лизинга с первоначальным взносом получены обратно. Это высвобождает оборотные средства.

Зачастую дороже, но быстрее и проще, чем банковский кредит, при этом есть неоспоримый плюс – актив всё ещё в пользовании, но и свободная «оборотка» организации становится доступна моментально, можно её использовать».

— Реально ли приобрести технику в лизинг без авансового платежа?

Михаил Цыкунов, «Интерлизинг»:

Михаил Цыкунов, руководитель сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг»
Михаил Цыкунов, руководитель сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг»

«В начале давайте разберёмся, что такое аванс в лизинговой сделке. Аванс – это финансовое состояние клиента, влияющее на закрытие риска лизинговой компании, так же на аванс очень сильно влияет ликвидность имущества, передаваемого в лизинг.

Например, легковой автомобиль будет является высоколиквидным имуществом, а линия для производства чего-либо спроектированная для конкретно клиента, будет низколиквидной, исходя из этого могу сказать, что по ряду сделок оформить лизинг с нулевым авансом возможно».

Никита Бушуев, «СоюзХимТранс-Авто»:

«Да, существует механизм предоставления имеющейся в собственности техники в качестве обеспечения по лизингу, однако я не могу вспомнить примера приобретения техники без авансового платежа».

Александр Редкин, John Deere Financial:

«В последнее время видна тенденция к снижению авансовых платежей до 15 или даже 10 %. Но мне неизвестны лизинговые компании, которые массово заключают сделки с 0 % авансовым платежом. Стандартный минимальный аванс на рынке – 20 %.

Компании могут делать исключения и снижать авансы для своих текущих проверенных клиентов или компаний с очень хорошей отчётностью, либо под какое-либо дополнительное обеспечение, но это скорее исключения, а не массовый продукт».

Сергей Бокушев, «ТЦ Мегаполис-Красноярск»:

«Практически нет, любая лизинговая компания принимает минимальную стоимость от платежа – порядка 15-20 % от общей цены».

Таисия Марущак, «Енисей-М»:

«Честно говоря, не сталкивалась с таким. Я знаю, что самый минимальный аванс у нас был 10 %. Это была достаточно крупная сделка о поставке порядка 4-5 единиц. В данном случае компания пошла навстречу клиенту. Некоторые компании работают в программе Trade-in – они берут старую технику, производят через свои компании оценку б/у техники и покупают новую в счёт оплаты аванса».

Никита Волкович, «Вольво Финанс»:

«Каждый лизингодатель самостоятельно определяет риски и принимает решение о размере аванса в соответствии с установленным подходом. Нельзя однозначно говорить о невозможности приобретения техники в лизинг без авансового платежа, особенно принимая во внимание готовность кэптивных лизинговых компаний бороться за клиента до последнего, предлагая, в том числе, снижение аванса.

Но и сегодня такой нулевой аванс для розничного клиента, скорее редкость. В ближайшее время начнётся более комплексное регулирование лизинговой отрасли в России Центральным банком. В частности, он будет внимательно контролировать принципы, по которым лизинговые компании анализируют клиентов, и соответствие этого анализа кредитным рискам, в том числе размеру аванса.

Таким образом, вполне вероятно, что в среднесрочной перспективе у розничных клиентов будет ещё меньше возможностей получить финансирование без аванса».

Александр Корнев, «Скания Лизинг»:

Александр Корнев, руководитель направления развития бизнеса «Скания Лизинг»
Александр Корнев, руководитель направления развития бизнеса «Скания Лизинг»

«Да, реально, вернее, такая сделка может существовать. Однако важно понимать, что к этому должны быть готовы обе стороны сделки, как лизингодатель, так и лизингополучатель.

Лизингополучателю, несмотря на кажущуюся выгоду, стоит обратить внимание на дороговизну и размер лизинговых платежей. Базой для начисления процентов станет полная стоимость ТС без НДС, следовательно, общая сумма договора и ежемесячные платежи могут быть куда выше в сравнении с приобретением техники с разумным авансом.

Если же стоимость денег во времени – не проблема и стоит задача, к примеру, под определённый контракт приобрести активы, не отвлекая на это оборотные средства, такой вариант можно рассмотреть, если на это согласится лизингодатель.

А лизингодатель зачастую не готов предлагать сделки без аванса вне зависимости от финансового состояния лизингополучателя. На это есть ряд причин, однако самая очевидная – это гарантированный риск остаться в убытке по сделке в случае неполучения лизинговых платежей.

Пример: сделка без аванса на ТС стоимостью 100 рублей, первый же платёж просрочен, второй тоже. Лизингодатель изымает технику, она уже бывшая в эксплуатации, даже если только поставлена на учёт и не использовалась, следовательно, за 100 рублей лизингодатель её уже не реализует, а реализует только за 90.

А ещё расходы на страховку и любые прочие затраты. Лизингодателю это не выгодно.

Простыми словами, такие сделки – это результат диалога, достигнутых договорённостей и готовность к риску с двух сторон».

— В каких случаях потребитель может лишиться техники, приобретённой в лизинг?

Дмитрий Зимирев, «Тимбермаш Байкал»:

Дмитрий Зимирев, директор по продажам дорожно-строительной техники ООО «Тимбермаш Байкал» (официальный дилер John Deere и Manitou)
Дмитрий Зимирев, директор по продажам дорожно-строительной техники ООО «Тимбермаш Байкал» (официальный дилер John Deere и Manitou)

«Очевидно, если он не платит ежемесячные платежи, лизинговая компания имеет право изымать технику. Например, с нашими клиентами такое происходит нечасто, можно сказать, что конфискации не было ни разу. Как правило, клиент, который выбирает технику для определённой работы, всегда платит вовремя».

Таисия Марущак, «Енисей-М»:

«Компании относятся к просрочке достаточно лояльно. Никто не приходит сразу изымать машину, обе стороны могут договориться. На самом деле за последние годы конфиската практически не было. Если в 2014-2015 годах было конфисковано очень много техники, то сейчас платежи поступают стабильно».

Никита Бушуев, «СоюзХимТранс-Авто»:

«Потребитель может лишиться техники (в зависимости от условий договора) в случае несоблюдения сроков оплаты. Обычно этот срок от 1 месяца до 3-х и такие случаи на моей практике не так уж редки – около 30 %».

Ирина Бирюкова, «ЛК «Дельта»:

«Изначально лизинговая компания, конечно, обращается, выясняет причины, ищет пути решения, пытается найти компромисс, но, когда ситуация становится безвыходной, доходит и до изъятия техники. Но это уже крайняя мера. Обычно компании стараются до такого не доводить».

Никита Волкович, «Вольво Финанс»:

«В большинстве случаев лизингодатели стремятся урегулировать проблему без изъятия техники. Возможность прекращения договора лизинга предусмотрена законодательно, а кроме того, всегда дополнительно описывается в самом таком договоре.

Объём изъятий обычно нарастает с небольшим временным лагом после появления негативных тенденций в экономике в целом или в отдельно взятой отрасли. Важно, что в последние годы на рынке лизинга не фиксировалось значительное количество изъятий.

В большой степени это является результатом более сдержанной кредитной политики лизингодателей, которые после кризиса 2008-2009 годов внесли существенные коррективы в свою оценку рисков».

Александр Корнев, «Скания Лизинг»:

«Основаниями для изъятия также могут стать нарушения условий эксплуатации – к примеру, компания приобрела легковой автомобиль и заявляла о пользовании в представительских целях, однако автомобиль используется как такси, а это повышенный риск для лизингодателя.

Также приводят к изъятию нарушения условий страхования. Если лизингополучатель не застраховал технику, лизингодатель вправе защищать своё имущество, расторгнуть договор и изъять технику».

— Целесообразно ли приобретать в лизинг поддержанную технику? Почему?

Дмитрий Зимирев, «Тимбермаш Байкал»:

«Надо смотреть на состояние б/у техники. Если за машиной следили, проводили плановые ТО, она будет хорошо работать и дальше. Если машина совсем убитая, приобретать её нет смысла.

Безусловно, риски есть, поэтому мы всегда проверяем машины, проводим диагностику. В некоторых случаях мы помогаем клиенту выбрать машину для уверенности в дальнейшей эксплуатации».

Таисия Марущак, «Енисей-М»:

«Да, потому что не у всех клиентов есть возможность приобретать новую. Если рынок богат поддержанной техникой, почему нет? Риски есть, несомненно, люди это понимают, когда берут более дешёвые машины. Мы, как дилеры, стараемся помогать клиентам проводить диагностику, проверять опции и так далее.

При покупке в лизинг клиент всё-таки больше заинтересован в покупке новой техники, потому что первоначальный платёж будет значительно ниже, чем стоимость поддержанной машины. Допустим, б/у погрузчик обойдётся в 2 млн рублей, а при покупке нового через лизинг нужно внести аванс в размере около 1 млн рублей».

Евгений Береснев, «Карьерные машины»:

Евгений Береснев, руководитель направления продаж ООО «Карьерные машины» (официальный дилер «RM-Terex»)
Евгений Береснев, руководитель направления продаж ООО «Карьерные машины» (официальный дилер «RM-Terex»)

«Я не вижу в этом никакого смысла, потому что сейчас рынок позволяет подобрать новую технику в лизинг в хорошем ценовом диапазоне, с выгодными условиями. Покупку б/у можно сравнить с лотереей, лучше доплатить и купить новую машину, чем рисковать и покупать поддержанную».

Александр Редкин, John Deere Financial:

«Если вам удалось найти изъятую лизинговой компанией технику, которая вам профинансирует её и дальше, это может быть очень выгодной сделкой. Мало кто начинает нарушать платёжную дисциплину в конце срока лизинга, в основном проблемные сделки видны сразу. В итоге у вас почти новая техника с хорошим дисконтом и с готовым под неё финансированием».

Никита Волкович, «Вольво Финанс»:

«Лизинг интересен не только за счёт ускоренной амортизации, которая в случае с б/у оборудованием может быть неактуальна для налоговой оптимизации. Это ещё и наиболее сбалансированное финансовое решение. Поэтому можно сказать, что и б/у оборудование может быть приобретено в лизинг, что станет быстрым и эффективным решением».

Ирина Бирюкова, «ЛК «Дельта»:

«Это может быть целесообразно, если техника подержанная, но с небольшой наработкой, или год выпуска не очень давний. При этом клиент может сэкономить значительную часть средств, потому что и подержанная техника может быть в хорошем состоянии, но стоит гораздо дешевле аналогичной новой.

Это выгодно компаниям, которые только заходят на рынок и начинают свой бизнес, либо не очень давно работает и не располагает большим собственным капиталом, для них это может быть запасным решением. У нас доля сделок с подержанной техникой составляет около 30 %».

Михаил Цыкунов, «Интерлизинг»:

«Наша компания работает по сделкам с подержанной техникой, но есть ряд нюансов. Во-первых, аванс по такой сделке будет чуть выше. Во-вторых, приобретение техники должно быть осуществлено у юридического лица, являющегося плательщиком НДС.

Ну и самое главное, чаще всего подержанная техника не имеет гарантии, что может отразится на дальнейшей её эксплуатации и все расходу по ремонту лягут на лизингополучателя».

Эдуард Анашкин, «ЛХ Файнэншл Сервисез»:

«Я считаю, что необходимо учитывать срок полезного использования техники, её состояние и многие другие факторы. Если говорить о продукции ООО «Либхерр–Русланд», то 5-7-летнюю технику при сроке лизинга от 3 до 5 лет вполне возможно приобрести с использованием лизинга. Более целесообразно всё же рассматривать каждый случай отдельно. Иногда, несмотря на разницу в цене, лучше купить новую модель».

Кирилл Осипов, «Альфа-Лизинг»:

«К б/у-технике предъявляются более строгие условия и требуется чуть больше документов. Для лизинговой компании важно понимать, в каком состоянии находится данное оборудование и на сколько оно ликвидно. Требуются следующие документы: диагностическая карта, фото, ПТС».

Александр Корнев, «Скания Лизинг»:

«Мы, как лизинговая компания при производителе, уверены в своих автомобилях, поэтому финансируем весь спектр техники с пробегом: тягачи, самосвалы, шасси с надстройками, автобусы Scania.

У многих лизинговых компаний при финансировании автомобилей с пробегом возникают сложности, поскольку требуется многоступенчатая оценка единицы, её истории и прочих нюансов.

А мы знаем и понимаем, как обращаться с техникой Scania. Умеем быстро оценить соотношение пробега, рыночную стоимость и техническое состояние будущего предмета лизинга и предложить условия финансирования клиенту.

Более того, дилерские центры также предлагают сервисные контракты на технику с пробегом по разумной стоимости, что будет неоспоримым плюсом при эксплуатации».

— В случае серьёзной поломки техники на чьи плечи ложится её обслуживание?

Дмитрий Зимирев, «Тимбермаш Байкал»:

«При покупке новой техники действует гарантия, которая покрывает все предусмотренные поломки. Если клиент проводит требуемое техническое обслуживание, к машине не возникает никаких нареканий. При поломке, даже если она случилась в гарантийный период, компания покрывает расходы. Мы выезжаем и ремонтируем эти машины согласно договору».

Сергей Бокушев, «ТЦ Мегаполис-Красноярск»:

«Мы, как поставщик, заключаем договор, поэтому несём ответственность перед лизинговой компанией, которая, в свою очередь, несёт ответственность непосредственно перед потребителем».

Никита Бушуев, «СоюзХимТранс-Авто»:

Никита Бушуев, специалист по лизингу и системе «Платон» ООО «СоюзХимТранс-Авто»
Никита Бушуев, специалист по лизингу и системе «Платон» ООО «СоюзХимТранс-Авто»

«Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 164-ФЗ лизингополучатель за свой счёт осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга».

Андрей Гладков, «Лизинговая компания «КАМАЗ»:

«В случае поломки автотехники, взятой в лизинг, ответственность за обслуживание лежит на потребителе. В отличие от конкурентов, «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» помогает клиенту в случае серьёзной поломки, способствуя ускорению процесса взаимодействия с сервисным центром.

Наш лизингополучатель обязан проходить ТО только в официальных сервисных центрах, а также обеспечивать правильную эксплуатацию автотехники.

С момента подписания акта приёмки-передачи право владения и пользования, а также все риски утраты, гибели, ареста, повреждения имущества, риск несоответствия предмета лизинга целям использования, риски преждевременной поломки, ошибки, допущенной при монтаже или эксплуатации имущества, иные имущественные риски и связанные с этим убытки переходят к лизингополучателю.

Лизингополучатель также несёт гражданскую ответственность, возникающую из права владения и пользования имуществом во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством.

С даты приёмки имущества лизингополучатель принимает на себя все права требования лизингодателя в соответствии с действующим законодательством в части комплектности, качества, гарантийного, послегарантийного и технического обслуживания имущества и освобождает лизингодателя от всех связанных с этим убытков и судебных разбирательств».

Никита Волкович, «Вольво Финанс»:

«В соответствии со сложившейся практикой, если простой вызван поломкой, не являющейся гарантийным случаем, лизингополучатель не сможет приостановить платежи до момента заключения с лизингодателем отдельного дополнительного соглашения. Во избежание подобных ситуаций лизингодатель заинтересован в финансировании только качественного оборудования».

— Регулирует ли договор между лизингополучателем и компанией вопрос убытков из-за простоя техники? Подключают ли в этом случае страховщиков лизинговых сделок?

Дмитрий Зимирев, «Тимбермаш Байкал»:

«Если говорить про наш сервис, мы стараемся реагировать в кратчайшие сроки. Соответственно, техника долго не простаивает, и клиенту не приходится нас ждать. Страховщиков лизинговых сделок подключают очень редко, только по желанию клиента».

Сергей Бокушев, «ТЦ Мегаполис-Красноярск»:

«Я ни разу не встречал, чтобы в договорах регулировался вопрос простоя техники. Это личное дело клиента – он может её использовать или не использовать на своё усмотрение. Главное, необходимо вносить ежемесячный платёж, который заложен в договоре».

Таисия Марущак, «Енисей-М»:

«Вообще, договор не регулирует этот вопрос. У нас был случай, когда клиент работы договорился с лизинговой компанией, что с весны до осени он будет платить в два раза больше, а в зимний период платить меньше. Среднегодовая сумма вышла одинаковая, но схемы платежей были согласованы индивидуально в связи с сезонностью работы».

Никита Бушуев, «СоюзХимТранс-Авто»:

«Если лизингополучатель плохо просчитает риски и простои техники – это приведёт к расторжению договора из-за невозможности внести платёж. Поэтому очень важно разложить ситуацию на перспективу, уже сейчас подготовиться и учесть сезонность, загруженность, возможные неисправности. Не полениться и подсчитать в каких суммах будут выражаться те или иные убытки.

Если транспортная компания даёт грузовой автомобиль в лизинг, то она обязуется обеспечивать загрузку этого автомобиля. Что же касается страховщиков лизинга, то их услуги удорожают стоимость лизинга, но и эффект есть – они страхуют риски».

Никита Волкович, «Вольво Финанс»:

«Обслуживание ремонта при поломке будет ответственностью лизингодателя только в том случае, если это предусмотрено договором лизинга. На практике такие случаи редки: даже если в договор включён сервисный контракт, ответственность за восстановление оборудования после поломки будет лежать на станции (поставщике), гарантирующем обеспечение ремонта в рамках этого сервисного контракта.

Страховые компании пока не могут предложить стандартного страхового продукта, закрывающего риск простоя при поломке. Но, по нашим данным, такие попытки предпринимаются. Надеемся, что со временем у клиентов появится возможность страхования и такого риска».

Михаил Цыкунов, «Интерлизинг»:

«При заключении лизинговой сделки подписывается трёхсторонний договор купли-продажи, где ответственность в гарантийные сроки имущества ложится на продавца, но в случае, если лизингополучатель пренебрегал правилами эксплуатации, либо использовал не по назначению предмет лизинга, вся ответственность ложится на лизингополучателя.

Все сделки в лизинге без исключения страхуются и в случае наступления страхового случая, страховая компания берёт эти убытки на себя, выплачивая стоимость ремонта или при наступлении полного уничтожения лизингового имущества, лизинговой компании, либо по соглашению, лизингополучателю».

Эдуард Анашкин, «ЛХ Файнэншл Сервисез»:

«Во время простоя техники необходимо понимать его причину. Если речь идёт о гарантийном случае, то поставщик осуществляет ремонт. Если поломка произошла по истечении срока гарантии, то ремонт оплачивается лизингополучателем.

В случае изменения конъюнктуры рынка данный простой является экономическим риском лизингополучателя, однако лизинговые компании более гибко реагируют на подобные ситуации и могут предложить, например, реструктуризацию платежей, особенно в случаях с крупной строительной, портовой или горнодобывающей техникой. Главное — находиться в контакте с лизинговой компанией и не замалчивать проблемы».

Ирина Бирюкова, «ЛК «Дельта»:

Ирина Бирюкова, менеджер отдела продаж ООО «Лизинговая компания «Дельта»
Ирина Бирюкова, менеджер отдела продаж ООО «Лизинговая компания «Дельта»

«В любом случае вся техника страхуется, поэтому нужно понять, страховой это случай или нет. Зачастую это происходит по страховке: у нас расширенная страховка, куда входят, например, такие риски, как самовозгорание и так далее».

Андрей Гладков, «Лизинговая компания «КАМАЗ»:

«Неиспользование техники может быть по ряду причин: угоны, несчастные случаи, стихийные бедствия, катастрофы и т. д. В этом случае мы предлагаем клиенту реструктуризацию лизинговых платежей. Идём навстречу. Сезонность бизнеса мы тоже учитываем. Удобство клиента важно для нас. Все это индивидуально».

Александр Корнев, «Скания Лизинг»:

«Наша задача, как лизинговой компании, помочь ему минимизировать риски, связанные с поломкой, за счёт правильно составленного договора страхования. Например, если в лизинг берётся самосвал, работающий в карьере, то существует риск опрокидывания, у некоторых страховых компаний он называется риском просадки грунта.

Если этот риск не застрахован, то в случае опрокидывания самосвала страховщик может отказать в выплате, и тогда расходы лягут на владельца техники. Нам важно избегать таких ситуаций, поэтому мы помогаем клиентам и при выборе страховой компании, и при составлении договора. Также, если возникает необходимость, помогаем советами и содействуем в урегулировании страхового случая».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравился материал? Подпишитесь
на отраслевой дайджест и получайте подборку статей каждый месяц
.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: