John Deere Иркутск

Факторы роста и сдерживания на рынке спецтехники: что перевесит в 2019-м?

В 2018 году рынок спецтехники резко пошёл вверх — продажи за год выросли на 31%, хотя до докризисных цифр ещё далеко.

Ряд экспертов отмечает, что потребители вышли из «режима экономии» и стали покупать новую технику вместо бывшей в эксплуатации. Так ли это на самом деле? И что изменится в 2019 году?

Падение в 2014-2017 годах

В 2014-2017 гг. на рынке спецтехники наблюдалось падение спроса более чем на 70% и повышение цен в два раза. Среди основных причин — введение утилизационного сбора, падение курса рубля, череда экономических санкций, в том числе в отношении специализированной техники, технологий и запасных частей, которые очень больно ударили по этой импортозависимой отрасли.

Как следствие – существенное снижение доступа к дешёвым кредитам и инвестиционной активности. Так, по данным Росстата, доля затрат на приобретение машин, оборудования и транспортных средств в общем объёме инвестиций в основной капитал в 2017 году составила всего 28,3%, это на 4,2% меньше по сравнению с докризисным 2013 годом, на 15,5 % ниже, чем 12 лет назад.

Причём ситуация в субъектах разительно отличается. Так, в Дальневосточном федеральном округе финансирование сократилось на 10%, а в Северо-Кавказском увеличилось почти вдвое. Стабильно высокие показатели в Сибирском, Поволжском и Центральном ФО.

Начиная с 2014 года потребители в условиях жёсткой экономии были вынуждены либо поддерживать на ходу старую технику, либо покупать бывшую в эксплуатации (б/у). Однако уже к 2016 году б/у техника в хорошем состоянии стала дефицитной, главным образом, из-за введения утилизационного сбора.

Так, если в 2015 году доля подержанной техники составляла 21%, то к 2016 году она снизилась до 8%. В результате, на фоне вынужденного снижения инвестиционной активности во многих отраслях изношенность некоторых видов спецтехники достигла 70-80%, и, таким образом, сформировался отложенный спрос.

Инвестиционная активность по федеральным округам
Инвестиционная активность по федеральным округам

Стремительный рост в 2018 году

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2018 году объём продаж импортной спецтехники в России увеличился на 31%. Тем не менее, до показателей 2013 года ещё далеко.

Что касается отечественных производителей дорожно-строительной техники (ДСТ), то, по данным «Росспецмаш», продажи за год выросли на 31,5%, а объём производства за два года — на 52%. Больше всего было продано экскаваторов-погрузчиков (плюс 70%), экскаваторов (плюс 49%), дорожных катков (плюс 40%).

По мнению участников рынка, на ситуацию повлияли меры государственной поддержки производителей и стимулирования внутреннего спроса: льготное кредитование, частичная компенсация затрат на проведение НИОКР, субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на комплексные инвестпроекты.

Пожалуй, самое сильное позитивное влияние оказали субсидии на уплату утилизационного сбора российским предприятиям и льготный лизинг, благодаря которому в 2018 году было заключено в четыре раза больше лизинговых договоров, чем год назад.

«На наш взгляд говорить о том, что потребители переключились на новую спецтехнику, некорректно. На вторичном рынке всегда был и будет свой покупатель, для которого покупка б/у техники – единственный способ решить проблему изношенности парка при ограниченном финансировании или сформировать его с нуля.

Прежде всего, это малые и средние предприятия. Крупным компаниям чаще всего также выгоднее продать технику, чем сдавать её в аренду, поскольку арендодатели несут дополнительную нагрузку по техническому обслуживанию, кадровому обеспечению и т. д.», — комментирует руководитель оператора по продаже и покупке спецтехники Heavy Fair (ООО «Цеппелин Русланд») Андрей Ковалёв.

Прогноз на 2019 год

Эксперты в оценке прогноза на 2019 год достаточно осторожны. С одной стороны, в качестве стимула они называют отложенный спрос и большое количество запланированных инфраструктурных государственных проектов, которые потребуют качественной ДСТ.

Также обсуждается возможность увеличения размера субсидий на компенсацию затрат на лизинг в удалённых регионах с 15 до 20%. С другой стороны, многие участники рынка опасаются рисков изменения сценария государственной поддержки, а также введения новых санкций и ослабления рубля.

Неоднозначная ситуация сложилась в отношении импортных машин и оборудования. К примеру, в 2018 году на 15% была повышена ставка утилизационного сбора, но на компенсацию государства могут претендовать компании с определенным процентом локализации производства в России.

Кроме того, 19 февраля было подписано постановление Правительства РФ, согласно которому с 1 марта запрещается покупать в лизинг спецтехнику иностранного производства для нужд регионов и муниципалитетов в случае, если существуют отечественные аналоги.

Вместе с тем эксперты считают, что на сегодняшний день российская техника не может заместить импортную полностью, поскольку создание конкурентоспособной продукции требует времени. Также до конца не решены вопросы её сервисного обслуживания и покупки запасных частей.

Образцы современной спецтехники
Образцы современной спецтехники

Таким образом, вероятность роста стоимости техники и снижения объёма продаж остаётся. Андрей Ковалёв считает, что в сложившихся условиях у потребителей вторичного рынка могут быть три варианта ответной реакции: увеличение оборачиваемости импортной техники, переход на покупку вторичных российских машин и переход на покупку нового, но более дешевого оборудования.

«В данной ситуации мы наблюдаем политику протекционизма со стороны государства. Она поддерживает локальных производителей. Запрет на взятие в лизинг импортной спецтехники и повышение ставок утилизационного сбора приняты с целью увеличения спроса на продукцию российского производства.

При этом важно отметить, что пока что не вся отечественная техника способна конкурировать по функционалу и эффективности с импортной. Поэтому у некоторых категорий клиентов нет возможности перехода на покупку машин исключительно российского производства.

Реакцию рынка мы сможем проанализировать по результатам двух кварталов, после чего можно будет делать прогнозы на оставшееся полугодие», – говорит г-н Ковалёв.

По словам эксперта, при выборе б/у техники следует остерегаться покупки «с рук», поскольку на стихийном вторичном рынке нередки случаи мошенничества. Лучше обратиться к профессионалам, которые возьмут на себя диагностику оборудования, логистику, обеспечат юридическую чистоту сделки, подготовят документацию и т. д.

Это поможет избежать незаконных сделок, завышения цен, а также покупки некачественной техники. Кроме того, на профессиональном вторичном рынке существует возможность покупки в лизинг.

Что касается инвестиционных настроений среди предпринимателей, то, по данным последнего исследования Федеральной службы государственной статистики, свыше 70% руководителей компаний ожидают в 2019 году увеличения инвестиционной активности или сохранения её на прежнем уровне. Более половины респондентов рассчитывают на то, что экономическая ситуация в организации сохранится, 37% – предполагают её улучшение.

Основными сдерживающими факторами названы высокий уровень инфляции и неопределённость экономической ситуации в стране (62%), недостаток собственных финансовых средств (60%), инвестиционные риски (58%), высокий процент коммерческого кредита (54%) и параметры курсовой политики в стране (52%). 66% респондентов заявили, что главной целью инвестирования в основной капитал по-прежнему останется замена изношенной техники и оборудования.

А это означает, что с большой долей вероятности рост продаж специализированной техники продолжится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

аналитика | инвестиции | Россия | рынок | спецтехника | экономика
Поделиться:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравился материал?
Подпишитесь на Дайджест от “Грейдера” и получайте подборку лучших статей каждый месяц на свою почту!
subscription
Подпишитесь на Телеграм-канал Свернуть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: